Библиотеке требуются волонтёры

протоиерей Димитрий Владыков

Второе пришествие Христово

Православная Христианская Церковь верует, что Господь Иисус Христос в первый раз приходил на землю, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф.20:28; ср. Ин.12:47; нас ради человек и нашего ради спасения – 3 чл. симв. веры), во второй раз явится для суда над миром: судить живых и мертвых (2Тим.4:1; ср. Мф.16:27; и паки грядущего со славою судити живым и мертвым – 7 член. Симв. веры), и таким образом признает только два чувственно видимых пришествия Христа.

В Священном Писании указываются следующие черты этого пришествия: «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф.24:30).

«Знамение Сына Человеческого, – объясняет блаженный Феофилакт, – есть крест, который, для обличения иудеев, явится на небе в сиянии, превосходящем солнечный свет. Ибо Господь придет на суд иудеев, имея крест, как бы некое великое оправдание для Себя, подобно тому, как пораженный камнем показывает камень. Знамением Господь называет крест, как победное и царское знамя. Тогда восплачутся все племена земли иудейской, оплакивая свое непослушание, восплачутся и все, кто по земному мудрствует, хотя бы то были и христиане».

«Когда все увидят на высоте явившийся сей царский Его скипетр, тогда каждый, – говорит святой Ефрем Сирин, – узнает, что вслед за ним явится Царь царствующих. В час тот каждый будет размышлять, как встретиться ему с Судиею... Тогда будет великий вопль; возопиют и скажут: се Жених грядет, се приближается Судия, се открывается Судия судей, се грядет Бог всяческих судить всю вселенную и воздать каждому по делам его».

Явится Иисус Христос в воспринятой Им и прославленной человеческой плоти: «сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян.1:11).

«Слова «придет таким же образом» означают, – объясняет святой Иоанн Златоуст, – то, что Он придет с телом, – так же, как это они желали услышать, и что опять придет на суд таким же образом – на облаке».

Вслед за Своим знамением (святым крестом) придет Господь в Божественной славе и величии, окруженный сонмами святых ангелов как Владыка неба и земли, следовательно, не в том смиренном образе, когда приходил в первый раз.

«Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою» (Мк.13:26, ср. Мк.8:38; Лк.9:26; Мф.16:27, 24:30, 25:31).

«И вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мк.14:62; Мф.26:64).

Сам Господь при возвещении, при гласе архангела и трубе Божией сойдет с неба (1Сол.4:16), т.е. сойдет среди раздающихся гласов и труб, сопровождаемый небесным воинством.

Для чего же будут трубы и глас? Для возбуждения, – отвечает святой Иоанн Златоуст, – для радости, для представления ужасных событий, для мучения тех, которые оставляются».

Иисус Христос в Своем величии и славе придет для того, чтобы произвести над миром окончательный суд: «придет Сын Человеческий во славе Отца Своего с ангелами своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф.16:27, 25:31–46). «Идет Господь со тьмами святых ангелов Своих сотворить суд над всеми» (Иуд.1:14–15; 2Сол.1:5–10; 2Тим.4:1).

Второе пришествие Господне будет при кончине века сего (Мф.13:40), посему день, в который оно последует, называется последним днем (Ин.6:39–40, 44–45), днем суда (Мф.10:15, 11:22–24, 12:36; Мк.6:11; 2Пет.2:9, 3:7; 1Ин.4:17), днем Господним (2Пет.3:10; 1Кор.1:8; 2Кор.1:14 и др.), днем Христовым (Флп.2:16; 2Сол.2:2).

Учение учителей древней Церкви

Святого Иустина, философа и мученика: «пророки предсказали два пришествия Христова: одно, уже бывшее, в виде человека неславного и страждущего, другое, когда Он, как возвещено, со славою придет с небес, окруженный ангельским Своим воинством, и когда воскресит тела всех бывших людей».

Святого Ипполита, епископа Римского: «Его (Господа) второе пришествие будет уже не таково, каким было первое. Тогда Он приходил как простой лишь Человек, теперь же придет как Судия всего мира. Тогда приходил спасти человека, теперь же придет для наказания всех грешных и нечестивых по отношению к нему».

Святого Кирилла, архиепископа Иерусалимского: «возвещаем и второе пришествие во многом преимуществующее пред первым. То было доказательством терпения, а сие носит на себе венец Божия Царства... В первое пришествие повит был пеленами в яслях; во второе одевается светом, как ризою (Пс.103:2). В первое претерпел крест, пренебрегши посрамление (Евр.12:2); во второе грядет «дориносимый» (сопровождаемый воинством ангелов), славимый воинством ангелов. Спаситель грядет не для того, чтобы снова быть осужденным, но чтобы судить осудивших... Тогда приходил Он убедительно уча людей по домостроительству; а во второе пришествие, если и не пожелают, покорятся Царству Его по необходимости... Павел означает два пришествия, когда пишет и говорит Титу: ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (Тит.2:11–13). Видишь, что он наименовал и первое, за которое благодарит, и второе, которого ожидает. Посему и в возвещаемом нами ныне исповедании веры так преподано веровать: и в восшедшего на небеса, и в сидящего одесную Отца, и в грядущего со славою судити живым и мертвым; Его же царствию не будет конца. Посему Господь наш Иисус Христос грядет с неба; приидет же со славою при конце мира сего в последний день».

Святого Иоанна Златоуста: «здесь (Тит.2:11–13) он указывает на два явления Христовых; и подлинно их два: первое благодатное, а второе – для воздаяния и правосудия».

Блаженного Феодорита: «Божественный апостол в послании к блаженному Титу (Тит.2:11–13) с первым пришествием Спасителя нашего сопоставил и второе... И сим показал, что и первое пришествие было ради второго. Ибо для того, говорит, явилась благодать Божия, чтобы, избавив нас от нечестия и беззакония и обучив всякой добродетели, приуготовить к радостному ожиданию второго пришествия... В послании к евреям упомянул о сем пришествии (Евр.10:37) ... сему учит и филиппийцев (Флп.3:20) ... а равно и фессалоникиян (1Сол.4:15–17). Нетрудно было бы привести и другие свидетельства, возвещающие о втором пришествии Спасителя нашего, но и приведенных достаточно к убеждению».

Воскресение мертвых

В последний день, в который совершится второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа, до начала всеобщего суда, действием всемогущества Божия последует воскресение тел умерших людей и изменение тел живых людей. Воскресение будет всеобщее и одновременное: «ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Ин.5:28–29), т.е. воскреснут в одно время все люди, как праведные, так и грешные.

«Здесь говорит о всеобщем воскресении, – замечает блаженный Феофилакт. – поелику выше сказал, что верующий не приходит на суд (Ин.5:24), то, дабы мы не подумали, что одной только веры достаточно для спасения, говорит, что делавшие зло воскреснут в воскресение осуждения, а творившие добро – в воскресение жизни».

Изображение Господом всеобщего суда, когда соберутся пред Ним все народы (Мф.25:32), т.е. весь род человеческий, и Он отделит овец от козлов, предполагает всеобщее воскресение, т.е. не одних праведников, а и грешников. Веру во всеобщее воскресение апостол Павел исповедал пред правителем Феликсом: «будет воскресение мертвых, праведных и неправедных» (Деян.24:15).

Воскресение умерших и изменение живых произойдет во мгновение ока: «вдруг, во мгновение ока при последней трубе, ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1Кор.15:52), т. е все, оставшиеся в живых до пришествия Христова, мгновенно облекутся в нетление, – все, а не одни только верующие.

Качества будущих воскресших тел

«Тела будут те же самые, – учит православная Церковь, – в которых люди жили в сем мире, как говорит Иов (Иов.19:25–27). Впрочем, это тело, о котором говорим, что оно будет тем же самым, по воскресении сделается нетленным и бессмертным, по сказанию Павла (1Кор.15:51–53). Еще и то надлежит знать, что всякая душа возвратится в свое тело и тогда вместе с ним получит совершенную и вечную награду по делам своим. Также и тела нечестивых пребудут бессмертны, поелику вечно будут мучиться».

Воскресшие тела по существу своему будут тожественными с настоящими телами, но по своим новым качествам совершенно отличными от них. Так Иисус Христос по Своем воскресении являлся, хотя в том самом теле, которое было распято на кресте, пригвождено и прободено (Ин.20:27; Лк.24:39), но только в теле прославленном, духовном.

Он учил (Ин.5:28–29), что по гласу Его воскреснут тела те самые, которые преданы земле. О качествах воскресших тел апостол говорит: сеется в тлении, – восстает в нетлении; сеется в уничижении, – восстает в славе; сеется в немощи, – восстает в силе; сеется тело душевное, – восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное... Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие (1Кор.15:42–53).

«Под сеянием же разумеет не зачатие наше в утробе, – объясняет блаженный Феофилакт, – но погребение в земле мертвых тел на тление, т.е. для того, чтобы истлеть. Хорошо также сказал: восстает (εγείρεται – воскресает), – а не всходит, чтобы ты не посчитал это делом земли. Сеется в уничижении, восстает в славе. Ибо что менее почтенно, чем мертвый? Но воскреснет в славе нетления, хотя и не все получат одну и ту же честь. Сеется в немощи, восстает в силе. Ибо не пройдет и пяти дней, как плоть не сможет противостоять тлению; но воскреснет в силе нетления, не подлежа уже никакому тлению, хотя для грешников нетление послужит к большему наказанию. Есть тело душевное, т.е то, которое мы ныне имеем в настоящей жизни. И есть тело духовное, т.е. то, которое будем иметь в будущем веке; по существу, то же самое, духовное, т.е. нетленное... Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие. Заметь, сии слова – против тех, кто говорит, что воскреснут тела не те же самые, но иные, ибо: тленному, говорит, сему и смертному сему. Не иному, а указательно: сему. Поэтому тело останется то же самое (ибо оно есть то, что облекается), но смертность и тленность уничтожатся, так как оно облечется в нетление и бессмертие. Между смертью и тлением есть разница: слово смерть употребляется только о существах одушевленных, а тление и о неодушевленных. У нас же есть нечто, подобное неодушевленному, как, например, волосы и ногти; но и эти предметы облекутся в нетление».

«Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его» (Флп.3:21).

«Слово «преобразит», – замечает блаженный Феодорит, – употребил апостол в означение не претворения образа, но избавления от тления. Сказал же, что тело наше сделается сообразным телу славы Его; не по количеству, но по качеству славы, потому что и оно будет световидно. И сотворит Господь это как имеющий неизреченную силу, легко прекращающую тление и смерть и прелагающую тела наши в бессмертие».

Учение святых отцов древней Церкви

Святого Иустина, философа и мученика: «воскресит (Христос) тела всех бывших людей, и тела достойных облечет в нетление, а тела нечестивых, способные вечно чувствовать, пошлет вместе со злыми демонами в вечный огонь».

Татиана апологета († 175 г.): «мы веруем, что по окончании всего будет воскресение тел не так, как учат стоики, по мнению которых после некоторых периодов времени одни и те же существа всегда являются и погибают без всякой пользы, но однажды по исполнении наших веков и единственно ради восстановления одних человеков для суда».

Святого Феофила, епископа Антиохийского († 181 г.): «когда брошено в землю зерно пшеницы или других семян, то прежде оно умирает и разлагается, потом же поднимается и встает колосом. И деревья не производят ли по велению Божию в определенные времена плоды, прежде скрытые и невидимые?.. Все это производит премудрость Божия для того, чтобы и посредством сего доказать, что Бог может совершить общее воскресение всех людей».

Афинагора, христианского философа († 2 в.): «надлежит, по апостолу, тленному сему и рассыпавшемуся облечься в нетление, дабы, когда умершие оживут через воскресение, и опять соединится разделившееся или совершенно разрушившееся, каждый получил должное за то, что он делал, живя в теле, доброе или злое» (2Кор.5:10).

Святого Иринея, епископа Лионского: «в конце, когда Господь воззовет последнею трубою, восстанут мертвые, как Он говорит: настанет час, в который все мертвые, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Человеческого и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения».

Святого Кирилла, архиепископа Иерусалимского: «всем людям должно будет воскреснуть, но не для всех одинаково будет воскресение. Все будем иметь вечные тела, но не все – подобные. Если кто праведен, получит тело небесное, в котором бы мог он, как надлежит, обращаться с ангелами; если же кто грешен, получит вечное тело, долженствующее терпеть мучение за грехи, дабы вечно гореть в огне и не разрушаться».

Святого Иоанна Златоуста: «смерть не тело губит, а истребляет тление, сущность же остается вовеки, чтобы воскреснуть в большей славе, – впрочем не у всех, потому что, хотя воскресение будет общим для всех, но воскресение во славе только для живших праведно».

Опровержение возражений

Сектанты говорят:

1) воскресение праведных и воскресение грешных людей произойдет не в одно время: как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец – Христос, потом – Христовы в пришествии Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу (1Кор.15:22–24). Апостол говорит о воскресении только верующих и не указывает на воскресение неверующих и, следовательно, различает два отдельных по времени воскресения мертвых. Под концом разумеет последний акт воскресения: воскресение грешников.

В словах апостола «каждый в своем порядке...» указываются два момента, связанные между собою не хронологически, а логически, как соединены между собою основание и следствие, где за Христом воскреснут Христовы, т.е. если Христос воскрес, то воскреснут и верующие в Него; воскресение Христа служит основанием или залогом воскресения принадлежащих Ему. Каждый в своем порядке (τάγματι). Τάγμα не означает временного порядка или последовательности, а это слово, взятое из образа воинских действий, имеет значение отряда, полка, известной группы (по слав. чина). Апостол упоминает только о группе (чине) верующих по той причине, что пишет верующим и потому первыми называет христиан, имеющих воскреснуть при втором пришествии Господнем; а другой чин – неверующие – вполне очевидно подразумевается. Апостол не отрицает одновременности воскресения с праведными грешников (ср. Деян.24:15). Под концом разумеется не конец воскресения, а кончина всего: кончина мира, кончина теперешнего его порядка. (ср. 1Пет.4:7; 2Пет.3:10–13). «Когда Он предаст Царство...», т.е. когда Иисус Христос окончит Свое искупительное служение, то предаст Царство благодати устроенным, ибо богоборная сила, враждебная Христу, будет Им упразднена; по окончании Царства благодати, начнется Царство славы.

«Чтобы ты, слыша слова «все оживут», – учит святой Иоанн Златоуст, – не подумал, что и грешники спасутся, он присовокупляет: каждый в своем порядке. Слыша о воскресении, не подумай, что все получат равное воздаяние; если наказание не все понесут равное, но весьма различное, то тем более между грешниками и праведниками будет великое различие... А затем конец. Когда умершие воскреснут, тогда всему будет конец, а не так, как теперь, по воскресении Христовом, когда дела остаются еще без окончательного воздаяния. Потому апостол и присовокупляет: в пришествии Его, чтобы ты знал, что он говорит о будущем времени... Что же значит «когда предаст Царство»? Из Писания известны два Царства Божии: одно – по усвоению, другое – по сотворению. По сотворению Он царствует над всеми, над язычниками, иудеями, демонами, врагами; а по усвоению царствует над верующими, добровольно подчиняющимися, послушными... Это-то Царство Он и предаст, т.е. устроит».

«О двух воскресениях и намека нет в Писании, – говорит епископ Феофан, – а слова «затем конец» означают, что за воскресением последует конец всему: суд, распределение оправданных и осужденных по своим местам, прекращение теперешнего порядка бытия вещей и начало нового, когда откроется новое небо и новая земля. Другую какую мысль соединять с сими словами и в ум не должно приходить... Чего же ради апостол не упомянул о них (грешниках) особо? На это ответим: так ему было угодно; упомянул он о Христовых, потому что говорил к тем, кои Христовы суть, и их надежды оживлял, а о не-Христовых промолчал, чтобы не омрачать светлой картины воскресения, давая уразуметь о них самим читающим из того, что впереди. Сказал: «во Христе все оживут» (1Кор.15:22), без различия. Но из-за того, что он о них не упомянул, разделять воскресение на два момента, прикрываясь кривотолкованием слова: а затем конец, совершенно несправедливо».

2) Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде, потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и там всегда с Господом будем (1Сол.4:16–17). Апостол говорит о воскресении верующих, чем указывает, что будет другое, отличное по времени, воскресение неверующих.

«Мертвые во Христе воскреснут прежде», в сравнении с христианами, оставшимися в живых, с которыми они вместе встретят Господа, а не в сравнении с воскресением грешников. У апостола здесь нет речи о различных по времени воскресениях.

«В повелении (в рус. перев. при возвещении), коим Бог, в Троице поклоняемый, – объясняет епископ Феофан, – изречет определение, что время кончилось, настал момент. Да воскреснут мертвые и все да явятся в обновленном виде. При гласе Архангела Божие повеление принято будет первым Архангелом, конечно, Михаилом, блюстителем народа Божия: прежде – Израиля, потом – христиан (Дан.9:21, 10:5, 13, 21, 12:1). Принятое повеление будет возвещено гласом Архангела прочим воинствам небесным, которые посредством труб Божиих разгласят повеление Божие во все концы земли... Божиею называется она как передающая Божие повеление и с силою Божиею действующая. Труба будет проводником силы Божией, всепроникающей и всеоживляющей; она разбудит умерших и соберет их вместе с живыми воедино. Труба и в Ветхом Завете была органом созывания народа Божия для выслушания воли Божией и исполнения ее (Лев.25:9; Чис.10:2, 31:6). «И мертвые во Христе воскреснут прежде...». Слово «прежде» не то значит, что прежде воскреснут умершие во Христе, т.е. верующие христиане, а потом и нехристиане, как если бы оставался между тем и другим воскресением какой промежуток времени, который иные расширяют даже на тысячу лет, на что никакого намека здесь нет. Апостол хочет сказать только, что прежде мертвые воскреснут, потом последует восхищение их вместе с живыми на облаках. О неверующих здесь не упоминается, потому что не их касалась речь; слово апостола к верующим было только о воскресении верующих Но этим не исключается общее всех воскресение».

«Если Господь намерен сойти, то для чего мы будем восхищены? Чести ради, – отвечает святой Иоанн Златоуст. – Ведь и тогда, когда царь въезжает в город, почетные граждане выходят к нему навстречу, а преступники внутри ожидают судию, и тогда, когда возвращается нежный отец, дети и те, кто заслуживает название детей, выезжают на колеснице, чтобы видеть и приветствовать его, а те из домочадцев, кто оскорбил его, остаются дома. Мы понесемся на колеснице Отца. Как Он подъял Самого Господа на облаках (Деян.1:9), так и мы восхищены будем на облаках. Видишь, какая честь! Какой страх, какой ужас обнимет тогда оставшихся на земле! «Одна берется, а другая оставляется» (Мф.24:41); и «один возьмется, а другой оставится» (Лк.17:36). Каково будет состояние душ их, когда увидят, что другие будут восхищены, а они будут оставлены!»

3) О воскресении одних праведных читай: «воздастся тебе в воскресение праведных» (Лк.14:14).

Из упоминания в приведенном тексте об одном воскресении праведных, – что требовалось ходом речи (блажен будешь, потому что воздастся тебе в воскресении праведных), – нет никаких оснований заключать о различии моментов или периодов воскресения умерших. Господь ясно сказал (Ин.5:28–29), что воскресение праведников и грешников произойдет одновременно.

4) О воскресении праведных упоминает апостол: «иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение» (Евр.11:35).

Апостол, свидетельствуя о праведниках, претерпевших мученическую кончину в надежде получить лучшее воскресение («воскресение жизни», а не воскресение осуждения» – Ин.5:29), не говорит, что оно по времени произойдет отдельно от воскресения грешников. Следовательно, апостол в приведенном месте упоминает о различии в состояниях воскресших, но не о различии моментов воскресения умерших.

5) О воскресении праведных – первом воскресении, отличном по времени от воскресения грешников, второго воскресения, – и о тысячелетнем Царстве Христовом с праведными в промежутке между воскресениями ясно говорится в Откр.20:1–7.

Откр.20:1–3: «И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время». Так как апостол ангелу (упоминаемому в стих 1–3 20 гл.) не придал никаких атрибутов славы и величия, с которыми описывал Господа Иисуса Христа (Откр.14:14, 19:11–16) или ангелов, исполнявших особые повеления Божии (Откр.10:1–2), то поэтому под ним должно разуметь обыкновенного ангела как вестника и исполнителя Божественной воли. В тексте ничего не говорится о борьбе явившегося ангела с диаволом и о победе над ним; диавол представляется уже обессиленным и ранее побежденным (ср. Кровию Агнца – Откр.12:10–11). Ангелу повелено было сковать, заключить в бездну (ср. 2Пет.2:4) и запечатать диавола на тысячу лет. Печать означает твердость охраны (ср. Мф.27:66; Дан.6:17) и указывает на то, что запечатанное ею не может быть вскрыто без воли и желания того, кто повелел наложить ее. Под связанием диавола и заключением его в бездну разумеется низложение князя мира (Ин.12:31) и лишение его прежней силы и власти над людьми крестною смертию Господа Иисуса Христа (ср. Кол.2:15; Евр.2:14; 1Ин.3:8). Связав сильного (Мф.12:29), Господь даровал Своим последователям средства для разрушения козней диавольских и победы над ними. Такими могучими средствами у христиан являются: твердая вера в Господа Иисуса Христа (1Пет.5:9; Еф.6:16), Его святейшее имя (Мк. 16:17), крестное знамение (ср. Кол.2:15), пост и молитва (Мф.17:21), слово Божие (Еф.6:17) и благодать Христова (2Кор.12:9), подаваемая Святым Духом в таинствах православной Церкви. Таким образом, диавол связан по отношению к верным чадам Христовой Церкви, которые при твердой вере и доброй жизни трезвятся и бодрствуют (1Пет.5:8); по отношению к другим он свободен, ибо, по слову апостола, действует ныне в сынах противления (Еф.2:2).

Тысяча лет, на кои связан сатана, обозначает не тысячу обыкновенных лет, а точно определенный Богом период времени. По примеру других мест Священного Писания (Втор.5:10; Иер.32:18; Пс.89:5; 2Пет.3:8) в Откр.20:3–7 число тысяча употреблено для обозначения многочисленности и полноты.

«Тысячу лет благоразумно понимать, – говорит святой Андрей Кесарийский, – не как таковое именно число лет, но, вообще, или многие годы, или число совершенное. Ибо может сие означать многие годы, дабы Евангелие проповедано было повсюду во всем мире и укоренились в нем семена благочестия. Итак, тысяча лет есть время от вочеловечения Господа до пришествия антихриста».

Тысяча лет, в продолжение которых ограничена деятельность диавола, не может обозначать времени от пришествия (второго) Христова, когда будто откроется тысячелетнее Царство Его, до появления антихриста, как говорят сектанты. Сам Господь Иисус Христос, предрекая о Своем втором пришествии как на его признак указывал на кончину мира (Мф.13:37–41, 24:27–31) и поставлял его в непосредственную связь, без всяких промежутков, со всеобщим судом (Мф.25:31–46), а апостол Павел соединял его (паки – пришествие Христа) с окончанием господства антихриста, имеющего быть истребленным явлением пришествия Христова (2Сол.2:8), и с общим воскресением (1Сол.4:16, ср. 1Кор.15:52). Тот же апостол говорит только о двух пришествиях Христа: Христос, однажды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение (Евр.9:28; ср. Тит.2:11–13).

«Он умер, говорит, подъяв грехи наши и принесши их Отцу, – объясняет блаженный Феофилакт, – чтобы изгладить их, ради чего Он и умер. Ибо Тому, Кто не знал греха, Отец вменил в грех, так как Он, Христос, усвоил Себе наше естество. Во второй раз явится, не нося на Себе уже более грехов и не имея нужды ради них во второй смерти, но придет, как Судия во спасение ожидающим Его, т.е. верующим в Него и ожидающим пришествия Его, очевидно, и живущим достойно спасения. Конечно, Он придет не только для спасения, но и для наказания неверующих и грешников, но апостол сказал только о радостном».

В Священном Писании изображаются только два Царства Христовы: настоящее Царство благодати, которое будет продолжаться до самой кончины мира и всеобщего суда (1Кор.15:23–26), и будущее вечное Царство славы (Лк.1:33; 2Пет.1:11; Откр.3:21), которое наступит непосредственно после всеобщего суда; и среднего между этими царствами не существует. Наконец, Господь обещал Своим верным последователям не земное царство, а Царство Небесное (Мф.5:3, 19, 6:20; Лк.12:33, 18:22), исполненное не земных, а небесных благ.

Стих 4 (гл.20 Откр.). «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет». Под сидящими на престолах нужно разуметь святых апостолов (ср. Мф.19:28) и тех святых, которые удостоены от Бога такой чести и славы.

«Престолы, говорит святой Иоанн Златоуст, – не означают седалища, так как Он один есть Сидящий и Судящий, но ими означается неизреченная слава и честь».

Суд сидящих на престолах состоит не в произнесении приговора, так как такой суд, и тем более последний, принадлежит одному Иисусу Христу (Ин.5:22; Мф.25:31), а в том, что они своею высоко добродетельною жизнью осудят нечестивых (ср. Прем.2:14–15; Мф. 12:41–42).

Кроме сидящих на престолах, святой Иоанн увидел в числе удостоенных прославления и души христиан, обезглавленных за свидетельство об Иисусе Христе, за проповедь христианской истины, не поклонившихся ни зверю, ни образу его и отказавшихся принять начертание на чело свое и на руку свою имени зверя или числа имени его (ср. Откр.13:14–16). Они ожили (έζησαν от ζάω – жить, существовать, не угасать; собств.: жили, были живыми), т.е. мученики были живы (душою) на небе пред очами тайнозрителя, а на земле они умерли (телом: были обезглавлены), как и Господь сказал: не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф.10:28). Апостол ничего не говорит о телах их и о соединении с ними душ, что предполагало бы происшедшее воскресение.

Святые праведники и мученики царствовали со Христом тысячу лет, т.е. пребывали с Ним, блаженствовали, но это блаженство не окончательное, не то, которое наследуют праведные после страшного суда, когда будет новое небо и новая земля, оно будет продолжаться тысячу лет, т.е. Богом назначенный определенный период времени.

В этом (4) стихе содержится утешение всем умирающим за свидетельство об Иисусе Христе, всем тем, которым придется пострадать в будущем от зверя-антихриста и его лжепророка, – все они не потеряют своей награды: души их будут живы и будут царствовать со Христом тысячу лет.

Стих 5 (гл.20 Откр.). «Прочие же из умерших не ожили, доколь не окончится тысяча лет. Это первое воскресение». Прочие из умерших, т.е. не вошедшие в состав поименованных в 4-м стихе, не удостоятся первого воскресения, вследствие своего греховного состояния. Души их, разлучившись с телом, пребывают вдали от престола Божия, вдали от Христа и блаженства, почему их апостол не видит ожившими (живыми) вблизи сидящих на престолах; они соответственно своему греховному состоянию испытывают не блаженство, но мучение и предчувствие вечного осуждения. Такое состояние праведников и грешников продолжится тысячу лет, т.е. до времени общего воскресения, когда все воскреснут в своих телах для окончательного приговора или о вечном блаженстве, или о вечных мучениях.

Под воскресением (стих 5) разумеется не воссоединение душ умерших людей с их телами, а предварительное блаженное состояние душ умерших праведников, переход их от земной жизни к жизни на небе, от гонений и страданий – к причастию Божественной славы. Хотя апостол и говорит: это воскресение первое, – но, очевидно, не в смысле более раннего, первого по порядку, за которым должно последовать такое же второе, а в смысле предварительного, особенного, так как оно предваряет и предуказывает на славную блаженную жизнь праведников с телами по их воскресении. То, что он не имеет в виду двух однородных событий воскресения, – это видно из того, что он умалчивает о втором воскресении. Воскресение в собственном смысле, как восстание умерших в их прежних измененных телах, будет только одно при последней трубе (1Кор.15:52; 1Сол.4:16; Ин.6:39–40); о нем тайнозритель говорит ниже, в стих 12–13 (Откр.20), и в своем Евангелии записал (Ин.5:28–29) учение Господа об общем и единственном воскресении всех умерших.

Под первым воскресением нельзя также разуметь обращение человека ко Христу (ср. Кол.3:1), нравственное обновление, переход от греховной жизни к добродетельной (ср. Еф.5:14). Это обращение происходит во время земной жизни, а святой Иоанн видит на небе души праведных, течение совершивших, подвигом добрым подвизавшихся на земле (2Тим.4:7) и засвидетельствовавших свою веру во Христа мученическою кончиною.

Стих 6 (гл.20 Откр). «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет». Праведников, удостоившихся состояния предварительного прославления и блаженства (первого воскресения), апостол называет блаженными и святыми. Они, хотя и подверглись телесной смерти, общему человеческому уделу (Евр.9:27), смерти первой, избежат смерти второй, т.е. вечных мучений (Откр.2:11, 20:14). После телесной смерти праведники, вследствие своей святости и чистоты, становятся священниками Бога и Христа, т.е. лицами весьма близкими к Богу, возносят к Нему, подобно священникам, молитвы своих земных собратий, ходатайствуют за них и будут царствовать со Христом тысячу лет, т.е. до всеобщего воскресения, после которого вместе с воскресшими телами сподобятся жизни вечной.

Из всего сказанного нами открывается, что ссылка сектантов на Откр.20:1–7 в оправдание своего лжеучения о тысячелетнем земном Царстве Христовом и о двух различных по времени воскресениях не имеет никакого смысла.


Источник: Православная Церковь и сектанты, Оттава, 1981. Автор: протопресвитер Владыков Дмитрий Иванович (1863 - 1955)

Комментарии для сайта Cackle