Слово на страдания святого великомученика Вонифатия

Источник

Перевод с греческого, предисловие и комментарии Алексея Пернбаума

Содержание

Предисловие Слово на страдания святого великомученика Вонифатия

Предисловие

Среди многочисленных греческих трудов святого преподобного Ефрема Сирина сохранилось небольшое житие: «Слово на страдания святого великомученика Вонифатия»1.

Рукопись происходит из афонского Иверского монастыря и вошла в составленный K.G. Phrantzoles сборник греческих проповедей преподобного Ефрема. Сохранилось несколько греческих житий святого Вонифатия: анонимные (BHG, №279–280) и принадлежащее преп. Симеону Метафрасту (X в.) (PG. 115. Col. 241–257; BHG, № 281), а также латинские, в том числе гимн франкского хрониста Флодоарда Реймского (Х в.) (PL. 135. Col. 747–750).

Римский мученик Вонифатий пострадал при императоре Диоклетиане приблизительно в 290 году в киликийском городе Тарсе. Память его отмечается Православной церковью 19 декабря. Известны два первоначальных храма во имя святого Вонифатия. Один из них небольшой, который его госпожа праведная Аглая (Аглаида) построила в своем поместье, расположенном в 50 стадиях от Рима, где с почестями захоронила мощи святого. Другой храм, построенный в VII веке, находится в Риме на Авентинском холме. В Х веке он был перестроен и расширен, и учрежден монастырь во имя Вонифатия и преподобного Алексия, человека Божия2.

Святой мученик Вонифатий служит для всех христиан образцом покаяния после небрежно проведенной жизни: искренним покаянием во Христе победил наиболее тяжкие грехи – невоздержание, нетрезвость, наслаждения плоти. И, подобно Евангельскому благоразумному разбойнику, в краткое время сподобился стяжать мученический венец. В предлагаемом варианте его Жития святого Вонифатий называется не только мучеником, но и великомучеником. И основанием такого его почитания еще из древности служит, думается, как претерпение им за веру особо тяжких мук, так и несомненная общеполезность его подвига, промыслительно Богом положившего его в ходатая для всех обращающихся к нему в молитвах от злого недуга пьянства.

На поучительный характер этого жизнеописания указывает начало его Жития преподобного Симеона Метафраста:

Борьба других Христовых мучеников приносит большую пользу старательным: ибо ими показывает общей природы чудеса и величайшие подвиги. Она изображает также Христа побеждающего, и противника побежденного и явно посрамленного. Кроме того, она нечестивых самым очевиднейшим образом обвиняет, а благочестивым наиболее дает силу и укрепляет, и более ревностных постоянно поощряет к духовному состязанию. И это мы видим в тех, в которых и остальная часть жизни была в согласии c мученичеством, и от детства выросших в следовании правилам добродетели. Но если кто началом такой жизни пренебрег, но позже настолько воссиял в добром, что возмог вдруг восхитить мученический венец, то что может быть превосходнее этой благодати у благочестивых? Ведь, естественно также то, что, помимо всякой надежды, завершается Христом, и является более приятным, чем то, что происходит обычно. Но в этом также очевидно разглашается и обретение погибшей овцы Господом. Итак, таковым мы узнали Вонифатия, этого славного Христова мученика. Его борьба не является достойной презрения, но достойна того, чтобы ее передать в письменном виде3.

И ныне Бог молитвами святого мученика Вонифатия помогает нам стать на истинный путь покаяния, как Он помог некогда это сделать этому святому!

Слово на страдания святого великомученика Вонифатия

Бог человеколюбивый, Который промышляет о спасении человеков: сказавший через Пророка, не хочу смерти грешника, но чтобы обратитися, и живу быти ему (Иез.18:23); сказавший: не пришел призвати праведные, но грешные на покаяние (Лк.5:32); скорый на обращение и многий в щедротах; сказавший, когда обратишься, восстенав и воздохнеши, тогда спасешься (Ис. 30:15); давший нам пример спасения к обращению к Нему: Сам Собственной Своею благостию промышляя о нас, образец нам дает во спасение, [уча] не отчаиваться в себе, если попадем когда от врага в [сети] греха, но надеяться на неизреченную милость Его благости и неизмеримые щедроты Его сострадания. Многие ведь уловленные и запутавшиеся в тяжких грехах, тем не менее, когда покаялись, получили победные венцы. Одним из них был и блаженный Вонифатий с его госпожою, о которых я поведаю вам.

Жила в Риме некая жена по имени Аглаида, дочь [патриция] Акакия, которая происходила от доброго консульского рода. Став госпожой над многими богатствами, она имела в своей власти множество рабов. Имела же она и одного раба, превосходящего всех, которого звали Вонифатий, который[, однако,] пребывал во всяком позорном грехе, ибо был он и пияницей и блудником, и другом всему, что ненавистно Богу. Но при этом он имел и три добродетели: был гостеприимен, щедроподателен и милостив. Если когда видел неких путешествующих, то обращался со всяким усердием и расположенностью, чтобы услужить им; обходил переулки и улицы, доставлял нуждающимся все необходимое.

По прошествии времени под действием благодати Божией госпожа его пришла в умиление, призвала его и говорила ему: «Брат Вонифатий, ты знаешь сколь беспорядочным грехам мы предались, не рассуждая, что должны предстать перед Богом и дать ответ в том, что совершили в сей жизни. И ныне мы слышим, что Христиане утверждают, что если кто послужит святым ради Христа подвизавшимся и пострадавшим за Него, то он делается соучастником с ними в Страшный день праведного суда Владыки нашего Иисуса Христа. И ныне я узнала, что рабы Христа подвизаются против диавола на Востоке и предают свои тела на истязания, но не отвергаются Христа. Итак, иди и принеси нам мощи святых мучеников, чтобы, послужив таковым, и построив молитвенные дома, достойные их подвигов, и нам и многим другим посредством их спастись».

И взял молодой раб достаточно золота для выкупа мощи святых мучеников и для раздачи бедным, и двенадцать лошадей, и трое носилок, и миро для погребения святых. И, отправляясь, говорил Вонифатий своей госпоже: «Госпожа, если найду мощи святых, я могу их принести тебе, если же не найду, и принесены будут тебе мои мощи, приимешь ли их во имя святых?».

Отвечала ему госпожа его: «[Ныне далече] сотвори от тебя (Иов.11:13) пиянство и пустословие, и так отойди, помня, что ты должен принести мощи святых мучеников. Я же, как есть грешница, поспешу принять их. Бог же, ради нас принявший образ раба (Фил.2:7) и проливший Свою кровь для спасения рода человеческого, Сам пошлет Ангела Своего пред тобой и направит стопы твоя в Его благоутробие, и исполнит желание мое, прощая грехи мои».

Итак, когда изошел Вонифатий, на пути помышлял в себе, говоря: «Раз я намереваюсь нести мощи святых мучеников, то должен не касаться ни мяса, ни принимать вина, поскольку и я недостойный и грешник». И возведя очи на небо, сказал: «Владыко Боже, Единородного Своего Отрока Отец, подай мне помощь, благоустрой путь мой, которым я иду в поисках их, чтобы прославилось Имя Твое Святое во веки. Аминь».

И, совершив молитву, продолжал путь.

Поэтому войдя в город Тарс и разузнав, что святые Христовы мученики подвизаются за Имя Господа нашего Иисуса Христа, [Вонифатий] сказал спутникам своим: «Братия, шедше, найдем гостиницу, и там дайте отдых животным; я же иду посмотреть на достолюбезных свидетелей [Веры Христовой], которых сильно люблю».

Придя же в народное собрание, он увидел святых свидетелей [Христовых] в мучениях. Один висел вниз головой над разведенным огнем; иной обезображен; иной распростерт на четырех деревьях; иной распилен палачом; иной с вывихнутыми назад руками и ногами, и таким образом рукоятками и палками был ударяем палачами; иной с отсеченными руками и ногами, и таким был оставлен. И таковые истязания были вообще лютой тьмой для любопытных: более же правильно сказать, что в них можно было видеть диавола побеждаемого, рабов же Божиих – увенчаемых.

Когда подошел Вонифатий, то стал целовать святых свидетелей [Христовых], находящихся в мучениях, – мужей числом двадцать – и, возвысив голос, сказал: «Велик Бог Христианский! Велик Бог святых мучеников! Молю вас, рабы Христовы, помолиться обо мне Богу, чтобы и я стал соучастником ваших подвигов против диавола!».

И, припав к ногам святых мучеников, обнимал их, лобызая и говоря: «Подвизайтесь, страдальцы Христа и мученики, и попирайте диавола! Немного потерпите, чтобы принять вам венец. Мал труд, и многое упокоение: непродолжительна пытка, и невыразимо последующее. На земли пытается тело палачами, а в будущий век оно прославляется Ангелами».

Правитель же устремил взор на толпу и, увидев его, сказал: «Кто это такой, не выказывающий нам почтения и говорящий такое о богах? Приведите его на наш суд».

И спросил его правитель: «Скажи ты, кем являешься; ибо ты отверг суд [наш]».

Святой Вонифатий отвечал: «Я Христианин и, имея Владыку Христа, отвергаю тебя и суд твой».

Начальник произнес: «Скажи, как твое имя?»

Он же отвечал: «Уже сказал тебе, что я Христианин. Если же хочешь узнать мое имя, [данное мне родителями], то зовусь я Вонифатием».

Начальник же сказал: «Прежде чем я [отдам повеление] прикоснуться к твоей плоти, приступи и принеси жертву богам!».

Вонифатий отвечал: «Сказал уже тебе, что я Христианин! Христов раб есмь, и не приношу жертву демонам. Итак, если что желаешь творить, твори скорее. Тебе предлежит тело мое».

Правитель, разгневавшись, повелел повесить его вверх ногами и усердно строгать. И столь строгали его мучители, что обнажились и кости его. Святой же мученик на это не отвечал, но устремлял глаза на [других] святых мучеников. И повелел правитель прекратить его истязания.

По прошествии же часа говорит к нему начальник: «Принеси жертву, несчастный, и пожалей сам себя!».

Святой же отвечал: «Не стыдишься ли, преступнейший, говоря мне принести жертву, мне не терпящему даже слышать о пустых и погибших идолах?».

И рассвирепев, правитель повелел приготовить острые иглы и вонзить их под его [, Вонифатия,] ногти. Но святой, воззрев на небо, невозмутимо терпел боль. Когда же правитель увидел, что Вонифатий не чувствовал мучений, он повелел раскрыть ему уста и вливать в них расплавленное олово. Блаженный же борец Христов, воззрев на небо, молился, говоря: «Благодарю Тебя, Владыко Иисусе Христе, Сыне Божий, и молюсь, прииди, чтобы укрепить меня, и облегчи эти мои труды, и не попусти мне уступить этому скверному правителю! Ты знаешь, что я так страдаю за Имя Твое Святое».

И, завершив молитву, Вонифатий возопил к святым мученикам, говоря: «Молю вас, рабы Христовы, помолитесь за меня ко Христу, ради Которого я подвизаюсь!».

И святые как едиными устами сказали: «Господь наш Иисус Христос Сам пошлет Ангела Своего, и избавит тебя от сквернейшего этого судьи, дабы ты завершил течение свое в Господе».

И когда они это сказали, то остыло олово и нисколько не причинило святому вреда.

И было восклицание множества, говорящих единым гласом: «Велик Бог Христиан! Велик Бог рабов Его. Сыне Божий, спаси нас! Ибо мы все в Тебя веруем и к Тебе прибегаем».

И подвигся весь народ, и сокрушил судилище, и правителя забросал камнями. Начальник же, видя волнение, встав, удалился, убоявшись толпы.

Утром же, сев опять на судейском месте, он повелел привести святого. Когда же тот предстал пред ним, обратился судья к нему: «Почему, жалкий, так беснуешься, имея свою надежду на Человека, на Сего распятого иудеями как злодея?».

Святой же Христов мученик произнес: «Замкни и не отверзай скверные свои уста, помраченный умом4: Ведь Владыко мой Иисус Христос это терпел, желая спасти род человеческий».

Правитель же, разгневавшись, повелел наполнить котел смолою и, растопив смолу, ввергнуть туда святого вниз головой. Святой же Христов мученик, сотворив знамение Христово5, был вброшен в котел: но Ангел Господень, сойдя с неба, прикоснулся к котлу, и он тотчас разрушился словно воск и попалил нечестивых мужей около пятидесяти.

Тогда начальник, убоявшись силы Христовой, удивлялся мужеству мученика и повелел мечем отсечь его главу, сказав: «Сему, не повиновавшемуся ни законам царя, ни подчинившемуся моему приказанию, наша власть повелевает претерпеть наказание усекновением главы».

Сопровождающие воины со всякой поспешностью взяли его от судилища. Святой же Христов мученик испросил у мучителей, чтобы дали ему малое время помолиться. И обратившись на восток, он молился, говоря: «Господи, Боже Вседержитель, Отче Господа нашего Иисуса Христа, помоги рабу Твоему, и приими мою душу в мире. Да не воспрепятствует мне скверный и кровожадный змий; да не поразит меня в лукавстве своем; да не прельстит меня во лжи своей по причине мною содеянных в жизни этой грехов. Но упокой меня вместе со святыми Твоими мучениками и народ Твой избави от всякой скорби. Ибо Тебе подобает слава и поклонение во веки. Аминь».

И когда он закончил молитву, то был усечен палачом, и из раны его изошли кровь и молоко, так что все, возвысив гласы, воскликнули: «Слава Тебе, Иисусе Христе, таковую благодать дающий любящим Тебя!».

И уверовали в Господа многие мужи.

Обходили же друзья Вонифатия [город] и искали его. И не найдя, начали говорить между собой: «Он ныне, верно, возлежит и веселится в непотребном доме или в харчевне, а мы напрасно обходим и ищем его повсюду».

Когда же они так размышляли, случилось им встретить брата комментарисия6, и спросили его: «Не видел ли ты здесь одного странника [из Рима]?».

Тот же ответил: «[Вчера некий] чужестранец пострадал за Христа и усечен во главу».

Они вопросили его: «Где же он?».

«На ристалище», – ответил он. Тогда [сам, в свой черед, он] спрашивает их: «А каковы его приметы?».

Они описали его: «Он невелик ростом, имеет рыжие волосы, носит короткий плащ».

«Наверное, он есть тот, которого вы ищете, – сказал он им, – кто был [недавно здесь] замучен».

Они же не поверили и говорили ему: «Тот, кого мы ищем, – распутник и пьяница, и это, как известно, не делает мучеником!».

Но брат комментарисия сказал им: «Почему бы вам самим не отправиться на ристалище и не поглядеть на него?».

Услышав это, последовали они за ним до места, где проходила борьба, и он показал им лежащее его тело. И сказали ему молодые рабы: «Просим тебя, покажи нам главу его».

И, отошед, он принес им и главу мученика. Лик же святого7, увидев товарищей своих, улыбнулся им в Духе Святом: и признав его, друзья оплакивали его горько и говорили: «Не вмени нам во грех, что столько говорили против тебя, раб Христов!».

Затем сказали они начальнику: «Сей есть тот, кого мы ищем, но просим тебя, отдай нам его!».

На что начальник им отвечал: «Не могу вам отдать мощи даром».

И, дав ему достаточно злата, они взяли мощи святого мученика Вонифатия, помазав его различными благовониями и повив плащаницами, положили в ковчег, и отправились в путь свой, радуясь и прославляя Бога о совершении8 святого мученика.

Ангел же Господень [в это время] явился к госпоже его Аглаиде, сказав: «Приими же некогда твоего раба, ныне же мученика Христова и нашего брата и сослужителя: прими как господина и упокой его достойно: ибо ради него будут прощены все твои грехи».

И восстав Аглаида с трепетом, созвала почтенных клириков, и с молитвами и с восковыми свечами отправилась навстречу мощам святого. И она поместила их на расстоянии пятидесяти стадий от города Рима, построив молитвенный дом, достойный страданий его, в котором доныне прогоняются демоны и изгоняется всякая болезнь молитвами святого мученика Вонифатия.

Блаженная же Аглаида отреклась от мира, и все свое имение раздала нищим, и посвятила себя вместе с ее служанками целомудрию и воздержанию, и сделалась настолько честной, что получила от Бога благодать изгонять бесов.

Пожив же в подвижнических трудах лет пятнадцать, так она скончалась9. Ходатайствовал ведь за нее святой мученик, достойно подвизавшийся во славу Христа истинного Бога нашего, Которому слава и держава со безначальным Его Отцом и со Всесвятым Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

* * *

1

Λόγος εἰς τὸ μαρτύριον τοῦ ἁγίου μεγαλομάρτυρος Βονιφατίου. Ephraem Syrus Sermo in martyrium sancti Bonifatii magni martyris (e cod. 4887.767 Monasterii Iviron in Monte Athonis, fol. 44v). K.G. Phrantzoles, Ὁσίου Ἐφραὶμ τοῦ Σύρου ἔργα, vol. 7. Thessalonica: To Perivolitis Panagias, 1998. С. 187–198.

2

См.: Бугаевский А.В. Вонифатий Римский // Православная энциклопедия. – М.: Православная энциклопедия, 2000 -; Т. 9, 2005. С. 321–323.

3

PG 115, 241.

4

«Ибо кто не ожидает Воскресения и не верит в него, тому лучше было бы не родиться. Как назову тебя, помраченный умом?». Св. Ефрем Сирин. «Об утверждающих, что нет Воскресения».

5

τὴν ἐν Χριστῷ σφραγῖδα.

6

Комментарисий – начальник над тюрьмами в Римской империи и делопроизводитель при судебных процессах, производивший предварительные расследования над обвиняемыми, особенно над христианскими мучениками.

7

ἡ ὄψις τοῦ ἁγίου.

8

...Седмь дний, дóндеже день скончается, день совершения вашего. В седмь бо дний совершите руки ваша (Лев.8:1).

9

В житии святых свт. Димитрия Ростовского говорится о 18 годах, проведенных Аглаидой в покаянии. У Метафраста же, как и у св. Ефрема, говорится о 15 годах (PG. 115. P. 257).


Источник: «Слово на страдания святого великомученика Вонифатия» преподобного Ефрема Сирина (Перевод с греческого, предисловие и комментарии Алексея Пернбаума) // Восток Свыше (Духовный, литературно-исторический журнал. Ташкент). 2017. Вып. 43. № 2. С. 85-91.

Комментарии для сайта Cackle