преподобный Ефрем Сирин

Толкование на священное Писание
Первое послание к Коринфянам

 Глава 6Глава 7Глава 8 

Глава 7

После говорит он о девстве, которое возвышается над всем, ибо законы не господствуют над ним. Зная, что о нем учил Господь его (Мф.19:11–12), боялся проповедать о нем сам. Но когда увидал, что люди ищут его (девства), то сделался советником их, а не наставником, – увещателем, а не законодателем.

1Кор.7:1. А о чем вы написали... мне, то хорошо человеку... женщины не касаться,

как и вы сказали.

1Кор.7:2. Ради же блуда каждый... свою жену пусть имеет.

1Кор.7:5. Не уклоняйтесь друг от друга, разве только с согласия на время

для исполнения религиозных обязанностей во время постов и молитв. Итак, по дням торжественным воздерживайтесь,

да не искушает вас сатана.

Но это говорю по снисхождению, а не приказывая (1Кор.7:6).

1Кор.7:7. Ибо желаю, чтобы всякий человек был, как... я сам.

Без повеления Господня он избирал это. Но благодать каждому дана от Бога. И это также назвал повелением Господа своего, (потому) что не всякий человек имеет силы для этого. Сказал далее:

один так, а другой так,

поскольку один – таков, и этим может оправдаться, а другой – иным образом, когда дано ему царствовать.

1Кор.7:8. Безбрачным же

или жены не имеющим, тем именно, которые вдовцы или которые вдовы суть,

хорошо [есть] им, если так останутся, как и я.

1Кор.7:9. А если не... воздерживаются, то пусть и они вступают в брак,

– то есть брачатся,

ибо лучше [есть] вторично вступать в брак,

– то есть брачиться,

нежели разжигаться похотью.

1Кор.7:10. Вступившим же в брак,

– то есть тем, кто соединены браком,

повелевает Господь Сам: жене от мужа не отделяться.

1Кор.7:11. Если же отделится – оставаться безбрачною,

если изберет себе чистоту,

или... с мужем своим... примириться,

а не отдаваться другому.

1Кор.7:12. Если кто жену... имеет идолопоклонницу [неверующую],

и жене угодно жить с мужем своим, – пусть живет.

1Кор.7:13. И если какая жена имеет мужа неверующаго,

и ему угодно жить с женою, то пусть живет.

Если же верующий муж подумает, что незаконен будет брак его ради неверующей супруги, то да знает, что свято семя мужа неверующего в утробе верующей матери; подобным же образом и плод жены неверующей свят ради мужа верующего. А если бы то, что я сказал, было не так, то, следовательно, дети их, если следовать мнению их, были бы нечисты, – но теперь они чисты, если пребудут в вере, которую я предал им (1Кор.7:14).

1Кор.7:15. Если же неверующий хочет отделиться

от самого верующего,

пусть отделяется,

ибо нет в этом никакой необходимости и опасности для верующего.

Почему знает муж верующий, не спасет ли жену неверующую? или почему знает жена, не поможет ли она мужу-идолопоклоннику сделать первые шаги веры (1Кор.7:16)?

1Кор.7:17. Но каждый,.. как... призвал... Бог,

то есть как обретен он, когда призван к Его Евангелию,

так уже и да остается

и что вам говорю,

всем... также Церквам... повелеваю.

1Кор.7:18. Если обрезанным... кто... призван,

нимало пусть не жалеет о том, что он не с крайней плотью13. Подобным же образом, если в

необрезании кто... призван, пусть не обрезывается.

1Кор.7:19. Ибо обрезание то и необрезание ничто суть, но соблюдение заповедей Божиих.

Также если

1Кор.7:21. рабом... призван... ты,

пусть это тебя не заботит.

Если... можешь еще сделаться свободным,

и выйти, и проповедовать Евангелие, и претерпеть преследование за него, это тебе полезно будет, – то будь свободен.

1Кор.7:22. Ибо... в Господе... призванный... раб... свободен есть

вследствие самого крещения Господа нашего; а кто

свободным... призван...,

тот чрез смирение

раб... есть... Христов.

Поскольку же это равнозначно, то и сказал поэтому, что

1Кор.7:24. каждый... в каком звании... призван, в том пусть остается.

1Кор.7:25–26. О девах же повеления

какого-либо от Бога

не имею, а... совет некий даю, как человек, получивший... милость... от Бога

и удостоенный того, чтобы

быть мне верным Евангелию. Я так думаю лучше быть,

то есть так легко и удобно ради опасности (для) мира.

1Кор.7:28. Если ты жену взял, не согрешил.

Однако же апостол назвал это скорбью, потому что предстоят им опасности по плоти.

А я, братия, вас жалею.

1Кор.7:29. Ибо время,

– то есть или конец, или день кончины нашей,

сокращено есть

и приспело. Поэтому

и имеющие жен... да... будут, как не имеющие.

1Кор.7:30–31. И плачущие,

то есть те, кто печальны, да будут,

как не плачущие, а пользующиеся

благами мира пусть не впадают в роскошь.

Если кто имеет девицу и после того, как в течение известного времени сохранит обет свой, узнает, что он не в состоянии (соблюдать обет), то ради проведенного времени не должно ему стыдиться (1Кор.7:36).

1Кор.7:37. А кто постановил

в духе своем, и ему не предстоит никакой опасности пожелания к перемене решения, и это

решил в сердце своем – соблюдать свою деву, тот хорошо делает.

1Кор.7:38. Итак, и выдающий замуж...14 девицу... свою... хорошо делает, и [а] не выдающий,

– то есть кто удерживается,

лучше делает.

* * *

13

Греч. буквально: «да не растягивает себе» (оставшуюся после обрезания часть крайней плоти). По свидетельству Иосифа Флавия и Маккавейских книг, из-за еллиномании и презрения к еврейству так делали многие евреи (Antig. XII. 5. 1).

14

Буквально с греч.: «брачущий».


 Глава 6Глава 7Глава 8