Евфи́мий Зигавинос (Зигабе́н)

Толкование Евангелия от Иоанна

 Глава 9Глава 10Глава 11 

Глава X

Ин.10:1.  Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник;...

Аминь, аминь глаголю вам: не входяй дверьми во двор овчий, но прелазя инуде, той тать есть и разбойник;...

Под дверью в переносном смысле мы разумеем здесь закон, или вообще Священное Писание, потому что оно приводило людей к Богопознанию, отнимало у еретиков и язычников возможность ходить по пути благочестия и охраняло народ от наветов диавола, – под двором разумеем заботу и попечение об овцах, а под овцами – израильтян, народ Божий: «мы, – говорит Давид, – людие пажити Его и овцы руки Его» (Пс.94:7). Значит, кто принимает на себя попечение о народе Божием не по Писанию, т.е. кто не пользуется им, управляет не согласно с ним, но приходит иначе, как бы перескакивает через эту дверь, или проламывает себе другой вход, тот не пастырь, а вор и разбойник: вор – потому, что хочет присвоить себе то, что не принадлежит ему, а разбойник – потому, что хочет погубить. Такого рода ворами и разбойниками были до пришествия Иисуса Христа – Иуда и Февда, а после – лжемессии, антихрист и все другие обольстители. Относится эта речь также к книжникам и фарисеям, которые, «учаще учением, заповедем человеческим» (Мф.15:9), нарушали закон. Видишь, как Иисус Христос изобразил вора, разбойника и обольстителя? Обрати же внимание и на признаки Пастыря.

Ин.10:2.  ...а входящий дверью есть пастырь овцам.

...а входяй дверьми пастырь есть овцам.

Таков и Сам Иисус Христос, потому что Он пользовался Писаниями и действовал согласно с ними. Если же Он и совершал дела в субботу, то это были дела Божии, а закон запрещал только дела человеческие, или житейские.

Ин.10:3.  Ему придверник отворяет,...

Сему дверник отверзает,...

Привратником, в переносном смысле, был Моисей, которому Бог вверил закон. Моисей открывает дверь Иисусу Христу, как истинному Пастырю, и допускает Его к заботе об овцах, потому что знает Его. Он написал: «Того послушайте» (Втор.18:15).

Ин.10:3.  ...и овцы слушаются голоса его,...

...и овцы глас его слышат,...

Слушают, повинуются и следуют, потому что знают этот голос. Здесь под овцами разумеются только истинные овцы, достойные того, чтобы их пасти. Подобно тому как тот, кто входит через дверь, есть пастырь, так и те, которые слушаются голоса этого пастыря, суть овцы; все же другие этим самым отделились от стада овец.

Ин.10:3.  ...и он зовет своих овец по имени...

...и своя овцы глашает по имени,...

Это также черта пастыря, указывающая на усердную заботу его о каждой овце. Он не называл бы овец по имени, если бы, вследствие усердной заботы о них, не знал каждой отдельно.

Ин.10:3.  ...и выводит их.

...и изгонит их

– на пастбище; а пастбище для разумных овец есть изучение Слова Божия, питающее их душу.

Ин.10:4.  И когда выведет своих овец, идет перед ними;...

И егда своя овцы ижденет, пред ними ходит,

ведя их по прямому пути и охраняя их. Правда, пастухи делают наоборот: они идут позади овец своих; но этот Пастырь употребляет необыкновенный способ, потому что и овцы у Него разумные. Равным образом, когда этот Пастырь посылал учеников Своих, то говорил им: «се, Аз посылаю вас яко овцы посреде волков» (Мф.10:16), между тем как пастухи гонят овец туда, где нет волков. Ходит же Он впереди овец Своих, как потому, что первый проложил путь жизни, так и потому, что исполнил то, чему учил других.

Ин.10:4.  ...а овцы за ним идут,...

...и овцы по нем идут,

следуя по стопам Пастыря, идя по тому же самому пути и повинуясь Его законам.

Ин.10:4.  ...потому что знают голос его.

...яко ведят глас его,

к которому они привыкли, слыша его в словах знакомого им Священного Писания.

Ин.10:5.  За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.

По чуждем же не идут, но бежат от него, яко не знают чуждаго гласа.

Чужие – это те, которые входят не через дверь; и овцы не слушают голоса их, потому, что он отличен от того, который они обыкновенно слышат в Священном Писании, потому что голос этот исходит из собственного чрева их.

Ин.10:6.  Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.

Сию притчу рече им Иисус: они же не разумеша, что бяше, яже глаголаше им.

Говорил Иисус Христос неясно, желая возбудить внимание в слушателях. Затем и в другом отношении Он называет Себя дверью и пастырем.

Ин.10:7.  Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.

Рече же паки им Иисус: аминь, аминь глаголю вам, яко Аз есмь дверь овцам,

дверь, через которую овцы входят в горние обители. Иначе никто не войдет туда, как только через Иисуса Христа, через веру в Него и через Его учение.

Ин.10:8.  Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники;...

Вси, елико [их] прииде прежде Мене, татие суть и разбойницы;...

все, сколько их ни приходило от самих себя, не через вышеуказанную дверь, как Иуда, Февда и тому подобные. А пророки приходили не от самих себя, но были посылаемы Богом, и они входили не другим каким-либо местом, а через дверь. Следует иметь в виду, что Священное Писание часто общие понятия употребляет для выражения только частной мысли. Так и слово вси (πάντες) означает здесь не просто всех тех, которые приходили прежде Иисуса Христа. Подобные же изречения есть и у Давида: «вси уклонишася, вкупе неключими быша» (Пс.13:3), но не таковы были истинные почитатели Божии того времени; у Соломона: «всяческая суета» (Еккл.1:2), но не такова добродетель. Есть и такие изречения, где «всякий» (πᾶς) значит – «никакой» (οὐδεὶς); таково, например, изречение Спасителя: «и аще не быша прекратилися дние оны, не бы убо спаслася всяка плоть» (Мф.24:22), т.е. никакая плоть; таково изречение Давида: «и да не обладает мною всякое беззаконие» (Пс.118:133), т. е. никакое, и многое другое.

Ин.10:8.  ...но овцы не послушали их.

...но не послушаша их овцы,

истинные овцы. И отсюда ясно, что Иисус Христос не включал в число вышеупомянутых «всех» также и пророков, потому что их послушали овцы.

Ин.10:9.  Я есмь дверь:...

Аз есмь дверь:...

Повторением этого слова Иисус Христос усиливает Свою речь.

Ин.10:9.  ...кто войдет Мною, тот спасется,...

...мною аще кто внидет, спасется,...

Если кто будет ходить по заповедям Моим – спасется, потому что он войдет в горние обители.

Ин.10:9.  ...и войдет, и выйдет,...

...и вниидет и изыдет,...

во всякое место вселенной, – что случилось с апостолами.

Ин.10:9.  ...и пажить найдет.

...и пажить обрящет

не только для души, но и для тела, так как пред апостолами всегда было открыто все, что только имели верующие.

Ин.10:10.  Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить.

Тать не приходит, разве да украдет и убиет и погубит.

Вор приходит не для блага овец, но разве только для того, чтобы украсть, убить или погубить их. И действительно, те, которые были украдены Февдой и Иудой, были убиты: они тотчас же погибли (дьявол крадет, когда овладевает душой человека настолько, что направляет ее к самому себе и подчиняет ее своей воле, – он убивает, когда отнимает у человека волю и уничтожает добродетельную жизнь, – он губит, когда помрачает в человеке память о Боге, чтобы он уже не мог вспоминать о будущем суде).

Ин.10:10.  Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.

Аз приидох, да живот имут и лишше имут.

Я, говорит Иисус Христос, пришел для того, чтобы овцы имели жизнь, т.е. здесь, на земле, – жизнь по воле Божией, избыток (περισσότερον) которой есть Царствие Небесное, – а там, на небе, – жизнь блаженную, избыток которой будет состоять в том, «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша» (1Кор.2:9), т. е. в совершенном познании Пресвятой Троицы.

Ин.10:11.  Я есмь пастырь добрый:...

Аз есмь пастырь добрый:...,

т. е. истинный. Выше Иисус Христос назвал Себя дверью, по указанной там причине, а здесь Он называет Себя Пастырем, потому что исполняет все то, что свойственно пастырю, а иудейские пастыри за то, что не исполняют этих обязанностей, порицаются пророком Иезекиилем, о чем будет сказано немного после; называет Он Себя Пастырем еще и потому, что Своими пастырскими словами Он собирает овец в горнюю обитель. В других местах Иисус Христос называется Овцою, Агнцем, Жертвою, Первосвященником и многими другими именами, сообразно тому или другому событию в Домостроительстве Божием.

Ин.10:11.  ...пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.:

...пастырь добрый душу свою полагает за овцы.

Опять Иисус Христос указывает характерные черты пастыря и наемника.

Ин.10:12.  А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец и разгоняет их.

А наемник, иже несть пастырь, емуже не суть овцы своя, видит волка грядуща, и оставляет овцы, и бегает; и волк расхитит их, и распудит овцы.

Иисус Христос здесь пояснил, кто такой наемник, – именно тот, кому овцы не свои. Под волком же в переносном смысле нужно разуметь всякого вредного человека, развратителя, а также диавола, который называется еще львом, змеем, драконом, скорпионом, аспидом и василиском и многими другими именами, сообразно с различными злыми ухищрениями его.

Ин.10:13.  А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.

А наемник бежит, яко наемник есть, и нерадит о овцах.

Везде он ищет собственной безопасности и пренебрегает другими, а истинный пастырь поступает наоборот: он пренебрегает собственной безопасностью и заботится об овцах. Таким образом Иисус Христос указал на два опасных человека: на одного, который приходит с той целью, чтобы украсть, убить и погубить, и на другого, который, видя идущего волка, оставляет овец и бежит. Первым Он указал на Февду и Иуду, а вторым – на иудейских учителей, которые пренебрегают вверенными их попечению и выдают свое стадо, за что порицает их и пророк Иезекииль, говоря: «Оле, пастырие Израилевы! еда пасут пастырие самих себе? не овец ли пасут пастырие» (Иез.34:3)? Далее у пророка перечисляются те обязанности пастыря, которых не исполняли пастыри израилевы, именно: они потерянной овцы не искали, угнанной не возвращали, пораненной не перевязывали, больной не врачевали, потому что они пасли себя самих, а не стадо. От вышеупомянутых опасных людей Иисус Христос отличил Себя Самого: от первых – тем, что Он пришел «да живот имут и лишше имут», а от вторых – тем, что Он «душу Свою полагает за овцы». Последним обстоятельством, именно тем, что Он «душу Свою полагает за овцы», Иисус Христос подтвердил и то, что Он пришел, «да живот имут, и лишше имут». И апостол Павел говорит: «аще бо врази бывше примирихомся Богу смертию Сына Его, множае паче примирившеся спасемся» (Рим.5:10); и еще: «иже убо Своего Сына не пощаде, но за нас всех предал есть Его; како убо не и с Ним вся нам дарствует» (Рим.8:32)?

Ин.10:14.  Я есмь пастырь добрый;...

Аз есмь пастырь добрый;...

Но почему же иудеи не сказали Иисусу Христу, как прежде: «Ты о Себе Сам свидетелствуеши» (Ин.8:13)? Потому что тогда они услышали ответ, заставивший их молчать и на будущее время.

Ин.10:14.  ...и знаю Моих,...

...и знаю Моя,...

по предведению, как Бог. И Моисей сказал: «позна Господь сущих Его» (Чис.16:5; 2Тим.2:19), – и апостол Павел тоже: «не отрину Бог людей Своих, ихже прежде разуме» (Рим.11:2).

Ин.10:14.  ...и Мои знают Меня.

...и знают Мя Моя

по соображениям своего разума. А узнали Иисуса Христа люди из свидетельства Иоанна Крестителя, из собственных Его дел и из свидетельства Бога Отца, о чем выше уже не раз говорилось. Затем, чтобы показать, что знание Его весьма отлично от знания людей, Иисус Христос сравнил Свое знание со знанием Отца, говоря:

Ин.10:15.  Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца;...

Якоже знает Мя Отец, и Аз знаю Отца;...

Знание разумеет здесь Он по природе, о котором и в одиннадцатой главе Евангелия от Матфея сказано: «никтоже знает Сына, токмо Отец; ни Отца кто знает, токмо Сын» (Мф.11:27).

Ин.10:15.  ...и жизнь Мою полагаю за овец.:

...и душу Мою полагаю за овцы,

т. е. оставляю ее, умираю за овец, потому что они – Мои; а обольститель никогда не пожелал бы умереть за тех, которых он обольстил.

Ин.10:16.  Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора,...

И ины овцы имам, яже не суть от двора сего,...

т. е. закона Моисеева. Иисус Христос говорит здесь о язычниках.

Ин.10:16.  ...и тех надлежит Мне привести:...

...и тыя Ми подобает привести,...

собрать под свое пастырство.

Ин.10:16.  ...и они услышат голос Мой,...

...и глас Мой услышат,...

послушают, будут повиноваться.

Ин.10:16.  ...и будет одно стадо...

...и будет едино стадо...,

составленное из иудеев и язычников.

Ин.10:16.  ...и один Пастырь.

...и един Пастырь

тех и других, Иисус Христос.

Ин.10:17.  Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою,...

Сего ради Мя Отец любит, яко Аз душу Мою полагаю,...

Любит за то, что Я умираю за овец Своих, а значит – и Его, – за то, что также человеколюбив, как и Он. Речь идет о Домостроительстве Божием, но указывает вместе с тем и на равенство Иисуса Христа с Богом Отцом. Но неужели прежде Отец не любил Его? Конечно, любил как Сына, как возлюбленного, как исполняющего волю Его. Сам же Отец сказал о Нем: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих» (Мф.3:17). Но об этой любви, как всем известной, Иисус Христос учил прежде как в других местах, так и в тех, где Он говорил: «Отец бо любит Сына» (Ин.5:20); а теперь Он говорит о любви к Нему Бога Отца за то, что Он умирает за людей.

Ин.10:17.  ...чтобы опять принять ее.

...да паки прииму ю.

И здесь греческий оборот с «да» (ἵνα) означает не цель, а только имеющее произойти следствие. Не для того только Иисус Христос полагает душу Свою, чтобы опять принять ее; но Он полагает ее за мир, а принимает ее для того, чтобы показать, что Он – Бог.

Ин.10:18.  Никто не отнимает ее у Меня,...

Никтоже возмет ю от Мене,...

против Моей воли, т. е. никто не предал бы Меня смерти, если бы Я не пожелал.

Ин.10:18.  ...но Я Сам отдаю ее.

...но Аз полагаю ю о Себе

добровольно, как Человеколюбец. Словами этими Иисус Христос указывает на Свою крестную смерть и Воскресение из мертвых.

Ин.10:18.  Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее.

Область имам положити ю, и область имам паки прияти ю.

Имею власть, как всемогущий и всесильный Бог. Значит, напрасно трудились бы злоумышленники, если бы Иисус Христос не пожелал умереть; хотя впоследствии некоторые безумцы и говорили Ему с упреком: «иныя спасе, Себе ли не может спасти» (Мф.27:42)?

Ин.10:18.  Сию заповедь получил Я от Отца Моего.

Сию заповедь приях от Отца Моего,

чтобы положить душу Свою за овец, чтобы умереть за мир. Умертвили же Иисуса Христа иудеи за то, что Он учил народ, что привел его от мрака к свету, от греха к добродетели, от смерти к жизни. Сказав выше: «сего ради Мя Отец любит, яко Аз душу Мою полагаю» (Ин.10:17), Иисус Христос указал этим на Свою добровольную смерть, а этими словами: «сию заповедь приях от Отца Моего», Он показал, что умирает по воле Отца. Если же Иисусу Христу нужна была заповедь, то каким образом Он говорил: «Аз полагаю ю о Себе: область имам положити ю» (Ин.10:18)? и прежде: «Аз есмь пастырь добрый» (Ин.10:11)? Такому ведь не нужна заповедь? Но заповедь Отца здесь указывает ни на что другое, как только на полное согласие Иисуса Христа с Богом Отцом. Приведенные изречения объясняют только планы Божественного Домостроительства и употреблены ради немощи слушателей, как часто мы уже об этом говорили.

Ин.10:19–20.  От этих слов опять произошла между Иудеями распря. Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его?:

Распря же паки бысть во Иудеех за словеса сия. Глаголаху же мнози от них: беса имать и неистов есть; что Его послушаете?

По мнению иудеев, Иисус Христос одержим был бесом и безумствовал потому только, что Он говорил о том, что выше человека; между тем как отсюда они должны были бы узнать, что Он Бог.

Ин.10:21.  Другие говорили: это слова не бесноватого; может ли бес отверзать очи слепым?:

Инии глаголаху: сии глаголи не суть беснующагося; еда может бес слепым очи отверсти?

Для совершения этого чуда нужна была сверхъестественная сила, поэтому они и заключали, что этого чуда не мог совершить одержимый бесом. Иисус Христос теперь не изобличает Своих хулителей; достаточно Он ответил им прежде, когда они сказали: «не добре ли мы глаголем, яко Самарянин еси Ты и беса имаши» (Ин.8:48)? Притом же иудеи не говорили прямо пред Ним эти оскорбительные слова, а пустословили так между собою. Поэтому, молчанием Своим Иисус Христос научил нас не отвечать на те оскорбления, которые не высказываются прямо против нас. И Он не только не обратил внимания на эти слова иудеев, но был совершенно непамятозлобен то отношению к ним, как это будет ясно из последующего. Можно и другим способом истолковать это: Иисус Христос замолчал, потому что видел, что защищают Его те, которые были не согласны с поносившими Его, и потому что не достойны были даже слова Его те, которые дерзнули так поносить Его после столь великого чуда.

Ин.10:22.  Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления,...

Быша же [тогда] обновления во Иерусалимех,...

т.е. праздник обновления храма. Иудеи каждый год торжественно праздновали тот день, в который окончена была Зоровавелем постройка второго храма, после возвращения иудеев из плена вавилонского.

Ин.10:22.  ...была зима.

...и зима бе.

Такая же зима была и во внутреннем состоянии иудеев, вследствие неверия их. Указано на время праздника, потому что праздновалось окончание постройки и первого храма; но этот праздник совершался поздней осенью.

Ин.10:23.  И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом.

И хождаше Иисус в церкви, в притворе Соломони.

Значит и Он присутствовал на празднике.

Ин.10:24.  Тут Иудеи обступили Его...

Обыдоша же Его Иудее,...

надеясь в словах Иисуса Христа найти какой-нибудь предлог для того, чтобы схватить Его. Так как иудеи не могли обвинить Иисуса Христа за Его дела, то они стараются найти повод к этому в Его словах. Они не оставили своей злобы против Спасителя, но Он всегда был и есть незлобив.

Ин.10:24.  ...и говорили Ему:...

...и глаголаху Ему:...

притворно, коварно.

Ин.10:24.  ...долго ли Тебе держать нас в недоумении?...

...доколе душы нашя вземлеши...

колеблешь, держишь в недоумении между верою и неверием?

Ин.10:24.  ...если Ты Христос, скажи нам прямо.

...аще Ты еси Христос, рцы нам не обинуяся.

прямо, пред всеми. Хотя иудеи хорошо знали, что Иисус Христос уже говорил об этом, – почему еще раньше они и сделали такого рода постановление: «аще кто Его исповесть Христа, отлучен от сонмища будет» (Ин.9:22), – однако теперь они опять с притворным благорасположением спрашивают, как бы желая слышать, почему это Иисус Христос так говорил о Себе. Когда начнется речь по этому поводу, думали иудеи, Иисус Христос опять скажет о Себе что-либо великое, и для них представится повод схватить Его, как выше было сказано. Но Спаситель, хотя знал такой их умысел, однако и теперь не обличил этих искусителей, научая нас не во всем изобличать тех, которые злоумышляют против нас, но многое великодушно терпеть. Не сказал также Иисус Христос иудеям: каким образом вы спрашиваете Меня, как будто достоверного свидетеля, когда свидетельство Мое вы отвергли, говоря: «Ты о Себе Сам свидетелствуеши, свидетелство Твое несть истинно» (Ин.8:13), – Меня, которого вы называли нарушителем закона, противником Божиим, обольстителем, грешником, самарянином, одержимым бесом, безумствующим и многими другими именами, – Меня, на которого бросаете камни, которого преследуете и желаете убить? Ничего такого не сказал им Иисус Христос и показал Себя непамятозлобным, научая этим прощать нанесенные прежде обиды, – но весьма кротко отвечает Он на предложенный вопрос. Обрати внимание на то, как изворотливы и спорливы были иудеи. Когда Иисус Христос обращается к народу и учит словом, они говорят: «кое знамение являеши нам» (Ин.2:18)? А когда Он совершает чудеса и доказывает Свои слова делами, то говорят: «аще Ты еси Христос, рцы нам не обинуяся». Когда слова учат, они требуют дел, а когда вопиют дела, требуют учения, по злонамеренности своей всегда перескакивая к чему-либо противоположному. Но так как совершенно неразумно – требовать свидетельства на словах в то время, когда так красноречиво говорили о Нем дела, то смотри, как отвечает Иисус Христос: с одной стороны, Он показывает, что иудеи спрашивают Его не для того, чтобы научиться, так как они не веруют, – а с другой, указывает на то, что дела Его говорят о Нем еще больше, чем слова.

Ин.10:25.  Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите;...

Отвеща им Иисус: рех вам, и не веруете;...

Относительно того, о чем вы Меня спрашиваете, Я уже говорил вам, и не только словом, но и делами, но вы не верите. Напрасно, поэтому, вы так заботливо спрашиваете Меня.

Ин.10:25–26.  ...дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне. Но вы не верите,...

...дела, яже Аз творю о имени Отца Моего, та свиделствуют о Мне. Но вы не веруете,...

Свидетельствуют о том, что Я Христос. Опять прибавляет Иисус Христос слова: о имени Отца Моего, чтобы не показалось, что Он противится Богу. Слово «имя» (ὀνόμα) некоторые понимали здесь в смысле Божества, другие – в смысле силы, третьи – в смысле всемогущества, так как Отец называется Богом, а также всесильным, всемогущим и другими именами. А что принадлежит Отцу, то принадлежит и Сыну. Так как иудеи притворялись в том, что они поверят одним только словам Иисуса Христа, то Он спокойно показывает им, что они поступают с хитростью и как бы так говорит: если вы не верите делам, то каким образом поверите словам?

Ин.10:26.  ...ибо вы не из овец Моих,...

...несте бо от овец Моих,...

Я, как истинный пастырь, исполнил со Своей стороны все, что свойственно истинному пастырю, а вы сами отторглись от родства с овцами Моими.

Ин.10:26–27.  ...как Я сказал вам. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною.

...якоже рех вам. Овцы Моя гласа Моего слушают, и Аз знаю их, и по Мне грядут.

Об этом сказано выше.

Ин.10:28.  И Я даю им жизнь вечную,...

И Аз живот вечный дам им,...

И об этой жизни часто уже говорилось и приводилось толкование.

Ин.10:28.  ...и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.

...и не погибнут во веки, и не восхитит их никтоже от руки Моея,

никто из тех, которые могут нападать на овец. Словами: «от руки Моея», Иисус Христос указывал на Свою силу и могущество, а вообще сказал это потому, что иудеи сговорились: «да, аще кто Его исповесть Христа, отлучен от сонмища будет» (Ин.9:22). Он утверждает, что напрасно они трудятся. Похитить из всесильной десницы того, кто сам не желает этого, никакой враг не может; но он может обольстить того, кто сам сбился с прямого пути и сам отдался ему; и это зависит не от мощной десницы, а от небрежности самовольно отлучившегося.

Ин.10:29.  Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех;...

Отец Мой, иже даде Мне, болий всех есть;...

больше всех тех, которые могут злоумышлять против овец. Слова: «даде Мне» опять-таки употреблены только для объяснения планов Домостроительства.

Ин.10:29.  ...и никто не может похитить их из руки Отца Моего.

...и никтоже может восхитити их от руки Отца Моего.

А чтобы не показалось, что Иисус Христос, как бессильный, требует Себе помощи от Отца, Он присоединил:

Ин.10:30.  Я и Отец – одно.

Аз и Отец едино есма.

одно по силе; а если Они одно по силе, то значит и по Божеству, и по существу, и по природе. Словами: «Аз и Отец» – Иисус Христос указал на два Лица, на различие Ипостасей; а словами: «едино есма» – на единство Божества, на тождество существа, природы и могущества.

Ин.10:31.  Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его.

Взяша же камение паки Иудее, да побиют Его

за то, что Иисус Христос назвал Себя Сыном Божиим по природе: такой смысл имели слова Его – «едино есма». Смотри, как уличены были иудеи, приступившие к Иисусу Христу с вопросом не для того, чтобы научиться, а чтобы только найти повод к новому нападению на Него, – как выше было сказано. Но зачем же Иисус Христос подал им повод для этого? Он хотел, чтобы они сами себя изобличили в том, что искушали Его и против Него злоумышляли. Кроме того, не во всем же должно было сообразовываться с таким или другим состоянием иудеев, но нужно было говорить им иногда и чистую истину.

Ин.10:32.  Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего;...

Отвеща им Иисус: многа добра дела явих вам от Отца Моего;...

дел, которые показывают Мое равенство с Отцом.

Ин.10:32.  за которое из них хотите побить Меня камнями?:

...за кое их дело камение мещете на Мя?

За какое дело, которое не показывает Моего равенства с Отцом? Мои дела ясно говорят пред всеми о Моем равенстве с Отцом, если бы Я Сам даже молчал.

Ин.10:33.  Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.

Отвещаша Ему Иудее, глаголюще: о добре деле камение не мещем на Тя, но о хуле, яко Ты, человек сый, твориши Себе Бога.

Не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство. Значит, иудеи признавали дела Иисуса Христа добрыми; а если дела Его хороши, то они свидетельствуют о том, что Он не произносит хулы, называя Себя Богом, потому что это дела Бога, а не простого человека.

Ин.10:34.  Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?

Отвеща им Иисус: несть ли писано в законе вашем: Аз рех: бози есте?

Законом, в этом месте, Иисус Христос назвал книгу Псалмов, так как изречение это находится в Псалтири. Эта книга тоже есть закон, потому что и она заключает в себе Богодухновенные слова, потому что и она руководит и наставляет людей.

Ин.10:35–36.  Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, – Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?

Аще оных рече богов, к нимже слово Божие бысть, и не может разоритися Писание, – Егоже Отец святи и посла в мир, вы глаголете, яко хулу глаголеши, зане рех: Сын Божий есмь.

«Разоритися», т. е. потерять свою силу, быть отвергнутым. «Святи», т. е. предопределил, избрал. Иисус Христос как бы так говорит: если Бог назвал богами тех, которые были людьми, то каким образом вы говорите Мне: «хулу глаголеши, зане рех: Сын Божий есмь», – Мне, Которого Отец предопределил, избрал и послал в мир? Говорит о Себе Иисус Христос с некоторого рода уничижением. Здесь Он, так сказать, понижает Свою речь, чтобы смягчить и успокоить гнев иудеев; а затем переходит опять к более возвышенному.

Ин.10:37–38.  Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим,...

Аще не творю дела Отца Моего, не имите Ми веры; аще ли творю, аще и Мне не веруете, делом [Моим] веруйте,...

Из равенства и тождества дел Своих с делами Отца, Иисус Христос доказывает равенство и тождество Свое с Отцом.

Ин.10:38.  ...чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем.

...да разумеете и веруете, яко во Мне Отец, и Аз в Нем,

что во Мне созерцается Отец. Ибо Я – не иное что, а то же, что Отец, только пребывающий Сыном, – и Отец – не иное что, а то же, что Я, только пребывающий Отцом. Поэтому, кто знает Сына, тот знает и Отца, и кто знал Отца, тот узнал и Сына. Или иначе: Сын пребывает в Отце, как красота образа в первообразе, а Отец пребывает в Сыне, как красота первообраза в образе; причем, Сына мы называем образом Отца не простым, обыкновенным, а во всем подобным Ему.

Ин.10:39–40.  Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их, и пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там.

Искаху убо паки яти Его; и изыде от рук их, и иде паки на он пол Иордана, на место, идеже бе Иоанн прежде крестя, и пребысть ту.

Когда Иисус Христос совершал какое-либо великое чудо, то уходил, избегая похвалы и одобрения народа, а когда говорил о Себе что-либо великое, то уходил, избегая гнева и зависти иудеев, чтобы дать возможность им в Свое отсутствие успокоиться. Теперь же Иисус Христос ушел в то место, где прежде крестил Иоанн, чтобы присутствующие вспомнили знамение, происшедшее во время Его Крещения, и свидетельство о Нем Иоанна Крестителя, – и таким образом уверовали в Него; что действительно и случилось. Смотри:

Ин.10:41.  Многие пришли к Нему и говорили, что Иоанн не сотворил никакого чуда, но все, что сказал Иоанн о Нем, было истинно.

И мнози приидоша к Нему и глаголаху, яко Иоанн убо знамения не сотвори ни единаго, вся же, елика рече Иоанн о Сем, истинна бяху.

Смотри, как сами присутствующие рассуждали между собою. «Иоанн убо знамения не сотвори ни единаго», а Иисус Христос сотворил много; значит, Он больше Иоанна. Затем они берут во внимание и другой признак превосходства, именно: все, сказанное Иоанном об Иисусе Христе, было истинно, подтвердилось самыми делами; а Иоанн говорил: «Грядый же по мне креплий мене есть» (Мф.3:11); и «аз видех и свидетелствовах, яко Сей есть Сын Божий» (Ин.1:34) и многое другое. Объясняют еще слова этого стиха и проще. «Иоанн убо знамения не сотвори ни единаго», однако все, что он сказал об Иисусе Христе, было истинно; поэтому и свидетельство Иоанна достоверно.

Ин.10:42.  И многие там уверовали в Него.

И мнози вероваша в Него ту.

Видишь, какую пользу принесло им самое место и удаление от людей лукавых? Поэтому-то Иисус Христос часто удаляет слушателей от дурного сообщества. Так делал Бог и в Ветхом Завете, исправляя и наставляя евреев в пустыне, вдали от египтян.


 Глава 9Глава 10Глава 11 

Требуется программист