преподобный Ефрем Сирин

Толкования на Священное Писание
Послание к Римлянам

Глава 1

(Рим.1:1–4) "Павел , – говорит, – призванный» , то есть призванный на пути в Дамаск, явившимся ему Иисусом Христом, Который послал его проповедывать Евангелие Свое (Деян.9:1). Не говорит: «тогда я призван был, когда я был избран», но: «уже избран, как сотоварищи мои, прежде чем образован был мир, для проповедания Евангелия Божия». Как то, так это, Римляне, – одно есть Евангелие, один Благовестник, о Котором искони засвидетельствовали священные книги пророков, сообщая обетование о Сыне, Который в последние времена явился среди них (Израильтян), облеченный плотью, «происшедшею из племени Давидова" . – и открылся, как Сын Божий. Каким же образом открылся? "Силою и святостию духа», то есть Своими силами и дарами, которые с Духом Святым нисходят на Его учеников. Тот, сказал, Который воскрес из мертвых. Никто не воззвал Его к жизни. Мертв был и стал жив. Сочтенный за мертвеца по телу, которое принял; живой же – по причине божества. Посему и сказал: «определен Сыном Божиим» . Не сказал: воззван к жизни, дабы не противоречить своим словам, но: Себя Самого воззвал от мертвых, – так что Он же и пророчества Свои исполнил и удостоверил.

(Рим.1:5–6) «Чрез Котораго мы приняли благодать.» Банею крещения мы получили также и «апостольство» вместе с дарами Святого Духа, чтобы, именем Его нам возвещать не дела нечестивые и гнусные, и не ту мерзостную жизнь, о которой мы упомянули. И вы, Римляне, быв из тех, которые призваны, не будете лишены благодати, пославшей нас к вам.

(Рим.1:7–8) "Всем сущим в Риме,.. призванным святым», то есть оглашенным и омытым чрез крещение. Святыми были крещенные, по причине очищения, данного в крещении: "омылись, – говорит, и освятились» (1Кор.6:11). «Мир... вам... и благодать... от Бога Отца нашего» (Рим.1:7), Который вас призвал и в усыновление Свое принял, "и Господа нашего Иисуса Христа» ; не сказал: «чрез» Господа нашего Иисуса Христа. «Благодарю Бога... чрез Иисуса Христа.» Пред этим сказал: «от... Господа» , дабы показать божество; теперь же говорит: "чрез Господа», чтобы показать также и человечество. "Вера ваша , – великая как ваш город, – возвещается во всем мире» .

(Рим.1:9–16) «Свидетель мне есть Бог, Коему служу в духе моем" , то есть духовною жизнью, а не по законам жертв, – «Евангелием Сына Его" , а не по книгам Моисеевым. «Непрестанно воспоминание о вас творю... в молитвах моих», молясь о том, чтобы не после долгого времени, но вскоре даровано мне было видеть вас, "да преподам вам" нечто от благодати духовной, как преподал я сотоварищам вашим – Галатам и Коринфянам, – для утверждения вас, чтобы вы были тверды во время гонения, – и (чтобы даровано мне было) соутешиться взаимно среди вас и вместе с вами помолиться при общей вере. "Не хочу же, чтобы вы не знали, что я часто желал придти к вам» , иметь также и у вас плоды, которые я приношу величию Божества, Коего ученик есмь, – как и у других народов я имел, у "мудрецов и невежд" , то есть у тех, кои соглашаются повиноваться нам, и других, кои отказываются. Но пусть повинуются или нет, моя обязанность – проповедывать. И "я готов" , послушные Римляне, возвещать вам Евангелие. Сказал, что он готов, – или потому, что был вдали от них, – или потому, что город тот почитал идолов, – или потому, что у всех отсутствовала охота идти туда.

(Рим.1:16–17) «Ибо я не стыжусь Евангелия» моего, именно за крест, в нем возвещенный; ибо он «есть сила Божия» , которая совершает то, что мятежные язычники приводятся к послушанию, – и Евреи и язычники, верующие в него, получают верное спасение. «Правда Божия» , то есть жизнь древних, «в нем открывается... от веры в веру» , от веры Авраама в веру сынов Авраамовых. Что это так, как я сказал, показывают Писания, которые говорят: «праведник... от веры жив будет» (Авв.2:4).

(Рим.1:18–20) "Откроется гнев Божий с неба» , в отмщение за закон природы, на тех, кои пребывают в неправде и хотя сознают истину, но чтут нечестие. Знание о Боге известно им, ибо Бог открыл Себя в тварях. «Что невидимо от начала мира" : это говорит, или о природе тварей, которая описана Моисеем, или о Сыне, Который сокровен был и теперь явил Себя, Коего истины теперь открываются в чудесах, как в начале – в сотворенных предметах. Неизвинительны будут те, кои отступают от Него.

(Рим.1:21–23) "Они познали Бога из тварей, но не... Бога прославили» – Творца всей природы – «или возблагодарили, и отщетились в помыслах своих" от истины славы Его. Поелику не прославили Его при всех чудесах Его, Коего за чудеса Его должны были прославлять, то омрачились неразумием сердца своего и светом знания своего. Поэтому сделались глупцами, себя самих «считали мудрыми, и сделались глупыми», удаляясь от Бога, воздавая славу изображениям человека, птиц, пресмыкающихся и четвероногих.

(Рим.1:24–26) Поелику они уклонились от Бога, Который любит святость и чистоту, и увлеклись образами, возбуждавшими действовать вопреки святости и чистоте, – то «Бог... предал их» не в богатства, которые они ненавидели, но преданы они в нечистоту, в похоти сердца их, – «обезчестили они срамом тела... свои в себе самих, переменяя истину Божию в ложь,.. и служение твари предпочли пред Творцем".

(Рим.1:26–28) Подобно и «женщины их переменили закон природы своей», повиновались и чтили (идолов). Слышишь, что также и женщины их переменили законы свои на законы неправые, хотя и не были доведены до этого насилием кого-либо. «Подобно и мужчины сами оставили также естественное употребление женщины», сами также впали в нерадение, хотя и никем не принуждаемые, – доведенные до этого не только своею похотью, но и алчностью. Также и «возмездие за свое» восстание против жен "получили они в себе... самих» . Не восхотели "в... себе" познать Бога, хотя и могли, – «и... Бог... предал их» , то есть не в руки властелинов или греху, но помыслам о том, что уклоняется от благородного сего и преполезного убеждения. "Предал их в превратный ум – делать непотребства» , каковые уже и учиняли.

(Рим.1:29–31) "Исполненных своеволия, всякой неправды» и других пороков, которые перечисляет. Кои правду Божию сознают, те, совершая это, предаются второй смерти, – и не только те, кои делают таковое, достойны смерти, но и те, кои сочувствуют таким делам и коих изобразил Апостол "гордыми и надменными, изобретателями пороков», которые видели в товарищах. Быть может, сказал это о тех из ихних судей, кои, подкупленные дарами, не только не препятствовали преступлениям, но и даже содействовали и хвалили совершавших дурные дела.


Комментарии для сайта Cackle