святитель Тихон Задонский

Ж

Вопр. Чего христианину желать себе и искать должно?

Отв. Видишь, говорит святитель Тихон, что люди многого желают в мире, и многого желаемого ищут. Ты же, христианине, желай и ищи своего, что тебе прилично и нужно. Желают люди счастие и благополучие в мире иметь: ты желай и тщись истинное благополучие в сердце стяжать. Се есть христианское желание! Желают люди освободиться от работы и быть свободными: ты желай избавиться от работы греховныя и быть свободным от страстей. Се есть христианское желание! Се есть истинная свобода (Ин. 8:34, 35)! Желают люди победить людей; ты желай победить самого себя. Се есть христианское желание! Се есть православная победа! Желают люди господами быть и другими повелевать и властительствовать: ты желай и тщись над плотию своею, над ее страстьми и похотьми царствовать. Се есть желание христианское! Истинный властитель тот, кто собою и страстьми своими владеет. Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми... (Гал. 5:24). Вот – истинные господа, владетели и цари! Желают люди здравое тело иметь: ты желай и тщись, чтобы исцелилась и здрава была душа твоя. Се есть желание христианское! Се есть желание здравое! Желают иные сладкого и дорогого вина: ты желай слез и плача душевного. Се есть желание христианское! Се есть сладкое вино святых!.. Желают люди между людьми иметь защитников и помощников: ты желай и тщись Бога помощника и защитника себе иметь. Се есть желание христианское! Се есть помощник и заступник верный! Боже в помощь мою вонми (Пс. 69:2)... Желают люди долго жить: ты желай блаженно умереть... Кто чего желает, ищет. Желай и ты, душа моя, и ищи добра твоего, здравия твоего, богатства твоего, покоя и мира твоего. Господи! пред Тобою все желание мое, и воздыхание мое от Тебе не утаися (Пс. 37:10.

Вопр. Сколько принадлежностей имели Ветхозаветные жертвы?

Отв. Четыре, и они составляли четыре части священнодействия: 1) избрание жертвы и принятие ее священниками; 2) приношение ее к Богу; 3) заклание ее; и 4) сожжение ее и ядение, или причащение ей. Столько же и Новозаветная Жертва, бескровная (на божественной литургии приносимая) имеет принадлежностей.

1) Жертва должна избрана и принята быть от жрецов, не по собственному их произволению, но по узаконению Бога, Который им повелел, что принимать на жертву, и чего не принимать (Лев. 1). Священники Нового Завета, во время проскомидии, принимают хлеб и вино в предложение. Они приемлют их по избранию превечного Бога Отца, Который возлюбленного Своего Сына поставил Себе Священником, по чину Мелхиседекову, имевшему священство в приношении хлеба и вина.

2) Жертва приносилась Богу от священников закона, и чрез то пременяема была из прежнего ее состояния простаго во святое. Дары Бога Святая Святых суть, говорил Бог сам к Моисею (Лев. 22:22, 6:17). Служители Завета благодати в священнодействии бескровныя жертвы приносят хлеб и вино, которые призыванием и действием Св. Духа освящаются и прелагаются в самое Тело и Кровь Сына Божия, Святых Святейшаго.

3) Жертва из животных от жрецов была закаляема и жизни лишаема; а тем самым пременяла она прежнее состояние во всем виде. В Евхаристии хлеб и вино, претворенные Духом Святым в самое Тело и Кровь Христову, приведены бывают в состояние крайняго истощания и самой смерти: ибо не имеют ни действий естественной жизни, ни вида человеческой плоти, и предлежат без гласа и без дыхания.

4) Сожжение или истребление ветхозаветной жертвы, и ядение ее, или причащение ей – было нужно. Когда приносилось всесожжение; то оно все было сожигаемо на жертвеннике огнем священным; но в других жертвоприношениях некоторые части сожигались в воню благоухания Господу; прочие раздавались в употребление жрецам и в снедь тем, которые приносили их. Здесь в Новом Завете – жертва вся приносится Богу в воню благоухания, и она же вся подается в снедь верным целою, без разделения: раздробляемый, но неразделяемый. И хотя снедается всеми, но без оскудения: всегда ядомый, и никогдаже иждиваемыий (см. Изъяс. Лит. Дмитревского §14).

Как Божественная Евхаристия – одна имеет в себе все принадлежности жертв древнего завета: так она имеет в себе и все виды их.

Вопр. Как сие?

Отв. Так: закон имел, говорит св. Златоуст, многие жертв виды в Ветхом Завете: иную о грехах; иную – всесожжением нарицаемую, иную – хваления глаголемую, иную – спасения, и другие многие и различные. Но пришедшая новая благодать Единою жертвою все оныя объемлет, и одну истинную жертву поставляет: 1) она есть всесожжение. Во всесожжениях древних огнь вещественный истреблял все то, что возлагаемо было на алтарь всесожжений. В Евхаристии таинственный огнь Духа Божия, нашедши невидимым образом на предлежащие виды хлеба и вина, мгновенно претворяет их в самое Тело и Кровь Христа, Который приносит их тогда Богу Отцу в жертву. 2) Она есть жертвоприношение, умилостивляющее Бога о грехах наших. Кровь Иисуса Христа Сына Божия, священнодействуемая на алтарях наших, очищает нас от всякаго греха. 3) Она есть возношение благодарения. Ибо, во время совершения ее, сообразно священнодействию самого Иисуса Христа, изъявляем нашу пред Богом благодарность, исчисляя полученные от Него благодеяния, и представляя Ему, в нашу признательность, священнодействуемого на жертвеннике, Его единородного Сына. 4) И она содержит в себе в высочайшей степени все приношения мирных жертв. Ибо имеет в себе истинную мира жертву – Иисуса Христа Сына Божия, примирившаго кровию креста Своего с небесными земная; чрез Которого мы и просим и получаем вся благая от превечного Его Отца. Елика аще просите от Отца во имя Мое, даст вам, уверяет Он сам... Таким-то образом божественное священнодействие Евхаристии заключает в себе все части, все принадлежности, все виды древних жертв, будучи притом бесконечно выше и совершеннее всех их (Изъясн. Литург. Дмитр.).

Милосердому и долготерпеливому творцу нашему Богу угодны и благоприятны следующие духовные жертвы христианина: 1) Чистота: Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеется. Всяк бо чистый во Христе пребывает, и Христос – в нем. Бл. Феофилакт в толковании своем на евангелия говорит: «пред Богом едини чистии священствуют; от нечистых же отвращает Бог лице Свое». 2) Любити и творити правду во всем. Богодухновенный пророк глаголет: любяй неправду, ненавидит свою душу, а неправда есть всякий грех, паче же – смертный. 3) Пост: не токмо поздно ясти, но и мало, не пресыщатися, ни сладких брашен ясти, но единою – днем. Аще удержиши чрево, вселишися в рай. Как птице без крыл летать невозможно, так и человеку без поста и молитвы невозможно спастися. Воздерживайся убо от многия пищи и от многословия неполезного, и от всякия неправды, и от хмельного пития. 4) Молитва к Богу прилежная и неленостная, без мыслей суетных. 5) Милость, милостыня, доброхотное подаяние. Аще убог еси, то мало подай, и не буди скуп. 6) Любовь: не токмо братию любити, но и врагов, и ненавидящих и досаждающих любити, и зла им не творити. 7) Терпеть благодарно досады и поругания, обиды и поношения. 8) Любить смирение, отнюдь не гордиться. 9) Иметь молчание, отнюдь неполезная не глаголати ни с кем; паче же – во святей церкви, где приносится безкровная видимая жертва, стоять кротко, ничего ни с кем не проглаголати, кроме нужного. 10) На дело Божие нелениву быть, но подвизаться бодренно и охотно. 11) Не быть яростну, дерзостну и гневливу, не помнить зла и не воздавать зла за зло. 12) Незавидети ни в чем никому, не клеветати ни на кого, и не лгать ни в чем, не осуждать во гресех кого, аще и своима очима видиши. 13) И отнюдь никогда не смеятися. 14) Непрестанно иметь во уме своем молитву Иисусову, ( 6 ) и помышлять смертный час, на всяк день и час опасно жити, и заповеди Божии хранити, и готову быть, како на страшном суде стать, и о всяких гресех ответ Богу дать. Ибо глаголет Господь: в чем тя застану, в том и сужду тя. И 15) покаяние истинное о гресех всегда к Богу и отцу духовному со всяким усердием, и жалением и умилением творити, и более не грешити, и грехи свои слезами омывати.

Всемилосердому Господу Богу, творцу нашему, угодны и благоприятны еще и сии духовныя жертвы христианина. 1) От сна воставшу ти, первая мысль буди тебе о Бозе, первое слово и молитва к Богу, создателю твоему и создателю живота твоего, могущему тя мертвити и живити, поразити и исцелити, спасти и погубити. 2) Поклонися и воздажь благодарение Богу, воздвигшему тя от сна, и не погубившему тя со беззакониями твоими, но долготерпеливно ожидающему твоего обращения. 3) Положи начало к лучшему: ибо путь к небеси никто же добре совершает, разве – тот, кто на всякий день добре начинает. 4) С утра в молитве буди серафим, в делех – херувим, в обхождении – ангел. 5) Времени отнюдь вотще не изнуряй, кроме нужных управлений. 6) Во всех делах, и словесах и в помышлениях ум имей в Бозе, не написуй в уме что иное, кроме Христа. 7) К любви Божией возбуждай себя всячески, елико можеши. 8) Его же изволяеши непрестанно любити Бога, на Того присутствие всегда внутренними очима да взираеши. Посему вся честно, смиренно и с сыновнею боязнию твори, глаголи и помышляй. 9) Кротость с похвалою, и смирение с честностию купно имей. 10) Слово тихо, смиренно, честно, полезно буди; молчаливость да рассуждает словеса, яже имаши глаголати; а праздное и гнилое слово отнюдь да не исходит из уст. 11) Смех, аще случится, до осклабления токмо буди, и то не часто. 12) Ярости и запальчивости и свара (т. е. ссоры) блюдися; в гневе же умеренна себя имей (т. е. совсем от гнева уклоняйся). 13) В ястии и питии воздержание да хранится всегда. 14) Во всякой вещи снисходливый буди и Бог тя ублажит, такожде и люди похвалят. 15) Смерть – всему конец, и о ней всегда мыслити должно. Дух, памятию смертною и покаянием сокрушенный, жертва Богу!

В человеке, христианскую веру восприявшем, два закона обретаются: закон плоти и закон духа, и две жизни: жизнь плотская и жизнь духовная, или, как св. апостол Павел выражается, закон удех и закон ума (Рим. 7:23). Между сими законами непрестанная ведется брань, так, что – чего хочет один, от того другой отвращается; чего хочет плоть, того не хочет дух. От сих двух противностей двоякое происходит, между собою противное, мудрование: мудрование плотское и мудрование духовное.

Плотское мудрование есть, когда делается то, чего хочет плоть; духовное мудрование есть, когда совершается то, чего хочет дух. Мудрование плотское есть гордость, высокоумие, сластолюбие, невоздержание, нечистота, блуд, вражда, ссора, злопомнение, мщение, и проч., что закону Божию противится. Мудрование духовное есть смирение, воздержание, целомудрие, чистота, терпение, мир, кротость, непамятозлобие. От сих двух противных мудрований двоякий противный человек выходит – плотский и духовный.

Законы плотского и духовного человека сии суть. Плотский человек весь ум свой и замыслы устремляет только к приобретению благ временных; а духовный – всегда стремится к вечным. Плотский человек звание свое проходит для одного своего прибытка временного; но духовный – трудится к расширению славы Божией и для польз ближнего. Плотский человек, если что достойное похвалы сделает, в сем веке ищет награждения; но духовный – от Бога ожидает награждения. Плотский человек, хотя и делает что-либо похвальное, делает сие ради тщеславия и приобретения суетной славы; но духовный – все намерения простирает в славу Божию и к надежде живота вечного. Плотский человек против всех гордится, возносится; ему никто неравен, выше всех себя ставит, всех презирает; но духовный пред Богом и человеками смиряется. Плотский человек не терпит быть в презрении; но духовный – с охотою оное (ради Господа) приемлет. Плотский человек хулящего хулит, укоряющего укоряет, злословящего злословит, ненавидящего ненавидит; но духовный – хулим утешается, гоним терпит, клянущего благословит, добро творит ненавидящему. Плотский человек не любит и искреннего своего; но духовный – и от врагов своих любви своей не отъемлет. Плотский человек памятозлобствует и за малую обиду ищет отмщения; но духовный и за отъемлющих живот молится: Господи! не постави им греха сего. Плотский человек склонностям и вожделениям нечистым последует; но духовный – чистоте и целомудрию прилежит. Плотский человек разум свой употребляет всегда или на свою корысть или на разорение ближнего; но духовный – все свое тщание употребляет на созидание братии своей. И потому плотский человек обществу вредителен, а духовный – полезен. Плотский человек всякий грех за ничто ставит; но духовный – от всякого и малейшего греха бежит, аки от лица змиина. Плотский человек не хочет со светом сим расстаться; но духовный – с радостию желает разрешиться от телесных уз.

Конец плотской и духовной жизни.

Плотскому человеку смерть лютая (Пс. 33:22), духовному – мирная. Плотский умирает временно, умирает и вечно: мудрование бо плотское смерть. Но духовный чрез смерть сию к вечной приходит жизни: ибо мудрование духовное живот и мир.

Пособия в подвиге против закона плоти – суть: 1) Божия благодать, без которой не можем добро творить, и которая испрашивается усердною, частою и чистою молитвою; 2) тщаться прилежно против природной злобы стоять и нудить себя на доброе: нуждницы бо восхищают царствие Божие (Мф. 11:12); 3) доброе во младых летах воспитание иметь: от воспитания бо все житие зависит; 4) помышлять, что за преступление закона Божия и временная посылается от Бога казнь; 5) помышлять и твердо держать, что хотящему и тщащемуся ничто не неудобно: ибо Бог всемогущий помогает таковым; 6) едино из двух следует непременно, или подвизаться против греха, и со Христом здесь и в будущем веке участие иметь, или покоряться греху – и с диаволом осуждену быть на веки бесконечные.

* * *

6

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.


Источник: Учение иже во святых отца нашего Святителя Тихона, новоявленного угодника Божия, всея России чудотворца. Об истинах православно-христовой веры и церкви изложенное в азбучном порядке и катихизической форме: с присоединение немногих ст. из писаний святых отцев и учителей церкви. - Санкт-Петербург: Тип. Дома призрения малолет. бедных, 1864. - XVI, 482 c.

Комментарии для сайта Cackle