преподобный Ефрем Сирин

Толкование на священное Писание
Послание к евреям

Глава 1

Евр.1:1. Во многих знамениях, – говорит, – и многими образами говорил прежде чрез пророков с отцами нашими,

то есть разными изменявшимися образами говорил с Ноем, Авраамом, Моисеем и с народом в пустыне, – а также в разных являлся им подобиях, то в виде старца (Дан.7:13), то гиганта (Быт.32:24), и в других.

В самом конце времен не в подобии и не чрез рабов, но

Евр.1:2. чрез Сына Своего говорил с нами,

– именно чрез Того,

Кого поставил наследником всего,

разумей по плоти, ибо Тот, от Коего все и чрез Коего все, не мог бы быть назначен наследником всего.

Чрез Коего сотворил, – говорит, – века́

все, настоящий и будущий.

Евр.1:3. И Он есть блеск света славы Его,

так как чрез дела Сына, как бы чрез свет, открылась нам слава Отца,

и образ величества Его,

то есть равен величеству Его,

и устроил все силою Слова Своего,

то есть сила Слова Его покорила все народы,

и чрез Него совершил очищение грехов

в водах крещения,

и Он возсел одесную славы величества,

по плоти, в которую облекся.

Евр.1:4. Если же Он был настолько превосходнее Ангелов

в отношении всего того, что я указал;

то сколь превосходнейшее пред ними... имя... наследовал?

То есть именно то, о котором сказал: «дал Ему имя, которое выше всякаго имени» (Флп.2:9).

Евр.1:5. Кому когда-либо из Ангелов сказал:.. Сын мой еси Ты (Пс.2:7)?

Ибо хотя это и сказано было людям, как свидетельство о природе их, то есть что они суть сыны (Бога) не по природе, а по благодати, – однако же ни одному из Ангелов не сказано: «Я буду Ему Отцом и Он будет Мне Сыном» (2Цар.7:14).

И ни одному из людей не было возвещено:

Евр.1:6. да поклонятся Ему вси Ангелы Божии,

ибо если Ангелы и делаются товарищами людей, однако же люди никогда не приводили Ангелов в повиновение себе.

Ибо Ангелы не нетварны, но

Евр.1:7. сотворил, говорит (Пс.103:4), Ангелов Своих духами и слуг Своих огненными пламенем.

О Сыне же Своем так говорит Бог:

Евр.1:8. престол Твой... во век века.

Обрати внимание на то, что не назвал здесь плоть Его сотворенною, не потому, чтобы она не была создана, но чтобы творение по плоти Ариане не отнесли к творению Сына по естеству.

Жезл, – говорит, – правоты Иуды, жезл царства Твоего

и прочее, сказанное Давидом о Христе по плоти (Пс.44:7–8), Апостол привел здесь.

Евр.1:10. И:.. Ты, Господи,.. в начале... землю... основал, и небеса,

– то есть твердь, которая создана после земли,

дело рук Твоих суть.

Здесь, как и в словах: «они погибнут» и прочее, – Апостол опять приводит изречение Давида (Пс.101:26–28). Если погибнут все творения, то следовательно погибнет и рай, который не имел погибнуть. Поэтому посредством рая, который не погиб, открывает, что вместе с нами (назначенными для блаженства в раю) обновятся и все твари (Рим.8:18–22), как учат одни, – а отнюдь не погибнут, как говорили другие (Евр.1:11–12).

Евр.1:13. К кому, – говорит, – из Ангелов сказал: седи одесную Меня, доколе положу врагов твоих под ноги Твои (Пс.109:1)?

Евр.1:14. Хотя, – говорит, – они суть... духи,

однако они необходимы, как посылаемые в конце (мира)

на служение ради тех, кои имеют наследовать жизнь спасения.


Комментарии для сайта Cackle