Источник

РОСА УЗОРЕШИТЕЛЬСТВА

Разрешила еси союз человеческий древняго осуждения, тем молю Тя Богородительнице, разреши всяк союз злобный сердца моего, связавши мя, Пресвятая, Божественною любовию Зиждителя (Октоих, глас 2-й, на повечерии, песнь 8)

Чудо 8

Близ Чернигова есть селение, называемое Холявин. Из этого селения бесноватый человек, по имени Ермола, был приведен к чудотворной иконе Пресвятой Богородицы в Ильинский монастырь, где, в день Святого Духа, после литургии, он, по причине бывшей в нем очень большой силы бесовской привязанный на паперти церковной, – разрешен был силой Богородичной от связывания и опутывания бесовского.

Беседа

Кто-либо, в узах находящийся, хочешь разрешиться и свободным стать? Внемли: Мария разрешает узы, Она дает свободу.

Привязал некогда Олоферн Ахиора к дереву с руками и ногами, и кто его отрешил? – Град Вефулия. Сыновья Израилевы, выйдя из Вефулии, пришли к нему и, развязав его, привели в Вефулию (Иудифь. 6). Вефулия – это образ Богородицы. Как град тот не был одолен врагами, так Богородицу не одолевают хулящие Ее. И как из Вефулии женская рука усекла главу Олоферна, так Богородица обезглавила князя тьмы. И как жители Вефулии Ахиора от древа отрешают, так молитвы Богородичные освобождают всякого, связанного адским Олоферном.

Благо тебе, Ахиор, хоть и связан ты был, однако – близ Вефулии, прообразующей Матерь Иисусову: одной лишь тенью Ее принял ты отрешение. Благо и нам, приближающимся к Самой Богородице: Ею чаем избавиться от уз наших.

Не одного из нас враг наш невидимый вяжет: то недугом каким, то страстями. Вяжет недугом, как того Ермолая; и в Евангелии читается о некоей жене, связанной сатаной немало лет: «Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих?» (Лк. 13, 16).

Вяжет нас враг страстями, распростерши на весь мир свои сети, от земли даже до неба, как видел то святой Антоний, и теми ловит нас, как птицу. Святой Амвросий говорит: «Как птица, так и душа наша различным образом ловится: петля нам в золоте, сеть – в серебре, цепи – в имениях, узы – в любодеянии. Когда золото собираем – улавливаемся, когда серебра ищем – улавливаемся, когда имения наследуем – сковываемся, когда кого красота женская прельщает – и того узами связывает». Потому плачет Иеремия: «Всячески усиливались уловить меня, как птичку, враги мои, без всякой причины» (Плач. 3, 52).

В таковых узах что сотворим? Возопием к Богородице, Ею, как Ахиор Вефулиею, будем освобождены. Вефулия переводится как Дева. А какая дева так сильна разрешать узы, как Дева Мария? Она имеет власть вязать и решить. Но кого Она вяжет? Кого решит? Вязала Сына Божия на земле пеленами, вяжет и на небе молитвами, чтобы, как связан был на земле, так связан был и на небе. И так Его на небесах молитвами вяжет, что и руки Ему не поднять, чтобы ударить карой грешника.

И если бы Она Его не связывала материнскими мольбами, уже в ад вселилась бы душа наша. «Аще бо не бы Ты предстояла молящися за ны, кто бы нас избавил от толиких бед? Кто бы нас сохранил доныне свободны?» (Тропарь канона).

Кого же Та Узорешительница разрешает? Нас, связанных грехами. Так к Ней и молимся: «Разреши мглу прегрешений моих, Богоневесто» (Тропарь канона, песнь 5), ибо, будучи Матерью свободы, не терпит видеть связанным род человеческий.

Связаны мы были клятвой первородной, которую навела праматерь Ева, – ее разрешила Дева Богородица: «Радуйся, Еюже клятва исчезнет. Радуйся, падшаго Адама воззвание» (Акафист, икос 1).

Связаны были неплодием родители Ее, Иоаким и Анна, – и эти узы Она разрешила: «Днесь безчадия узы разрешаются, Иоакима и Анны услыша Бог, паче надежды родити тем яве обещавает Богоотроковицу» (Тропарь, Декабря 9).

И мы, как смоковница неплодная, не рождаем плодов добродетели, ибо связаны узами грехолюбия. Взыщем же прилежно от Узорешительницы разрешения, получив Ее молитвами освобождение, принесем духовный плод: «Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22–23).

О, Мысленная Вефулия! Разреши меня, связанного пленицами грехов, да достойные сотворю плоды покаяния.

Нравоучение

Не только своими хитросплетенными веревками, но и нашими собственными враг нас связывает. Когда мы, возлюбив какую страсть, сами ее держимся, о ней любезно помышляя и ту мысль в сердце сладостно удерживая, не только желая исполнить делом, но и выискивая на то благополучного времени и сами себе подавая повод ко греху. Потому говорит приточник: «Узами грехов своих каждый содержится» (Притч. 5, 22).

Некий юноша просил старца молиться о нем, дабы облегчились его страсти, ибо «зело (сильно) меня, – говорил, – мучают, не могу терпеть». Молился святой немалое время, с постом и бдением. Вновь приходит юноша, говоря, что нимало не имеет послабления от навета вражьего.

Удивился преподобный: как же не имеют успеха молитвы его? И приложил пост к посту, бдение к бдению, труды к трудам, моля Господа, дабы отогнал искусителя. Тогда явился ему бес и говорит: «Что труждаешься, старец, о том юном? Я, когда ты начал о нем молиться, отступил от него, но он сам себе бес: ест и пьет без времени, и спит довольно, упокоевая свое тело, живя в праздности и любезно принимая скверные мысли, удерживая их и в них услаждаясь, – и это в нем возбуждает страсти, зачинает беззаконие и рождает грех».

Смотри, как отец лжи говорит истину. Правда ведь, от нас самих, от нашего произволения часто делаются беззакония, по сказанному: «О том, что они делают тайно, стыдно и говорить» (Еф. 5, 12). Сами мы вольною волею многажды бываем виновны в нашей погибели.

Возненавидим же грехи наши, отсечем страсти наши, не станем принимать скверных мыслей, не будем удерживать их в сердце нашем. В пище и питии будем воздержаны, во сне бодры, в деле неленивы – так разрешим пленицы грехов наших, «расторгнем узы их и свергнем с себя иго их" (Пс. 2, 3).

И внемлем апостолу, советующему: «Да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Грех не должен над вами господствовать. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые» (Рим. 6, 12–14, 19).

Прилог

Аще и связан был, но непобедися Воин Христов, от жены скверной невредися.

Святой Иероним, записывая житие преподобного Павла Фивейского, вначале вспоминает некоего египетского юношу, – его в Прологе называют Философом, а Дрикселий именует Никитой. Он в царство Декия за Христа страдал.

Не мог его лестными словами от Христа отвратить мучитель и задумал хитростью растлить его девство. В прекрасном вертограде (саде), посреди цветов благоуханных и источников звенящих, посреди деревьев, шумящих тихим ветром, и поющих птиц, повелел он уготовить одр, порфирой и виссоном устланный. На нем святого юношу положили лицом к небу, привязав руки и ноги мягкими шелковыми платами, так что не мог он двинуться. Сотворив это, все ушли, оставив лежащего.

Тогда пришла из сада жена юная с пресветлым лицом. Увидев ее, юноша смежил очи, она же начала благими словами прельщать его, склоняя к любодеянию. Не получая ответа, дерзнула она лобызать его, искушая осязанием вызывать в юном теле огонь похотный. Не зная, что сотворить, ибо не мог ни от себя ее отринуть, ни лица от скверного лобзания отвратить, ни ушей от неподобных ее слов заградить, ни даже увернуться от рук ее, как некогда целомудренный Иосиф в Египте от Пентефрии, – смотри, что творит мужественный страдалец: крепко стиснув зубами свой язык, он отсекает его и выплевывает в лицо блуднице. Сильная боль и излияние крови угасили его пламень, женщина же, увидав невиданное и даже неслыханное когда-либо, убежала в ужасе. И поняв, что ничем не может одолеть неодолимого воина Христова, мучитель отсек главу его мечом...

О, сколь непостижимый образ хранения чистоты и целомудрия!


Источник: Руно Орошенное : Беседы и поучения, сост. свт. Димитрием Ростовским в похвалу Пресвятой Богородицы, явившей в XVII веке в Чернигове чудеса исцелений при образе Своем Ильинском, окропленном Божественной росою. - СПб. : Миръ : Шпиль, 2003. - 231 с., [1] л. портр. : ил.

Комментарии для сайта Cackle