И. А. Шляпкин

Источник

V. Жизнь св. Димитрия до 1700 года в санах игумена и архимандрита

Работы над Четь-Минеями – Грамота Адриана св. Дмитрию – Церковная жизнь в митрополии Киевской – Оставление св. Дмитрием игуменства для удобства работы над Четь-Минеями – Слово св. Дмитрия на день св. Троицы – Отношение патриарха Адриана к св. Дмитрию – Св. Дмитрий – архимандрит Елецкий – Проповедь на день св. Троицы – Литературные занятия святителя и выход в свет Четь-Миней.

После страшных происшествий 1689 г. (московского 1690 г.) 1 октября Димитрий приехал из Москвы восвояси. В 1690 году в январе он постриг больную монахиню Ангелину, а в апреле, в субботу светлой недели, – Порфирия, Мартиниана и Клементия.914 Кроме религиозных обязанностей Димитрия, по-видимому, всего более озабочивала работа над минеями.

По черновой рукописи миней за декабрь, к счастью уцелевшей до нашего времени, можно видеть, как тщательно и любовно относится Димитрий к своей работе.915 Для удобнейшего писания житий Димитрий переехал в скит близ церкви св. Николая Крупицкого. Но без Макарьевских миней, довольствуясь сборником Сурия, работать было невозможно. Начали действовать издалека. 13 февраля 1690 г. патриарху Иоакиму было послано письмо, с просьбой дозволить продолжать печатание миней; с этим письмом прибыл в Москву 14 марта казнодей (проповедник) Киевский Елисей Завадовский.916 Ему же поручено было хлопотать и по делу об униатском епископе Шумлянском, к коему Иоаким в свое время благоволил, убежденный в его православии. Но 17 марта Иоаким, как мы видели, скончался. Завадовский бил челом Великим Государям, о выдаче жалованья и объяснял, что с ним «присланы к святейшему патриарху письма... и волею Божиею патриарха не стало, и он тех писем отдать никому не смеет».917 Письма были взяты в малороссийский приказ. Из них узнали, что указанные патриархом листы «некоторые» по повелению его посылают из лавры и просят благословения «впредь новые месяцы печатать и те готовые продавать и до церквей даровать». Вместе с тем были присланы и объяснения погрешностей. Иероним де называется святым триодью постной в службе сырной субботы на утрени918, в уставах древних виленских и львовских под 15 июля и в книге Жезл л. 50 об. О непорочном же зачатии Богородицы упоминается в Жезле л. 5 об. и в песни шестой Рождеству Пресвятой Богородицы; «о сем стязании во училища отсылаем богословския на соборное определение те листы два, но еще тогда нам не было запрещения так глаголати и печатати; ныне же без всякаго прекословия повинуемся и не будем того воспоминать, переменив те оба листы, избравше удобне нам о том молчати, а не испытовати о том, пленяюще всяк разум».919 Конечно дело о разрешении дальнейшего печатания миней пока, впредь до избрания патриарха, было отложено. Между тем и киевский митрополит Гедеон Четвертинский чувствовал себя плохо. 21 марта по его просьбе архимандрит киевский Варлаам Ясинский написал духовное завещание, коим между прочим было отказано на сорокоусты «сто золотых до Батуринского монастыря»920, a 6 апреля 1690 г. в воскресенье 5 недели Великого поста многострадальный митрополит преставился.921 На соборной элекции в Киеве 1 и 2 июля митрополитом был избран Варлаам Ясинский. Был ли на элекции Димитрий, не знаем, но подписи его на соборном акте нет. 31 июля Варлаам отправился в Москву922, где новоизбранный патриарх Адриан, вообще благоволивший к малороссам, торжественно посвятил его в церкви Успения 31 августа 1690 года.923 Единственным происшествием в монастырской жизни св. Димитрия был пролет саранчи с юга на север между 6–15 августа, что он и занес в свой диарий.924 28 октября было перенесение иконы Руденской Божией Матери из Рудни (возле Любеча, в 60 верстах от Чернигова) в Киев.925 31 октября в Батурин прибыл новый митрополит Варлаам, и 1 ноября вручил Димитрию «благословляющую грамоту» патриарха Адриана от 3 октября 1689 г. (по московски 1690 г.): «Сам Бог в Троице животворящей», писал патриарх... «да воздаст ти брате... за твоя Богоугодные труды в писании, исправлении же и типом издании книги душеполезныя житий святых на три месяца первыя Септемврий, Октоврий и Ноемврий. Той же и впредь да благословит... потруждатися тебе на всецелый год и прочыя таковыя же житий святых книги исправити совершенно и типом изобразити... в Лавре... ея же бывший... архимандрит, а нынешний... митрополит киевский Варлаам... пред мерностию нашею усердное твое и благоразумное в том святом деле трудолюбие все добре похваляющ... Увещах его архипастырство и о соизволении на то возследствующаго ему настоятеля и братии тояже ставропигии нашея не сумнимся... Желательное наше благословение архипастырское препосылаем». Димитрий отвечал на эту грамоту 10 ноября, благодарил патриарха и просил прислать Макарьевские минеи за декабрь, январь и февраль, которые хотя были присланы патриархом Иоакимом, но «вскоре от нас взяшася, мне не возмогшу кратким временем тех прочести и яже на потребу оттуду изъяти».926 14 ноября 1690 г. (по московски 1691 г.) митрополит Варлаам, оставив Батурин, торжественно вступил в Киев. 25 декабря скончался Феодосий Гугуревич, бывший игумном в Батуринском монастыре пять лет, в Михайловском один год, в Братском три, Максаковском один и «в бедах страдавшим год один».927 На память от него Димитрий получил книгу Nomenclator Marianus Romae 1649 г.928 6 января 1691 г. возвратился в Батуринский монастырь монах Феофан, постриженик Димитрия, «который вышел из своего монастыря в 1684 году, ходил по разным землям, в Париже и Риме, философии и богословия учился, был и в Баре».929 13 января Димитрий устроил, с соизволения гетмана Мазепы, торжественное перенесение части мощей великомученицы Варвары из Батурина, из казенной палаты в свой монастырь и установил каждый вторник петь молебен св. Варваре. Димитрий уже и раньше особенно почитал св. Варвару. Это перенесение было как бы исполнением пророческого видения, 10 августа 1685 г., когда Димитрий во сне сожалел, что мощи святой, «патрона моего» лежат в убогой и обветшалой раке.930 Что касается до самой частицы мощей, то от них, по словам святителя, «изъясняет пред семи леты повесть, написанная от достовернаго мужа, Феодосия Сафоновича, игумена михайловскаго», автора известного нам Выклада. В повести читаем:

«В лето от Р. X. 1651 Радивил князь с воинством литовским егда взял бе град Киев в то время на желание его дано бысть две части немалыя от перси и ребра мощей святыя Варвары. От них же едину большую персть соблюде жене св(оей) княгини Марии благочес(тивой) бывшей, яже дщи бе (госпо)дара Влахийскаго. По преставлении та часть ос(тала) бе Иосифу Тукалскому, митрополиту Киевскому, юже в украинский град Канев принесе; а по нем взята (в Бату)рин град малороссийский и в монастыру св. Николая (Ба)туринском обретается. (Дру)гую же часть меньшую, юже вышеупомянутой князь Рад(ивил) в Киеву бывши посла в дар бискупу Виленскому».931

Мазепа, подаривший митрополиту Варлааму Ясинскому сбор на житном торгу,932 хотел сделать приятное и игумену своей резиденции, и своим универсалом от 2 февраля 1691 года дал Батуринскому монастырю933 ? [пропуск в тексте – стр.243]

В диарие Димитрия мы находим опять отметки дней смерти: 4 июля скончался Петр, дьякон Батуринский, вероятно, тот, что ездил в Москву в 1689 г., 23 июня Митрофан Кирильский, посхимленный Димитрием с именем Моисея, а 5 ноября Дорофей Кирильский, должно быть близкий Димитрию человек, ездивший в Москву к Иоакиму с минеями в 1688 году.934 Кроме миней, Дмитрий работал и над другими побочными предметами, облегчавшими главный труд. До нас дошли в черновых списках: 1) календарь еллиноримский (объяснение календ и пр.). 2) От летопися избраня вкратце о начале родословия от Адама, о монархии русской с таблицами лет, и каталоги царей греческих. 3) Каталог епископов и патриархов святыя великия византийския церкви, собранный из Никифора Каллиста Ксанфопула, Константина Арменопула, Филиппа Кипрянина и Мелетия Ахридонского, ко преосвященному митрополиту Киевскому Варлааму, особый каталог от греческих летописов приславшему. 4) Каталог митрополитов киевских с летописанием вкратце, со ссылками на сочинение Jana Dubowicza, archimandryta Dermanskiego O ierarchiej cerkiewnej, летописца, под именем св. Нестора, Палинодию Стрыйковского, польский патерик Коссова и хронограф московский.935

Между тем как Димитрий, ободренный знаками сочувствия и патриарха, и гетмана, и митрополита подготовлял свои работы к печати, церковная жизнь текла своим обычным путем. 1 марта 1691 г. митрополит Варлаам созвал поместный епархиальный собор в Киеве для подъема православного влияния на народ, духовенства монашествующего и белого. Самые главные постановления сделаны относительно духовничества, метрик, перехода с прихода на приход, и образования детей духовенства в надежду священства.936 Надо думать, что постановления этого собора конечно, не прошли бесследными для последующей епархиальной деятельности св. Димитрия. При новом патриархе малорусские духовные вообще ободрились. Неудовольствие Адриана по поводу выбора архимандритом Печерским Мелетия Вуяхевича, который, несмотря на все требования патриарха, так и не поехал в Москву, ссылаясь на слабость, продолжалось недолго (декабрь 1690 – октябрь 1691).937 Учителя братского училища были им приняты милостиво.938 5 марта 1691 г. Варлаам послал великим государям челобитную; в ней он жаловался на епископа Шумлянского и притеснения им православных польской короны, на киевских мещан, просил известить старика Лазаря Барановича, с коим он, вообще, жил не в ладах, о переходе трех протопопий из ведения архиепископа Черниговского к митрополиту Киевскому, просил также прибавить к титлу митрополита Киевского и Галицкого – «и всея Малыя России», как это было позволено Сильвестру Коссову патриархом Никоном (и отнято п. Иоакимом), и сделать Заиконоспасский монастырь подворьем киевских архиереев.939 С этой челобитной в Москву приехали 28 марта 1691 г. Стефан Яворский, учитель философии и казнодей печерский и Варлаам Косовский.940 С другой стороны в польских делах Варлаам поневоле старался выставить себя независимым от Москвы. В послании от 15 марта 1691 г. о поставлении Серапиона Полховского он пишет: «з волею королей польских и за благословением и врученьем святейших четверопрестольных патриархов особливе св. патриархов Константинопольских власти митрополитом Киевским повинующимся образом антецессоров моих вручаю архимандрию в Слуцком князстве».941

Еще 15 октября 1691 г., была выстроена Димитрием новая келья для писания житий святых, 18 она уже была освящена, а 14 февраля 1692 Димитрий оставил игуменство Батуринское «для спокойнейшего писания житий святых», и поселился в своей келье.942 В Батурине было слишком шумно в это время. В Киеве появились подметные письма о намерении Мазепы отдать Малороссию Польше, митрополит по этому поводу присылал допрашивать в Батурин игуменью Фроловского монастыря, соседку отца Димитриева, Саввы Григорьевича, туда же в декабре 1691 г. приехала сестра Мазепы Войнаровская, подымались волнения в Сече, куда отъехал гетманский канцелярист Петрик и т. п.943 На место Дмитрия въехал на игуменство 6 марта о. Пахомий Ходорович.944 Но видимо это не совсем нравилось митрополиту Варлааму, давнему покровителю Димитрия. 29 апреля 1692 г. митрополит сделал гетману письменное предложение чрез о. Иннокентия Монастырского учредить в Батурине чести ради гетманской протопопию, а в монастыре архимандрию, и архимандритом сделать пречестного отца Димитрия, с подчинением ему монастырей Глуховского, Максаковского и других.945 Что отвечал Мазепа, занятый делом Петрика, не знаем. Между тем по слабости здоровья Лазаря Барановича, при его жизни и по его просьбе, 13 сентября 1692 т. был выбран новый епископ Черниговский Феодосий Углицкий, который, возвращаясь по посвящении своем из Москвы, был проездом в Батурине.946 Димитрий усердно работал над минеями. Великим постом 1693 г. были привезены ему из Гданьска (Данцига) Acta Sanctorum болландистов: до тех пор он мог пользоваться только сборником житий святых Сурия (Surius, Vitae sanctorum), далеко не полным и не обработанным, и великими минеями митрополита Макария. Надо думать, что хотя второй том миней (декабрь, январь и февраль) был почти окончен, но Дмитрий пред печатанием проверял его с Acta sanctorum, может быть, при чтении корректур.947 Для печатания миней он переселился в типографию лавры, в Киев, куда и прибыл 9 мая, но печатание началось только 10 июля.948 В Киеве Димитрий увидел своего отца, сестер монахинь и старого благоприятеля Иннокентия Монастырского, игумена Кирилловского. Вероятно, последний пригласил его к себе, в монастырь, где отец Димитрия был ктитором, и там в июне 1693 года Димитрий произнес слово на день св. Троицы.949 Текстом взяты слова: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Славить св. Троицу можно телом и духом. Вступая в риторический диалог с Иоанном Златоустом, проповедник объясняет, что славить значить чтить. «Але як сын чтити отца должен? У людей той сынов пана отца своего чтит, котории не смеет при нем усести, але стоит пред ним учтиве, шапочку знявши950... таковым кшталтом чтят Бога-Отца старши его сынове, святыи ангели шанаючи маестат Божии», покрывая двумя крылами лица, двумя ноги и двумя летая. «Хто хочет яковаго научитися ремесла смотрит на образец, на зрас, на кшталт; чого делает маляр, мает куншт пред собою, а будовничой – абрис; хто хощет Бога славити благоговейно, щобы могло быти на твоей душе збудовании, о том мает куншт, отобрис – шестокрилни серафими коло Божиаго престола». И у людей есть два первых крыла для закрытия лица: завстыданеся пред Богом своих греховных спросностей и смирение. «До ног двоих крыл треба: нозе... есть знаком подлости нашой, яко и глава знаком честности. О горделивом итаку паве правят же: гды на нози свои подлии глянет, упадает». Так поступил Авраам. «Вдался раз Господь Бог в подуфалую розмову с слугою своим верным Авраамом, беседует с ним лагодне, як бы с своим приятелем, не таячи пред ним своих Божьских секретов... глядячи Авраам на Бога... глянул тож и на свои ноги, то есть, взглянул и в свою подлость... и постерогся с Ким размовляет... Такими двумя крыльями для ног будут познаванья подлости нашеи и опасное стояние пред Богом. Еще же двоих крил треба до летанья, а тыми суть у святаго Назианзина акция и контемпляция, то есть деяние и видение, простей мовячи подвиг в молитве и богомысльность, альбо внимание в молитве»... Так мы по образцу серафимов должны прославлять Бога Отца. Сын Божий, идя на страдание, сказал: ныне прославися Сын человеческий, так и мы должны прославлять Бога-Сына страданиями, как прославляли его мученики. Но ведь теперь нет ни идолов, ни мучителей? «Колис то тут стояли болваны оныи Перуны, Волосы, Лады, Купалы, а теперь на тех местах церкви святыя... Но Златоуст святый твердит: различныя суть идолослужения образы. Объясни ж нам, учителю святый, и скажи хочь единаго идола, абыхмо его, як колис в Киеве Перуна, сокрушили? Слушаймо ж ено, що нам святыи той учитель кажет; да не речеши ми сего, яко не покланяешися идолу златому, но оно ми покажи, яко сих не твориши, яже повелевает злато! отож маеш идола – золото, не на яковом холме гор Киевских, але в шкатуле, в скрине, в комаре. А идолопоклонение где? в сердце – страсть до злата, и ради злата твориши, яже повелевает злато. Щожь злото повелевает? Ищи мене, украдь, отъими, разбии, кривду учини ближнему; не респектуй и на Бога, бо и церковное вырви, былес мене набыл до твоей шкатулы албо рачей до ненасыщеннаго твоего сердца; то злато повелевает, а ты послушавши, отыж сей хрещеный идолопоклонник. Хто из убогих речет дяковать Златоустому святому, же вытоснул балъхвалство в богатых, а у нас убогих того нет: злата не маемо, в шкатулку не збираемо, едво маем, чим напитати душу. Але не триумфаймо и мы убогие», есть и у нас идолослужение – похотям тела. Смирением плоти нашей, её страданием должны мы прославлять Бога – Сына. Святого Духа мы тоже можем прославить телом: наши тела, по апостолу, суть храм Духа Святого. В чистом улье бывает много меду, так много и дарований Духа Святого в чистом сердце. «Отколь выдут пчолы, там на их место гнездитца летят осы, шершне ядовиты; отколь прогнан будет Дух Святый скверными делы, там наберется скрупулов бодучих, яко ось, жал греховных, яко шершнев... Кривда бы то была, гды бы хто господаря з власнаго его дому гвалтством выпихал в шию», а мы изгоняем Святого Духа скверными делами, «а вместо него впровожаем часом албо обжиртаго Вила, албо сквернаго Дагона, албо лакомаго Молиора.» Приведя пример мученицы Серафимы, Димитрий вкратце указывает, что и душою мы можем славить Св. Троицу, именно тремя душевными способностями: памятью – Бога Отца, разумом – Бога Сына, волею – Духа Святого; тремя богословскими добродетелями: верою, надеждою и любовью; тремя евангельского жития обетами: послушанием, нищетой и чистотой плоти. Проповедь заканчивается славословием Св. Троице. В сравнении с первою известною нам проповедью св. Димитрия «Пирамис» (см. выше) заметно некоторое движение вперед. Хотя риторическая схема (exordium, narratio, conclusio, contrarium consequens) выдержана вполне и обильно рассыпаны фигуры обращения, параллелизмы и т. п., но в проповеди больше связи отдельных частей, больше юмору, и не все сравнения являются искусственными и натянутыми. Из отцов церкви приводятся Иоанн Златоуст (Маргарит и Беседы на послания) из других писателей Cornelius a Lapide и S. Franciscus spiritu elevatus. 28 июня 1693 года окончена Димитрием рукопись «летописца», какого в сущности не знаем.951 1 сентября скончался престарелый святитель Лазарь Баранович «великий столп церковный», как его называет Димитрий, и похоронен в своей кафедральной церкви, по левой стороне. На его место вступил известный уже нам Феодосий Углицкий. С патриархом Адрианом, как мы уже заметили выше, у киевских духовных были хорошие отношения. При новом ректоре Братского училища Иоасафе Кроковском, 1 июля 1693 года, митрополит Варлаам послал патриарху Адриану просьбу о разрешении преподавания в училище языков, кроме греческого и славянского, также латинского и польского, что и было разрешено.952 К Димитрию патриарх особенно благоволил. В 1687 г., в бытность Адриана митрополитом Казанским, в Казани была сильная «трясавица», от которой страдали христиане, а неверные были здоровы, ибо их «Господь оставляет здесь хорошо жити... В велицей жалости, яко пастырь истинный», Адриан созвал собор, поставил церковь и освятил во имя св. девяти мучеников Кизических в июле 1688 года. Теперь повелением Адриана, уже патриарха «на желание певное с патриаршаго дому» были сочинены: «Врачевство безмездно св. девяти мученик Кизичских в лето 7202 (1694) месяца марта, трудом грешнаго иеромонаха Димитриа Савича животописателя, Сказание о прославлении их во граде Казане и о новосозданной во имяни их каменной церкве и обители и Слово о них, творение Димитриа грешнаго». Источниками служили: Acta Sanctorum болландистов, История Созомена и сочинения Cornelius a Lapide.953 В дело, возникшее в Киеве по поводу посвящения в епископы Луцкие и Острожские (в Польше) Дионисия Жабокрицкого, женатого на вдове и потом разведшегося с нею,954 Димитрий не вмешивался. Корректирование миней было, вероятно, кончено, их теперь просматривал освященный собор при митрополите, и Димитрий мирно принял предложенное ему маленькое игуменство Глуховское, куда и он «въехал в пяток рано июня 22». Тут Димитрий занялся, главным образом, монастырским хозяйством. Он задумал построить каменный собор. 1 января он заключил договор с подрядчиками о постройке каменного собора за 600 р. копейками и 630 чехами (червонцами). 15 сентября 1695 года митрополит Варлаам прислал Димитрию храмозданную грамоту.955 В этом же году, на самом початку месяца януариа совершися книга Житий Святых другая (т. е. декабрь, январь и февраль).956 Они были отправлены митрополитом Варлаамом в Москву с соборными киевопечерскими старцами, строителем монастыря Троицкого больничного Никоном и смотрителем киевопечерской типографии иеромонахом Софронием.957 При посылке была грамота Варлаама с просьбою милостиво принять отпечатанные минеи, дать благословение игумену Димитрию, пречестному трудолюбцу, и прислать макарьевские минеи, с обещанием и впредь следить за правильным ходом дела.958

Кроме того подобные же просьбы с посылкой была получены, патриархом и от гетмана Мазепы, из Лубен от 8 февраля, и от печерского архимандрита Мелетия Вуяхевича 26 февраля.959

Сам Димитрий отправил 4 марта к патриарху следующую грамоту: «Божиею милостию святейшему и всеблаженнейшему великому господину кир Адриану архиепископу царствующаго великаго града Москвы и всея России всех северных стран патриарху, отцу отцем и архипастырю пастырей, моему премилостивейшему отцу, великому благодетелю, вашего святейшаго архипастырства нижайший послушник и подножие, святых верховных апостол Петра и Павла, монастыря пустынки Глуховской недостойный игумен Димитрий нижайшим моим до лица земного поклонением всесмиренно челом бию. Плод благословения вашего архипастырскаго, и благоприятнаго святейшеских молитв, вторая тримесячная житий святых книга декемврий, иануарий и февруари типом ново совершенная вашему святейшеству пресвятыя лавры печерския (при?) пречестных посланниках и от мене недостойнаго чрез особныя моя посланники приносится, аще и не в переплете, за скорость времени, обаче приносити дерзаю, наделся не отверженней ей быти от святейшаго вашего лица и честнейших ваших рук архипастырских. Приношу же во знамение благодарения за превысокую отеческую милость, яко на то святое писания житий святых дело благоизволил еси святейшество ваше своим архипастырским на письме благословением чрез преосвященнаго Варлаама митрополита киевскаго присланным мене недостойнаго возбудити и возставити, да аще и не искусен и неключим раб потщуся повеленное ми творити послушание, в житии святых писании по силе моей трудящися; и приемши то грамотное ваше архипастырское благословение, яко многоценный дар лобызах усердно и коснухся повеленнаго ми дела, подавая пишемое мною церковному разсуждению изряднее же богомудрому архиерею преосвященному митрополиту киевскому Варлааму, моему о Дусе Святом отцу пастырю и учителю. Благословение же то ваше архипастырское дерзнух и в сию книгу новую вложити ради лучшаго ея украшения и не сумнительнаго вероятия чтомым в ней святым чудесным деяниям, от св. Симеона Метафраста и иных многих историографов собранным; и уже помощию Божиею и поспешеством Пречистыя Богородицы и всех святых, вашими же святейшескими богоприятными молитвами и благословением половину года шесть месяцей совершив, вашему святительству архипастырю моему до лица земнаго преклоняю мою грешную главу, святых ваших стоп касаяся и моля, да милостивно будет приято сие непотребнаго раба дело. А якоже на сию новоизданную книгу святейшество ваше свое архипастырское благословение грамотне изволил еси преподати мне недостойному, сице и на третию тримесячную житий святых книгу таковаго же благословения вашего архипастырскаго смиренно прошу, да грамотне преподается со приложением того, дабы преосвященный митрополит киевский Варлаам по своей к святым угодником Божиим любви и усердию прочитовал разсудительне та, яже аз грешный имам, Господу поспешествующу, благословением вашим архипастырским, написати, яко же и первыя две тримесячныя книги он прочитовал есть, и о сем благоволи святейшество ваше к его преосвященству особно писать. К предлежащему же мне делу и великих миней четих блаженнаго Макария, митрополита московскаго и всея России, в соборной кафедральной вашего святейшества церкви обретающихся, триех месяцей, марта, апреля, маия зело требуя, покорственно молю повели святейшество ваше послати ко мне тех на время, якоже первые месяцы посылаеми мне бяху, согласия ради пишемых святых житий; о чесом по премногу моля, паки до лица земнаго бию челом вашему святейшеству, архипастырю моему, его же есмь нижайший послушник. Из монастыря пустынки Глуховской року 1695 марта дня. Вашего святейшества архипастыря моего премилостиваго отца и великаго благодетеля нижайший послушник святых апостол Петра и Павла пустынки Глуховской монастыря недостойный игумен Димитрий.960

Патриарх остался доволен и письмами и подношением. Благодаря митрополита и посылая ему минеи, Адриан, между прочим, писал: «не остави до конца сего дела, и умоли люботрудоделцев, их же Господь на то хотением избра, наипаче же особне, яко и слышахом и известихомся твоими и гетманскими писанми, уже и труд видехом, Петропавловскаго монастыря иже в пределе града Глухова, игумена иеромонаха Димитриа, яко благ муж, исполнь разумения и люботрудия в слове учения и делания, и сих минеи уже и за обычнаго ему потщательства, к нему же и мы благословение наше на таковое доброделание сердцем и усты и писанне послахом».961 Такие же грамоты получили Мазепа и архимандрит Мелетий.962 Самому Димитрию Адриан послал десять рублев денег и похвальную грамоту. «Нашея мерности возлюбленному в Дусе Святом сыну и люботруднику в книгословоправлении пречестному игумену Дмитрию» преподается архипастырское благословение, и затем следует выяснение важности житий святых и похвала любомудрию; «молим же Господа да и прочее шестимесячие пособствит всем вашея любви сыновской в каковом либо образе труждаяся благосмотрением совершити и в конец Богоугодное и церкви полезное дело сие привести, тем же и благословение на то паки и паки даем. Ты же, яко сын церкве и нашея мерности, христианом ради общия пользы и нашего прошения потщися... в вечную славу и в память вечную зачавших оныя исперва, ибо желаем да во здравости и благоугождении и благополучии... совершенная лета поживеши и сподобишися на небе во святых Богоопределенном лике стати пред Господем963...» Ободренный Димитрий продолжал работать по-прежнему.964 В феврале 1696 года, одновременно с кончиной царя Иоанна (29 января), и Феодосия Углицкого епископа Черниговского (5 февраля),965 в Киев был отправлен из Москвы справщик Карион Истомин ради духовных треб, и с книгами от патриарха Адриана.966 Вероятно, чрез него Димитрий получил и письмо от патриарха: «Благословихом православнаго исповедания книгу Церкви Святыя Восточныя мудрования, зовему Катехизис, типографиею издати, яже новопреведеся с еллиногреческаго диалекта на наш славеннороссийский... юже напечатану наша мерность в любви нашей архипастырской, тебе (Димитрию) послахом.967 Одновременно с этим в 1696 и 1697 печатается старое сочинение Димитрия «Руно орошенное».

Следующий 1697 год был годом неожиданных событий в жизни Димитрия. В ночь с субботы на воскресенье, 17 января, скончался старый друг Димитрия, Иннокентий Монастырский и похоронен 18968 в Кирилловском монастыре, а по нем игуменом Кирилловским избран сам Димитрий. В то же время епископом Черниговским избран Иоанн Максимович, известный виршеплет, человек, к которому Димитрий относился не особенно сочувственно. Больной Адриан поставил его в Москве 10 января. 7 февраля в субботу скончался и настоятель Киевопечерской Лавры Мелетий Вуяхевич. Недолго и Димитрий был настоятелем Кирилловским. Не знаем в силу каких причин, он 10 июня был назначен на упразднившееся место Максимовича – архимандритом Елецким, и в воскресенье 20-го и поставлен в архимандриты Максимовичем же в Елецкой церкви Успения Божией Матери.969 В том же июне при приеме монастыря Димитрий составил опись монастырской казны.970 Тогда же, вероятно, Димитрий с братией подал прошение гетману и полковнику черниговскому Лизогубу о притеснении «онисовцев» черниговскими людьми и о вдирательстве Шабельника, завладевшего монастырским сенокосом.971 Пришлось ездить в Батурин и Глухов в октябре, а вернулся оттуда архимандрит лишь в Филиппов пост, 11 ноября. Во время поездки в Глухов, Димитрий освятил там церковь, которую сам начал строить в 1693 году. Управление делами Глуховского монастыря осталось на его обязанности вплоть до 1699 года, когда был назначен игуменом Мелетий Трофимович.972 8 ноября Димитрий был в Киеве и «при дорочном собора праздновании в церкве Михайловской златоверхой огласил проповедью слова Божия: Брань святого архистратига Михаила воеводы сил небесных и ангелов его с седмоглавым змием».973

Зимою был страшный голод вследствие неурожая, сопровождавшийся сильною смертностью.974 По записке инока Димитриева Феофана, вероятно того, что ездил за границу, последний покупал хлеб для монастырских крестьян и всех бедных кормил в обители на свой счет.975 В этот же тяжелый год сгорели и деревянные постройки, и архив Киево-софийского собора.976 В январе нового 1698 года, в одно из воскресений Стефан Яворский при венчании полковника Нежинского Обедовского (Обидовского), племянника Мазепы, произнес речь о винограде Христовом.977 При венчании был гетман; возможно, что на торжество приезжал и Димитрий, купивший где-то «московской соли за целое сто золотых». Работы шли своим чередом. 1 февраля патриарх Адриан писал епископу черниговскому Иоанну Максимовичу: «Известихомся же яко близ тебе ныне в Черниговском Елецком монастыре пречестный архимандрит Димитрий, в церковном общеполезном книжном словоделии жития святых пиша, труждается: просим твою любовь в потребах спомоществуи ему трудити о Господе рукою твоею и любовь сотворяй во благодушество и в пользу церкве»...

Самому Димитрию патриарх писал тогда же: «Обители Пречистыя Девы Богородицы Марии Черниговскаго Елецкаго монастыря пречестному архимандриту Димитрию и всей сущей братии нашея мерности архипастырское благословление. По Божией благодати всякому труждающему доброумство преуспевати в жизнь блаженную и вечную архипастырским нашея мерности сердцем хощем всегда. Тебе же, Господню рабу и церкве святыя послушнику и труднику в преизрядной пользе церковнаго нашего сословия, здравия и спасения и благополучного пребывания желаем. Возмогай убо о Господе в преданном тебе пасомстве братии, возмогай в слове учения, возмогай в делании спасения святых Божиих угодников жития, да яко чадо возлюбленно церкви и нашея мерности во всем благоумствуя и труд твой во славу имене Господня и в честь Богородицы Владычицы Девы... совершая по силе усердия, поживеши зде много лет и в небесном царствии жизни вечныя лета твоей любве приложатся. Аминь. Писание нам твое прияхом и в чинодостоинстве твоем сем ко благодушию всех благословляем аллилуия. Послахом тебе трудополагающему в списание смотрительства двадесят червонных. О вспоможении делания твоего писахом просительне к преосвященному Иоанну, архиепископу Черниговскому, да любовию и рукою он своею в требование тебе потщится о Господе. Писася в царствующему великом граде Москве мироздания [зсs – 7206] лета от Рождества Бога Слова во плоти [ахчи – 1698] месяца февруария 1 дне».978

Между тем изнемогавший от старости митрополит Варлаам несколько раз просил патриарха назначить ему помощника979 с титулом епископа Переяславского. Мазепа, строивший в Переяславле большую каменную церковь для будущего епископа, отправил 10 марта с этим прошением в Москву гонца Василия Цурку.980 Дело окончилось только в 1701 году назначением в епископы – Михайловского игумена Захария Корниловича. В апреле Димитрий ездил в Батурин и там в день Св. Троицы произнес слово.981 И в этом слове на схоластической схеме пробивается живое начало. Взят текст «Поклонимся Отцу и Сыну и Св. Духу». «Хорошо кланяться теперь Троице на земле: до неба высоко, не всяк и умными Богомысленными ногами взыти может, а до дуба Мамврийскаго ближе для скоротечнаго ума. Да оно и удобнее: на небе тысячи тысяч и тмы тем обстоят Господи, а тут как на безлюдье, никого, опричь семьи Авраамовой не видать. Но недовольно воистину главою господину поклонитися..., должно и подарок господину поднесть. Сие то более ныне поклоном и называется, когда что господину поднесет, а не главу только пред ним преклонит». В апокалипсисе старцы кладут пред Господом короны, но у нас нет венцов небесной хвалы. «Чтож? В нынешния времена, когда меньшие – старшим, подданные – господину кланяются, приносят ему деньги, сребреную или золотую монету, вместо округлых корон круглые великие червонные золотые, из которых иныя коронатами называют». Господь Бог таковых поклонов не презирает: он и две лепты принял и похвалил. «Что же когда бы оная вдова положила пару червонных златых, каковыя бы похвалы от собирателей церковных была удостоена?» Затем проповедник кладет «три мистичные златники» трем Лицам Св. Троицы от души, от тела и от духа. «Слово Божие дороже тысячи злата, сказал Давид, простее сказать дороже тысячи червонных златых и тысячи талеров битых. Царь то был, тысячами считал, а от нас бедных рабов довольно, когда и тремя только златниками пред Господем грянем». Дальнейшее толкование так неясно, что сам проповедник заметил: «кажется сей златник немного притемнел, не всяк его видит, не всяк и разумеет, и для того я его прочищу и объясню толкованием». В дальнейшем развитии любопытна мысль о равенстве полов. «Несть у Бога особливейшаго почтения к мужчине пред женщиною: вси у него равны».

Дальше излагать эту проповедь мы не будем: характер её ясно виден уже из сказанного. В декабре Димитрий был в Чернигове и произнес слово на Рождество Христово.982 Слово это уже довольно резко отличается от прежних своею простотой и наглядностью. В нем мало аллегорий, параллелей и т. п. – все сводится к поэтическому воспроизведению картины Рождества Христова: вертеп стал небом, в него прибыли два гостя: младенец перстный из Назарета, другой странный не из ближнего неба – Господь, и оба соединились, а в вертепе на кого ни взгляни, все люди святые: святой Иосиф свят, старица Саломия свята, и пастухов почитай меж святыми, и царей восточных хотя в календарь пиши... и кругом силы «небесныя концерты воспевают, а хором управляет святый архангел Гавриил, бия такту неувядающею и в зиме лилеею» и т. д.

Весь 1699 г. был проведен Димитрием в хлопотах о монастыре и печатании миней. Отметим, между прочим, что один из московских его знакомых, известный нам Карион Истомин прислал ему житие Иосифа Волоцкого.983 Мазепа в начале сентября заезжал в Чернигов, а 17-го Димитрий получил Новгород-Северскую архимандрию, освободившуюся со смертью Михаила Лежайского, и 22 был уже на месте.984 При отъезде он подарил Елецкому монастырю шесть лошадей.985 С епископом Максимовичем у Димитрия были плохие отношения; 6 октября Мазепа возвратил слободу Юриновку от Новгород-северского Спасского монастыря и писал Димитрию: «изволил был ваша превелебность ничем не вымовляючися и нас больше о тое не турбуючи, цале тую пререченную слободу Юриновку до катедры отдати».986 Впоследствии в 1708 году Димитрий, уже митрополит Ростовский, писал Яворскому о работах Максимовича: «книга вершов печатних (Богородице Дево) прислана мне: Бог дал тем вершописцом друкарню, и охоту, и деньги, и свободное житье: мало кому потребныя вещи на свет происходят».987 Теперь он выразился немножко резче, не знаем, сам ли или списав с польского оригинала.

De poesi leprosa.

Zdroy Kastalski krzyszta owy

Swej okrasy uplenił

Glans wod iego marmorowy

W kał się szpetny odmienił.

Zadną Bogów prżytomnoscią

Ozdobnym się niecznie

I tem wzesą у sgniłoscią

Sprosne żabska częstnie.

Gdzie Poetae sami pili

Tam juz у wielbłądowie

Z Beocyi się wnęcili,

Y dwunożni osłowie

Opiwszy się mętu marchy

To do lutnie z kopytem,

Sztąd one wierszysk parchу

Stąd kąkol między żytem988

К тому же времени относятся и три других сочинения св. Димитрия: псалма великомученику Димитрию Солунскому989, Апология (быть может, перевод), напечатанная в Чернигове в 1700 году990, Мартиролог вкратце в обители Всемилостиваго Спаса Новгородка Северскаго новонаписая в лето 1700. Предисловие последней работы поясняет её raison d'être: «собирающе убо от различних мест жития святых в четири потримесячнии книги вократце, умислихом еще сокращеннее тыя цо чину месяцословному собрати в сию малую книжицу и нарещи ю по древнему обычаю мученикословием... трех ради вин написати умыслих: не всяк может имети пространне написанних житии святых книги, на их же куплю немалыя цены требе; аще и имать... но многащи домовними или народними или и инеми некиими делами препинаемыи, не может много чести; видех не единаго богобоязненнаго мужа... иже коегождо дне почитаемаго вон коегождо святого обыкл есть особным поклоном почитати глаголющи... а понеже в месяцословах не вси суть святыи написаны якоже в прологах... убо зде собрати их потщихся».991

«Року 1700 в месяцю генварю третяя книга житий святых, трудами богодухновеннаго мужа иеромонаха Дмитриа Савича Тупталенка составленная, на свет вишла и любопытствующих человеков книжних духовною радостью сердца наполнила».992 1 марта приехали с новинкою в Москву киевопечерские соборные старцы писарь Гавриил Филиппович и проповедник Амвросий Слонимский, посланные от архимандрита киевопечерского Иосафа Кроковского, а с ними четверо слуг, четырнадцать конюхов, тринадцать лошадей. Им было дано на день по 3 алтына, по 2 деньги; питья 2 кружки меду, да пива потомуж; двум монахом и дьякону по 2 алтына, да по кружке меду и по 2 кружки пива. На светлый праздник на отпуск им выдали на всех 61 рубль и корму на 10 дней.993 Было ли царское пожалование автору миней, не знаем.

7 марта (6 календ мартовских) Димитрий отправил чудовскому монаху Феологу экземпляр миней и письмо.994 Тогда же Димитрий хотел преподнесть минеи полковнику сумскому Кондратьеву.995 В декабре настоятель Киевопечерской лавры Иоасаф Кроковский с братией прислал Димитрию образ Богородицы, когда то подаренный царем Алексеем Михайловичем митрополиту Петру Могиле. Образ привез новый архимандрит Елецкий, бывший игумен Троицкий Никон в Чернигов, а оттуда переслали его в Новгород Северский с иеродьяконом Иосифом Родикевичем 16 декабря.996 Но Димитрию уже не долго оставалось жить на родине: он должен был скоро её оставить и оставить навсегда.997

* * *

Примечания

914

Соч. I, стр. 483.

915

Рукопись от С. Т. Большакова, поступившая в Имп. Публичную Библиотеку в 1888 г. На л. 19. Житие преподобного отца нашего Иоанна Дамаскина и сбоку Surius t. III fol. 115. Л. 29 – «монастырь Флавианов, отстоящий от Мунгальския веси за двадесять стадий»; сбоку apud Surium habes 70 stady. Л. 37 – (в житии Саввы) четья (т. в. Макарьевкие минеи) поведает: освятися церков в [вi – 12] день индикта [дi – 14], а Суриуш з Метафрастом того времени освящения церкви не взменкуют. Л. 90 – житие преподобного Потапия Sur. torn G. fol. 909 от Симеона Метафраста собрано, сего жития учениях нет. Л. 98 об. в Галлии id est w francuzskej ziemi, Л. 111. сулицею (глосса) списом, грогом, ощепом, нончирою. Л. 114 ков-бунт албо розрух. Л. 300. Веждь, читателю яко сего святого Нифонтова жития особная в четях обретается не мала книга; не все убо зде житие положихом величества ради истории, но малая от многих списахом яко точию на едино чтение довлети; хотящаго же уведати все до болших четеи отсилаем. Видно что и поэтическая струя не была чужда списателя минеи. На л. 363 в житии Феодора и Феофана начертанных, мы читаем стихи в начале: Всем приходящим ко оному граду // Иде же ноге Божии стояху // Подавающе мирови отраду // Тамо и сии себе показаху и пр. или в письме мучеников к правителю: К живу-мертву же, в гробе бо сидящу, // К земну, горняя обходящи страны, // Окованыи – ко узы носящу, // Пишут, имуще лица начертаны. Вспомним и поэтическое видение св. Ореста (Соч. I, 488).

916

Моск. Арх. М. И. Д. грамоты малорос. № 619 (638).

917

Как мы уже видели, Иоаким обвинял Минеи в неправильном учении о беспорочном зачатии Богородицы и в признании святым Иеронима Стридонского и требовал перепечатки листов миней, но требовал чтобы все это было освененно мирского слуха (свене кроме).

918

Эта оговорка помещена и в печатном издании миней во второй части, в исчислении учителей, списателей, историков и повествователей: Иероним пресвитер, положенный со святыми в Триоде постной, в субботу сырную, в песни 9-й. Св. Димитрий. М. 1849, стр. 35.

919

Моск. Арх. М. И. Д. дела малороссийския св. 82 № 17. Святитель Димитрий, видимо, долго держался противоположных убеждений. В вышеупомянутой декабрьской минеи л. 92 в «слове на зачатие св. Анны, егда зачат Пречистую Деву Богородицу Марию», учение о immaculata conceptio подтверждается ссылкой на стихи патриарха Сергия на вечери Рождества Богородицы: «Тако и одушевленное небо ова чистая зиждется чисто, кроме всякия скверны». В рук. Синодальн. библ. № 187, Notata per alphabetum на л. 97 читаем: Maria Beata Virgo. De conceptione Beatissimae Virginis Mariae Baronius in apparatu № XLIII f. non tamen aliter genita propter humanam naturam sed sicut omnes ex semine viri et utero mulieris. S. Damascenus De nativitate B. V. M. ser О beatos Joachimi lumbos ex quibus prorsus immaculatum semen fluxit Joannis de Carthagena 1 lib. 7 и далее на л. 236 В великой минеи чете яже всоборнеи церкве патриаршей на Москве августа месяца по листу ώτς (896) о Иерониме и Августине обретаются свидетельства сицевая. «Первый Иероним пресвитер старейший великия церкви римския просия же учительством в церкви божии от далматии рожденьем всегда же простейшем житием поживе, на еретики бысть млат и всей христианстей истинне твердейшее основание... вторый Августин картагенянин... всю церковь источником своих учений лет wчз (23) преизобилне напаяше... псалтырь же с возследованием на Москве печатная имать в начале предословие августиново... и в библиях московскаго типа в предословии Августин вспоминается с приложением ему чести сице: «божественны» Августин. О святом Иерониме в евангелии московскаго типа житие святаго Марка евангелиста написано о святаго Иеронима, триодь постная в субботу сырную ст. Б. «с Иеронимом и Германом всечестным яко божественнии светильницы да поются».

920

Евгений. Опис. Киевософ. собора К. 1825,приложение № 23,стр. 114 и 118.

921

Соч. I, 483.

922

В свите будущего митрополита находились: игумен Иезекииль, казнодея печерский, монах Иустин, Иоиль, Мелетий, Порфирий (не ставленник ли Димитрия?), Галактион, Феодосий игумен Межигорский (любимец Иоакима и недруг Варлаама), два иеромонаха Иродион и Илья, диакон Варлаам, Иоасаф игумен Никольский, иеромонах Софоний, старцы Афанасий, Сила, Иосиф (Моск. Арх. М. И. Д. грамоты малор. № 87 (706), дела малорос. св. 84, № 46). Одновременно с приездом была подана и челобитная Паисия, наместника Печерского, о выборе нового архимандрита на место Варлаама (Моск. Арх. М. И. Д. грамоты мал. № 680 (705). Евгений, Опис. Киевософ. собора прилож. стр. 124.

923

Соч. I, 483. Евгений Опис. Киев. соб. прил. 129. В нашем собрании находится черновой оригинал настольной грамоты п. Адриана на Киевскую митрополию, с небольшими поправками.

924

Рассказывали, что у саранчи на крыльях была надпись гнев Божий (Величка III, 91).

925

Величка, Летопись событий. II, 88.

926

Соч. I, 485–488.

927

Соч. I, 488. Умер он, по указанию митрополита Евгения, ректором Братского училища.

928

Подлинник хранится в Тобольске, на книге надпись: Theodosius Gugarewicz ord S. В. monachus post cujus obitum Demetrius Sawicz igumenus Baturiensis hujus libri possesor, (Странник. 1866, № 11 стр. 56).

929

Соч. I, 488.

930

Соч. I 462 л. 472 под 1678 и 1685 г.г. В киевском Святомихайловском монастыре, при мощах св. Варвары, в самом ковчеге сохраняется небольшая рукопись в 4°, без конца, руки св. Димитрия, которую мы подробно осмотрели. На переплете надписи синодального ризничего Гавриила и о. Ключарева, утверждающие подлинность почерка св. Димитрия. В рукописи помещено описание пяти чудес св. Варвары: 1) Об осужденном на смерть, но не умершем без причастия (Нач. Во граде стольном в чехах). 2) О человеке, боявшемся умереть без причащения (Нач. Бысть во странах нидерляндских, некий человек); 3) Монах некий, пренебрегий св. Варвару, умре... 4) Некто от святых, призывая святую великомученицу Варвару от руки ангеловы прият святое причащение. 5) Все просящие не умрут без причастия. Житие Варвары в изложении Димитрия было напечатано отдельно в 1698 г. Пекарский. Наука и литература при П. В. II, 8. См. также брошюру о. П. Л. Киевомихайловский Златоверхий монастырь в его прошедшем и настоящем состоянии. К. 1885 стр. 17.

931

Четь-Минея за декабрь, рукописн. экземпляр бывший С. Т. Большакова, ныне Имп. Публ. Библ. л. 8. Тоже и в печатной минеи. Видимо, что некоторые сомневались в подлинности мощей св. Варвары, и св. Димитрий приводит рассказ о чуде с Иоанном Сафоновичем, райцем граду Киевского. Он, захворавши, послал за водою от мощей. Во сне ему является святая: «мнози не имут веры, дабы и святые мои мощи были в монастыре Михайловском, ты же и сам веруй и прочим поведай, да веруют, яко аз самая и тая Варвара мученица почившая. Он же поведа видение игумену Феодосию Сафоновичу, своему по плоти старейшему брату». Кроме того св. Димитрий в доказательство подлинности приводит и поклонение мощам в 1656 г. блаженного Макария, патриарха Антиохийского. О доносе на Сафоновича, что он украл мощи, см. Моск. Арх. М. И. Д. грамоты св. 2, № 186, и Акты историч. т. V, 181. Нужно помнить, что существовали две святые Варвары: одна в Илиополисе (Бельбек), другая в Никомидии

932

Универсал Киевскому полковнику от 9 января 1692 г. в Моск. Арх. М. И. Д. грамоты малор. № 730 (714). О других милостях духовенству см. Костомарова Мазепа и Мазепинцы. Спб. 1885 стр. 71.

933

Филарет, Ист.-ст. опис. Чернигов. епархии III, 303.

934

Соч. I, стр. 489.

935

Рук. синод. № 139 л. 44, 124, 172 и пр. В Моск. Apх. M. И. Д. № 133 (187) есть список каталога киевских и других митрополитов с надписью: Сей каталог собранный через Дмитриа инока бывша монастыря киевскаго Печерскаго, а потом митрополита Ростовскаго. Что начало составления каталога относится к 1691 г. видно из перечня митрополитов Иоасафа Ростовского (1691–1701) и Корнилия Новгородского (1674–1695). В синодальной рукописи на л. 124 находим 1691 год, на л. 211 – 1695. Исторические заметки кончаются извещением о вступлении на престол Петра и Иоанна (л. 44 об.) Эти работы впоследствии пригодились Димитрию при сочинении его «Летописа келейнаго».

936

Малышевский. Киевские церковные соборы. К. стр. 50.

937

Архив Ю. З. России I, т. V, стр. 296, 311, 317, 323, 325, 327 и 334.

938

Там же, стр. 306, 309 и 310 все с ошибочным 1691 г. вм. 1690 года.

939

Моск. Арх. М. И. Д. грамоты малор. № 733 (717). О уступке протопопий см. там же дела малорос. св. 87 № 43 и 50 с 30 сентября 1691 г. по март 1692 г. Архив Ю. З. России I, т. 5 заключает в себе некоторые документы по этому же вопросу: предисловие стр. 155, где приведено укоризненное письмо Лазаря по этому же вопросу (письма Л. Б. Чернигов 1865, стр. 250), и тексты стр. 819, 330, 336. О доносах на Варлаама викария Черниговского Феодосия Углицкого там же стр. 338 и 343.

940

Моск. Арх. М. И. Д. дела малорос. св. 86 № 11. Ср. сборн. синод. неперепл. № IV л. 146. Отсюда дополняется дата письма Мазепы № 87 в Архиве I, 5 стр. 305 – март 1691 г.

941

Археогр. Виленск. Сборн. т. II, В. 1867, стр. 85.

942

Келья эта была дубовая, расписана ветками и цветами. Она сохранялась до последнего времени. Толстой, Древности и святыни г. Ростова. М. 1860 стр. 50 прил. Судьбы Батуринской кельи св. Димитрия. (Церковно-обществ. вестник 1881 № 105, 119 и 125, Харьков. епарх. вед. 1881 № 15, Киевск. епарх. вед. 1881. № 21, Ярослав. епарх. вед. 1882 № 3). К периоду игуменства Димитрия в Батурине автор книги «Св. Дмитрий» стр. 34, относит и пребывание в Батуринском монастыре, знаменитого богослова из протестантов Адама Зерникава. († 1691).

943

Костомаров. Мазепа и Мазепинцы. Спб. 1885, стр. 69, 71, 82.

944

До нас сохранился список его проповедей на малорусском наречии. Киевософ. собора рук. № 271.

945

Соч. I, 490.

946

Соч. I, 491 – 9 декабря 1692 г.

947

Архимандрит Сергий (Полный месяцеслов Востока. М. 1875, стр. 211) указывает что из болландистов взято в январе 9 – житие Петра Севастийского; в феврале 6 – Дорофея, Христины и дружины их. Равно исправлены в предисловии и погрешности первой части.

948

Соч. I, 491.

949

Оно напечатано у Филарета кафедральные черниговские монастыри (1860) стр. 127 и в Чтении Общ. Ист. и Др. Рос. за 1884, кн. II, как слово на день Сошествия Св. Духа по рукописи А. А. Титова, № 100 л. 117 об. в подлинном малорусском тексте, в русском переводе в сочинениях святителя т. V стр. 82 (слово в день св. Троицы). Кроме того текст и русский перевод находится в рукописи Ундольского № 417 л. 65 и 80. Кроме этого слова известны еще два слова на украинском: 1) не отмеченное годом: Слово в неделю 7 по Пасхе на текст «се есть живот вечный». Нач. То все щастие христианскаго человека (Титова № 100 л. 102 и Ундольского № 688 л. 60, где над русским текстом написан малорусский оригинал. Соч. II, 238); 2) относящееся к 1697 г. слово на день архистратига Михаила На св. Троицу. Нач. Я теды подлый, а убогий умыслилем Божиею помощью (Титов № 100 л. 128 об.). Это же слово в полном виде в сочинениях II, 270 отнесено к 1698 году. Подробности смотри ниже, под этими годами.

950

Не забудем, что в церкви наверное был отец Димитрия.

951

Рук. Киевск. Собора № 162.

952

Архив Ю. З. России I, 5 стр. 386 и 387.

953

Рук. Синод. № 146 л. л. 311, 312, 292 и 316.

954

Синодальный неперепл. сборник IV л. 423. Рук. Акад. Наук F № 84 л. 494. Моск. Арх. М. И. Д. дела малор. св. 101 № 47 (12 декабря 1696). Величка III, 237–333 и 353–408. Дело о Жабокрицком доходило до патриарха Константинопольского. Патриарх Адриан и Досифей Иерусалимский в утверждении отказали. На просительной о нем грамоте, в подлиннике находящейся в вышеупомянутой синодальной рукописи, расписались м. Варлаам, ректор Иоасаф Кроковский, префект школ Стефан Яворский, Иннокентий Монастырский, Захарий Корнилович, Сильвестр Холовский, игумен Михайловский, Софроний игумен Почаевский, Иероним Синаровский учитель философии, Товиа иеромонах и проповедник слова Божия киевский Каллист. Подписи Димитрия нет.

955

Филарет Истор. стат. опис. Черниг. епархии III, 209–210.

956

Рук. синод. № 139 л. 206.

957

Это видно из дел малорос. № 8 – 1700 года в Моск. Арх. М. И. Д. и Архива Ю. З. России, т. I, V стр. 416.

958

Архив Ю. З. России I, 5 стр. 415.

959

Архив Ю. З. России I, стр. 417 и 419.

960

Рукопись Акад. Наук F. 84 л. 390. Та же грамота напечатана с небольшими изменениями в Арх. Ю. З. России I, 5 стр. 421–423.

961

Грамота от 29 мая 1695 года. Архив Ю. З. России I, 5 стр. 428. «Благосклонно желателни есмы прочиих минеи исполнения... послали великих Четь Минеи март, апрель и май... игумену же Димитрию благословение увещательне на насущной труд минеоделания, да и совершит волею Божиею послахом» (Чудовск. рук. № 98–300 л. 345, 368, 370, 388, – сборник черновых грамот).

962

Архив Ю. З. Р. I, 5 стр. 430 и 431. Величка III, 243 cfr рукопись Чудовск. № 98 (300) л. 369 об.

963

Архив Ю. З. Р. I, 5 стр. 433–436.

964

Об этом свидетельствует вышеописанная синодальная рукопись № 139 к ней на л. 211 находил помещ. «в 1695 г. в монастыре св. Петра и Павла в пустынке Глуховской». Любопытна фраза из Барония на л. 122, объясняющая нам, почему св. Димитрий так мало оставил воспоминаний о своем времени: Dzieiòw wieku swego kaplan niema pisac.

965

Соч. I, 491.

966

Моск. Арх. М. И. Д. дела малор. св. 99, № 3. Он вернулся в августе. Величка III, 415–417.

967

Чудовс. рук. № 98 (300). Вероятно, Карионом же была доставлена разрешительная грамота от патриаршего неблаговоления архимандриту Мелетию Вуяхевичу, наложенного было по доносу чернеца Иерофея, якобы изгнанного из лавры (Моск. Арх. М. И. Д. дела мал. св. 99, № 12).

968

Соч. I, 492.

969

Соч. I, 492.

970

Мы помещаем здесь весь документ, перепечатывая его из Киевской Старины 1882, X, стр. 170–173, где он напечатан с автографа святителя.

I. Записка о приеме монастыря.

Року 1697, месяца июня: принявши архимандрию елецкую черниговскую, зреведовалисмо скринку скарбцовую, зличили в ней талеров битых сто, 1,000 золотых чехами, а остаток чехов велелисмо отцу Генадию шафару взяти до шафованя на монастырскии расходы.

Затем написаны и зачеркнуты красными чернилами следующия слова: в той же скринци особно положено пани Полуботковых грошей червонных гнутых 15, а чехами копа. Вместо зачеркнутого написано красным чернилом:

NB. Року 1699, ноября 4, умерла старая Полуботчиха и взято тих грошей назад, тилько дано 5 червоних до скринки, а три клирошанам.

Того ж году (1697) пред Покровою пресвятой Богородицы, як выбиралемся в дорогу до Батурина и Глухова, а братия о належитое себе зажитое просили, отец Генадий шафар поведал, же мало есть у него грошей, теды на прошения их выдалем з скринки сей чехами золотых двесте.

Того-ж часу отец наместник Ипполит, едучи до Нежина к Покрове пресвятой Богородицы, на ярмарок, же яко отец Генадий шафар поведал, что не было инших в монастыру грошей, теды з сееиж скринки взял золотых 60.

Як вернулемся з Глухова в Филипов пост, отец Генадий шафар поведал, же отнюдь не мает грошей, теды з сееи скринки давано на расходы, и вышло золотых 34 и шагов три.

Того ж году 1697, декабря 22, учинилисмо нового шафара брата Инокентия диакона, далисмо ему з сих же грошей до шафования золотых сто. Бо от отца Генадия, як здавал з себе шафарство, не взялем грошей больш, тилько полодинадцата шага чехами, а остатков было 7 золотых и шелягов щось трохи.

Року 1698, януария месяца, взялисмо з сих же скарбцовых грошей на соль золотых сто, и купилисмо соли московской гуртом за целие сто золотых.

Месяца апреля, пред въеханем нашим отсюдже выдали золотых 50 на расходы, бо згола неотколь взяти.

NB. А так з сумы лежачои вышло грошей золотых 544 и шагов три.

На потим еще в року 1699, в зиме, зкуповуючи ветраного, взялисмо з скарбцовых грошей золотых сто, а прочее платилисмо грошин пана бунчуковаго, который дал был з побожности своей на монастырь полтораста золотых.

II. Записка о сдаче монастыря.

Року 1699, сентемврия 17. Отъежжаючи з монастыря елецкаго, оставляю господарство такое:

В Овдеевци посеяли жита осмачок 7 и четверик, а осталося немолоченого жита коп 100 и семьдесят; быдла рогатого семьдесят и трое, овечок шестьдесят и осмеро, телят тридцатеро и одно, коней четвонадцатеро, свиней 13, гусей 60, овса коп сорок, ячменю коп 4, сена стогов добрых 11.

В Горбове посеяли осмачок семь жита, а зосталося коп 100 и тридцать, овса коп двадцать, сена скирт 6.

В Серединци посеяли осмачок десять, а зосталося немолоченаго коп 30, овса коп тридцать и три, ячменю коп 21, гороху, що всюди есть, копиц 170, проса в монастырю и на Святом коп 25, гречка ще не кошена.

В Серединци коней два и кляча, волов девять и телица, свиней трое, гусей 12, сена две скирти и стогов добрих осмь, а еще сеножатей накошеных на толькиж буде.

Дерева тамже на два млины резанаго и тертиц пятьдесят и палей дубовых двадцать.

В монастиру сена скирта и два стоги великих.

На Святом коров три, телят 4, гусей з двадцать.

В Рижиках казанов 4, пять новых дома, свиней 30, в сажи три вепри, поросят з двадцать, гусей двадцать и конь один.

В пасеци под Папоровкою пчол на зиму оставлено двадцать осмь.

В монастиру коней монастирских семеро, а моих власних оставляю шестеро. Ридван, коляска пароконная и коляска одноконная, полуб пароконный и полубец одноконный, шор пар три зовсем. В церкве аппарата, книги, сребро все ведлуг давних.

Реестров † паламарских, † вцелости.

Прибыло стихаров священнических, от панеи обознои даних, два. Ризы пана обознаго злотоглавыи и епитрахиль. Ризы чорныи з золотым крестом.

В трапезе, в кухне, весь посудок ведлуг давних трапезних реестров вцелости.

Прибыла книга до трапезе, житий святых декабрь, януарь, февраль по небожчику Иннокентию дьякону.

Прибыла до церкви книга устав.

В скарбцу церковном грошей в доброй монете в червоних и талярах 1,000 золотих и 300, а особливе гетманских чехами золотих 300.

В Копачеве и Надиновци зкупилисмо ветраного, дали коп сто, за часть млина его, и за двор, и за сеножати, и за все его добра лежачии.

971

Киевс. Старина IX, стр. 573 Филарет, Истор. стат. оп. Черн. еп. III, 6, 19, 21.

972

Филарет И. С О. Ч. Е. III, 262.

973

Рукоп. Титова, № 100 л. 267 (на украинском. Соч. III, 553 русский перевод).

974

Киевск. Стар. 1883, III, стр. 68. Рук. Киево-соф. соб. № 166.

975

Филарет, И. С. О. Ч. Е. III, 20.

976

Евгений, Опис. Киево-соф. собора, стр. 37.

977

Ундольского рук. № 658, л. 464. Речь была напечатана. Пекарский Наука и лит. II, 2.

978

Чудовск. рук. № 98 – 300, л. 167.

979

Евгений, Оп. киево-соф. собора, прилож., стр. 157.

980

Моск. Арх. М. И. Д. дела мал. св. 107, № 18.

981

Соч. II, 270 Ундольс. № 367, л. 54. Отрывок у Титова, № 100, л. 127.

982

Соч. III, 445 на (русском). Титов, № 100, л. 498 и Унд. X 467, л. 13 (на украинском) Тексты Таинство странно вижу и преславно, небо – вертеп. Нач. Выдался Бог з секретов.

983

Рук. Типографская № 472 л. 40.

984

Соч. I, 492.

985

См. выше.

986

Филарет, И. С. О. Ч. Е., III, 68.

987

Рук. синодальная № 81, л. 8.

988

Синод. рук. № 178 автограф Димитрия на корешке, вверху эпиграф (из Овидия Tristium lib I. 1). Parve, nec invideo, sine me liber ibis in urbem, // Heu mihi quod Domino non licet ire tuo.

989

Яросл. Епарх. Вед. 1861 г. № 43, стр. 417. Нач. Доброго воя цареви избранна. Акростих: «Димитри Савич архимандрит Новгородски».

990

Пекарский. II, 31. Так я заключаю из имеющегося у меня издания: «Душеспасительные размышления о познании Бога и наставлении самого себе в пользу благочестивых христиан с Апологией во утоление печали человека, сущего в беде гонении и озлоблении и с посланием св. Хрисогона к Анастасии перевел с иностранного языка... протоиерей Иоанн Иоаннов». М. 1779.

991

Синод. рук. № 81 л. 6 и Титова (только сентябрь).

992

Величка III, 551, Пекарский II, 30. Макарьевския минеи оставались пока у Димитрия. «Великих чет минеи три месяца: май, июнь, июль, по сказке ключаря Успенскаго Прова отданы повелением Вел. Государей и святейшаго патриарха в Киев, в Печорской монастырь, ради исправления иеромонаху Димитрию, что ныне митрополит Сибирской. (Опись Успенского собора 1701 года в Рус. Истор. Библ. III. Спб. 1876 стр. 749).

993

Моск. Арх. М. И. Д. дела мал. 1700, № 38.

994

Яросл. Епарх. Вед. 1873, № 32, стр. 253.

995

На экземпляре Спасояковлевского Ростовского монастыря по листам идет надпись: Его Царского Пресветлого величества столникови и полковникови Сумскому его милости пану Андрею Герасимовичу Кондратеву дарствует сию книгу Димитри Савич архимандрит Новгородка Северскаго року [aψ – 7001] марта 1. Белогорский Никольский монастырь, и церкви Божии, и келии построены были старанием и коштом того же сумскаго полку полковника и стольника. В 1675 он отписал к монастырю из дач городов Суджи и Мирополья земли, леса, сенные покосы и всякие угодья по реке Пслу, что было подтверждено грамотой из разряда 1691 г. В 1688 он же со старшиною отдали монастырю мельницу на Псле у села Великия Рыбицы с поселенцами – черкасами и всеми угодьями и пр. Субботин, Упраздненный Николаевский Белогорский монастырь Спб 1862, стр. 8. Кондратьев упоминается кроме того в 1689 г. (Багалей. Материалы для истории колонизации и быта степных окраин Моск. Государства X. 1886, стр. 154).

996

Соч. I, 493.

997

К малороссийскому периоду жизни св. Димитрия относится и известная Краегранная песнь молитвенная и умилительная или Псалма Иисусу прелюбезному (акростих): Иисусе мой прелюбезный, сердцу сладосте, // Едина в скорбех утеха, моя радосте! // Рцы душе моей: «твое есмь Аз спасение, // Очищение грехов и в рай вселение!» // Мне же Тебе, Богу, благо прелеплятися, // от Тебе милосердия надеятися. // Но кто же мне в моих бедах, грешному, поможе, // Аще не Ты, о Всеблагий Иисусе Боже? // Хотение мне едино с Тобою быти, // Даждь мне Тебе, Христа, в сердце всегда чтити! // Изволь во мне обитати, благ мне являйся, // Мною грешным, недостойным не возгнушайся! // Изчезе в болезни живот мой без Тебе, Бога; // Ты мне крепость и здравие и слава многа. // Радуюся аз о Тебе и веселюся, // И Тобою по вся веки, Боже мой, хвалюся. (Список с нотами И. П. Б. О. XIV, № 15, л. 20, Маяк 1843, XI , № 22; Яросл. Епарх. Вед. 1860, № 1).


Источник: Св. Димитрий Ростовский и его время (1651-1709 г.) : Исслед. И.А. Шляпкина. - Санкт-Петербург : тип. и хромолит. А. Траншель, 1891. - [581] с. - (Записки Историко-филологического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета; Ч. 24).

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle