Источник

Глава XXI

Ин.21:1.  После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. ...

Посем явися паки Иисус ученикам [Своим, востав от мертвых], на мори Тивериадстем. ...

После Воскресения Своего Иисус Христос не находился с учениками постоянно, как прежде, но являлся им только по временам. Выражение «явися» и другие тому подобные показывают, что Иисус Христос по свойству нетленного уже тела Своего был невидим для обыкновенных глаз, но только по Своему снисхождению и по особым целям Домостроительства Божия Он иногда был видим. Упомянутое здесь море находилось в Галилеи, куда ученики пошли, опять ободрившись духом.

Ин.21:1.  ...Явился же так:

...Явися же сице:

так, как евангелист далее говорит.

Ин.21:2–3.  были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его. Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. ...

бяху вкупе Симон Петр, и Фома нарицаемый Близнец, и Нафанаил, иже [бе] от Каны Галилейския, и сына Зеведеова, и ина от ученик Его два. Глагола им Симон Петр: иду рыбы ловити. Глаголаша ему: идем и мы с тобою. ...

Так как Спаситель теперь не постоянно находился с учениками, а другой Утешитель еще не пришел и проповедь им еще не была совершенно поручена, то они, не имея чего делать, обратились к прежнему своему занятию и занимались рыбной ловлей, но не с корыстной целью, как прежде.

Ин.21:3.  ...Пошли и тотчас вошли в лодку,...

...Изыдоша [же] и вседоша абие в корабль,...

который принадлежал Петру или сыновьям Зеведеевым, или же кому-либо из знакомых.

Ин.21:3.  ...и не поймали в ту ночь ничего.

...и в ту нощь не яша ничесоже.

Это случилось по устроению Божию, – как об этом дальше еще будет сказано. Вероятно, говорит Златоуст, что и остальные ученики следовали за теми по сухому пути в качестве зрителей, чтобы занять досужное время, и вместе с ними провели ночь.

Ин.21:4.  А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус.

Утру же бывшу, ста Иисус при брезе: не познаша же ученицы, яко Иисус есть.

Может быть, вид Его нетленного тела показался в большем блеске, чем прежде, или же Он не был узнан учениками по особой на то воле Божией.

Ин.21:5.  Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища?...

Глагола же им Иисус: дети, еда что снедно имате?...

Детьми (παιδια) назвал учеников, воспользовавшись обыкновенным названием работников, и назвал так потому, что они теперь находились в цвете лет и были полны сил для предстоящих им трудов. Говорит Иисус Христос с ними так, как будто хочет купить у них что-нибудь.

Ин.21:5–6.  ...Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. ...

...Отвещаша Ему: ни. Он же рече им: вверзите мрежу одесную страну корабля и обрящете. ...

Ученики еще не знали, что это Иисус Христос, хотя должны бы были узнать: каким образом обыкновенный человек мог бы знать, что, закинув сеть по правую сторону лодки, они поймают? Определенно указал Иисус Христос закинуть сеть именно с правой стороны для того, чтобы ловля не показалась случайной.

Ин.21:6.  ...Они закинули,...

...Ввергоша же,...

Тотчас же ученики повиновались, или потому, что предполагали, что говорящий с ними знает по каким-либо приметам, что в этом именно месте плывет какая-то рыба, или же потому, что сами, может быть, увидели, что она уже бросалась там.

Ин.21:6.  ...и уже не могли вытащить сети от множества рыбы.

...и ктому не можаху привлещи ея от множества рыб.

В отсутствии Спасителя ученики ничего не поймали, а в Его присутствии они захватили сетью множество рыб, чтобы мы знали, что без Него мы не делаем ничего полезного, а с Ним – весьма много. Поэтому должно и нам, повинуясь заповедям Спасителя, трудиться и помнить о правой стороне, потому что эта сторона похвальна (Найди в пятой главе Евангелия от Луки то место, где говорится: «такожде же Иакова и Иоанна сына Зеведеова, яже беста обещника Симонови» (Лк.5:10) и т.д., и прочитай толкование этого места. Там же найдешь и таинственное изъяснение, которое идет и к данным словам).

Ин.21:7.  Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. ...

Глагола же ученик той, егоже любляше Иисус, Петрови: Господь есть. ...

заключив так из удачной ловли и из того, что как будто по повелению Его собралось в одном месте такое множество рыбы.

Ин.21:7.  ...Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, – ибо он был наг, – и бросился в море.

...Симон же Петр слышав, яко Господь есть, епендитом препоясася, бе бо наг, и ввержеся в море:

Иоанн был проницательнее вследствие величия чистоты, а Петр – пламеннее вследствие жара любви. Поэтому Иоанн узнает Иисуса Христа прежде Петра, но Петр приходит к Нему прежде Иоанна. Лишь только Петр услышал, что это – Господь, тотчас бросил все, что у него было в руках, и не дожидаясь, пока судно приблизится к берегу, бросился в море, чтобы скорее придти к Нему. Епендитом называлась льняная одежда без рукавов, покрывающая тело до колен. Она обыкновенно употреблялась рыбаками ради удобства и приличия. Петр был наг, т.е. не имел на себе никакой другой одежды, а только один епендит и то не подпоясанный; быть же совершенно нагим было уже совсем неприлично. Теперь он, подпоясавшись, выразил свое почтение к Иисусу Христу.

Ин.21:8.  А другие ученики приплыли в лодке, – ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, – таща сеть с рыбою.

а друзии ученицы кораблецем приидоша, не беша бо далече от земли, но яко две сте лактей, влекуще мрежу рыб.

Приплыли таща веревки, при помощи которых тянулась сеть.

Ин.21:9.  Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб.

Егда убо излезоша на землю, видеша огнь лежащь, и рыбу на нем лежащу и хлеб.

рыбу, лежащую на угольях, а хлеб – отдельно. Все это Иисус Христос создал из ничего, чтобы показать ученикам Свое могущество и, представляя им возможность подкрепить свои силы после трудов, высказать Свою любвеобильную заботу о них.

Ин.21:10.  Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали.

[И] глагола им Иисус: принесите от рыб, яже ясте ныне.

Говорит так, потому что знал, что ученики поймали. И прежде Иисус Христос сказал: «вверзите мрежу одесную страну коробля, и обрящете» тоже потому, что знал, что они поймают. Впрочем, Господь повелел сделать это и для того, чтобы самое дело не показалось каким-либо призраком и чтобы ученики еще более удивились, когда увидят, что рыбы поймано весьма много, рыба весьма большая и, однако, сеть не порвалась.

Ин.21:11.  Симон Петр пошел...

Влез [же] Симон Петр,...

Вошел в судно, как более искусный в рыбной ловле, но за ним, конечно, последовали и другие.

Ин.21:11.  ...и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три;...

...извлече мрежу на землю, полну великих рыб сто [и] пятьдесят [и] три:...

Некоторые изъясняют это так, что сто рыб означали тех, которые должны быть уловлены в христианство из язычников, а пятьдесят рыб – тех, которые должны быть уловлены из иудеев, так как из язычников имело уверовать во Христа больше, чем из иудеев. А три рыбы указывали на Пресвятую Троицу, в Которую эти люди должны уверовать.

Ин.21:11.  ...и при таком множестве не прорвалась сеть.

...и толико сущым, не проторжеся мрежа.

не потому, что она была крепка, но потому, что Господь так устроил.

Ин.21:12.  Иисус говорит им: придите, обедайте. ...

Глагола им Иисус: приидите, обедуйте. ...

так как уже наступало обеденное время и пора была отдохнуть после трудов (Вероятно, немного пойманной рыбы было испечено для голодных учеников, а остальная часть ее была роздана бедным).

Ин.21:12.  ...Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты?, зная, что это Господь.

...Ни един же смеяше от ученик истязати Его: Ты кто еси? ведяще, яко Господь есть.

Видя, что образ Его изменился и исполнен поразительного величия, ученики хотели бы спросить, но не смели, зная из вышеизложенных чудесных обстоятельств, что это Господь.

Ин.21:13.  Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу.

Прииде же Иисус, и прият хлеб и даде им, и рыбу такожде.

Теперь Иисус Христос уже не взирает на небо и не делает ничего другого, что Он делал прежде при подобных случаях, как человек, показывая ученикам, что и все, находящееся пред их глазами, Он Сам устроил с особой премудрой целью.

Ин.21:14.  Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых.

Се уже третие явися Иисус учеником Своим, востав от мертвых.

В первый раз Иисус Христос явился вечером в тот же день, в который воскрес (Ин.20:19), во второй раз – через восемь дней после того (Ин.20:26), а в третий раз теперь. Очевидно, что после этого ученики пошли на гору, куда повелел им идти Иисус, именно после того, как они опять получили наставление от Господа (Мф.28:16). Являлся Иисус Христос и женам, которые были как бы ученицами Его, и двум тем, о которых упоминается у евангелиста Марка (Мк.16:12), и Петру, и Клеопе с его спутником (Лк.24:18), – но всем вместе ученикам Он явился теперь уже в третий раз (Теперь Он не жил уже вместе с ними постоянно. Но здесь евангелист не упомянул, вкушал ли пищу и Сам Иисус Христос; на это указывает, как мне кажется, евангелист Лука в книге Деяний Апостольских в том месте, где говорит Петр: «с Ним ядохом и пихом, по воскресении Его от мертвых» (Деян.10:41)).

Ин.21:15.  Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. ...

Егда же обедоваше, глагола Симону Петру Иисус: Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих? Глагола Ему: ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя. ...

Спрашивает Иисус Христос об этом одного только Петра, как старейшего из числа учеников. А зачем Он спрашивает о том, о чем знает, – скажем после.

Ин.21:15.  ...Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.

...Глагола ему: паси агнцы Моя.

Агнцами Своими Иисус Христос называет учеников, как Пастырь их; дальше Он называет их и овцами. Итак, Иисус Христос требует от Петра, как доказательства любви к Себе, попечения об учениках, и желает, чтобы душу свою, которую Петр обещал положить за Него, положил за учеников.

Ин.21:16–17.  Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

Глагола ему паки второе: Симоне Ионин, любиши ли Мя? Глагола Ему: ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя. Глагола Ему: паси овцы Моя. Глагола ему третие: Симоне Ионин, любиши ли Мя? Оскорбе [же] Петр, яко рече ему третие: любиши ли Мя? и глагола Ему: Господи, Ты вся веси: Ты веси, яко люблю Тя. Глагола ему Иисус: паси овцы Моя.

Трижды спрашивая об одном и том же и трижды одно и то же повелевая, Иисус Христос хочет показать, что Он весьма высоко ставит предстоятельство среди учеников и считает его важнее всякого другого служения. Но Петр, смутившись троекратным вопросом и предположив, что ему только кажется, что он любит Иисуса Христа, а на самом деле не любит, подобно тому как и прежде ему казалось, что он никогда не отречется от Иисуса Христа, а, однако, отрекся, – Петр, смущенный этим, опечалился и испугался. Прежнее испытание сделало теперь его более умеренным и благоразумным. Теперь он выставляет свидетелем Самого Иисуса Христа, как знающего все прежде, чем оно исполнится, – и говорит: «Ты вся веси» и настоящее, и будущее, как Бог, – Ты знаешь, что я люблю Тебя теперь всей душой. Больше ничего Петр не говорит теперь, так как не может знать будущего и так как немного прежде, высказав противоречие, он уже изобличен был в том, что напрасно он так сильно уверен в себе. Агнцами и овцами названы ученики по своему незлобию и готовности быть принесенными в жертву, – сначала – агнцами, как менее совершенные, а затем – овцами, как более совершенные. Итак, Иисус Христос возвращает Петру право пасти верующих, так как он прежде горькими слезами смыл пятно отречения, а теперь вместо троекратного отречения произнес троекратное исповедание и, таким образом, прежде делом, а теперь словом исправил падение, бывшее на словах. Затем Иисус Христос приточно предсказывает Петру и род смерти его, именно что и он умрет на кресте, показывая этим, что все то, что Он сказал Петру, сказал не потому, что не знал того, о чем спрашивал, и не потому, что не верил ему.

Ин.21:18.  Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел;...

Аминь, аминь глаголю тебе: егда был еси юн, поясался еси сам и ходил еси, аможе хотел еси:...

Когда ты был более несовершенным, находясь под законом Моисеевым, тогда ты делал, что хотел, и жил, как хотел.

Ин.21:18.  ...а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь.

...егда же состареешися, воздежеши руце твои, и ин тя пояшет и ведет, аможе не хощеши.

А когда ты сделаешься мужем совершенным и достигнешь меры возраста духовного (Еф.4:13), находясь под совершенным законом евангельским, то прострешь руки свои на кресте и другой прибьет тебя гвоздями, и поведет на смерть, куда не хочет идти твоя природа, хотя ты и решаешься идти. Душа по природе сострадает телу и, услышав о смерти, отвращается от нее. Так премудро устроил Бог к нашей же пользе, чтобы во время несчастий люди не лишали себя жизни, – как об этом уже было сказано. Если даже теперь, когда душа наша сильно страдает при разлучении с телом, враг нас часто склоняет к самоубийству, то конечно, многие еще скорее прибегали бы к самоубийству, если бы и этого не было.

Ин.21:19.  Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. ...

Сие же рече, назнаменуя, коею смертию прославит Бога. ...

Смерть мученическая служит славой не только для умирающего ученика, но и для Бога, – для умирающего, потому что он умирает за Бога, а для Бога, потому что Он имеет такого ученика.

Ин.21:19.  ...И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.

...И сия рек, глагола ему: иди по Мне.

Этим Иисус Христос опять показывает Петру, что Он снова зовет его к апостольству или: «иди по Мне», т.е. будь готов претерпеть одинаковую со Мною смерть на кресте.

Ин.21:20.  Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус...

Обращься же Петр виде ученика, егоже любляше Иисус, вслед идуща,...

идущего позади Петра; случилось так, что Иоанн в это время шел ближе всех к Петру.

Ин.21:20.  ...и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?

...иже и возлеже на вечери на перси Его и рече: Господи, кто есть предаяй Тя?

Это было во время Тайной Вечери. Евангелист упоминает о возлежании на Тайной Вечери и вопросе, чтобы показать, насколько Петр сделался смелым, раскаявшись в своем отречении. Во время Тайной Вечери он не осмелился спросить Господа и воспользовался для этого помощью возлюбленного ученика, а теперь он смело спрашивает о самом возлюбленном ученике.

Ин.21:21.  Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?

Сего видев Петр, глагола Иисусови: Господи, сей же что?

А он не последует за Тобою? Не пойдет по одному с нами пути смерти? Не одинаковой с нами смерти подвергнется? Петр понял, какое значение имели слова: «иди по Мне» и, сильно любя Иоанна, хотел, чтобы и он сподобился такой же смерти; но так как Иоанн не осмелился спросить Спасителя, то спрашивает сам Петр и таким образом отплачивает Иоанну за прежнюю услугу. Что же Иисус Христос? Не обращая внимания на частную взаимную их любовь и научая не допытываться больше того, что нужно знать, Иисус Христос показывает, что им предопределена неодинаковая участь (Когда Петр услышал (толкуют некоторые), что он умрет за Иисуса Христа, то сказал: а что же Иоанн? Разве и он умрет? Иисус Христос, конечно, не отрицал этого, потому что всякий, кто родился, тот и умрет, а только сказал: если бы Я пожелал, чтобы Иоанн оставался до самой кончины мира и тогда свидетельствовал обо Мне, что тебе до того? На этом основании некоторые говорят, что Иоанн живет, и во времена антихриста вместе с Илией и Енохом будет убит за проповедь об Иисусе Христе. А если показывается его гробница, то что же из этого? Он живым вошел в нее и оттуда был взят подобно Илии и Еноху. Евангелист же опровергает ложное мнение тех, которые предполагают, что этот ученик Христов не умрет, так как действительно ложно такое предположение, что Иоанн бессмертен. Енох и Илия, хотя не умерли, однако они смертны; так и этот ученик, хотя не умер, но умрет еще. Ложно, значит, не то, что Иоанн не умер, а ложно предположение, что он бессмертен. Другие же утверждают, что Иоанн умер, и выражение: «аще хощу, да той пребывает, Дóндеже прииду» – понимают в таком смысле, что Иоанн должен остаться в Иудее до тех пор, пока Иисус Христос придет против иудеев, чтобы поразить их руками римлян, – и что, поэтому, Петру должно было расстаться с Иоанном, чтобы проповедовать в разных местах для большей пользы. Итак, мы привели здесь все мнения, чтобы интересующиеся этим предметом могли знать все. Кроме того, те, которые говорят, что Иоанн умер, передают это таким образом: выкопали, говорят, яму и обложили кругом камнями; затем опустили его туда и закрыли. Спустя несколько дней осмотрели эту яму и не нашли его; но так как все-таки его положили туда, то и говорят, что он умер).

Ин.21:22.  Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?...

Глагола ему Иисус: аще хощу, да той пребывает, Дóндеже прииду, что к тебе?...

Если Я хочу, чтобы он остался в живых, до второго Моего пришествия, что тебе до того?

Ин.21:22.  ...ты иди за Мною.

...ты по Мне гряди.

Ты думай о своей смерти, не доискиваясь того, какая смерть ожидает Иоанна.

Ин.21:23.  И пронеслось это слово между братиями,...

Изыде же слово се в братию,...

Какое же это слово?

Ин.21:23.  ...что ученик тот не умрет. ...

...яко ученик той не умрет. ...

Вероятно, и другие слышали то, что было сказано Петру. Пронеслось между братьями слово это, т.е. что Иоанн не умрет, – хотя они заблуждались и не поняли цели этих слов. Затем евангелист исправляет такую ложную молву.

Ин.21:23.  ...Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?

...И не рече ему Иисус, яко не умрет, но: аще хощу тому пребывати, Дóндеже прииду, что к тебе?

А эти слова вовсе не означают того, что Иоанн не умрет, но имеют совершенно другую цель, как выше было сказано. Какое же остается основание у тех, которые продолжают утверждать, что Иоанн не умер, когда сам же он ясно говорит, что предполагающие это заблуждаются.

Ин.21:24.  Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.

Сей есть ученик свидетелствуяй о сих, иже и написа сия: и вем, яко истинно есть свидетелство его.

Я сам, как очевидец, знаю, что свидетельство это истинно. Очевидно, что и другие знали это. Итак, Иоанн, вполне уверенный в истине того, о чем он свидетельствовал, как бы так говорит: я знаю, что некоторым это может показаться подозрительным потому именно, что об этом нет упоминания у других евангелистов.

Ин.21:25.  Многое и другое сотворил Иисус;...

Суть же и ина многа, яже сотвори Иисус,...

То же самое евангелист и прежде сказал о чудесах Иисуса Христа.

Ин.21:25.  ...но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

...яже аще бы по единому писана Быша, ни самому мню [всему] миру вместити пишемых книг. Аминь.

Не вместил бы этих книг мир и по другой причине, именно не вследствие множества написанных книг, а вследствие величия того, что в них написано. Это речь гиперболическая, указывающая на великое множество дел, совершенных Господом. Гиперболой очень часто пользуются и писатели и ораторы, когда хотят изобразить величие какого-либо предмета. Сам евангелист, прибавив слово «мню», ослабил несколько гиперболу и усилил веру в то, что могло бы показаться невероятным, показывая, что он сказал так по причине великого множества дел, совершенных Господом. Весьма много и других дел совершил Иисус Христос, как всемогущий, потому что для Него легче было делать, чем для нас говорить; но евангелисты записали только более полезное и более необходимое для веры и благочестия, в том предположении, что неверующий записанному не поверил бы, если бы и больше было записано, а для принимающего с верой все записанное не будет никакой необходимости в большем. О, если бы и нам оказаться совершенными слугами Всесовершенной Троицы и окончить свою жизнь доброй кончиной во Христе Иисусе Господе нашем. Аминь.


Источник: Толкование Евангелия от Иоанна, составленное по древним святоотеческим толкованиям / Евфимий Зигабен – М.: Сибирская Благозвонница, 2019. – 441 с. ISBN: 978-5-00127-089-8

Комментарии для сайта Cackle