протоиерей Димитрий Владыков

Кончина мира

В день Господень, когда воскреснут мертвые, последует кончина мира (века –Мф.13:39, 24:3, 28:20), т.е. не уничтожение мира, а только обновление его. Преобразованные небо и земля явятся в новом, лучшем, совершеннейшем виде, соответствующем прославленному состоянию его обитателей, свободных от рабства тления (ср. Рим.8:21).

По учению Господа, непосредственно пред кончиною мира произойдут на небе и земле грозные и разрушительные перевороты, подготовляющие мир к новому образу его существования: и вдруг после скорби дней тех солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются (Мф.24:29; Мк.13:25,26).

«О какой скорби дней говорит Он? О скорби дней антихриста, – отвечает св.Иоанн Златоуст, – и лжепророков. Подлинно, великая тогда будет скорбь, когда столь много будет обольстителей. Впрочем, она недолго продолжится. Если и иудейская война ради избранных была сокращена, то тем более сократится это искушение ради них же. Поэтому-то Христос не сказал: после скорби, – но: (абие) по скорби дней тех солнце померкнет, – потому что все это случится почти одновременно».

В дни (в те дни – Мк.13:24) скорби для верующих от гонений антихриста вдруг произойдут в видимом мире необычайные явления: в те дни солнце померкнет и луна не даст света своего. Здесь разумеются не обыкновенные солнечные и лунные затмения, которые никогда не бывают одновременно, а особенное чрезвычайное состояние небесных светил, переставших (навсегда) посылать свои лучи на землю. И звезды спадут с неба. Звезды в собственном смысле, а не те звезды, которые называются метеорами. Не они спадут с неба, так как это явление обычное и каждую ночь наблюдаемое, а вся совокупность звезд, целые громадные миры их спадут, т.е. отрешатся от той тверди небесной, к которой они, по библейскому и общежитейскому воззрению, прикреплены, и, падая, исчезнут из взора в мировом пространстве. И силы небесные поколеблются, т.е. поколеблются основные силы, поддерживающие естественное течение и состояние небесных тел; поколеблются устои неба (Иов.38:33; Иер.31:35–36), действовавшие до сих пор однообразно устойчиво, выйдут из прежнего состояния и придут в состояние необычайно беспорядочное. Потрясение небесных сил будет основанием и причиною необычайных явлений и на земле: будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле – уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются (Лк.21:25–26).

Настолько будут необычайны перевороты на небе, шум и волнение моря, что люди, обладающие многовековым опытом, придут в недоумение пред этими явлениями, их постигнет туга душевная и смертельный ужас, увеличивающийся от ожидания бедствий, грядущих на вселенную. Эта агония неба и земли с ясностью покажет им, что приблизился конец всего и время суда и мздовоздаяния для человечества. Тревожное предчувствие не обманет людей, «и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою» (Лк.21:27).

Апостол Петр в следующих чертах изображает последний и окончательный переворот мира: «нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков... Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса со шумом прейдут, стихии же, разорившись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят... воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают. Впрочем, мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2Пет.3:7, 10, 12–13), т.е. хотя нынешние небо и земля от действия огня разрушатся, но не уничтожатся, а из них и вместо них явятся новое небо и новая земля (ср. Откр.20:11, 21:1), приспособленные для жительства правды.

«То, что будет разрушение настоящего мира, – замечает блаженный Феофилакт, – посредством огня, эта мысль не одних только христиан, но и языческих мудрецов... Мир не уничтожится совершенно, но разрушится, чтобы обновиться, почему и пророк говорит: и Ты обновишь лицо земли... С шумом, значит, с треском, а такой треск обыкновенно бывает, когда что-нибудь горит. Примечай, Апостол сказал: земля и дела на ней сгорят, а не люди... Господь устроит новое небо и новую землю, новые не по сущности и веществу, ибо если кто строит новый дом, то это не значит уже, что он строит его и из вещества, не существовавшего прежде. Нет, Бог однажды создал вещество и образовал оное во всевозможные виды и составы, и что было необходимо для здешней лишь жизни, а для тамошней нетленной – бесполезно и излишне, то Он отменит, а что полезно, тому даст новый образ с красотой нетленною и неувядающею, и дозволит наполнять другой и нетленный мир».

О будущем обновлении мира учил и апостол Павел (Рим.8:19–23; 1Кор.7:31; Евр.12:26–27).


Источник: Православная Церковь и сектанты, Оттава, 1981. Автор: протопресвитер Владыков Дмитрий Иванович (1863 - 1955)

Комментарии для сайта Cackle