Апокатастасис

***

Апоката́стасис Апоката́стасис (греч. ἀποκατάστασις – воз­вра­ще­ние в преж­нее состо­я­ние, вос­ста­нов­ле­ние) — 1) пре­об­ра­же­ние мира, име­ю­щее осу­ще­ствиться по Божьему пред­на­чер­та­нию при конце времён (Деян.3:19–21); 2) бла­го­дат­ное вос­ста­нов­ле­ние чело­века, совер­ша­е­мое в лоне Пра­во­слав­ной Церкви; 3) вос­ста­нов­ле­ние людей Боже­ствен­ным дей­ствием при все­об­щем Вос­кре­се­нии мерт­вых; 4) част­ное поня­тие, ука­зы­ва­ю­щее на все­общ­ность буду­щего духовно-нрав­ствен­ного вос­ста­нов­ле­ния людей (в том числе греш­ни­ков), исполь­зу­е­мое в рамках не при­ня­той Цер­ко­вью кон­цеп­ции о конеч­но­сти адовых мук.

Слово апо­ка­та­с­та­сис в зна­че­нии вос­ста­нов­ле­ния исполь­зо­ва­лось:

  • св. Иусти­ном Фило­со­фом: «Хри­стос пришел для вос­ста­нов­ле­ния воль­ных и рабов, даруя оди­на­ко­вое досто­ин­ство всем, кто соблю­дает Его запо­веди»;
  • св. Игна­тием Бого­носцем, поздрав­ля­ю­щим антио­хий­ских хри­стиан с тем, что у них «водво­рился мир, и вос­ста­но­ви­лось их малое тело» (Цер­ковь после гоне­ний);
  • св. Ири­неем Лион­ским, учив­шим, что «смерть, одолев чело­века, уда­лила от него жизнь и сде­лала мерт­вым, – тем более Жизнь (т. е. Хри­стос), овла­де­вая чело­ве­ком, изго­няет смерть и вос­ста­нав­ли­вает чело­века живым Богу»;
  • св. Фео­фи­лом Антио­хий­ским, учащим о вос­ста­нов­ле­нии живот­ных в «пер­во­на­чаль­ный образ кро­то­сти» после духов­ного вос­ста­нов­ле­ния чело­века;
  • св. Кли­мен­том Рим­ским, жела­ю­щим, чтобы Бог вос­ста­но­вил среди Корин­фян  един­ство и брат­скую любовь.

Отдель­ные поло­же­ния буду­щего учения об апо­ка­та­с­та­сисе встре­ча­ются уже у Кли­мента Алек­сан­дрий­ского. В част­но­сти, он допус­кал, что адские муки могут иметь очи­сти­тель­ное зна­че­ние для греш­ни­ков.

Ориген более детально развил пред­став­ле­ния о все­об­щем спа­се­нии. Эсха­то­ло­ги­че­ское учение Ори­гена дошло до нас в несколько изме­нен­ном виде, вслед­ствии исправ­ле­ний, вне­сен­ных в его про­из­ве­де­ние «О нача­лах» Руфи­ном. Тем не менее можно быть твёрдо уве­рен­ным в непра­во­слав­но­сти его эсха­то­ло­ги­че­ских взгля­дов, осуж­ден­ных Цер­ко­вью на 5‑м Все­лен­ском соборе. Ориген учил, что пре­бы­вая под дей­ствием адского огня все греш­ники очи­стятся; мера очи­ще­ния каж­дого будет соот­вет­ство­вать мере его гре­хов­но­сти; рано или поздно все разум­ные твари соеди­нятся с Твор­цом.

***

В чём состоит учение о конечности адовых мук?

Это учение стро­ится на ряде свое­об­разно истол­ко­ва­ных биб­лей­ских выра­же­ний, в част­но­сти на утвер­жде­нии, что Бог будет «все во всем» (1Кор.15:26–28), а также на пред­по­ло­же­нии, что в силу Своих без­гра­нич­ных совер­шенств, таких как мило­сер­дие, высо­чай­шая пре­муд­рость, любовь, Бог не попу­стит стра­дать греш­ни­кам вечно, но вос­ста­но­вит их посред­ством очи­сти­тель­ного адского пла­мени, после чего все они, без исклю­че­ния, соеди­нятся в любви с Богом и с сонмом святых.

При этом под­ра­зу­ме­ва­ется, что дли­тель­ность пре­бы­ва­ния каж­дого греш­ника в аду, после Дня Страш­ного Суда, будет зави­сеть от сте­пени его личной гре­хов­но­сти. Чем выше гре­хов­ность, тем про­дол­жи­тель­ней будет и его муче­ние (см. подроб­нее: Вечны ли адские муки?).

В свое время идею о все­об­щем вос­ста­нов­ле­нии греш­ни­ков выра­зил свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский. Впо­след­ствии она вызвала мно­же­ство наре­ка­ний со сто­роны отцов Церкви. До него похо­жую мысль отста­и­вал Ориген. Причем тот был уверен, что после опре­де­лён­ного вре­мени вос­ста­но­вятся даже и демоны, даже и сам изоб­ре­та­тель греха, сатана.

Оригенизм, как учение, был осуж­ден на V Все­лен­ском Соборе. Между тем, несмотря на это собор­ное опре­де­ле­ние учение о конеч­но­сти адовых мук имеет немало сто­рон­ни­ков и сего­дня. Помимо бого­слов­ской аргу­мен­та­ции после­до­ва­тели этой док­трины опи­ра­ются на авто­ри­тет свя­ти­теля Гри­го­рия Нис­ского, широко почи­та­е­мого в Церкви отца. Впро­чем, воз­можно, ими движет и то, на что обра­щал вни­ма­ние чита­те­лей ещё свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий, утвер­ждая, что это учение есть резуль­тат диа­воль­ских козней и под­дер­жи­ва­ется неко­то­рыми для того, чтобы успеш­ней отва­жи­ваться на грех.

О веч­но­сти адовых мук пре­ду­пре­ждал Сам Гос­подь Иисус Хри­стос (Мк.9:43), (Мф.22:13), (Мф.25:46). Впо­след­ствии это поло­же­ние нашло рас­кры­тие в трудах целого ряда выда­ю­щихся пас­ты­рей Церкви. Доста­точно ясно о нём гово­рится в «Чине ана­фе­мат­ство­ва­ний в Неделю Тор­же­ства Пра­во­сла­вия»: «Отвер­га­ю­щим бес­смер­тие души, кон­чину века, суд буду­щий и воз­да­я­ние вечное за доб­ро­де­тели на небе­сах, а за грехи осуж­де­ние, — ана­фема».

***

Сергей Худиев

Если исхо­дить из того, что жизнь после смерти – реальна, нам при­дется допу­стить реаль­ность ада. Это неиз­бежно – и давайте подроб­нее рас­смот­рим, почему.

Вот есть, напри­мер, злодеи из кри­ми­наль­ной хро­ники, кото­рые похи­щают, истя­зают и уби­вают женщин. Или детей. Ради удо­воль­ствия. Это совер­шенно реаль­ные случаи. В итоге (будем наде­яться) поли­ция их нахо­дит и изо­ли­рует от обще­ства до самой их смерти.

Должна ли бес­ко­неч­ная милость Божия пустить их в рай – чтобы они вели себя в раю сооб­разно своим пред­став­ле­ниям о желан­ном? Тогда это будет не рай. Должна ли милость Божия выста­вить их за дверь? Но тогда вы уже согла­си­тесь, что чтобы сохра­нить рай раем, из него кого-то неиз­бежно при­дется выста­вить – и это не вопрос нехватки мило­сти. Просто вы не можете иметь рай и нерас­ка­ян­ных зло­деев одно­вре­менно в одном месте.

Конечно, злодеи – пример край­ний. Но он о том, что откры­тый для всех и без тре­бо­ва­ний пока­я­ния рай тут же пре­вра­тится в ад. Можно уточ­нять, кто именно будет выстав­лен за дверь – «изгнан вон», как гово­рит Гос­подь Иисус, – но гово­рить «никто не будет», увы, нечестно. Кто-то будет изгнан вон, во тьму внеш­нюю – там будет плач и скре­жет зубов.

А если никто не будет изгнан – плач и скре­жет зубов будет внутри. Необ­хо­димо или «погу­бить губив­ших землю» (Откр.11:18), или они будут губить землю вечно.

Поэтому послед­ний суд, окон­ча­тель­ное раз­де­ле­ние неиз­бежно – в Небес­ный Иеру­са­лим «не войдет… ничто нечи­стое и никто пре­дан­ный мер­зо­сти и лжи, а только те, кото­рые напи­саны у Агнца в книге жизни» (Откр.21:27).

Если мы зада­димся – несо­мненно, акту­аль­ным – вопро­сом о том, какое коли­че­ство зла и греха может быть допу­щено в рай, чтобы он остался при этом раем, ответ оче­ви­ден и с точки зрения разума, и с точки зрения Писа­ния – ника­кое. Как же нам попасть в рай?

А вот до этого вопроса нам и стоит дойти – потому что сам раз­го­вор о спа­се­нии при­об­ре­тает смысл, когда мы осо­знаем реаль­ность (и, хотя бы отча­сти, серьез­ность) беды, от кото­рой нам над­ле­жит спа­стись.

Раз­го­воры о том, что бес­ко­неч­ная милость Божия никого не оста­вит за дверью, всегда будут при­ни­маться ауди­то­рией с одоб­ре­нием – но если мы поду­маем пять минут, это бы не озна­чало, что ада не будет. Это озна­чало бы, что не будет ничего, кроме ада.

Любовь и милость Божия сохра­няет Небес­ный Иеру­са­лим – тем, что не пус­кает в него зло. И когда мы ясно осо­знаем этот факт – кото­рый, скажу еще раз, и настой­чиво утвер­жда­ется Гос­по­дом в Еван­ге­лии, и оче­ви­ден с точки зрения разума – мы будем готовы гово­рить о спа­се­нии греш­ни­ков, в кото­ром и явля­ется милость Божия.

Бес­ко­неч­ная милость Божия про­сти­ра­ется настолько, что Бог ста­но­вится чело­ве­ком в лице Иисуса Христа, уми­рает за без­за­ко­ния без­за­кон­ных, чтобы при­об­ре­сти им про­ще­ние, про­щает вся­кого, кто рас­ка­и­ва­ется, пре­об­ра­жает тех, кто дове­рился Ему, бла­го­да­тью Свя­того Духа, иску­пает, очи­щает и вводит в рай греш­ни­ков.

Но для этого нужно, чтобы они рас­ка­я­лись, обра­ти­лись к Богу и при­няли это про­ще­ние и новую жизнь. Но для этого они должны согла­ситься.

А для этого хри­сти­ане не должны скры­вать истину – чтобы попасть в рай, нужно обра­титься к Богу в пока­я­нии и вере, воз­ло­жить свою надежду на Иисуса Христа, про­явить жела­ние испра­вить свою жизнь и искать в этом помощи Божией.

Поэтому любой любя­щий и мило­серд­ный чело­век (и Гос­подь Иисус, прежде всего) при­зы­вает греш­ни­ков к пока­я­нию.

Если нам, скажем, не хочется раз­дра­жать зло­деев, мы можем им ска­зать, что не беда, Бог слиш­ком добр, чтобы выста­вить за дверь кого бы то ни было. Но мы им скажем неправду. Они неиз­бежно ока­жутся за две­рями.

Греш­ник может войти в рай, только приняв про­ще­ние и глу­боко изме­нив­шись, – а для этого нужна не только милость Божия, но и капи­ту­ля­ция греш­ника перед этой мило­стью. Упор­ный, оже­сто­чен­ный и нерас­ка­ян­ный греш­ник в рай не войдет – иначе это уже не будет рай.

Еван­ге­лие – слово благое, слово уте­ши­тель­ное; но оно дости­гает нас (и других людей), когда мы при­знаем, что мы нуж­да­емся в спа­се­нии. Когда мы капи­ту­ли­руем, мы можем уте­шать себя и друг друга твер­дыми и несо­мнен­ными обе­то­ва­ни­ями спа­се­ния, кото­рые Писа­ние дает вся­кому веру­ю­щему во Христа. Когда мы упор­ствуем в нерас­ка­я­нии, лучшее, что могут для нас сде­лать те, кто нас любит, – это предо­сте­ре­гать нас об опас­но­сти.

Пра­во­сла­вие и мир

***

См. также: СПАСЕНИЕ, РАЙ, АД

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки