преподобный Ефрем Сирин

Толкование на священное Писание
Послание к Галатам

Глава 2 Глава 3 Глава 4

Глава 3

После того как убедил их касательно события в Антиохии, возвращается к порицанию и увещанию Галатов, говоря так:

Гал.3:1. о неразумные Галаты,

склоняющиеся ко всем учениям!

Кто вас очаровал?

Ведь, вы прежде оказали успех в усвоении Евангелия, а теперь хотите отступить?

Ибо вот пред глазами вашими написано

и в Новом и в Ветхом (Завете)

о Христе Иисусе,

как об имевшем претерпеть распятие, ибо древнее Писание, которое любите вы, свидетельствует, что Он должен

быть... распят.

Гал.3:2. Теперь сие только... от вас желаю узнать: от дел... закона,

кои заставляют вас ныне подвергаться обрезанию,

Духа приняли вы

пророчества и языков и истолкования языков,

или́ от слуха1 веры,

которую мы проповедали вам? Ведь если бы вы были отринуты за то, что не соблюдали постановлений закона, то каким образом ныне соделались достойными даров Духа? – Если же вы были совершенны, то смотрите,

Гал.3:3. как не разумны вы [есте́]

тем, что, между тем как Иудеи оставили закон и перешли к этому Новому (Евангелию), вы,

начав духом,

то есть Евангелием,

теперь

благодаря закону хотите

плотию окончить?

А если это так, то и скорби, кои вы претерпели ради обетования Христова,

Гал.3:4. напрасно претерпели вы.

Но скажите мне:

Гал.3:5. кто даровал вам Духа и совершил у вас... силы [чудеса]

Того же Духа,

от дел ли закона,

коих не исполняет человек, совершил Он (Бог),

или́ от слуха веры?

Если же думаете вы или ваши учители, что вера меньше дел, то вот Авраам не потому, что совершил дела (закона), а

Гал.3:6. потому, что уверовал в Бога, вменено ему в правду.

Понимаете ли из этого, что верующие, подобные Аврааму, называются сынами Авраама? (Гал.3:7)

Гал.3:8. Провидело,

то есть от самых дней Авраама указало,

Писание, что от веры [верою] оправдает язычников... Бог,

когда говорил ему:

благословятся... в тебе... все народы (Быт.12:3).

Гал.3:9. Итак, уверовавшие благословляются с... Авраамом... верным.

Гал.3:10. Ибо все, кои от дел закона [суть] под проклятием находятся, ибо написано: проклят , – говорит, – всяк человек, кто не пребудет во всем написанном в книге закона, чтобы исполнять это (Втор.27:26).

Гал.3:11. Ясно,.. что законом самим никто не оправдывается,

так как нет никого из праведников, большего или меньшего, который не был бы преступником закона и не подлежал бы проклятию закона;

ибо, – опять говорит, – праведный от веры жив будет (Авв.2:4).

Гал.3:12. Закон же не от веры

животворит,

но... исполнивший это [заповеди закона] жив будет этим (Лев.18:5).

Гал.3:13. Христос... нас... искупил... от проклятия закона,

ибо, придя (на землю), претерпел

за нас проклятие: проклят , – сказано, – всяк, висящий на древе (Втор.21:23).

Теперь же, поелику

Гал.3:14. благословение Авраама

чрез Евангелие Христово

достигло до язычников,

почему не спешите с радостью принять благословение Духа, обещанное Аврааму чрез веру, которая прежде оправдала Авраама? – Приводит в речи своей пример, что, как завещание

Гал.3:15. утвержденное не отменяется, и не прибавляется

какое-либо другое постановление сверх того, что положено в нем, – так и

Гал.3:16. Аврааму изречено обетование:

не ему и семенам его многим, потомству Хеттуры и Измаила, но ему самому

и семени его [Одному], Кто есть Христос.

Итак, этого обетования, которое подобно завещанию утверждено было у Бога, от самых дней Авраама,

Гал.3:17. закон, бывший после четыреста и тридцати лет, не может отменить, и сделать бездейственным обетование.

Гал.3:18. Ибо если,

как утверждают ваши новые учители,

по закону наследство, то уже не по обетованию,

как сказал сам Бог. Но мы знаем, что Аврааму

чрез обетование... даровал... Бог,

а не чрез закон, который

Гал.3:19. преступников ради положен был,

чтобы он своими установлениями мог подготовлять людей до времени, то есть

доколе не пришло семя, которое обетовано,

в присутствии сонма Ангелов,

рукою посредника.

Гал.3:20. Но посредничество

Ангелов было не в одном лице;

Бог же,

бывший среди них и давший это обетование,

один был,

который не изменяется.

Гал.3:21. Итак, закон – не против обетований Аврааму, ибо если бы дан был закон могущий оживотворить,

то упразднено было бы обетование.

Гал.3:22. Но... заключило... Писание

исполнителей закона

под грех, дабы обетование от веры Иисуса Христа... дано было

не делающим (дела закона), но

верующим.

Однако же не совсем бесполезен был закон, но был для нас стражем от грехов, благодаря своим прещениям и наказаниям.

Гал.3:23. Заключены были

– разумей: сохраняемы были

для той веры,

которая уготована была для откровения нам.

Гал.3:24. Итак, закон... детоводителем... нас... был,

поелику вас, укрощенных и усмиренных, приводит к вере во Христа, которая оправдывает нас.

Гал.3:25. Но когда пришла вера, уже не у детоводителя... мы,

то есть под законом;

Гал.3:26. ибо все мы сыны Божии чрез веру Иисуса... Христа,

а не прежние рабы, угнетаемые под игом закона.

Гал.3:27. Все, кои во Христа крестились

и веруют, что

облеклись... во Христа,

– не только освободились от проклятия закона, но и приняли как бы другой образ, хотя и остались теми же по естеству.

Итак после прощения в крещении

Гал.3:28. нет уже Иудея

надменного,

ни язычника

отверженного,

ни раба

слабого,

ни владыки

горделивого,

ни мужчины

по власти своей и

женщины

с подчинением своим:

ибо все вы одно есте во Христе Иисусе.

Гал.3:29. Если же вы

принадлежите

Христу,

Который от Авраама,

то... семя Авраамово... вы,

ставшие наследниками обетования.

* * *

1

Посредством восприятия слухом наставлений.


Глава 2 Глава 3 Глава 4