архимандрит Ефрем Филофейский, Аризонский (Мораитис)

О страстях и невидимой брани

Содержание

О страстях Колючие сорняки Об Осуждении Клевета и осуждение Мы все больны Эгоизм Внутреннее осуждение О Гневе О возношении и тщеславии Чертополох Смирение Бога Смирение и Гордость Водопроводный кран Учи уроки О тыквах и кипарисах О Невидимой Брани Непрестанное смирение Уравновешенность непрестанно Стань глупцом Плотская брань Не трусь Справедливость Бога Бог принимает всегда Перст Божий Опыт Не отчаиваться О мужестве О трусости и мужестве Бог присутствует везде Новоначальной О малодушных и святых Понуждай себя Нерадение Победа через падение О праведных и малодушных О лени и нерадении О малодушии Сражайся и помни о смерти Всё по Промыслу Отступление благодати Нелёгкое дело Камариный укус Виноват всегда ты сам Оправдывай других Буря О молчании Бдите и молитесь Через огонь и воду Как осенний лист Самоотвержение Диавол не дремлет Иди вперёд Объяви Войну Диаволу Беспокойство демонов Победа за нами  

 

О страстях

Подвизайся, чадо мое, ибо путь Божий узок и тернист – не сам по себе, а по причине наших страстей.

Колючие сорняки

Ах, эти страсти, колючи их корни! Сколько труда, сколько боли, какие слезы, какие молитвы необходимы для того, чтобы увидеть малое облегчение! Настоящее мученичество!

И раз мы желаем выкорчевать из своего сердца колючие сорняки – символ страстей, чтобы насадить культурные растения, то, конечно, приложим большой труд, и наши руки будут истекать кровью, а лицо покроется потом. Иногда нас будет посещать и отчаяние при виде того, сколько еще сорняков, сколько страстей!

Но мы с надеждой на Христа, Исправителя наших душ, будем прилагать заботу о земле нашего сердца, трудясь над его очищением. Терпение, скорбь, смирение, послушание, отсечение своей воли – все это содействует его возделыванию. Мы должны приложить все свое усердие, а Бог, видя наш труд, приходит и благословляет его, и так совершается наше преуспеяние.

Дерзай, труд этот временный и мимолетный, в то время как награда на небе велика. Подвизайся и будь трезвенным в помыслах, твердо держись надежды, ибо это показывает, что дом построен на камне, камень же – Христос.

Об Осуждении

Клевета и осуждение

Клевета – великое зло.

Подобно тому как маленький корабельный руль ведет судно туда, куда пожелает, так и язык приводит человека либо к добру, либо ко злу.

Святые отцы сильно обличают осуждение чужих грехов, недостатков или дурных привычек.

Когда мы судим своего брата, мы осуждаем самих себя в великом грехе. Когда же мы покрываем нашего брата, тогда покрывает и Бог наши тяжкие грехи.

Сбрасывая покров с ближнего, мы отгоняем от себя благодать Божию и нам попускается впасть в те же прегрешения, чтобы научиться тому, что все мы немощны и что нас поддерживает благодать Божия.

Хранящий свой язык сохраняет и душу свою от многих грехов и падений.

Главными причинами клеветы и осуждения являются гордость и эгоизм, потому что такой человек мнит, что он лучше других. Поэтому полезно считать себя меньшим всех, чтобы брата увидеть лучшим себя и суметь с помощью Божией избавиться от этого зла.

Если что-либо подталкивает тебя к осуждению какого-нибудь поступка брата или дела, ты лучше постарайся помолиться о деле, чем пропускать его через суд своего рассудка.

Если затворишься в себе посредством молитвы, смирения, обретешь сокровище духа. Только удаляйся гордости и осуждения.

Смотри, чадо мое, не осуждай ни одну душу, потому что осуждающему ближнего Бог попускает падение, чтобы он научился сочувствовать своему немощному брату.

Всех нас укрепляет милость Божия, и, если мы возгордимся, Бог забирает Свою благодать и мы становимся хуже других.

Мы все больны

Нужно терпеть немощи другого человека, ибо кто из нас совершенство?

Кто может похвалиться тем, что свое сердце сохранил неоскверненным?

Стало быть, все мы больные, а судящий своего брата просто не чувствует того, что он больной, ибо больной больного не осуждает.

Осуждение – это серьезный грех.

Также серьезным грехом является и нетерпение немощей ближнего.

Любите, терпите, не замечайте немощей ближних, не гневайтесь, не горячитесь, прощайте друг друга, дабы уподобиться Христу и удостоиться быть рядом с Ним в Его Царстве.

Избегайте, чада мои, осуждения. Это очень большой грех.

Бог очень печалится, когда мы осуждаем и гнушаемся людьми.

Будем заботиться лишь о своих ошибках, о них да будем болезновать, самих себя да будем осуждать и тогда обрящем милость и благодать от Бога.

Эгоизм

Эгоизм – худшее из зол. По его вине у нас происходят все ошибки, от него – возмущение помыслов. Бойтесь его и старайтесь от него освободиться, поскольку чем дольше он пребывает в нас неуязвленный, тем более будет наносить нам раны и причинять боль.

Прошу вас, не осуждайте друг друга, ибо это совершенный эгоизм. Убежим далеко от эгоизма. Он источает отвратительное зловоние, и несчастен тот, кто лелеет его в себе.

Внутреннее осуждение

Пусть брат оправдывает ошибку брата, и это – свидетельство смирения и любви.

Брат, творящий так, обретет великую благодать Божию. Тот же, кто осуждает и соблазняет ближнего, должен знать, что не получит благодати, но и то, что имеет, потеряет, чтобы через страдание выучить урок смирения.

Больше всего бойтесь осуждения в помыслах, потому что оно не обнаруживается явно в слове и не может быть исправлено услышавшим его. Берегитесь, повторяю, внутреннего осуждения, которое незаметно делает нас повинными смерти, лишает жизни в Божественной благодати и приносит нам, как горчайший напиток, душевное омертвение.

О Гневе

Имей кротость, не гневайся, потому что гнев – плод себялюбия и своеволия, в то время как кротость, напротив, – плод смиренного сердца и отсечения своей воли.

Когда человек гневается, ум его теряет рассудительность и, как следствие, теряет и равновесие, увлекается неподобающими помыслами и образами.

Когда человек опьянеет, теряет свое достоинство и становится смешон для людей. Так и гневливый в порыве ярости.

Чтобы обрести мир в своей совести, мы должны усмирить и искоренить зверя гнева, который гнездится в эгоизме.

Если случится так, что тебя обличит кто-либо, справедливо или от неуважения, сдержи себя, подави свое внутреннее возмущение, затвори уста и начни про себя творить молитву и увидишь, как тут же задохнется зверь!

Но для каждой победы необходим подвиг!

О возношении и тщеславии

Помыслы возношения и тщеславия страшны и труднопоборимы, но пред смирением Иисусовым они в буквальном смысле слова теряют свою силу.

Страх и трепет должны охватывать тебя, когда ты явственно увидишь помыслы тщеславия и превозношения, потому что сообразно сим помыслам Промысл Божий подготавливает тебе наказание искушениями, чтобы научить смирению.

Гордость не смиряется иначе, как пощечинами и падениями.

Чертополох

Знай, чадо мое, что дух гордости одолеть чрезвычайно трудно, а дух тщеславия многоголов, как чертополох. Как бы ты ни изменял свой помысл или образ жизни, все будешь натыкаться на его колючки. И если так обстоит дело, то как же быть? Будем использовать любое средство, будь оно мысленным или вещественным, для смирения. Будем в первую очередь понуждать свой помысл мыслить смиренно, а освобождение от страсти или облегчение от нее возложим на Божественный Промысл, чтобы он сам все устроил. Мы со своей стороны будем подвизаться, а Бог соответственно нашему подвигу поможет нам.

Смирение Бога

Ангелы на небе – во славе и пении. Люди – в своих домах и дворцах. А Бог и Творец – в пещере, в яслях для животных, как последний нищий!

Что за смирение Иисусово! Стяжите это смирение, чада мои. Смирение – самая благодатная добродетель, сотканное из золота одеяние. Блажен облачившийся в него, он приобретет неизреченную духовную красоту.

Самыми грязными страстями, напротив, являются гордость и эгоизм.

Смирение и Гордость

Как только человек приходит в состояние смирения и самоукорения, он замечает в своей душе сладкий покой, мир, утешение, облегчение и надежду! В то время как, напротив, о гордости души свидетельствуют беспокойство, смущение, гнев, похвальба, склонность к высокомерию и тому подобное.

Водопроводный кран

Увы! Какое зло порождает в человеке гордость! В ничто вменяет Бог его труды, и это потому, что человек – «водопроводный кран», а не источник!

И как водопроводный кран может вменять себе истекающую воду, если видит, что причиной текущей воды является источник?

Однако же забвение – наихудший учитель души, потому что если бы она помнила об истине, то не теряла бы рассудка.

Учи уроки

Отчего пали великие подвижники, которые, хотя и отреклись от всего, но, на позор всему монашеству, впали в беснование и возвратились в мир?

Оттого, что они считали себя лучше и добродетельнее других и полагали, что они якобы что-то делают.

Откуда падение денницы? Разве не от гордого помысла?

Итак, его злосчастие пусть будет уроком для нас, ведь нужно учиться не только на собственных несчастьях, но и на чужом жизненном опыте.

Уступками не давай пищи своим страстям, чтобы впоследствии не претерпевать тебе болезней и скорбей! Потрудись теперь сколько можешь, ибо со временем, если страсти останутся без надзора, они становятся как бы второй природой, и тогда попробуй-ка совладать с ними!

О тыквах и кипарисах

Чем быстрее приобретаешь добродетель, тем легче ее теряешь. Чем медленнее и тяжелее она приобретается, тем тверже пребывает.

Одна тыква высоко разрослась и хвалилась кипарису:

– Смотри-ка, за сколько дней я выросла! А тебе уже столько лет!

– Подожди, – говорит ей кипарис, – ты не видела еще ни ветров, ни жары, ни холода!

В скором времени тыква засохла, а кипарис остался на своем месте!

Так и человек: и в бурю, и в штиль он пребывает одним и тем же. Почему? Потому, что длительное время соделало постоянство. В начале удаления из мира его душевное состояние было неустойчивым, но со временем благодать Божия постепенно устрояет спасение и свободу от страстей.

Сегодня – небольшое понуждение, а завтра благодать Божия начнет действовать сама, и вам не нужно будет понуждать самих себя и приводить себе на память различные спасительные воспоминания. Живущая в вас благодать, помимо вашего желания, будет приводить их вам на ум. И тогда вы узрите таинства таинств! Будете приходить в чувство, скажем, памяти смертной, или чего-либо другого.

Открыв глаза после сна, вместо того чтобы чувствовать сонливость, вы уже сразу будете переживать всю полноту созерцания.

Тогда вы скажете: «Но как же бывает такое, когда человек только что проснулся?». Как бывает? Благодать Божия действует сама, что является плодом постоянства. Также бывает и с грехом: человек и днем, и во сне все помышляет о грехе, все о зле. Как доброе обыкновение, подкрепляемое благодатью Божией, становится в человеке привычкой, так и грех, благодаря дурному обыкновению и диаволу, становится постоянным злом.

Терпи, все с помощью благодати Божией пройдет. Ничего не останется, только бы ты подвизался. Если будешь отражать мужественно все, что борет тебя, то оно не пребудет долго.

Страсть гордости будет бороть долго, до самой старости. Но будешь получать отдых от нее сообразно своему подвигу и духовным знаниям, которые станут твоей защитой.

Если подозреваешь, что другой человек имеет о тебе дурные помыслы или что о тебе говорят то-то и то-то, – такое подозрение, согласно святым отцам, называется ложью ума.

Главным образом нас должно занимать очищение сердца от страстей, исправление недостатков! То, что временами, в часы утешения дарует Бог, не играет никакой серьезной роли, потому что приходит и уходит.

Человек исполнен страстей, немощей, своенравия и всякой нечистоты, и, чтобы освободиться от этого, он должен вести кровопролитную борьбу.

Посему, чадо мое, если желаешь умалить и искоренить свои страсти, возлюби смирение, терпение и самоосуждение.

Только таким способом можно с успехом избавиться от страстей.

О Невидимой Брани

Непрестанное смирение

Хорошо познав, что охотник за нашими душами везде поставил и расстелил свои сети, не будем предаваться дреме. И на рынке, и на площади, и в семейном кругу, и в самой церкви Божией будем подмечать расставленные сети, даже если они искусно прикрыты благочестием. Кто же может избавиться от этих замаскированных сетей и посмеяться над их страшным мастером?

Вот, великий опыт наших преподобных отцов свидетельствует, что только смиренномудрие, эта высокая и всесильная добродетель, меч духовный, с корнем выкорчевывает зло и легко разрушает искусительные сети врага.

Посему возьмем на себя небольшой труд стяжания этой спасительнейшей, уничтожающей диавола добродетели – смирения!

Уравновешенность непрестанно

Чадо мое, и в радости, и в скорби – всегда будь осторожен.

Ни в радости не выходи из границ, выказывая ее оживлением и смешками, ни в печали не помрачай лица настолько, чтобы это было заметно, потому что сатана пускает свои помыслы, как стрелы, но не может понять, приняли ли мы их в свое сердце.

Он, как мастер, посредством прилога запустив стрелу злого помысла, наблюдает за нашим лицом и всеми движениями нашего тела и по ним определяет, насколько стрела уязвила наше сердце.

Если он увидит, что душа уязвлена, тогда сильнее пускает стрелы, чтобы умертвить ее.

Если же по характерным признакам он увидит, что душа не ранена, тогда изменяет тактику.

Поэтому, когда у тебя радость, скрывай ее в своем сердце, чтобы диавол не узнал о ней по твоей невнимательности и не украл ее у тебя каким-нибудь искушением.

И в скорби поступай так же, чтобы он не увеличил тебе ее, узнав о ее причине.

Когда и в радости, и в скорби ты находишься в уравновешенном состоянии, диавол, не ведая точно о том, что происходит внутри тебя, не знает и как с тобой воевать.

Мы ходим посреди сетей многих, и, дабы избежать их, нам не разрешается жить нерадиво.

Стань глупцом

Цель диавола – никогда не оставлять тебя в покое.

Когда справа, а когда слева, когда твоими собственными, а когда чужими вещами он будет занимать тебя, чтобы не дать покоя твоей душе, дабы ты не увидел дна, на котором еще много мусора.

Не занимайся ничем внешним по отношению к себе самому.

Стань глупцом, чтобы быть умными.

Стань неучем, дабы Господь открыл тебе Свою премудрость.

Плотская брань

Чадо мое, ты пишешь мне о своей плотской брани.

Знай, что произошла она у тебя от гордости, чтобы ты смирился и научился тому, что если нас оставит благодать, то мы падаем и делаемся жалким зрелищем.

Посему смиряйся, укоряй себя, проси у Божией Матери даровать тебе дух смиренномудрия, чтобы в чувстве познать, что ты ноль, ничто, ибо Христос говорит: без Меня не можете делать ничего.

В этом искушении, пришедшем к тебе, научись тому, как падает человек и как глубоко падает.

Но для более гордых есть падения и похуже.

Не огорчайся: это искушение и оно пройдет.

Бог попускает это для нашей пользы, чтобы посредством искушений мы научились мудрости.

Терпи, мужайся, не отчаивайся, дерзай; это пройдет.

Это шторм, и море выбросит весь мусор, который скопился на дне во время штиля!

Не огорчайся чрезмерно, ибо это от диавола и такая печаль приведет тебя к небрежению и охлаждению.

Только подвизайся и не бойся.

Презри сатану и покажи, что ты не считаешься с ним, и он, как гордый, уйдет, ибо доколе ты считаешься с ним, он не отстанет.

Не трусь

Не страшись, чадо мое.

Это брань, и она пройдет.

Все святые были боримы.

Нам, как немощным, Бог не попустит брани, превышающей наши силы, и подаст помощь.

Однако, поскольку у нас есть гордость, Бог попускает нам брань, чтобы мы смирились.

Не скорби чрезмерно, но с великим смирением повергни себя пред Богом и укоряй себя.

Любой злой помысл прогоняй, как только он придет, и я верю в то, что благодать Божия подаст тебе облегчение.

Не бойся, ничего с тобой не случится.

Прочь гони трусость, дерзай, все пройдет, ты увидишь

. Брань же эта принесет тебе много пользы, и многую благодать даст тебе Бог.

Только не трусь, потому что так мы проигрываем игру.

Справедливость Бога

С великим вниманием должны проводить мы свои дни.

Диавол очень коварен и поджидает удобного случая, чтобы вовремя нашей духовной дремы уловить нас в свои сети и сделать повинными пред Богом и своей совестью.

О, если бы Бог упразднил его, чтобы он не мог творить нам зло!

Но, будучи справедливым, Бог не может нарушить свободы человека.

И таким образом мы по своему произволению слушаем лукавые внушения диавола и согрешаем.

Бог принимает всегда

Всеблагий Бог принимает нас даже в единонадесятый час.

А нам хотя бы в тот час понять это.

Но лукавый враг нашей души не бездействует, ничто не ускользает от него, ибо он знает безмерную цену времени и старается излишними попечениями, мирскими приманками и удовольствиями укоренить в нас неведение и забвение, дабы в последний час повергнуть в совершенное отчаяние.

Таким образом он, окаянный, приобретает бессмертные души, за которые Христос умер на Кресте!

Перст Божий

О бранях своих не скорби, не бойся, но дерзай.

У демонов нет власти причинить тебе зло.

Но это перст Божий, и благодари от сердца, ибо посредством сего отверзутся очи твоей души и направят тебя на истинный путь.

Трудноисцелимые страсти врачуются горчайшими лекарствами.

Умоляй Бога: «И не введи нас во искушение». Эта брань, как говорит авва Исаак, от гордости, от возношения, от черствости сердца. Исцеляются сии страсти смирением и признанием собственных ошибок, послушанием и доверием духовному отцу.

Смиряйся, чадо мое, только это лекарство спасет тебя.

Бог по любви Своей послал тебе эти искушения, дабы устрашить тебя, чтобы ты пришел в себя, образумился, смирился и попросил прощения.

Посему, когда ты молишься, эти лукавые приходят в ярость: они видят, что ты начинаешь разрубать их сети, и боятся, как бы ты не убежал от них. Они желают устрашить тебя или привести в отчаяние.

Поэтому вооружайся верой в Бога и надеждой на Него и будь уверен в том, что ничего они не могут сделать без повеления свыше, от Бога.

Знай, что если ты претерпишь эту брань, смиришься пред Богом и братией, то Бог дарует тебе великую благодать и просвещение, откроются очи твоей души и ты узришь, в какой тьме ты находился.

Дерзновение, которое чувствуешь, – это благодать Божия, помогающая тебе в сих искушениях, ибо оказаться в такой брани без дерзновения, надежды и веры – великая опасность.

Не бойся ничего, возлагай все свои надежды на Христа.

Не прекращай молитвенного вопля и узришь, какую получишь помощь.

Бойся Бога, а не демонов.

Бойся Бога в Его судах, ибо, когда Он решит наказать нас за гордость, кто может воспрепятствовать Ему?

Посему, когда зло мало, позаботимся о его исцелении, иначе оно возрастет, и тогда, даже если будут помогать тебе и другие люди, не смогут спасти тебя.

Итак, больше возлюби Бога, пославшего тебе лекарства от твоих немощей – терпение, смирение, дерзновение, и постарайся принять их.

Пока борет нас лукавый дух гордыни, падения наши не прекратятся.

Когда же падения даруют нам познание своего окаянства и мы удостоимся смирения, тогда с нами Христос, смиренный сердцем и кроткий душой. Тогда в душе нашей будут царствовать радость, мир и сладость и наше сердце согреет блаженство.

Опыт

Однако много испытаний попускается и для приобретения опыта и духовной мудрости, ибо без искушений невозможно стяжать опыт.

Опытом называется искусство, полученное не от учения, а от практического постижения того, что приносит вред, а что пользу.

Если человеку не будет попущено хотя немного впасть в искушение, то он не сможет измениться к лучшему.

Когда человек из добрых побуждений сделает что-то, а потом поймет, что сделал неправильно, Бог, призирающий на сердце и испытующий намерение каждого поступка, приведет снова все в установленный порядок и просветит человека, дабы он понял, что нужно было делать.

Непогрешимость свойственна лишь Богу. И святые, как бы ни были они совершенны, не были безупречны. Даже им попускались искушения для смирения, внимания, терпения немощи своего естества. Небольшой гнев, или смех, или праздное слово не лишают святого его святости.

Не отчаиваться

Необходимо иметь в виду, что никогда не нужно отчаиваться в самом себе.

Сколько бы раз человек ни поскользнулся и ни пал, пусть даже десять тысяч раз в день, пред Богом неправедно отчаиваться в себе, но пусть имеет добрую надежду и уготовляется к брани, доколе не придет милость Божия и не освободит его.

О мужестве

Диавол, конечно, во время брани бездействовать не будет. И у него есть свои орудия. Какие? Вот, например, он шепчет нам: «Ты ничего не сможешь сделать, я снова низвергну тебя. Разве ты не видишь силы такой-то страсти, великое множество немощей? Имей в виду, что одержать надо мной победу не так-то легко и что отступать я не буду. Кроме того, разве смог ты до сего дня сделать что-нибудь? Ничего! Но я и не дам тебе сделать. Напрасны будут все твои труды, я непобедим. Разве ты не видишь моего величия?». И тут же он представляет постыдные мечтания с сильным плотским услаждением. Он кажется вооруженным, как скорпион. Так диавол внушает подвижнику чувство, что спастись невозможно, что нужно поднять руки и сдаться!

Это и множество всего другого нам представляет лукавый и коварный «советчик». Итак, вперед, откроем ложь его сетей и обнажим его ржавое оружие. Подвижник крепкого Бога, верующий в Его непобедимую силу и ощущающий ее, начинает серьезный подвиг, мужественно подымая флаг страшного Креста с орудием ужасного для демонов имени Иисусова, призывая Его непрестанно и отважно, заграждая дорогу для безумных и коварных прилогов диавола, непрестанно помышляя о смерти, суде, муке, о райском наслаждении и вечной славе близ Иисуса, о подвигах святых и тому подобном. Все это «боевое снаряжение», которое подкрепляет силу молитвы! Тогда обращаются в бегство отчаяние, нерадение, эгоизм, бесстыдство, и подвижника охватывает ревность. Тогда отступает сатанинское надмение и лопается, как мыльный пузырь.

О трусости и мужестве

Трусливый воин бесславен, бездерзновенен и постыжен. Ни одно его прошение не доходит до слуха царя. В то время как прошения мужественного, лишь только будет возвещено его имя, тотчас исполняются!

О высокое дерзновение, украшающее мужественного подвижника! Кто не желает его? Однако нерадение, особенно в молитве, развеивает его по ветру и оставляет человека ни с чем.

Насколько, стало быть, мы должны отличаться мужеством, ибо носим ангельский образ и клятвенно пообещали Царю царствующих жизнь или смерть, а не отступничество и нерадение. Но через подвиг и понуждение себя да разгромим окончательно врага Божия и нашей души.

Бог присутствует везде

Что касается страха, который охватывает тебя– это искушение. Ты победишь его верой в Бога, то есть помышлением о том, что Бог присутствует везде.

В Боге мы живем и движемся и существуем.

Ничего не происходит без попущения Божия.

И даже если бы мы оказались у диавола или среди зверей, – и там присутствует Бог! И ни диавол, ни звери не могут причинить нам вреда, если не получат на то власти от Бога.

Почему же у нас нет этой спасительной истины Божией, веры в Его Промысл и мы так боимся там, где нет страха? Как произойдет со мной зло, если Бог управляет и диаволом, и плохим человеком, и всем тем, что может причинить мне вред? Да и святой Ангел-хранитель, не оставляющий человека по Промыслу Божию, как попустит ему претерпеть зло, если не получит на то повеления от Бога?

Посему, чадо мое, дерзай и, когда приходит к тебе этот страх, говори: «Кого я буду бояться? Кто может причинить мне зло, когда Бог управляет всем? Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси. Вместе с тем твори и молитву Иисусову и не бойся ничего. Верь непоколебимо в истину веры.

Новоначальной

Благословенное мое чадо, Божия Матерь да укрепит тебя до конца в подвиге твоей души.

Вижу разочарование твоей души. Ты похожа на тех новобранцев, которых посылают на линию фронта. Едва заслышав звуки выстрелов, разрывающихся бомб, они теряют бодрость духа и просятся в тыл. Но по распоряжению опытных военачальников их смешивают со старыми и закаленными воинами, которые воодушевляют новобранцев, пока последние не привыкнут к войне.

Хвалю твое желание и произволение достичь совершенства и бесстрастия, и на это должны быть направлены все твои усилия. Однако ты не должна забывать, с кем тебе необходимо сражаться. Брань твоя с началами, властями, с силами темными и чрезвычайно коварными, с опытными в сражениях шеренгами врагов. Брань твоя также против плоти и мира страстей – страстей, похожих на язвы, приносящие страшную боль, и для исцеления их необходимы должный образ жизни, время, терпение и прилежание.

Что касается твоего отчаяния, знай, что здесь война: это артиллерийский обстрел противника, это раны, которые наносят страсти. Посему необходимы терпеливое ожидание и мужество. Пусть этим не омрачается небо твоих надежд. Верь в то, что Бог знает расположение каждого человека и никогда не презирает благое произволение и понуждение себя. Воздаяние Его никогда не приходит ни раньше, ни позже положенного времени.

Мы видим, как святые отцы в первые годы переносили сухость духовную, страшные разочарования и другие губительные искушения. Но они твердо держались терпения и понуждения самих себя, и впоследствии их посещала благодать, которая вознаграждала их предшествующее терпение.

Все отступает перед смирением и самоукорением.

Иными словами, перенеси всю тяжесть на себя: говори, что я либо по гордости, либо из-за своей близорукости и являюсь причиной собственного разочарования, не могу сориентироваться правильно и, что естественно, теряю дерзновение в своих надеждах.

Знай, чадо мое, что превыше всего – Христос. Он не только над нашей душой, но Он и в нас и вознаграждает всякое благое произволение и понуждения себя.

Возлюбленное о Господе чадо, отбрось разочарование и скажи: я буду понуждать себя до смерти, я буду стремиться к совершенству и достижению бесстрастия; если же я не достигну сего либо по причине своих немощей, либо по причине смерти, либо по какой-нибудь иной причине, верю, как верили в то отцы, что Бог сопричтет меня вместе с совершенными.

Взирай лишь на себя и на свои грехи, и я верю, что обретешь то, что превзойдет все твои чаяния.

О малодушных и святых

Малодушный во время духовной брани терпит ущерб в том, что не преуспевает духовно. Однако, когда он призывает милость Божию, спасается. У него нет мужества для великих сражений, но кое-что для своего спасения он делает, и, чем более трудится, тем большее вознаграждение и получит.

Став праведными, святые претерпевали искушения или по причине каких-то недостатков, или чтобы получить большую славу, потому что обладали великим терпением. И Бог, не желая, чтобы излишек их терпения оставался неиспользованным, попускал им искушения. Но искушения святых всегда завершались благим исходом.

Понуждай себя

Не забывай о цели – спасении.

Не дремли, время не в наших руках

Жизнь наша висит на волоске.

Понуждай себя, распрямись, покажи, что ты раб Христа, а не диавола.

Разве ты не знаешь, что нерадение принесет тысячи помыслов, чтобы пленить тебя?

Молись с болью и слезами, дерзай, Христос не оставит тебя.

Понудь себя немного, и диавол убежит.

Благодать готова тебе помочь. Она ожидает твоего собственного произволения и понуждения.

Нерадение, чадо мое, порождает неверие и расслабление, которое, в свою очередь, приносит рой худых и пагубных помыслов, приводя свою жертву к осквернению.

Восстань, возьми оружие – молитву – и призывай славу нашего Бога. Разгроми противоборца-диавола, ищущего поглотить тебя.

Понуждай себя.

Нерадение

Бойся нерадения, как величайшего врага.

Нерадение приносит все зло.

Нерадение к обязанностям губит все духовные блага, откуда и происходит сухость со всеми последствиями.

Нерадение бей со всей силой. От него начинается всякое зло.

Нерадение поборается непрестанной молитвой, устами или умом, с памятованием нежданной смерти, адских мучений, рая и тому подобного.

Необходимо понуждение себя к исполнению духовных обязанностей и, в особенности, к молчанию и молитве.

Победа через падение

Бог не желает, чтобы те, кого Он спасет, кто ищет Его милости, были тупыми, малодушными, трусливыми и неопытными. Божественное наследие – для возросших христиан. Потому Он ставит нас перед искушениями, дабы проявилось наше послушание Его заповедям. Его просвещение – внутри нас. Познанию Его воли мы научаемся из Писаний. Кроме того, и совесть, подобно компасу, ведет нас. Все это просвещает нас перед лицом искушения. Но когда наше произволение ко злу сильнее, тогда мы непослушны Божиим заповедям.

Мы сотворены свободными, и свобода наша не подавляется. И, как свободные, если бы мы боялись Бога, то не падали бы в искушениях. И если бы мы не любили себя больше Бога, то не уклонялись бы во грех. Но Его благость даже падению оставила врачевство исправления. И благодаря этому мы снова восстаем, и через падение бывает победа.

О праведных и малодушных

Праведными Писание называет всех понуждающих себя ко спасению, оправдавшихся верою.

Бог не попустит им пасть, ибо они подвизаются добрым подвигом. Он не оставит их в искушении, превосходящем их силы, когда они прилагают всё старание для терпения. Но когда есть трусость и вялость, когда произволение слабо, это служит причиной искушения, превосходящего наши силы.

Твой ропот грешен, потому что является следствием себялюбия и малодушия. Во всем твори терпение, благодари Бога и укоряй свою вялость, а не Господа, распявшегося ради тебя. И если Он любит тебя, то как же попустит тебе впасть в искушение? Попроси у Него прощения и укрепи себя терпением.

О лени и нерадении

Будь осторожен с ленью как в молитве, так и в помыслах, не исключая и подвига бдения.

Не нерадите, чада мои, ибо нерадение – страшное зло, порождающее низкие наслаждения, предтеча геенны и причина страшного пленения.

Не впадайте в сон нерадения, ибо диавол бодр, он держит в своей руке зажженную лучину и старается поджечь нас.

Очнитесь: нас ожидает суд и судилище без милости!

Не малодушествуйте, не теряйте мужества.

Порой святая кормилица – благодать Божия – оставляет нас, и мы скатываемся в легкомысленные и неподобающие помыслы и слова, дабы смириться и не помышлять о себе высоко, но познать свою немощь, что без благодати Божией мы не можем сотворить никакого добра.

О малодушии

Не бойся, подвизайся, вооружись смелостью и мужеством. У нас есть военачальник Иисус, ведущий Свое войско к преславной победе!

Только не будь малодушен! Малодушие – от лукавого.

Малодушшие разоружает нас и делает пленниками.

Возложи свои надежды на Того, Кто сказал: не оставлю тебя и не покину тебя. Он не попустит нам впасть в искушение, превосходящее наши силы.

Сражайся и помни о смерти

Чадо мое, тебя посетило искушение, дабы испытать твое произволение и расположение. Подвизайся в добром исповедничестве, не бойся отвратительного врага наших душ.

Христос, любезное мое чадо, следит за твоим подвигом. Он попускает искусителю беспокоить тебя, дабы показать ему Свое чудо, которое Он сотворил с тобой, Своей сладкой благодатью оторвав тебя от мира.

Противостань с силой, дабы возрадовались Ангелы и радостно вострепетали, ибо бестелесный диавол побежден тобой при содействии невидимой благодати Божией.

Труд любого подвига проходит, а победа остается. Если во время искушения не захлестнет человека мучение, не увидеть ему благодати Божией.

Размышляй о смерти. Мы отходим в мир иной. О, как прекрасен он и блажен! Стало быть, мы сделаемся насельниками сего прекрасного мира! Об этом всеблаженном месте будем помышлять непрерывно, чтобы мы смогли презреть земной мир, ложный и обманчивый.

Молись, чадо мое, непрестанно, помышляй о своих грехах и плачь жгучими слезами, которые принесут тебе огромное облегчение. Хорошо сможешь поплакать тогда, когда молчишь и не зубоскалишь.

Всё по Промыслу

Бог, как нежнейший отец, так прекрасно заботится, пусть и премудрым Своим наказанием, о спасении наших душ. Мы, чадо мое, часто устрашаемся чего-нибудь искусительного, не ведая того, что ничего злого не может произойти с нами, потому что все случается по Промыслу нашего Небесного Отца для умножения нашего духовного знания, ибо в иной мир Бог не примет неучей (людей, духовно неопытных), но примет мудрых, верных, опытных в борьбе с демонами и победителей разнообразных грехов.

Чадо мое, мужайся в подвиге. Со многими скорбями и искушениями мы переплывем море этой жизни, доколе не достигнем небурного пристанища жизни небесной, нескончаемой, где не будет уже ни печалей, ни опасностей.

Держи крепко штурвал благоразумия, дабы миновать нам рифы страшной геенны.

Таковыми Он желает видеть Своих подвижников и подражателей, чтобы ради Его любви они не щадили себя и в величайших напастях. Так они показывают свою подлинную любовь к Нему. В искушении открывается, насколько человек любит Бога!

Отступление благодати

Святой Бог попускает любящим Его искушения, дабы научить их борьбе.

Когда благодать Божия отступает, тогда поднимается облако искушений, и человек доходит до того, что говорит: «Вот, Бог оставил меня!». Тысячи помыслов, удушье души, везде мрак и грех!

Все это делает святая Премудрость, святой Бог, и мы научаемся, что только Бог может нас спасти и что без Бога все наши труды – сор и солома, которые будут развеяны при малейшем ветерке искушения, и обнаружится, что мы ржавые железки, слабые и не способные противостать ни одному искушению без содействующей благодати святаго Бога.

Благодать Божественного Промысла таким образом преподает нам урок самопознания, то есть истинного смирения, сознательного, твердого и непоколебимого, потому что построить духовное здание без него мы не сможем.

Господь доводит нас до отчаяния, дабы мы были вынуждены призывать Его скорбно и горестно, чтобы во время вопля к Нему освящались наши уста и сердце.

Всему этому учат искушения. Будем молиться, чтобы Бог покрывал нас от искушений, но если они придут, мы должны переносить их с терпением и мудростью, дабы получить от них пользу.

Посему во всем имей терпение и спасайся.

Не отчаивайтесь, когда впадаете в искушения и скорби. Не думайте, что Бог из-за наших грехов покинул нас. Нет, но Он наказывает нас, дабы научить мудрости. Он не желает, чтобы мы были «чурбанами», но умудренными мудростью по Богу.

Если мы не подвергнемся брани, то как будет явлено то, что мы воины Христовы?

Воин в бою может быть ранен, но это не означает, что он побежден. Мы снова встаем и вступаем в сражение.

Положите доброе начало теперь, ибо «начало – половина всего».

Понуждайте себя к бдению, ибо от него проистекает вечная жизнь.

Следите за своими помыслами.

Душевный покой человеку подается только за смирение и кротость.

Будь не упрямым, а смиренным. Не помышляй, что ты что-то из себя представляешь, ибо это гордость, а Бог гордыми гнушается.

Всегда помышляй о том, что ты самый великий грешник в мире и что если благодать Божия оставит тебя, то ты падешь во все мирские грехи! Всегда осуждай себя.

Поскольку мы недостаточны в смирении, Бог не перестанет смирять нас искушениями, доколе мы не выучим этот важнейший и спасительнейший урок.

Будьте осторожны со страстными помыслами и мечтаниями. Изгоняйте их тотчас, как они появятся, потому что если такие мечтания замедлят, то окаянная душа подвергнется смертельной опасности.

Время не для рассеяния, но для духовных приобретений. Кто нам дал гарантию, что, ложась спать, мы проснемся вновь? Посему будем понуждать себя.

Нерадивый в бдении вместо благодати пожнет пороки.

Буря и штиль, брань и мир, здравие и болезнь, приобретение и потеря – этим характеризуется жизненный путь каждой души. Конец этого пути – смерть.

Подвизайся, чадо мое. Разве настоящая жизнь не время подвигов? Разве жизнь всякого земного человека не сон?

Станьте мужественными воинами Христовыми, не отрекайтесь от Него в своих делах.

Подвизайся, стоя на духовной страже.

Смирение – самый краткий путь к богообщению.

Душевный покой – доподлинный признак здоровой души.

Нелёгкое дело

Стяжание смирения – дело нелегкое. Необходим великий труд и время. Чтобы умертвить эгоизм, нужно принести самих себя в жертву. Растопчем собственное «я» и обратимся к совершенному отречению от себя. Горячо возлюбим послушание и, сражаясь до крови, с помощью Божией достигнем умерщвления эгоизма.

Камариный укус

Почему мы сокрушаемся от комариного укуса? Потому, что не имеем смирения. Имеющий смирение устраняет соблазн. Без истинного смирения соблазны остаются и возрастают, так что исчезает всякая надежда на исправление.

Виноват всегда ты сам

Зло нужно подавить в самом корне, а корень его – гордость, эгоизм, упрямство, своеволие, гнев и тому подобное. Все это излечивается лишь одним лекарством. Вот оно: возложение всей тяжести вины и искушения на самого себя. Всегда говори: «Я сам виноват. Все дело во мне. Я это терплю из-за своей страстности. Никто не виновен в моих страданиях, кроме меня, треокаянного».

Оправдывай других

Важнейшую роль в духовном подвиге играет то, чтобы человек научился смиряться, укорять себя и оправдывать ближнего. Научившийся этому любомудрию срывает сладчайший плод свободы от страстей. Иначе же человек будет таскать за собой страсти к своей великой и постоянной скорби.

Укоряй себя, чадо мое, непрестанно. Не оправдывай себя. Когда услышишь, как о тебе говорят что-то, скажи: «Правы мои братия. Таков я и есть. Мне и больше того подобает за мои грехи». Всегда считай себя ниже всех и избегай давать распоряжения, как имеющий власть. В немногих словах: смирение во всем.

Буря

Поскольку у нас есть и явная гордость, и скрытая гордость, которую мы не осознаём, то Бог, желая очистить нас от этого зловония, поднимает бурю, которая выбросила бы на берег весь осадок, скопившийся за время нашего нерадения.

В море, особенно в бухтах, сбрасывают весь мусор и нечистоты. Если бы не было штормов, то море стало бы рассадником инфекции. И то, что на море чистый и здоровый климат,– это только благодаря штормам.

Духовно то же самое бывает и с нашей душой, с нашим душевным морем. Постепенно от разных наших страстей и по невнимательности душа загрязняется. Да и диавол подбрасывает свои нечистоты. Мы же не замечаем того, сколько мусора собралось. Однако Бог все видит и, желая очистить нас, поднимает бурю, соответствующую степени загрязненности, и таким образом очищает наше душевное море. Иногда после искушения, когда мы перенесли его с терпением, мы видим свою душу облегченной, спокойной и радостной.

Необходимо внимание и с нашей стороны, чтобы нечистоты не собирались, дабы не было необходимости и в соответствующей буре.

И святые люди попадали в бури, но эти бури были иного рода, имели иную цель. Иногда искушения помогали святым достигнуть большей святости, или посылались к их большей славе, или ради прославления силы Божией и утверждения православной веры.

Будь внимателен, чадо мое, имей многое смирение, послушание советам старца, всецелую любовь и никогда не верь своему помыслу, но верно следуй указаниям своего старца.

О молчании

Будь мудрым в своих словах: сначала подумай, а потом говори. Пусть язык твой не спешит опередить мысль в том, что ты должен сказать.

Понуждай себя, затворяй свои уста и в радости, и в скорби. Опытность в том, чтобы и то, и другое удерживать в себе, ибо язык не умеет хранить богатство.

Будьте осторожны со своим языком и умом, ибо хранение их наполняет душу светом Божиим. Но, у кого уста неукротимы, тот собирает в своей душе множество нечистот.

Будь осторожен в отношении своих уст, но прежде всего в отношении ума. Не позволяй дурным помыслам беседовать с тобой.

Если молчание не соблюдается, – это дурной знак для будущности души, поскольку все, что она собирает, тут же теряет, ибо человек, небрежный в слове, небрежен и в остальном.

Когда молчим, у нас есть время для внутренней и устной молитвы, для светлых помыслов, наполняющих светом ум и сердце.

Бдите и молитесь

Чада мои, понуждайте себя, ибо враг старается предать нас мучению тем более, чем более мы нерадим в подвиге собственного спасения.

Не дремлите, если желаете избежать сетей диавола, ибо всякий спящий получает смертельные раны, в то время как трезвящийся, сколько бы ни получал ударов, подвизается и сам наносит раны своему врагу.

Молитву, чада мои, не теряйте из-за нерадения и рассеяния ума. Не забывайте, что, какое начало положите, такими и пребудете до конца.

Через огонь и воду

Не бойся, мы пройдем через огонь и воду.

Через огонь – когда искушения покажутся нам подобными огню в своем действии: это постыдные помыслы, ненависть, зависть и подобные страсти.

Через воду же – когда к нам придут помыслы отчаяния и уныния, потопляющие душу в водах.

После испытания огнем и водой мы будем возведены в духовный покой освобождения от низких помыслов и в дарованное благодатью бесстрастие.

Как осенний лист

Понуждайте себя, чада мои, к духовному подвигу. Не забывайте об огромном опыте диавола и о нашей собственной немощи. Как осенний лист падает от малейшего ветерка, так и мы падаем при малейшем искушении и испытании, когда не имеем союзницей благодать Божию. И когда же благодать Божия бывает нашей союзницей? Только тогда, когда смиренное мудрование руководит каждой нашей мыслью и каждым поступком.

При каждом своем падении исследуйте, как оно произошло, и поймете, что более или менее, но семя гордости является главной причиной падения.

Самоотвержение

Чадо мое, будь молчаливым, смиренным, послушным до смерти. Будь готов принести себя в жертву в отсечении своей воли, хоть это и покажется тебе настоящим мученичеством. Это называется самоотвержением.

Когда все сие соблюдешь, не бойся ничего, никакого зла, ни от демонов, ни от людей, ибо хранящий Божественные повеления храним Богом от всякого зла.

Диавол не дремлет

Диавол вводит нас в заблуждение, и мы забываем, что должны понуждать себя, ибо дни проходят, и мы постепенно приближаемся к смерти, к безутешному раскаянию.

Понуждайте себя, чада мои. Время уходит. Будьте внимательны по отношению к самим себе. Диавол не дремлет, но бодрствует и сражается, чтобы поглотить кого-нибудь. Чада мои, будем осторожны.

Иди вперёд

Сражайся мужественно и не бойся силы страстей, которую видишь в себе, ибо благодать зависит не столько от силы страстей, сколько от нашего труда над собой – именно это и определяет исход дела.

Не обращайся вспять. Твердо иди вперед.

Утесни себя, насколько можешь. Только утеснение спасает.

Не отчаивайся, видя силу страстей и демонов.

Когда мы с Богом, то нет ничего недостижимого. Посему дерзай и не падай духом. Господь будет сражаться за нас, а мы умолкнем.

Объяви Войну Диаволу

Чада мои, нужно, принеся в совершенную жертву свою волю и свои похотения, объявить войну с диаволом, миром, своими дурными наклонностями и немощами.

Ветхий человек страстей должен покинуть наше сердце, и тогда родится человек по Богу – то есть бесстрастие и чистота душевная и телесная.

Подвизайтесь с дерзновением и упованием на Бога. Диавол иногда будет атаковать вас пожеланиями мира. Но вы бдите, как солдат на посту, чтобы вам не впасть в духовную дремоту и чтобы не погубил вас диавол. Будьте осторожны и внимательны.

Беспокойство демонов

Не скорбите ни о чем, потому что по сравнению с любовью Божией всё в этом мире – сор. Демоны приходят в беспокойство, когда видят, что мы готовимся к сражению. Ангелы же спешат, чтобы разрушить всякое препятствие в брани. Итак, Ангелы Божии – наши союзники, дабы мы исповедали, что Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же.

Победа за нами

Необходимо, чтобы мужество в нас достигло того, чтобы решительным голосом сказать: «И если предадут меня на смерть, я ни на шаг не отступлю от веры в призвавшего меня Христа. Жизнь свою положу, но не отступлю ни на шаг». Если такое мужество есть внутри нас, то будем надеяться, что, по благодати Божией, победа за нами.


Источник: Отеческие советы / архимандрит Ефрем Святогорец ; перевод с новогреческого [иерея Василия Петрова]. - Изд. 2-е. - Саратов : Изд-во Саратовской митрополии, 2017. - 517 с. / О страстях и невидимой брани. 224-363 с. ISBN 978-5-98599-181-9

Комментарии для сайта Cackle