Д.В. Цветаев

Записка об учёных трудах Е.В. Барсова

Источник

Содержание

I. Работы по изданию и описанию древних славяно-русских памятников II. Работы исторические III. Работы историко-литературные IV. Работы этнографические V. Работы археологические VI. Работы критические VII. Слова, речи и приветствия VIII. Издание «Чтений» IX. Рукописное собрание X. Периодические издания, в коих помещены ученые работы Е. В. Барсова

Скоро исполнится четверть века с тех пор, как нынешний редактор «Чтений Императорского Московского Общества Истории и Древностей Российских» Елпидифор Васильевич Барсов выступил на учено-литературное поприще. Значительный период времени служения его русской науке и многосторонний интерес его разнообразных трудов невольно обращают на себя внимание и побуждают нас обрисовать существенные черты его деятельности.

Первые труды его, появившиеся в начале 60-х годов, посвящены были этнографическому изучению Олонецкого края, близкого ему и по месту его родины, и по месту тогдашней его службы. Занимаясь педагогическою деятельностью в Петрозаводске, свободное от службы время он употреблял на собирание и разработку местных исторических актов, записывание народных песен, легенд, поверий, на непосредственное ознакомление с народным бытом края; встреча там с гнездом беспоповщинских толков привлекла его к изучению местного раскола. Плодом собирания произведений народной словесности были, между прочим, позднее изданные им «Причитания Северного края», получившие почетную известность не только в России, но и за границей, и многочисленный ряд статей, помещенных им в «Олонецких Губернских Ведомостях» и «Памятных книжках Олонецкой губернии». Количество и свойство последних трудов вызвали покойного П.Н. Рыбникова на признание в г. Барсове ревностного продолжателя его дела (Песни Рыбникова, четвертая часть, XXXV, примечание); а «Журнал Министерства Народного Просвещения» (1868 г., кн. 3), в отчете об его деятельности, отметил, что «собранные г. Барсовым литературные данные составляют, можно сказать, главное, что появилось тогда по части народной словесности: остается пожелать, чтобы он продолжал труд собирания, не уставая». Одновременно с тем приготовляемые г. Барсовым статьи по расколу в большом количестве помещались им тогда же в «Трудах Киевской Духовной Академии»; они до сих пор сохраняют свое незаменимое значение в истории поморской старообрядческой литературы.

Ученые занятия г. Барсова послужили поводом вызова (1870 г.) его на службу в Москву, в Румянцевский Музей. Здесь, как и следовало ожидать, научные интересы его получили еще большее развитие. Избранный в действительные члены московских ученых обществ, Археологического, Истории и Древностей Российских, Любителей Российской Словесности, Любителей Естествознания и Этнографии, Любителей Духовного просвещения, он вскоре является в них одним из наиболее деятельных референтов. Большая часть печатавшихся за тем его ученых трудов предварительно читалась и докладывалась им в заседаниях этих обществ. Императорское Общество Естествознания, избрав его в секретари своего этнографического отдела, при устройстве антропологической выставки поручило ему составление программы, организацию и председательство в этнографическом отделе ее. Председатель собрал, расположил и описал коллекции, руководствуясь своим основным взглядом на этнографию и археологию, именно так, чтобы «они могли давать наглядное понятие о культуре народностей, населявших и населяющих Россию, и своими формами могли знакомить как со степенью современного их развития, так и указывать на первичные ступени их доисторического быта».

По смерти А.Н. Попова Императорское Московское Общество Истории и Древностей Российских почтило г. Барсова избранием в свои секретари и вместе в редакторы своих «Чтений». В этом последнем звании им за 5 лет издано безвозмездно 22 объемистых тома названного ученого журнала, из коих не вышло ни одного, где не являлось бы его собственных статей и рукописных материалов. Отводя здесь первостепенное место актам собственно историческим, он немало напечатал и таких, которые имеют отношение к этнографическим и историко-литературным интересам, каковы например весьма ценные акты, касающиеся раскола XVII века и народного быта.

Вместе с изданием разнообразных материалов много занимала г. Барсова и научная критика. В ряду критических его статей отличаются: реферат по поводу книги о. Никольского «Об Антиминсах», в коем указано несколько новых данных, неизвестных как о. Никольскому, так и академику И. И. Срезневскому, писавшему академический отчет об этой книге; разбор книги Реутского «О Божиих людях», где установлен наиболее верный исторический взгляд на так называемые духоборческие секты; статьи о докторской диссертации профессора И. Ф. Нильского по «истории раскольнического учения о браке», где так удачно восполнен вопрос о литературе предмета; и др.

Из множества речей, произнесенных г. Барсовым при разных торжествах и событиях в ученом мире, одни имеют значение историко-литературное, другие служат выражением глубоких патриотических чувств оратора. К первым принадлежат: речь о государственном канцлере графе Η.П. Румянцеве, читанная в Московском Археологическом Обществе, речь в день тысячелетия со дня кончины Славянского Первоучителя Мефодия, читанная в торжественном соединенном собрании Императорского Московского Университета и Императорского Московского Общества Истории и Древностей Российских, и речи на Ростовских торжествах; ко второму разряду принадлежат речи по поводу первого покушения на жизнь в Бозе почившего ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВИЧА и по случаю кончины в Бозе почившего ГОСУДАРЯ НАСЛЕДНИКА ЦЕСАРЕВИЧА НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА. Все же прочие речи указывают на отношение нашего автора к ученому и литературному миру. Почти не было в Москве ученого торжества, на которое бы он не откликнулся своим горячим словом; не умерло почти ни одного ученого деятеля, которого бы он не почтил своим последним приветом и не оплакал его пред гробом или могилой. Добрый и отзывчивый, Е. В. говорил в этих случаях всегда с полной искренностию, нисколько не соображаясь с тем, к какой партии принадлежит лицо, им чествуемое, и не обращая внимания на то, что не всем, быть может, понравится делаемая им оценка заслуг, не все поймут его чувства. В подобных случаях он исходил из убеждения, которое не раз выражал в своих речах, что ученая сила есть дорогое общественное сокровище во всякой стране, тем более в нашем отечестве, столь не богатом служителями научного знания.

Но самые важные заслуги, оказанные г. Барсовым русской науке, бесспорно относятся к истории древней русской литературы и народного творчества. Не без причины, некоторые научные его выводы вошли уже в лучшие курсы истории Русской Словесности, например в курс Порфирьева, в отделе о народных плачах; некоторые отрывки из его сочинений, как образцы освещения памятников и художественности языка, приводятся уже в педагогических хрестоматиях, введенных Министерством Просвещения в наши школы. Кроме упомянутых выше «Причитаний Северного края», в 3 томах (двукратно удостоенных премии Импер. Академиею Наук), им открыто, издано и объяснено немало других историко-литературных памятников первостепенной важности. Назовем «Богатырское слово в списке начала XVII века», столь важное для критики живой былины и позднейших письменных ее переложений; «Сказание о премудром Акире» в сербском списке XVI в., имевшее существенное значение для развития целого ряда русских произведений, известных под именем «Поучений отца к сыну»; «сказание о Тивериадском море», доныне живущее в наших народных пересказах. Им напечатано 2 больших тома исследований о Слове о Полку Игореве, где этот знаменитый памятник изучается в широкой связи с древнерусскою письменностию и живым народным песнотворчеством и восстановляется в новых чтениях при посредстве палеографической критики. Труд этот является, по нашему мнению, самым капитальным в сложной литературе данного вопроса, и ученый мир, нет сомнения, по достоинству оценит эти книги, стоившие их автору многолетних занятий.

Увлекаемый в изучение данных из различных наук, г. Барсов всегда имел в виду их внутреннюю связь. Этнографические, например, занятия стоят у него в тесном соотношении с изучением археологии. Связи этих научных дисциплин он постоянно усвоял особое значение. «Археологические памятники, говорит он, любопытные сами по себе, только тогда дают нам понять свое истинное значение, когда воскрешают для нас живых людей в таких образах и очертаниях, каких не дают нам ни летописи, ни архивные акты. Как этнография, схватывая на лету текущие явления современного быта, дает нам уразуметь в настоящем прошедшее, так археология в своих памятниках даст нам возможность осязательно видеть и читать в прошедшем настоящее. Та и другая стремятся к тому, чтобы воскресить и ввести в живое сознание историческое предание, этот возбудитель национальности, источник народного самосознания и двигатель живых общественных идеалов».

Существенным подспорьем для ученой производительности г. Барсова служит собранная им богатая рукописная библиотека. Первоначально собиратель интересовался лишь теми рукописями и актами, которые имели отношение к прямой его задаче, к истории Олонецкого края; все же прочие он принес в дар Киевской Духовной Академии, которые и описаны в «Трудах» ее. На рукописях вообще историко-литературных он сосредоточил свое внимание только после ближайшего знакомства с Π.Н. Рыбниковым. Главным же образом его собрание составилось в Москве, благодаря московскому антикварному рынку. Только здесь единственно могла быть собрана систематическая библиотека старообрядческих писателей. С какими лишениями она составлялась, можно судить по тому, что г. Барсов за лучший список, например, «Поморских ответов» заплатил 100 рублей, за «Книгу о молении царстем» 200 рублей, за федосеевское «Творение об Антихристе» 450 рублей; а когда для таких жертв у него не хватало его скудных средств, то, в силу доверия к нему московских антиквариев, он получал рукописи в счет будущего жалованья – и вот в настоящее время ценность его рукописного собрания во много раз превышает то жалованье, какое получил он от казны в течении всей своей службы. Не раз уже заявлялось в печати и в заседаниях ученых обществ о том, с какою готовностью он делится своим рукописным богатством с работающими на поприще славяно-русской историографии; мы лично также многим обязаны этой готовности. Здесь мы нашли, между прочим, весьма важные для нас образцовые списки многих древне-русских полемических памятников против протестантства и католичества. Некоторые из его рукописей были отправляемы им для пользования ученых в Троице-Сергиеву Лавру, в Казань, Киев и даже за границу, почему в явившихся за последние 15 лет исследованиях по Русской истории и литературе так часто замечается связь с его рукописным собранием.

Предоставляя другим более подробно высказать свое суждение об этом почтенном труженике, мы закончим выражением непоколебимой уверенности, что беспристрастная история оценит столь достойную деятельность его на поприще отечественной пауки.

Москва,

19 Февраля 1887 г.

I. Работы по изданию и описанию древних славяно-русских памятников

1. Древне-русские памятники священного венчания Царей на царство в связи с греческими их оригиналами. С историческим очерком чинов венчания на царство в связи с развитием идеи царя на Руси. Ко дню священного коронования их Императорских Величеств Государя Императора Александра Александровича и Государыни Императрицы Марии Феодоровны. Е. В. Барсова (Чтен. Имп. Общ. Ист. и Др. Росс. 1883 г. кн. I).

2. Изборник Великого Князя Святослава Ярославича с греческим и латинским текстами. Первые 23 листа, напечатанные О. М. Бодянским, с предисловием Е. В. Барсова (Чтен. кн. IV, 1882).

3. Акир премудрый во вновь открытом сербском списке XVI в., с предисловием его же (Ibid. 1880 г. кн. III).

4. О Тивериадском море. Замечательный апокриф в списке XVII в. Е. В. Барсова, с предисловием его же (Ibid. 1886 г. кн. I).

5. Новый список Даниила Заточника XVII в., найденный в Чудовом монастыре. С предисловием его же (Ibid. 1883 г. кн. 2).

6. Написание о правой вере, изущенное Константином блаженным философом и учителем о Бозе словенскому языку, в русском списке XVI в. Е. В. Барсова, с предисловием его же (Ibid. 1885 г. кн. I).

7. Вновь открытое слово пресвитера Андрея, бывшего клирика и пресвитера Московского Успенского собора, в списке XVI в., с предисловием Е. В. Барсова (Ib. 1883. кн. 1).

8. Богатырское слово в списке начала XVII в, открытое Е. В. Барсовым (в XL т. Записок Имп. Академии Наук).

9. Описание великих Четий-Миней Макария митрополита Всероссийского. Труд А. В. Горского и К. И. Невоструева, с предисловием и дополнениями Е. В. Барсова. (Чтен. 1884 г. кн. I и 1880 г. кн. I).

10. Описание Великого Харатейного Часослова XII в. Е. В. Барсова (Ibid. 1807 кн. 2).

11. Описание Выголексинской библиотеки, его же (Летоп. занят. Археогр. Комиссии, вып. VI).

12. Описание некоторых южно-русских и западно-русских рукописей, находящихся в рукописном собрании Е. В. Барсова, составленное им же 1) Псалтырь 1543 г. 2) Евангелие (тетр) диакона Дубенского, в школе дети учащего. 3) Сборник, писанный на Волыни. 4) Путник до граду Иерусалиму иеромонаха Сильвестра 1722 г. (Чтен. Импер. Общ. и Древ. Рос. 1884, кн. 2).

13. Описание старообрядческих рукописей Η. И. Попова, составленное Е. В. Барсовым («Голос» № 163 1871 г.).

14. Слово Св. Дмитрия Ростовского на день Сошествия Св. Духа, на украинском наречии, произнесенное в Киевском Кириловском монастыре, в 1693 г., с предисловием Е. В. Барсова (Чт. Импер. Общ. Ист. и Древ. Росс. 1884 г. кн. 2).

Сверх того печатаются:

15. Молитвы Кирилла Туровского, открытые Е. В. Барсовым в харатейном списке ХIII – XIV вв.

16. Евангелие Никодимово в списке XVI в. Е. В. Барсова.

17. Описание рукописей Ярославского Архиерейского дома (в издании И. А. Вахрамеева: Ярославские Исторические акты).

II. Работы исторические

18. Путешествие в Московию Дацкаго посланника Иакова Ульфельда в 1575 г. В переводе с латинского, с предисловием и примечаниями Е. В. Барсова (Чтен. 1883 года кн. 1 и 2).

19. Донесение Августина Мейерберга императору Леопольду I-му о своем посольстве в Московию. Перевод с латинского, с предисловием и примечаниями его же. (Ibid. 1882 г. кн. 1, 2 и 3).

20. Уставная книга Разбойного Приказа ХѴII в. (Чтен. Имп. Общ. Ист. и Древ. Росс. 1884 г. кн. 1).

21. Росписной список города (крепости) Киева 1677 г. (ibid. 1884, кн. 2).

22. Описание актов Архива Маркевича, относящихся к истории южно-русских монастырей (Ibid. 1884 г. кн. 2).

23. Описание актов Архива Маркевича, относящихся к истории Стародубских скитов. С планом их владений (Ibid. 1884 г. кн. 2).

То и другое описание составлено Е. В. Барсовым в качестве помощника хранителя отделения рукописей при Румянцевском Музее.

24. Преподобные Обонежские пустынно-жители. Материалы для истории колонизации и культуры Обонежского края 1) Корнилий Палеостровский, 2) Кирилл Челмогорский, 3) Лазарь Муромский, 4) Савватий Соловецкий, 5) Зосима Соловецкий, 6) Александр Ошевенский, 7) Пахомий Кенский, 10) Александр Свирский, 11) Андриан Ондрусовский, 12) Никифор Важеозерский, 13) Геннадий Важеозерский, 14) Семь других учеников Александра Свирского, 15) Антоний Сийский, 16) Афанасий Сяндемский, 17) Иона Яшеозерский, 18) Макарий Высокоозерский (Памятн. кн. Олон. губ. 1868–69 гг.).

25. Алфавитный указатель монастырей и пустынь Олонецкой епархии как существующих, так и упраздненных с их настоятелями (Ibid. 1867 г.).

26. Палеостров, его судьба и значение в Обонежском крае, с грамотами и другими письменными памятниками (Чтен. Имп. Общ. Истор. и Др. Росс. 1868 г. кн. 1).

27. Клименцы – с царскими и иераршими грамотами. Здесь приложена опись 140 древних письменных актов, находящихся в Климецком монастыре и послуживших материалами дли настоящего наследовании. Так здесь описаны: I. Царские грамоты. II. иераршие грамоты. III. Памяти и наказы воевод, духовных властей и других начальных людей. IV. Выписки из писцовых книг, крепостей, отводные, пропускные, данные, купчие, ссудные, мировые, повинные, уговорные и повинные письма, записи, сказки, расписки и т. п. V. Челобитные, явочные и жалобы. VI. Челобитные к иерархам. VII. Акты, относящиеся к Соломенской пустыни (Ibid. 1870 г. кн. 4).

28. Андрей Завалишин и его пустынь (lb. 1884 г. кн. IV).

29. Исторический очерк Важеозерской пустыни (Олон. Губ. Вед. 1867 г., № 21).

30. Ободная грамота Задне-Никифоровской пустыни 1557 года (Памятн. кн. Олон. губ. 1868–1869 гг.).

31. Исторические разыскания о Машеозерском монастыре. (Чтен. 1870 г. кн. 4).

32. О Соломенской пустыни (Ibid.).

33. О Яшеозерской пустыни. (Ibid. См. Клименцы).

34. Хронологический список иерархов, управлявших Олонецкой епархией. (Памятн. кн. Олон. губ. 1868 – 1869 годов).

35. Статистические сведения о церквах, монастырях и духовенстве в Олонецкой губернии 1866 г. (Ibid. 1867 г.).

36. Сельские приходские училища. Статистические сведения о народном образовании в Олонецкой губ. (Ibid. 1867 г.).

37. Несколько слов о происхождении русского раскола (Олон Губ. Вед. 1867 г., № 46).

38. Андрей Денисов-Вторушин, как проповедник. Из истории литературы русского раскола (Труд. Киев. Дух. Ак. 1867 г. февраль и апрель).

39. Семен Денисов Вторушин, Историческая монография (Ibid. 1866 г. июнь, июль и декабрь).

40. Алексей Родионов, ученик Семена Денисова. Из истории литературы русского раскола. (Ibid. 1867 года, январь).

41. Иван Филипов, Выговский историк и настоятель. Биографический очерк (Памятн. кн. Олонец. губ. 1867 г.),

42. Общежительное Уложение братьев Денисовых. (Ibid. 1868–69 гг.).

43. О самосожжениях раскольников в Олонецкой губернии (Ibid.).

44. Полемическое послание Выговского пустынножителя Данила Матфеевича с братиею к Московским Федосеевцам о титле Пилатовой (Труд. Киев. Акад. 1865 г. сентября. Издано по рукописи Е. В. Барсова).

45. Петр Великий в его отношениях к поморскому расколу. Читано в Обществе Любителей Духовного просвещения. (Печатается в Чтен. Общ. Ист. и Др.)

46. Сборник архивных сведений о Петре Великом со дня его рождения, в 2 томах, составленный Г. В. Есиповым с участием Е. В. Барсова. М. 1872 г.

47. Акты церковно-исторические. Из рукописей Е. В. Барсова. 1) Борьба двух митрополитов из-за одной кафедры при Петре Великим (Чтен. 1884 г. кн. 3). 2) Память в Кирилло-Белозерский монастырь по грамоте Ионы, митрополита Ростовского и Ярославского о том, чтобы великое освящение воды совершать только в навечерии Богоявления, сряду после литургии, в самый же день Богоявления ко крестильнице не исходить и водоосвящения творити не дерзать. 1650 г. (Ibid. 1884 г. кн. 1). 3) Богомольная грамота 1654 г. Ионы митрополита Ростовского в Кириллов монастырь о соединении церквей и о победе на супостатов и еретиков (Ibid. 1883 г. кн. 1). 4) Донесение воеводы об утрате св. мощей в Покровской Устюжской церкви. 5) Челобитная царю Алексею Михайловичу 1659 г. Ионы митрополита Ростовского о том, чтобы воеводы в духовные дела не вступались (Ibid. 1884 г. кн. 2) 6) Послание иерусалимского патриарха Паисия боярину Илье Даниловичу Милославскому 1650 г. (Ibid. 1886 г. кн. 2). 7) Память боярам и воеводам о том, чтобы ведать Кириллов монастырь в одном Приказе Большого Дворца и ни для каких дел посланника туда не посылать (Ibid. 1885 г. кн. 2). 8) Роспись посольского иеромонаха свадебным и пошлинным делам 1717 года. (Чтен. 1884 г. кн. 4).

48. Акты, относящиеся к распространению печатных богослужебных книг в XVII в. Из рукописей Е. В. Барсова: 1) Память из Печатного книжного Приказа дьяку Устюжской четверти Михаилу Смывалову, с присылкою Шестодневцев и Часовников (Чтен. 1883 года. кн. 2). 2) Память тому же дьяку с присылкою Минеи месяца мая. 3) Память тому же дьяку с присылкою Следованной Псалтири. 4) Память тому же дьяку с присылкою напрестольных Евангелий и Часовников. 5) Память тому же дьяку с присылкою 160 Миней месяца июля. 6) Грамота царя Михаила Федоровича устюжскому воеводе Обросиму Ивановичу Ладыженскому, да подъячему Василью Архипову с присылкою Минеи того же месяца. 7) Память из Печатного книжного Приказа дьяку Устюжской четверти Пантелею Чирикову с присылкою 120 Миней месяца декабря, 100 Канонников и 30 церковных Уставов. 8) Челобитная крестьян Чаронской округи царю Михаилу Федоровичу о том, чтобы не править с них денег за присланные богослужебные книги (Ibid.).

49. Акты, относящиеся к истории русского раскола. С предисловием Е. В. Барсова. 1) Дело о кощунственном отношении к просфоре 1642 г. 2) Дело о Ростовских раскольниках Силке Богданове с учениками 1661 г. 3) Челобитная Нижегородского митрополита Филарета об указе воеводам принимать к розыску и градскому суду раскольников 1662 г. 4) Отписка псковского воеводы боярина Бориса Шереметьева о псковских раскольниках Ивашке Меркульеве да Мартине Кузмине и пыточные их речи 1683 г. 5) Дело о Кольском раскольнике стрельце Ивашке Самсонове с товарищи 1684 г. 6) Статьи о расколщиках из Стрелецкого Приказа присланные в Новгородский Приказ 1686 г. 7) Донесение Новгородского митрополита Корнилия о расколоучителе Емельке Иванове, вторично засевшем в Палеостровском монастыре с своими единомышленниками, готовыми к самосожжению 1688 г. 8) Дело о псковском расколоучителе Сеньке Меньшикове 1689 г. 9) Донесение устюжского воеводы Юрия Селиванова о самосожжениях раскольников в разных волостях Устюжского уезда 1690 г. 10) Дело об Олонецком раскольнике Терешке Артемьеве, совращавшем в раскол свою жену, по челобитью тещи его вдовы Федорки 1695 года. 11) Отписка Афанасия, архиепископа Холмогорского, о раскольнике Ивашке Емельянове 1702 г. 12) Отписка фон-Стратенберга из Чернигова о раскольнике Сергее Квасникове, ратовавшем против брадобрития 1705 г. (Чтен. 1882 г. кн. III). 13) Из Стрелецкого Приказа память Кириллова монастыря архимандриту Тимофею с братиею, по делу о бегстве из-под начала раскольницы княгини Хилковой. 14) Грамота патриарха Адриана того же монастыря архимандриту Геласию, о ссылке под начал раскольника Донского казака Афонки Оленшина (Чтен. 1884 г. кн. 1). 15) Вестовое письмо из Палермы господарства Сицилийского Угорской земли подкоролю о двух старцах пророках, проповедывавших близость кончины мира 1660 г. (Ibid. 1881 г. кн. 3).

50. Акты, относящиеся к истории Соловецкого бунта, с предисловием Е. В. Барсова: 1) Дело но отпискам Ивана Мещеринова о соловецких выходцах с запросом о том, как с ними поступать. 2) Дело о перемене начальных людей над стрельцами, осаждавшими Соловецкий монастырь. 3) Дело по челобитью стрельца Ивашки Мурзина. 1) Дело стрельца Ивашки Горлова. 5) Дело о смене стрельцов, осаждавших Соловецкий монастырь. 6) Дело по челобитью рейтарского строю майора Келера. 7) Дело по челобитью ротмистра Буша. 8) Дело по челобитью рейтарского строю порутчиков Гутковского и Стахорского. 9) Отписка Ивана Мещеринова с извещением, что многие заводчики мятежа пришли в познание своей вины и покорились церкви. 10) Отписка Государю Ив. Мещеринова, с извещением о том, что он научил начальных людей и стрельцов делать фитиль, и с запросом о том, откуда брать лен для фитиля. 11) Отписка Государю Ив. Мещеринова о недостатке пушкарей и пушек Крестного монастыря, которых не даст строитель без указу и грамоты. 12) Досмотр и опись пушек в Крестном монастыре. 13) Отписка Ивана Мещеринова о беглых стрельцах. 14) Отписка того же Мещеринова о недостатке кормщиков для поезда в Соловецкий монастырь. 15) Дело по челобитью стрельцов о жалованье. 10) Государевы грамоты по отпискам воеводы Мещеринова. 17) Отписка Мещеринова Государю о ходе соловецкой осады и о прибавке ратных людей, ядер, пушек стрел и других снарядов. 18) Отписка Мещеринова о начальных людех Келене, Буше и Порошине, из коих последний в полк не явился. 19) Отписка его же о рассылке в монастыри раскаявшихся соловецких мятежников и о беглых из Сумского острога. 20) Отписка его же о выборе и посылке холмогорского попа Кирилла Андреева в Сумский острог и Соловецкий монастырь для увещания раскольников. 21) Сказка увещателей Холмогорского попа Кирилла Андреева и подъячего Истомина о своем пребывании в Сумском остроге и Соловецком монастыре. 22) Отписка Государю холмогорского воеводы Нарышкина о строителе, старцах и служебниках Анзерской пустыни, пребывающих в расколе. 23) Челобитная Анзерской пустыни строителя Илариона и старцев с выражением своей вины и просьбою о присылке им новоисправленных книг. 24) Отписка Государю воеводы Мещеринова о ходе осады Соловецкого монастыря. 25) Память из Новгородского Приказа в Пушкарский о присылке огнестрельного мастера Юрия Красновского для отправления его в Соловецкий монастырь. 26) Память из Пушкарского Приказа в Новгородский с присылкою огнестрельных мастеров для отправления в Соловецкий монастырь. 27) Сказка огнестрельных мастеров. 28) Память из Новгородского Приказа в Пушкарский о присылке пушек, гранат и прочих припасов. 29) Отписка Мещеринова Государю с роспросными пунктами соловецкого выходца старца Пахомия. 30) Отписка Государю Двинского воеводы Федора Нарышкина о пушках и зажигательных припасах. 31) Отписка Государю Двинского воеводы Федора Нарышкина об Анзерских раскольниках. 32) Доклад по разным отпискам Мещеринова. 33) Грамота Государя Двинскому воеводе об отправлении в Соловецкий монастырь стрельцов, пороху и хлебных запасов. 34) Проезжая грамота огнестрельным мастерам. 35) Челобитная майора Келена, ротмистра Буша и порутчика Стахорского о выдаче им жалованья. 36) Дело о пограблении Соловецкого монастыря воеводою Мещериновым (Чтен. 1884 г. кн. 1).

51. Акты, относящиеся к истории русского права и администрации. Из рукописей Е. В. Барсова. 1) Указ царя Михаила Федоровича о том, чтобы поповых и дьяконовых детей на службу в Приказы не брать и память о том в Устюжскую четь (Ibid. 1882 г. кн. 1). 2) Данная тиуна на землю 1500 г. (Ibid. 1883 г. кн. 1). 3) Мирской выбор земского судейки 1659 г. 4) Суд воеводы над земским судейкой 1627 г. (Ibid.). 5) Жалоба на воровство земского судейки 1684 года. (Ibid.). 6) Дело по челобитьям дьяка Семена Карево о подлогах и пристрастии при ведении его судного процесса в разных Приказах (Ibid. 1884 г. кн. 1). 7) Стряпчий XVII в. и его отношение к приказному миру (Ibid). 8) Губный староста – вымогатель поминков XVI в. 9) Крестьянский приговор на вчинание и ведение судебного процесса XVI в. 10) Челобитная начальника Стрелецкого Приказа боярина Федора Ивановича Шереметева царю Михаилу Федоровичу о своем бесчестье, нанесенном ему дьяками своевольным назначением холопа в стрелецкие головы (Ibid). 11) Указ Петра Великого об отрешении от наследства и о недопущении до женитьбы дураков, кои ни в науку, ни в службу не годятся, 1722 г. 12) Мирской расход на воеводский двор в XVII веке (Чтен. 1884 г. кн. 1). 13) Мирской расход на подъячего Приказной избы в XVII в. (Ibid.). 14) Росписка мирской подмоги на Губной двор, 1642 г. (Ibid). 15) Челобитная Силы Потемкина на Михаила Плещеева и неправедного судью думного дьяка Григория Караулова, 1668 года. (Чтен. 1886 г. кн. 2). 16) Челобитная Новгородцев Никону патриарху о ходатайстве за них пред думным дьяком, 1652 г. 17) Письмо Смоленского митрополита Сильвестра боярину Федору Алексеевичу Головину с жалобою на насилия стольника Нелидова (Ibid). 18) Обыскная грамота патриарха Никона, данная Кириллова монастыря архимандриту Митрофану. 1657 г. 19) Дело об архимандрите Афонской горы Феофане, приезжавшем в Россию за сбором, и заподозренном в шпионстве, 1664 г. 20) О придаче Богдану Дмитриевичу Уварову за службу Государева жалованья, 1578 г. (Ibid. 1886 г. кн. 2).

52. Акты поместные и крестьянские. Из рукописей Е. В. Барсова. 1) Ввозная грамота воеводы Казанского царства боярина Василья Петровича Шереметева, данная Семичову на прожиточное поместье, 1649 года. (Чтен. 1885 г. кн. 2). 2) Жалованная грамота царей Иоанна и Петра Алексеевичей Никите Ивановичу Ступишину на разные владения, 1680 г. 3) Челобитная Яренгского попа Дионисия Телова на насилия Соловецкого монастыря из-за владения Яренгою, 1638 г. (Ibid. 1884 г. кн. 3). 4) Боярская грамота крестьянам, 1593 года. (Чтен. 1883 г. кн. 1). 5) Челобитная крестьян Чаронской округа Липинской волости царю Михаилу Федоровичу на боярина Василья Петровича Шереметева по его иску на них в крестьянстве, 1644 г. (Ibid. 1884 г. кн. 4).

53. Акты, относящиеся к южной России. Из рукописей Е. В. Барсова. 1) Челобитная Нежинских купцов царю Михаилу Федоровичу на Брянского воеводу князя Григорья Долгорукова, 1624 г. (Чтен. 1884 г. кн. 2). 2) Письмо Газского архиепископа Паисия царю Михаилу Федоровичу о замыслах Порты в отношении Малороссии, 1657 г. 3) Лист гетмана Мазепы о книгах Македонского Николаевского монастыря архимандрита Дионисия, 1690 г. (Ibid).

54. Акты, относящиеся к истории городов и их областей. Из рукописей Е. В. Барсова. 1) Белозерск: а) удельные князья Шелешпанские и Ухтомские в XVI в.; б) цены на хлеб в Белозерском крае XVI в. в) Кирилло-Белозерский двор в Новегороде в XVI в. (Чтен. 1883 г. кн. 2). 2) Отпись воеводы князя Ивана Вадбальского в получении денег от Кирилло-Белозерского монастыря на строение воеводского Белозерского двора. 1660 г. (Ibid. 1884 г. кн. I). 3) Устюг Великий. Сказка земского судейки Сивкова о бунте в Устюге Великом. 1648 г. (Ibid. 1886 г. кн. 2). 4) Кай-городок. Донесение воеводы Волкова о бунте в Кай-городке. 1673 г. (Ibid.). 5) Ладога. Челобитная Ладожан о том, чтобы Ладожскую крепость устраивать и починивать не одним Ладожским уездом 1649 г. (Ibid.). 6) Олонец: а) отписка воеводы Чоглокова об Олонецком городовом деле, 1651 г.; б) челобитная соборного Олонецкого причта о прибавке руги и другого попа. 1651 г.; в) отписка воеводы Чоглокова соборному Олонецкому причту, 1651 г. (Ibid). 7) Вологда. Отписка Вологодского воеводы Милославского о подмыве города (крепости), 1652 г. (Ibid). 8) Архангельск. Донесение Андрея Воейкова об открытии Самоедами серебряной руды в верховье Пады реки. (Ibid. 1882 г. кн. 2).

55. Акты, относящиеся к инородцам. Из рукописей Е. И. Барсова. 1) Жалованная грамота царя Федора Иоанновича, данная Лопарям в 1583 г. об освобождении их от въезда данников (Чтен. 1883 г. кн. 2). 2) Челобитная патриарха Питирима царю Алексею Михайловичу об избавлении Лопарей от наезда кречетных помочников (Ibid).

56. Донесение Каргопольского воеводы Ивана Дашкова о движении на север Ляхов и Литвы во время междуцарствия (Чтен. 1886 г. кн. 1).

57. Правительственные меры XVII в. против морового поветрия в 1655 г. (Чтен. 1883 г. кн. 2).

58. Правительственные меры к поддержанию трезвости в народе XVII в. (Ibid. 1882 г. кн. 2).

59. О ссыльных в Кириллов монастырь: 1) Грамота царя Алексея Михайловича о ссыльных старцах, говоривших о царе и о боярах непристойные речи. 2) Грамота его же о том, чтобы ссыльных держать под строгим началом и их сказкам о слове и деле Государевом не верить (Чтен. 1885 г. кн. 4). 3) О ссылке воина Нащокина в Кириллов монастырь (Ibid. кн. 2).

60. Путешествие Киевского иеродиакона Иоакима в Москву за книгами и представление его царю Грозному в присутствии боярской думы в 1582 г. (Ibid. 1883 г. кн. 1).

61. Приветствие патриарха царю в новый год (общая формула (Ibid.).

62. Напрестольные записки ХѴII в. (Ibid. 1882 кн. 2).

63. Выбор кандидата на Холмогорскую архиепископию при Петре Великом (Ibid. 1883 г. кн. 1).

64. Педагогическая мера св. Дмитрия Ростовского (Ibid. 1883 г. кн. 2).

65. Пастырское послание к униатам Афанасия, епископа Могилевского и Полоцкого с увещанием воссоединиться в православие. 1795 г. (Чт. 1881 г. кн. IV).

66. Прошение порутчика Семена Дмитриева Скарятина о повышении его чином за участие в боях против Пугачева 1774 г. (Ibid.).

67. Письмо неизвестного любители церковного благолепия ректору Московской духовной академии о неустройном сочинении партесного пения. С сатирою, обращенною к хору (Ibid.).

68. По вопросу о кафедре раскола в духовных семинариях («Совр. Изв.» 1873 г.).

69. О дивных вещах, которые Турецкий посол в Вену привез, около 1699 г. (Чтен. 1883 г. кн. 1).

70. О задачах Чтений, издаваемых Императорским Обществом Истории и Древностей Российских, под заведыванием новой редакции (Чтен. 1881 г. кн. 3).

71. Отчет об ученой деятельности Императорского Общества Истории и Древностей Российских с 1882 по 1883 гг. читанный в торжественном его собрании (Журн. Мин. Народ. Просвещ. ч. ССХХХIХ, отд. 4).

72. Отчет о том же за 1885 г. (Ibid. ч. CCXLV).

73. Некролог профессора Киевского университета А. А. Котляревского («Совр. Извест.» 1881 г. октябрь).

74. Некролог графа А. С. Уварова («Моск. Вед.». 1885 г. генв.).

75. Описания ученых заседаний и разных ученых торжеств. (См. напр. «Моск. Вед.» 1875 г. № 44; 1884 года № 68).

III. Работы историко-литературные

76. Слово о Полку Игореве, как художественный памятник Киевской дружинной Руси. Исследование Е. В. Барсова, в двух томах, из коих первый представляет решение общих вопросов, относящихся к «Слову», а второй содержит исследование самого текста. М. 1887 г.

В «Исследовании о Русской Правде» профессора П. Н. Мрочек-Дроздовского труд этот называется «замечательным в высочайшей степени» (ч. II. стр. 149). То же мнение выражено и в «Журн. Мин. Нар. Просв.» Л. Н. Майковым (Ч. ССХХХIХ, 4).

77. Литература «Слова» о Полку Игореве (Журнал. Мин. Народ. Просв. 1876 г. сент. и окт.).

78. Мнение проф. Колосова о рукописи «Слова» о полку Игореве (Ibid. 1877 № 5).

79. Критические заметки об историческом и художественном значении «Слова» о полку Игореве (Вестн. Европ. 1878 окт. и ноябр.).

80. О «Слове» о полку Игореве: реферат читанный на Киевском Археологическом Съезде (Труд. I. стр. LXI).

81. Перевод «Слова» о полку Игореве, найденный в бумагах А. С. Пушкина, с предисловием Е. В. Барсова («Чтения» 1882 г. кн. 2).

82. Причитания северного края в трех томах: 1-й содержит «Плачи погребальные, надгробные и надмогильные» М. 1872 г. 2-й «Плачи завоенные, рекрутские и солдацкие» М. 1882 г. 3-й «Плачи свадебные, рукобитные, разлучные, баенные и предвенечные». Первые два тома двукратно удостоены премии Императорскою Академиею Наук и большой золотой медали – Императорским Географическим Обществом.

О собранных погребальных плачах были статьи в разных иностранных журналах, напр., Akademy, и других, в коих это собрание признается своего рода открытием, представляющим общеевропейский интерес, весьма важный для истории всеобщей литературы. Ср. также статью А. И. Веселовского: Die Russische Todtenklagen в «Russische Revue» 1873 г.

Из русских рецензий отметим статьи Л. Н. Майкова в Журн. Мин. Нар. Просв. (1872, декабрь и 1882, октябрь).

83. Петр Великий в народных преданиях Северного края. Читано в публичном заседании Общества Любителей Российской Словесности («Беседа» 1872 кн. V.). См. о них статью в «Revue des deux mondes», 1873 г.

La légende de Pierre le grand dans les chant populaires et les contes de la Russie, par M. Alfred Rambaud.

84. Петр Великий в сказках Северного края. Читано в Этнографическом отделе Имп. Общества Естествознания (Труд. Этногр. Отд. кн. IV).

85. Северные предания о древне-русских князьях и царях. Читано там же. (Древн. и Нов. Росс. 1887, кн. 9).

86. Олонецкие былины и духовные стихи (в «Олонец. Губерн. Вед.», 1867 г.). Чурилушко Пленкович (№ 16), Казань-город (Ibid.), Софья (№ 14), Георгий Храбрый (Ibid.), Аника воин (№ 12), Алексей Божий человек (Ibid.), Лазарь праведный (Ibid.), Пустыня (№ 14), Сон Богородицы и Страшный суд (№ 11), О двенадцати пятницах (1868 г. № 31).

87. Свадебные причитания Каргопольского уезда (Ibid. 1867 г. №№ 3, 4, 25, 26).

88. Свадебные причитания Пудожского уезда (Ibid. 1867 г. №№ 6 и 9).

89. Петрозаводские свадебные песни (Ibid. 1867 г. №№ 1, 2, 3 и 4).

90. Олонецкие бытовые песни (Ibid. 1868 г. №№ 24, 25, 26, 27).

91. Отдача сына в рекруты (Ibid. 1867 г. № 10).

92. Погребальный плач на могиле отца (Ibid. 1868 г. № 45).

93. Заплачка о семинаристах, утонувших в Онеге озере (Ibid. 1867 № 30).

94. Бытовые песни Олонецкой губер. (Ibid. 1868 г. № 33).

95. Знаменитая олонецкая вытница (Ibid. 1870 г. № 62).

Историко-литературное значение этих данных взвешено и оценено профессором О. Ф. Миллером (Журн. Мин. Народ. Просв. 1868 г. кн. 3 отд. критик.).

96. О свадебных обычаях в Олонецкой губернии. Читано к публичном заседании Общества Любителей Российской Словесности («Беседа» 1872, кн. VI).

97. Памятники народного творчества в Олонецкой губернии. Читано в публичном заседании Общества любителей Российской Словесности. («Записк. Этнограф. Отд. Императ. Географ. Общества по отд. этногр.» 1873 г. т. IIl).

98. Заговоры и пословицы Обонежского народа («Олонецк. Губерн. Вед.», 1807 г. №№ 1–32).

99. Народные суеверия и заговоры (Ibid. 1868 года №№ 93–94).

100. Загадки Обонежского народа (Ibid. 1867 г. № 1).

101. О воздействии апокрифов на церковный обряд и иконопись. Читано в заседании Императорского Московского Археологического Общества (Журн. Мин. Нар. Просв. Ч. CCXLII, отд. 2).

102. Переписка государственного канцлера графа Н. П. Румянцева с московскими учеными и литераторами. С предисловием, примечаниями и указателем Е. В. Барсова (Чтен. 1882 г. кн. 1).

103. Переписка И. Д. Беляева с разными учеными (Ibid.).

104. Хроника русского театра Носова, с предисловием Е. В. Барсова (Ibid. кн. 2 и 3).

105. Новые розыскания о первой эпохе русского театра Е. В. Барсова (Ibid.).

106. Замечания Московского митрополита Филарета на книгу Красноцветова: «Библейская история в пользу детей», с предисловием Е. В. Барсова (Бесед. Общ. Любит. Российской Словесности 1871 г. вып. III).

107. Письма Московского митрополита и С.-Петербургского Серафима Игнатию архиепископу Олонецкому и Петрозаводскому (Чтен. Общ. Любит. Духовн. Просв. 1871 г. февр.).

108. Письма Московского митрополита Филарета к архиепископам Воронежскому Игнатию и Тверскому Гавриилу (Ibid, апрель).

109. Письма разных архиереев Игнатию, архиепископу Воронежскому и Задонскому (Ibid.).

110. Народные предания о миротворении. (Чтен. 1886 г. кн. 4).

111. Северные сказания о Лембоях и Удельницах. Читано в Этнографическом отделе Имп. Общества Естествознания (Труд. Этногр. Отд. Общ. Ест. кн. III, вып. 1).

112. Заметки из этнографии Северного края и песня о Литовском погроме. Читано там же (Труд. Этн. Отд. Общ. Ест. кн. III, вып. 1).

113. Народная молитва архангелам и ангелам ХVII в. (Чтен. Общ. Ист. и Древ. 1883 г. кн. 1).

114. Сон Богородицы в живом народном пересказе (Чтен. 1886, кн. 3).

115. Народная молитва утренняя (Ibid,).

116. Народная молитва вечерняя (Ibid.).

117. Предания о панах. 1) Крестовый и Пелий мысы в Онежском озере. 2) Предания о чуди и язычниках. 3) Паны, Литва (Пам. кн. Олон. губ. 1867 г.).

118. Сказка об Алеше Голопузом (Песн. Рыбн. IV 209).

119. Легенда об Иване купецком сыне (Ibid. стр. 234).

120. Статьи о народно-русской песне в музыкальном отношении, по поводу первых концертов Славянского в Москве («Совр. Изв.» 1872).

IV. Работы этнографические

121. Собственные имена Архангельской Самояди XVII века (в Чтен. 1883 г. кн. 2).

122. Сказание XVII в. о кладах в Московской и Смоленской губерниях (Ibid. 1886 г. кн. 2).

123. Этнографические акты: 1) Донесение воеводы о неистовстве над покойником 1628 (Чтен. 1883 г. кн. 1). 2) Явка крестьянина Лямецкие волости Левки Васильева на Григорья Ворзогобца в том, что он угрожал ножем перепластать его и его сыновей 1601 (Ibid. 1884 г. кн. 4). 3) 0 приеме Бараша в Кириллов монастырь, присланного туда под начал за пьянство 1667 (Ibid.). 4) Поручная мирская запись о крестьянской жене в том, что она впредь не будет заниматься распутством, а будет жить, как и прочие добрые крестьянки живут 1670 (Ibid. 1884 г. кн. 3). 5) Челобитная крестьянина Ивашки Антипьева о побоях, нанесенных ему за то, что унимал парней от курения табаку 1682 (Ibid. 1884. кн. З). 6) Челобитная работника Васьки Нестерова властям Кириллова монастыря о вспоможении на свадьбу 1690 (Ibid. 1884, кн. 3). 7) Челобитная бобыля Васьки Кожевникова о выдаче ему из монастырской казны шубы и денег ради его бедности 1665 (Ibid. кн. 4). 8) Ссудная запись вольноотпущенного холостого крестьянина Ивашки Шумилова, данная Кириллову монастырю на себя, и если женится, на жену и детей в том, что за ссуду быть им вечно в крестьянах Кириллова монастыря 1686 (1884 г. кн. 3).

124. Программа собирания этнографических предметов для Этнографического Отдела Антропологической Московской Выставки 1878 г.

125. Описание этнографических коллекций, входивших в состав этого отдела выставки 1879 г. Та и другая работа произведены были Е. В. Барсовым в качестве председателя Этнографического Отдела Антропологической Выставки и напечатаны в «Трудах Комитета».

126. Очерки народного мировоззрения и быта. Читано в Этнографическом отделе Имп. Общества Естествознания (Древн. и Нов. Россия 1876 г. кн. II).

127. Обзор этнографических данных, помещенных в разных губернских ведомостях за 1873 год. Читано там же (Труд. Этногр. Отд. Имп. Общ. Естеств. кн. III, вып. I).

128. Обряды наблюдаемые при рождении и крещении детей на реке Орели. Читано там же (Ibid.) кн. IV.

129. Объяснительные замечания к этнографическим данным, собранным г-жею Добрыниной. Читано там же. (Москов. Вед. 1875 г. № 44.)

130. Русское право в народных пословицах. (Читано в публичном заседании Комитета Антропологической Выставки).

131. О хлебных недородах в Олонецкой губернии и их причинах (Олонец. Губ. Вед. 1868 г. № 21).

132. О данях и податях (Ibid. 1868 г. № 51).

133. Черты из жизни Олончан (Ibid. 1867 г. № 1).

134. Славление и святочные увеселения (Ibid. 1867 г. № 2).

135. Из обычаев Обонежского народа. Увеселения на маслянице (Ibid. 1867 г. № 8).

136. Песьянцы – слепцы (Ibid. 1868 г. № 51)

137. Рассказ о том, как писец Панин давал имена заонежским деревням в 1628 году. (Памят. книж. Олонец. губ. 1868–69 г,).

138. Юрьев день. Читано в Этнографическом отделе Императорского Общества естествознания. (Труд. Этногр. Отд. кн. III, вып. I).

139. Из обычаев Обонежского народа. 1) Празднование Ильина дня в Канакшанском приходе. 2) Празднование Рождества Богородицы на Лепше. 3) Празднование святых Медоста и Власия и Троицина дня в Нименском приходе. 4) Празднование Ивана купалы в деревне Остречье (Памят. кн. Олонец. губ. 1867 г.).

140. Граф Румянцев, как этнограф (в юбилейном сборнике Румянцевского Музея).

141. Краткий руководитель по Дашковскому Этнографическому Музею.

142. Отчет по Дашковскому Этнографическому Музею. (1874 г.).

V. Работы археологические

143. Исторический акт об иконном мастере, присланном из Большого Дворца, для подновления Чудотворного монастырского образа Успения Богородицы в старинном стиле, 1633 г. (Чтен. 1884 г. кн. 1).

144. О необходимости законодательных мер к охранению памятников старины. (Читано в заседании Импер. Московского Археологич. Общества).

145. Ответ «Русскому Курьеру» на его фельетон по поводу этого доклада («Моск. Вед.» 1879 г. № 315).

146. Об Олонецких древностях.

147. О кладе найденном в Киеве при Петре Великом.

148. Объяснение летописного слова: Укси.

149. Объяснение летописного слова: Куст.

150. Об Аланах и Скифах в древне-русском переводе Иосифа Флавия.

151. О тайнописи на крестах.

152. О медном образке с 12-ю змиями.

Все эти доклады читаны в Императорском Московском Археологическом Обществе и напечатаны в его «Трудах».

153. О древнейшем деревянном храме XIV в. Лазаря Муромского. (Читано в заседании того же Общества).

154. Проект Устава историко-археологического музея в городе Череповце (утвержден Импер. Московск. Археол. Обществом).

155. О раскопках курганов в Олонецкой губернии на р. Ояти (Труд. Комитета Антрополог. Выставки).

156. О Ростовских реставрациях. (Соврем. Изв. 1879 г. №№ 169, 255).

VI. Работы критические

157. Письмо профессору Е. Е. Голубинскому с возражениями на его книгу: История Русской церкви т. 1. Период до-монгольский (в Чтен. 1882 г. кн. 3).

158. Заметка по поводу исследования профессора И. Д. Мансветова: Митрополит Киприан в его литургической деятельности (Ibid. 1883 г. кн. 3).

159. К истории Медицинской науки в России. По поводу сочинения: История первых медицинских школ в России. Профессора Я. А. Чистовича. Спб. 1883 г. (Ibid. 1883 г. кн. 3).

160. Критический разбор сочинения г. Реутского «О Божиих людях» («Правосл. Обозрен.» 1873 г. генварь и февраль).

161. Разбор сочинения профессора И. Ф. Нильского: Семейная жизнь в русском расколе (Прав. Обозр. 1870 г. Октябрь и Ноябрь).

162. Об антиминсах Православной Русской церкви. По поводу исследования о. Константина Никольского. Спб. 1872 г. Читано в Императорском Московском Археологическом Обществе. (Труд. Импер. Археолог. Общ. 1876 г.)

163. Критический разбор сочинения Верюжского: «Вологодские святые», составленный по поручению Императорской Академии Наук. (Представлен во 2-е отд. Академии).

164. Отзыв о сочинении К. Ф. Надеждина: История Владимирской семинарии («Совр. Изв.» 1875 г.).

165. Отзыв о сочинениях А. А. Титова: 1) Деятельность Ростовского земства по охранению народного здравия с 1865 по 1876 г. 2) Деятельность того же земства но народному образованию за то же время. 3) Сведения о кустарных промыслах по Ростовскому уезду Ярославской губернии 1879 («Совр. Изв.» 1877, № 579).

VII. Слова, речи и приветствия

166. Речь по поводу блаженной кончины в Бозе почившего Государя Наследника Цесаревича Николая Александровича. (Духовн. Бесед. 1865 г. № 35).

167. Речь по поводу покушения на драгоценную жизнь в Бозе почившего Государя Императора Александра Николаевича. (Ibid. I860 г. № 20).

168. Речь в день тысячелетия со дня кончины славянского первоучителя Мефодия, произнесенная в торжественном собрании Императорского Московского Университета и Императорского Московского Общества Истории и Древностей Российских (Чтен. Общ. Ист. и Др. Росс. 1885 г. кн. 1).

169. Речь на торжественном акте по поводу возобновления Белой палаты в Великом Ростове («Москов. Вед.» 1 ноябр. 1883 г.).

170. Речь на торжественном акте по поводу возобновления «Братского Затвора» в Великом Ростове («Моск. Вед.» 2 ноябр. 1884 г.).

171. Речь на торжественном акте по поводу возобновления подземного храма Святителя Леонтия Ростовского в Великом Ростове («Москов. Вед.» 2 ноябр. 1885 г.).

172. Речь в торжественном собрании Императорских Обществ Московского Археологического и Общества истории и Древностей Российских по поводу трехсотлетней памяти первопечатника Ивана Федорова (печатается в «Юбилейном Сборнике»).

173. Речь о значении Российского дворянства произнесенная в Ростове Великом. Записана и напечатана в «Моск. Вед.» Н. П. Барсуковым (1884 г., ноябрь).

174. Речь о Государственном канцлере графе Η. П. Румянцеве в день пятидесятилетия со дня его кончины. Произнесена в торжественном собрании Императорского Московского Археологического Общества и напечатана в «Древней и Новой России» (1877 г. кн. 5.)

175. Речь, произнесенная на торжественном акте в день пятидесятилетия учено-литературной деятельности Μ. П. Погодина (в Юбилейном Сборнике).

176. Речь по поводу кончины графа С. Г. Строганова, председателя Императорского Общества Истории и Древностей Российских. (Произнесена в заседании Общества, посвященном его памяти и напечатана в «Чтениях» (1882 г. кн. 2).

177. Речь о председателе Императорского Московского Археологического Общества графе А. С. Уварове. Произнесена при опускании тела его в могилу и напечатана в «Москов. Ведом.» (1885, генв.) и «Сборнике статей», читанных в заседании, посвященном его памяти.

178. Слово в день погребения незабвенного историка С. М. Соловьева (в «Соврем. Изв.» передовая статья).

179. Речь, произнесенная пред гробом профессора Киевского университета А. А. Котляревского (Ibid. 1881 г. октябрь).

180. Речь об И. С. Аксакове, произнесенная в заседании Императорского Общества Истории и Древностей Российских, посвященном его памяти. (Напечатана в посмертном № «Руси»).

181. Речь пред гробом учителя Московского училища художеств В. П. Маслова (Русск. Вед. 1880 г. ноябрь).

182. Речь пред гробом археолога А.И. Кельсиева (Соврем. Изв. 1886 № 18).

183. Воспоминание о Капитоне Ивановиче Невоструеве, описателе патриаршей библиотеки. Произнесено в публичном заседании Общества Любителей Российской Словесности и напечатано в «Русск. Архиве» (1873 г. стр. 846).

184. Воспоминание об Алексее Егоровиче Викторове, известном археографе и исследователе. Читано в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских. (Русь 1883 г. № 21).

185. Воспоминание о профессоре Московского Университета И. Д. Беляеве. Читано в Публичном Заседании Общества Любителей Российской Словесности. (Чтен. 1882 г. кн. 1).

186. Воспоминание о М. А. Максимовиче. Читано там же.

187. Несколько слов о заслугах оказанных Русской науке гр. А. С. Уваровым, произнесенных в Обществе Истории (Журн. Мин. Нар. Пр. ч. ССХХХIХ, отд. 4).

188. Несколько слов о знаменитом церковном историке Московском митрополите Макарие, произнесенных в Общ. Истор. (Ibid.).

189. Несколько слов об исследователе русского раскола и литераторе П. И. Мельникове (Ibid.).

190. Несколько слов, сказанных в том же Обществе о покойном Н. В. Калачеве и об отношении его к Обществу Истории. (Чтен. 1885 г. кв. IV. Проток.).

191. Несколько слов о профессоре Московского Университета С. А. Усове, произнесенных в Обществе Истории (Ibid. 1886 г. кн. IV. Проток.).

192. Приветствие Киевской Духовной Академии в день пятидесятилетнего ее юбилея (в Юбилейном сборнике).

193. Приветствие Комитету Этнографической Выставки 1867 г. от имени Олонецкого Губернского Статистического Комитета (Всеросс. Этногр. Выст. стр. 73).

194. Приветствие Румянцевскому Музею в день пятидесятилетнего его юбилея от имени Императорского Общества Истории и Древностей Российских («Чтен.» 1882 г. кн. 2).

195. Приветствие С.-Петербургскому митрополиту Исидору в день пятидесятилетия его в святительском сане в «Описании юбилея». (Церков. Вестн.).

196. Речь, произнесенная на акте двадцатипятилетия Московского митрополита Иоанникия в святительском сане («Моск. Вед.» 1886 г.).

197. Приветствие Варшавскому архиепископу Леонтию в день двадцатипятилетия его в святительском сане. (Напечатано отдельно).

198. Речь в день двадцатипятилетней издательской деятельности редактора «Православного Обозрения» П. А. Преображенского («Моск. Вед.» и «Православ. Обозрен.» 1885 г. февр.).

199. Речь в день двадцатипятилетия учено-литературной деятельности историка Д. И. Иловайского («Моск. Вед.» 1883 г. ноябрь).

200. Речь в день двадцатипятилетия историко-археологической деятельности археолога И. А. Голышева (в юбилейном сборнике 1880 г.).

201. Слово к тюремникам («Труд. Киев. Дух. Академии». 1866 г. Дек.)

202. Слово на Покров Богоматери («Духовн. Бесед.» 1867 г. № 39).

203. Слово пред плащаницей («Труд. Киев. Дух. Академии» 1867 г. Апрель).

204. Христианский взгляд на нравственное зло (Труд. Киев. Акад. 1884 г. декабрь).

VIII. Издание «Чтений»

205 – 227. Кроме того, Е. В. Барсовым издано 22 тома «Чтений в Обществе Истории и Древностей Российских» в качестве редактора их с 1881 по 1886 год; каждый том от 30 до 40 печатных листов.

В первое же заседание после своего избрания, 30 октября 1881 года, им представлена была своя программа издания, которая была утверждена Обществом и напечатана в 3-й книге «Чтений» 1881 года. Этою программой положено было восстановить тот состав «Чтений», который был принят при начале их издания в 1846 г. О. М. Бодянским с небольшими лишь изменениями. Сообразно этой программе все изданные им 22 тома представляют следующие 5 отделов: 1) материалы исторические, 2) материалы историко-литературные, 3) материалы иностранные, 4) исследования и 5) смесь. По внутреннему же своему направлению они являются органом исключительно истории Русской и при том именно древней, в отличие от тех периодических изданий исторического содержания, которые имеют в виду не столько прямые интересы науки, сколько общественную любознательность и потому посвящаются главным образом данным новой Русской истории и даже ближайшего к нам времени. В «Журнале Министерства Народного Просвещения» в отчете об ученой деятельности Общества (1882 – 1884 годов) замечено, что «настоящий редактор их сохранил за ними тот важный интерес, который был придан этому изданию предшественниками г. Барсова и в особенности О. М. Бодянским», (ч. ССХХХIХ, отд. 4).

IX. Рукописное собрание

Богатая библиотека рукописей и хартий, собранная Е. В. Барсовым в течение 20 лет с тяжелыми жертвами и самоотвержением, уже немало послужила разнообразным задачам русской науки.

Рукописное собрание г. Барсова по своей систематичности не уступает собранию Ундольского, а по количеству №№ приближается к собранию Погодина. Общий состав его собрания представляет следующие отделы:

I. Письменность духовная.

1. Библейские списки и переводы.

2. Толкователи Священного Писания.

3. Отцы церкви и греческие писатели.

4. Русские писатели.

5. Каноническое право.

6. Церковный обряд.

7. Иконопись.

8. Церковное пение.

9. Общая церковная история.

10. История Русской Церкви.

11. Разные богословские сочинения.

12. Сборники и торжественники.

13. Масонские рукописи.

II. Письменность светская.

1. Всеобщая история.

2. Путешествия русских людей на восток.

3. Русская гражданская история.

4. Гражданское право.

5. Философия.

6. Языкознание.

7. Естествознание.

8. Врачевание.

9. Переводные повести.

10. Апокрифы.

11. Славяно-русские повести.

12. Народные заговоры.

13. Вирши.

14. Народные песни.

III.

Но самый богатый и единственный в России отдел в собрании г. Барсова представляют рукописи, относящиеся к истории русского раскола, число коих восходит до 500, а число старообрядческих произведений до 1000.

X. Периодические издания, в коих помещены ученые работы Е. В. Барсова

1. Записки Императорской Академии Наук.

2. Этнографический Сборник Императорского Географического Общества.

3. Летопись занятий Археографической Комиссии.

4. Труды Императорского Московского Археологического Общества.

5. Труды Этнографического Отдела Императорского Общества Любителей Естествознании, Антропологии и Этнографии.

6. Труды Комитета Антропологической Выставки.

7. Чтения Императорского Общества Истории и Древностей Российских.

8. Труды Киевской Духовной Академии.

9. Беседы в Обществе Любителей Российской Словесности

10. Чтения в Обществе Любителей Духовного Просвещ.

11. Памятные книжки Олонецкой губернии.

12. Журнал Министерства Народного Просвещения.

13. Древняя и Новая Россия.

14. Беседа (журнал).

15. Вестник Европы.

16. Духовная Беседа.

17. Православное Обозрение.

18. Церковный Вестник.

19. Олонецкие Губернские Ведомости.

20. Московские Ведомости.

21. Современные Известия.

22. Русь.

23. Русские Ведомости.

24. Голос.

25. Отчеты Румянцевского Музея.


Источник: Записка об ученых трудах Е.В. Барсова / Сост. Дм. Цветаев, прив.-доц. Имп. Моск. ун-та. – Изд. И.A. Вахрамеева. - Москва: В Унив тип (M. Катковъ), 1887. - [2], VIII, [3], 40 с.

Комментарии для сайта Cackle