Источник

Учение

Для блаженной и евангельской жизни потребно всем нам, благословенные христиане, учение, которым бы мы могли спастись в сем житейском море от всяких злоключений и получить первоначальный вид нашего здания, который мы утратили после изгнания из прекрасного рая, когда попали во власть всеядной смерти за наши грехи. И святой апостол Павел учит нас этому, говоря святому апостолу Тимофею: «Вникай в себя и в учение; занимайся этим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим. 4:16). А где нет учения, говорит Писание, там нет и добра. О чем же должно быть это учение? О том, чтобы разуметь и знать Господа Бога, Творца всего видимого и невидимого здания, и благодарить Его за все строение мира этого. Кому его надлежит иметь? Всякой душе разумно-словесной, то есть человеку. Когда? Каждый день и час каждым вздохновением молить и славить Бога. Где надлежит исполнять его? На всяком месте, сидя и находясь в пути, и лежа, мы должны премного помнить о Боге. Почему это надобно? Потому что Он сотворил нас, а мы люди Его и овцы паствы Его (см. Пс. 94:7). Каким образом мы должны исполнять это учение? С благоразумием и любовью, а не в безумстве и грехопадениях. Со страхом Господним, ибо Бог «страшен для царей земных» (Пс. 75:13) и «мы Им живем, и движемся, и существуем» (Деян. 17:28). И все мы, живем ли мы в добре, или во зле, встанем пред Ним на Суде, согласно учению апостола Павла: «Всем нам должно явиться перед Судом Христовым »(2Кор. 5:10). Каждый желающий научиться какому-либо ремеслу или науке всячески старается найти себе хорошего и искусного учителя. Сколь же более нам, о люди Божии, подобает искать спасение, чтобы, избегнув грехов, пожить праведно, в ожидании наследия вечного и всерадостного пребывания на небесах! Но мы, бедные, нерадивые, забываем о себе, не ищем учителя, не поступаем благонравно, не боимся Господа Бога нашего, но неразумно уклоняемся ко грехам, лишили свой душевный образ видения Божия и подверглись тлению, прилепляемся к суетным вещам и делам (2).

Как и самое малое дитя не требует внешнего учения, чтобы телесными очами узреть свет (если не недужно зрением), так не требуется внешнего учения, дабы достигнуть духовной премудрости и соединения разумом с Господом, но только очищения и просветления ума. Ибо многие, бывшие не только неискусными во внешнем учении, но и совершенно препростыми, духовной премудрости научились умным деланием и хранением Господних заповедей, и были причастниками великих даров, как Антоний, Пахомий, Павел Препростой и многие другие (3).

Внешний человеческий разум мира сего требует внешнего человеческого учения, а духовный, внутренний, – не человеческого, но Божественного учения от Самого Господа пусть ищет. Иное учение человеческое, иное же Божие; как человек человеческому учению от людей учится, так и Божественному от Бога подобает учиться. Не учившийся от людей человеческому учению не может, как подобает, разуметь человеческого, так и не учившийся от Бога не может разуметь Божия. Через делание же умное и через молитву и слезное умиление душа учится Божественному разуму. Однако научившийся от Бога Божественному может и без человеческого учения разуметь все человеческое, а не научившийся от Бога Божественному нисколько не может разуметь Божественного, но только плотское, человеческое. Дух Святой – это источник всякой премудрости и разума. Получивший Его может разуметь и познавать все внутреннее и внешнее (3).


Источник: Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского / [ред.-сост. Т.Н. Терещенко]. - Москва : ДАРЪ, 2008. - 601, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle