Православный взгляд на богослужение в пятидесятнической общине «Благодать Христа» (г. Кострома)
2 июля 2024 г. в стенах Костромской духовной семинарии состоялась очередная встреча преподавателя сектоведения священника Евгения Веселова с Аланом Бедоевым (г. Кострома) и Алексеем Грязновым (пгт. Некрасовское Ярославской обл.), которые ранее были прихожанами пятидесятнической общины «Благодать Христа».
В ходе беседы обсуждались богослужение и проповедь костромской пятидесятнической общины «Благодать Христа» в день Пятидесятницы (23 июня 2024 г.). Видеозапись беседы содержит многочисленные фрагменты этого служения, выложенного на канале данной организации.
Были рассмотрены вопросы о:
– возможном действии Святого Духа в пятидесятниках и их самоназвании как пятидесятников,
– праве пятидесятников праздновать праздник Троицы,
– представлении пастором в проповеди Иисуса Христа как пророка, фактически лишенного всеведения и всемогущества без особого действия Духа Божия,
– отношении их веры и «духовных даров» к событиям исторической Пятидесятницы,
– причинах повышенного внимания пасторов общины к проблемам семьи на фоне их нечастых чисто богословских проповедей,
– понуждении членов общины к проповеди и «свидетельствам», причем даже без полноценного богословского образования и необходимых знаний,
– библейского обоснования обширных увещаний к пожертвованиям и частого их сбора.
Алан и Алексей в ходе обсуждения делятся и личными воспоминаниями о своем пребывании в этой общине.
* * *
Иерей Евгений Веселов: Братья и сестры, приветствую вас в стенах Костромской духовной семинарии. Сегодня у нас необычная достаточно встреча в формате наших бесед о сектоведении. Мои собеседники, как обычно, – это Алан и Алексей. Они бывшие пятидесятники, раньше они ходили в костромскую общину, и так получилось, что прошлое не отпускает их. И они иногда смотрят проповеди или выступления своих бывших пасторов, потому что та вера, которой когда-то их учили, все-таки плоды оставила свои. Они уже не хотят принимать её, но иногда хочется вспомнить, что это было. И вот они очень интересные материалы нашли, о которых сейчас сами расскажут. Алексей, прошу вас.
Алексей Грязнов: Приветствую всех. Мы с братом Аланом – бывшие члены этой общины «Благодать Христа». Не знаю, сколько времени Алан был, но я недолгое время, но был. Положа руку на сердце, говорим, что нет у нас цели конкретных людей как-то осудить или унизить как-то. Хотелось бы поговорить о протестантизме вообще. Но так как мы с этой общиной знакомы, поэтому мы на её примере покажем некоторые нюансы, а уже выводы, оценки пусть делает каждый сам. Кроме того, лидера данной общины вызывали неоднократно на диспуты с глазу на глаз, на открытые диспуты. Они эти вызовы игнорировали, уходили от них, поэтому нам ничего другого не остаётся, как в таком формате обсудить некоторые вопросы веры, догматики, так, как движется эта община. Поэтому мы обращаемся к тем членам общины конкретной или каким-то других подобных общин, тех, у которых с критическим мышлением не все закончено, взять Священное Писание, сейчас будут цитироваться тексты Священного Писания, помолиться, и вместе с нами посидеть, просто рассуждать проанализировать. и более того, сами служители, которые сейчас будут показываться, они сами на этом настаивают.
Иерей Евгений Веселов: В самом деле, они говорят:
Фрагмент богослужения в пятидесятнической общине «Благодать Христа»: «Мы очень легко говорим: церковь, я люблю церковь, я пою в церкви, я делаю в церкви. А Бог хочет, чтобы мы сделали анализ: кто я в Божьем устройстве. Не в делах, не в видимых моментах, а вот в этом Божием предведении нашего сердца: куда мы его вкладываем»… «Любой праздник, любое собрание – это определённый день анализа, как и каждый день нашей жизни, когда мы анализируем свою жизнь, своё хождение пред Богом. Если ты с годами своей христианской жизни всё дальше и дальше от Него, то это рано или поздно закончится ожесточением сердца. Вначале ты ищешь Бога, проходит время в Боге, и ты перестал Его искать. Это же страшно, это страшно. Он должен быть любим ещё больше, благословить нас на деяния, проверять, верим или нет. Если Дух Святой в нас, то мы Его».
Иерей Евгений Веселов: Итак, мы видим что в этих цитатах нас призывают проверять, правильно ли мы верим, в нас ли Святой Дух и так далее. Это призыв, обращённый к членам этой общины. Надо помочь этим людям, которые верят во Христа, которые желают Его милости, помочь проверить по Священному Писанию, согласно своей совести, правильно ли их учит их пастырь. Верно ли, Алексей?
Алексей Грязнов: Верно. Вы говорили раньше уже, что там звучит много разных проповедей, и догматики практически нигде нет. И вот тут попалось вот это на день Святой Троицы, казалось бы, там немножко есть догматики. Мы решили проанализировать, насколько эта догматика соответствует истине и вере Церкви.
Иерей Евгений Веселов: А вот само событие Пятидесятницы рассказывается, объясняются ли детали, значимость этого события так, как оно было, её повторение в жизни верующего – что-то такое есть?
Алексей Грязнов: Само слово «Троица» там несколько раз упомянуто:
Фрагмент богослужения в пятидесятнической общине «Благодать Христа»: «И хотим вместе здесь сейчас открыть это богослужение по-праздничному, потому что мы сегодня с вами собрались, и в наших сердцах есть возможность поблагодарить Бога за сошествие Духа Святого и за праздник Троицы, День Пятидесятницы, когда Сам Господь, Триединый Бог Своим присутствием и Духом Святым день изо дня ведёт Свою Церковь, заботится о ней, печётся и о каждом человеке Он думает, ведёт и каждого привлекает и приглашает рассмотреть в себе Господа как Спасителя и не иначе это делает, как Духом Святым».
Иерей Евгений Веселов: Троица же вообще во Книге Деяний не звучит, это церковное именование, которое связано с тем, что мы видим здесь домостроительное действие всех трёх Лиц Святой Троицы. Потому что от Отца Сын Божий посылает Святого Духа, Который должен продолжить и завершить Его дело нашего спасения. Поэтому Церковь издревле называет этот праздник не только Пятидесятницей, но и Троицей. Но это в православной Церкви. А какое отношение к такому наименованию имеют пятидесятники? То есть получается, они берут какие-то православные термины, православные идеи, чётко и ясно их не артикулируют, не вставляют их в контекст всего богословия, а просто вырывают из нашего контекста и предлагают своим верующим как нечто самоочевидное, так?
Алексей Грязнов: Потому что для российского верующего это знакомое слово.
Алан Бедоев: Плюс это используется ещё в миссионерском контексте. То есть берётся какой-то православный праздник, будь то Троица, или день святого Илии, или прочее, устраивается какой-то определённый праздник. Как Алексей правильно заметил, это всё знакомо русскому слушателю, который, условно говоря, жил в православной среде. Он приходит на это мероприятие, и его начинают потихоньку обрабатывать. Таким образом они используют название праздника, собственно сам праздник – день Святого Илии, там его никто не отмечает, они его как святого даже не почитают, по сути.
Иерей Евгений Веселов: То есть получается, что и Троица для них это не повод вспомнить о Боге, о деле нашего спасения, о тайнах Божиих, а это повод просто привлечь новых людей.
Алан Бедоев: В том числе да. В том числе, конечно же, мне кажется, больше и больше в этой степени. Потому что чтобы разобрать богословие, конечно же, в общине этим не занимаются.
Иерей Евгений Веселов: А вот, кстати говоря, что они сами говорят о том, насколько ясно для них понимание Домостроительства нашего спасения:
Фрагмент богослужения в пятидесятнической общине «Благодать Христа»: «Вы знаете, много чего можно говорить, написано, что Дух Святой открывает нам. Открывает тайны, открывается нам в слове Своём. Это невозможно, когда слышишь личность Святого Духа, разобрать его за раз, это огромный, огромный объём – разговор о Троице, о Боге Отце, Сыне и Духе Святом».
Иерей Евгений Веселов: То есть получается, что они понимают, что это вопрос важный, но сами об этом подробно говорить, учить своих прихожан, как они обязаны вроде бы по статусу пастора, не желают. Не могут даже.
Алексей Грязнов: Да, в том-то и проблема этой общины, что у них состав лидерский, они теологию практически не знают, вообще богословие. У них если есть, кто богословию учит, то это приезжие преподаватели, у них сейчас там колледж этот теологический. Сами пасторы плавают в богословии.
Алан Бедоев: Потому что считают нравственную жизнь намного выше, что теология – это, условно говоря, некое законничество, буква, которая убивает, но есть Дух, который животворит, поэтому гораздо важнее, чтобы человек, условно говоря, нравственно возрастал, нежели углублялся в учение, которое по сути никому из них не нужно.
Иерей Евгений Веселов: Подождите, но если Дух открывает нам тайны Божии, то человек должен об этом свидетельствовать. Не о нравственности, а о тайнах Божиих. Всякое помышление пленяется по отношению к Христу. То есть имеется в виду что «горе имеим сердца», как у нас в богослужении говорится. То есть мы должны постоянно помышлять о небесном, а не о земном. Но небесное – это не поступки земные, это же вещи небесные. мы сограждане святым, свои Богу (Еф.2:19). То есть они должны постоянно, если бы движимы были Святым Духом, думать только о вещах Божественных. А тут даже пасторы им про это не говорят. Вот что они говорят:
Фрагмент богослужения в пятидесятнической общине «Благодать Христа»: «И хочется, чтобы всю жизнь прожить для Него, и как сегодня мы пели песни, поклоняться всю жизнь Святой Троице, и в приоритете иметь Церковь и веру, и на ней строить свою жизнь. помоги нам строить церковь Твою, Господь. Мы столько в жизни делаем, и так подчас мало уделяем времени Церкви Твоей Святой. Господи, Ты помоги нам, чтобы Церковь, за которую Ты отдал Свою жизнь, пролил Свою кровь, была первым приоритетом нашей жизни, Господь».
Алексей Грязнов: О Церкви теоретически говорят, что это важно, что это нужно. Слово «Церковь» часто: Церковь, Церковь, Церковь, но на практике ничего ясного не об этом не говорят, что такое Церковь. Непонятно, что они имеют в виду. Смотрите, возможно, здесь о вселенской:
Фрагмент богослужения в пятидесятнической общине «Благодать Христа»: «Сошествие Духа Святого. День крещения Церкви, и можно сказать, день рождения Церкви, всей Церкви в веках и в истории. Поэтому этот праздник важно принять не просто как какую-то Церковь, это праздник нас с вами, потому что мы сами церковь. Мы люди, искупленные Кровью Иисуса Христа».
Алексей Грязнов: А сейчас о поместной:
Фрагмент богослужения в пятидесятнической общине «Благодать Христа»: «Постараемся в личных молитвах ходатайствовать за нашу церковь поместную, и за российскую также. Также молимся за российскую церковь, за начальствующего епископа».
Алексей Грязнов: Но я не уверен, что это о вселенской было. Часто звучат противоречия, какие-то парадоксы, и порой даже напрашивается такой вывод, что вообще эти люди вообще не понимают то, о чём говорят, вот послушайте:
Фрагмент богослужения в пятидесятнической общине «Благодать Христа»: «Чтобы нам приблизиться немножко к этому празднику, потому что всё-таки он для нас недосягаем. Почему? Потому что осознание того, что Христос сделал за Церковь, мы не можем своим разумом понять, мы не можем как-то вместить это. Мы можем как-то гадательно думать»… «Знаете, этот текст Рим.8:9 говорит о том, что для нас ничего тайного нет, чтобы понять, живёт во мне Дух Святой или не живёт. Это совершенно открытая информация для христианина. Он понимает. Потому что первое действие, как правило, от плоти: обиделся, рассердился, пожелал что-то. А второе действие уже дальше, оно ведёт тебя к духовному состоянию, к духовному человеку: но я не могу так поступить, я духовный человек, я должен примириться, я должен как-то этот вопрос решить. И ты понимаешь, что ты чувствуешь внутри себя переживаешь эти действия Духа Святого».
Иерей Евгений Веселов: А вот уже я так понимаю, что если они настаивают, что они святые, что они не имеют грехов, что Дух Божий живёт в них, то, конечно, они все внимание своё должны устремить к тому, чтобы много молиться, чтобы только Писание читать и больше не отвлекаться на посторонние вещи. Вопросы житейские, финансовые и прочие – вообще должны в стороне быть от внимания Церкви. Тем более, что в Новом Завете мы уже не видим, чтобы постоянно про это говорилось. Ну, раз в неделю отлагайте, сколько можете, и достаточно. И больше ничего про это не сказано. Ну, раз апостол пришёл, собрал, что отложили за долгое время, и достаточно. А так, чтобы постоянно, не говорится. Видимо, в этой общине тоже так устроено, да?
Алан Бедоев: Ну, я бы так не сказал, конечно. Именно данная община имеет очень чёткую финансовую основу, финансовую направленность, хотя руководство этой общины всегда заявляет, что оно очень право, так как не проповедует, условно говоря, о финансах. Но если даже сейчас я обращаюсь к данной общине, чтобы она действительно проанализировала вместе со мной, что ни о какой теме: ни Христе, ни о Духе Святом, ни о спасении, ни о добрых делах – ни о чём не проповедуется на каждом собрании. Но на каждом собрании проповедуется о пожертвованиях. Даже сделали отдельное служение, что перед проповедью обязательно выходит подготовленный человек, которому заранее за неделю объявляют о том, что будет пожертвование, давай ка ты подготовь хорошее мотивационное такое слово, приведи цитаты из Ветхого Завета, как по-моему, они же и приводили там пару недель назад, что надо отдавать столько, что даже уже был перебор, и уже мы начали отказываться, иначе вот вам Книга Аггея, где Господь сказал, что вы не жертвуете на дом Мой, значит, вы будете прокляты и будете работать, не получать и так далее. Часто приводится Книга Малахии. Человека буквально подводят к пожертвованиям, а потом в конце ходит пастор и говорит: «Ну, у нас добровольно, ну если вам не открыто, то есть если вы ещё, условно говоря, такие христиане, если вы ещё младенцы, если вы не понимаете, что самое главное – это дом Божий, тогда ладно, мы вас не принуждаем, всё добровольно!» При этом не стоит корзинка где-то там сбоку, чтобы каждый мог действительно пожертвовать, а целенаправленно открыто при всех она разносится по рядам, и пастор наверху стоит и смотрит, и соседи смотрят. Бывает, действительно, я даже помню по глазам, что людям уже неудобно. Корзинка идет – первый ряд, ещё два ряда, к тебе доходит, до тебя все положили, и уже это такое психологическое воздействие, что хочешь не хочешь, ты уже и жертвуешь. Раньше как-то люди начинают забывать, и говорить: ой, нет у меня с собой наличных, простите, пожалуйста. Они начали замечать это, видимо, поняли, что часть дохода до них не доходит, и придумали терминал как в «Пятёрочке», то есть забыл – так, секундочку! – приходит служитель с терминалом: так, какую сумму тебе выбить? То есть это уже не тайное получается пожертвование
Алексей Грязнов: Сейчас выводится куар-код на стену.
Иерей Евгений Веселов: Как удобно! То есть они нас постоянно обвиняют – не эта община, а протестанты нас обличают за то, что у нас всё за деньги в Церкви. Но у нас пришёл в храм, ты хочешь молиться – молись бесплатно. Причаститься бесплатно, исповедаться бесплатно, никто с тебя копейки не попросит. Ну, хочешь свою свечку, записку – ну да, заплати небольшие деньги. А так, чтобы проповедь в храме: друзья, жертвуем, ещё жертвуем, снова жертвуем… – где это видано в Православной Церкви?
Алан Бедоев: Да, там очень хитро всё построено, и вина единственно, конечно, же не рядовых членов общины, а именно руководства. Потому что они всё так хитро подвели, что повторюсь, не проповедуется на каждом собрании о Христе, нет таких проповедей, но о пожертвованиях всегда.
Иерей Евгений Веселов: Я с вами не соглашусь, это не их вина. Это общее место вообще в протестантизме, в неопротестантизме. Потому что здесь хотя бы нет фиксированной десятины, а у адвентистов фиксированная десятина есть. У многих пятидесятников харизматов есть и десятины фиксированные. Поэтому это не так, что они там особые. Это просто общее место. То есть они в нашем глазу видят соринку, что у нас требы что-то стоят, хотя при желании ты скажи священнику, что нет денег, священник тебя и так покрестит, и ещё что-то. А вот в своём глазу бревна вообще не замечают, у них всё очень хорошо.
Алексей Грязнов: В некоторых Церквях есть такое учение о десятине. Здесь такого нет, что ты сначала обязательно десятую часть дохода, но и сверху ещё должен пожертвовать, здесь почему-то стали, я не знаю, это на постоянной основе или нет, то тут прозвучало, и вначале сбор пожертвований был, ещё и в конце какая-то жертва любви, что ли, или сбор любви.
Иерей Евгений Веселов: То есть вначале была не любовь, а в конце была любовь.
Алексей Грязнов: Я не понял, там бывало раньше, что например, кто-то заболел, или у кого-то что-то случилось, давайте соберём и ему отдадим. А тут просто два сбора. Я удивился, что два сбора, я уже сказал, идёт. Вот, смотрите: первый сбор длится пятнадцать минут, и там идёт такой психологический приём. Сначала говорится о важности жертвенности:
Фрагмент богослужения в пятидесятнической общине «Благодать Христа»: «Церковь – это огромное такое глубокое название верующих людей. Но верующие люди всё-таки должны что-то иметь, что-то иметь, чтобы давать друг другу, потому что без этого невозможно. Невозможно существование без жертвенности, без милосердия, без сострадательности».
Алексей Грязнов: Потом несколько раз идёт о повиновении. Берётся семья: вот повиновение семье, дети, повинуйтесь родителям, жёны, повинуйтесь мужьям, мужья соответственно Господу. Потом наше как-то поведение должно отражаться в семьях. И вот это вот повиновение, повиновение, повиновение…
Фрагмент богослужения в пятидесятнической общине «Благодать Христа»: «И знаете то, что в этой главе Еф.5 очень сильно говорится о том, как мы должны себя вести в семьях, и это как раз должно у нас отражаться в Церкви. И вот если посмотреть Еф.5:22: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу». Вот это отражение повиновения нас может приблизить к этой великой тайне. Потому что муж есть глава жены, как и Христос Глава Церкви. Он же спаситель тела. И как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всём. «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф.5:25). Для чего? Чтобы освятить, чтобы очистить, чтобы представить её Себе славною Церковью (Еф.5:27). Тайна – это не то, что мы сейчас легко разгадаем. Мы можем по чуть-чуть через повиновение слову Божьему приближаться к этой тайне. И дальше то, что говорится о детях, которые повинуйтесь своим родителям, ибо этого требует справедливость (Еф.6:1), этого требует заповедь, этого требует праведность».
Иерей Евгений Веселов: И когда его уже подготовили, что ты повинуешься…
Алексей Грязнов: Повиновения требует справедливость, там заповедь, и вот это постоянное слово какое-то звучащее, оно подводит человека к тому моменту, когда нужно положить денежную сумму в корзину. Вот, смотрите:
Фрагмент богослужения в пятидесятнической общине «Благодать Христа»: «Братья, пустите корзины. И пока они идут, чтобы мы всё-таки постарались осмыслить ещё и ещё раз, насколько всё-таки мы в Церкви, те, кто мы есть по-настоящему, те, кто мы есть. И как раз в этот праздник ещё и ещё раз посмотреть на наше сердце. На наше сердце, которое, к сожалению, не всегда правильное перед Ним. Самое главное нам остаётся прислушаться к тому, что Он говорит. Через Своё слово, через Дух Святой, через нашу совесть, через какие-то моменты, которые у нас всплывают в памяти, что может быть, мы что-то не сделали. Может быть, мы что-то не доделали, не совершили, но есть возможность всё исправить».
Иерей Евгений Веселов: То есть получается, мало того что вначале собрали, а потом ещё и в конце, когда уже и проповедь прошла, когда сердца размягчились, ещё повтор, да?
Алексей Грязнов: Да, потом идет второй сбор, когда люди уже перегружены информацией, там в принципе большого труда не надо, там просто какой-то дар, дар любви.
Иерей Евгений Веселов: Да, и говорит соответственно, что:
Фрагмент богослужения в пятидесятнической общине «Благодать Христа»: «По такому расположению и по пониманию важности церкви. Для кого действительно церковь важна, то мы хотим собрать дар любви, такое сделать пожертвование, чтобы церковь и жила, и служила, и действовала. Поэтому да благословит Господь каждого, если вы добрым располагаете, это никого ни к чему не принуждает., поверьте, всё, что делается, всегда добровольно, пожалуйста».
Алексей Грязнов: И вот так практикуется вот этот куар-код, а это тоже, на мой взгляд, определённый такой психологический приём. Потому что когда ты переводишь сумму, там видят, сколько ты перевёл, ты понимаешь, что сколько ты сбросил, там будет твоя фамилия, кто-ты такой, будут понимать. Когда ты в корзину бросаешь, хотя бы там рубль бросил или тысячу, никто не знает.
Алан Бедоев: Просто этому пастору хочется задать тот же вопрос. И я, честно говоря, раньше об этом тоже не думал. Он постоянно говорит, что пожертвования добровольные. Так если эти пожертвования добровольные, ну почему не поставить корзину внизу у входа, и все, кто хочет, действительно сделают тайную милостыню, и всё.
Иерей Евгений Веселов: И больше того, чем проповедовать, вот что говорит апостол в 1Кор.16: «При сборе же для святых поступайте так, как я установил в Церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду. Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим». Ну, пуская сейчас не Иерусалим, пускай для данной общины. Ну, отлагайте, сколько хотите, потом сколько хотите, жертвуйте. Никто ничего не фиксирует, это апостольская практика. Но чтобы ещё и постоянно про это говорить… Дивное дело. Кстати говоря, если уж зашла речь о десятинах. Книга Аггея, пророка Малахии, и прочее. Но надо же понимать, на что шли эти горы. Это было требование Ветхого Завета для обеспечения деятельности скинии и Храма, соответственно и левитов со священниками подзаконных. Никакого отношения эти слова не имеют к общине ни «Благодати Христа», ни каких-то других вообще пятидесятников, или баптистов, или кого угодно, современных неопротестантов. Никакого отношения. Какое право они имеют брать тексты ветхозаветные, говорящие о подзаконном храме и подзаконном священстве, и всё это на себя примерять? Ну это какое-то безумие совершенно! В Новом Завете мы движимы духом свободы, законом свободы. Христианская совесть нас должна понуждать творить дела добра, как мы сами считаем нужным. Так по идее должно быть. Для каких-то минимальных нужд в Церкви у нас есть пожертвования за требы какие-то, но не так, что человек приходит и последнее отдаёт.
Алан Бедоев: Более того, знаете, у нас ребята работали, в том числе и человек, который сейчас уже тоже стал православным, они работали на стройке, хозяин которой был членом общины, и он просто перед фактом их ставил, из их зарплаты автоматически переводил десятину на счёт этой общины. Действительно, это доходит до смешного. И поэтому мы призываем всех членов этой общины: обдумайте…
Иерей Евгений Веселов: Соответствует ли это Духу Библии?
Алексей Грязнов: Даже чисто смотрите по времени. Первое слово о пожертвованиях длилось пятнадцать минут, потом, может минут пять в конце, если суммировать, двадцать минут в целом, и центральная проповедь минут сорок. Получается, в два раза разница.
Иерей Евгений Веселов: Теперь, Алексей, вы нашли интересные фрагменты о водительстве Святым Духом.
Алексей Грязнов: Да, вот послушайте:
Фрагмент богослужения в пятидесятнической общине «Благодать Христа»: «Нас всех объединяют не только отношения, потому что мы знаем друг друга. Мы собраны во имя Иисуса Христа. И церковью называемся, потому что каждый из нас имеет внутри себя свидетельство Духа Святого и прощение, и крещение водное».
Алексей Грязнов: Смотрите, человек становится членом общины через покаяние, через водное крещение, и в нём, если всё идёт по плану, должен начать действовать Дух Святой. А в данном случае почему-то непонятно, когда это происходит, когда Дух Святой начинает действовать в человеке. Вот послушайте, что говорит пастор:
Фрагмент богослужения в пятидесятнической общине «Благодать Христа»: «Написано в 1Кор. 6:11 «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» – это то действие, которое происходит моментально».
Иерей Евгений Веселов: Но вот если сошёл Святой Дух. А дальше что?
Алексей Грязнов: Что делать после этого? Вот пастор говорит:
Фрагмент богослужения в пятидесятнической общине «Благодать Христа»: «Дорогая церковь, чтобы мы с вами всё так же благословенно и послушно шли за Господом, нам важно обращать на это внимание. На те объявления, которые делаются, на то, как мы участвуем, как мы живём, какое свидетельство несём в городе».
Иерей Евгений Веселов: Итак, как же понять, Дух Святой сошёл или не сошёл, Алексей?
Алексей Грязнов: Во-первых, человека убеждают, что никто над ним не будет производить никакого психологического действия, но ведь это ложь, и хотя 99% в это верит её членов, но на самом деле это не так. Как раз психологическое воздействие здесь и происходит
Фрагмент богослужения в пятидесятнической общине «Благодать Христа»: «Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим.8:8–9). Это очень серьёзные вопросы, вызов: а куда ведёт меня моё сердце? Дорога ли мне Церковь? Люблю ли я церковь? Куда моя жизнь, куда направлены мои ноги? На молитву ли церковную, и для меня это радость собраться и молиться вместе. Там нет никого, харизматично никто не ведёт, не поёт, там такие же люди, как я, молятся, и влечёт ли меня туда моё сердце?».
Иерей Евгений Веселов: А вот, кстати говоря. Когда на апостолов сошёл Святой Дух в День Пятидесятницы, это всем было очевидно, причём даже те, которые не видели, что сошли огненные языки. Когда апостолы вышли, движимы Духом Божьим, у них была такая сила проповеди, такая сила убедительности, что слушатели волей-неволей, три тысячи человек расположились и поверили апостолу Петру. Это было тогда. Сразу после этого апостол Пётр, прочие апостолы начинают чудеса творить. Идут с Иоанном в храм для молитвы, видят человека, который от чрева матери никогда не ходил, и исцеляют его. Проходит какое-то время, умирает Тавифа, приходит апостол Пётр, помолился, Тавифа воскресла. Ну и множество других чудес. То есть мы видим здесь, что Дух Божий точно был в Петре, в других апостолах. Они творили чудеса. Идет Филипп по дороге, едет евнух, объясняет ему правильно слово Божие, закончил объяснение, крестил евнуха, Дух Святой восхитил Филиппа в другое место. Чудо же? Чудо. Итак, в апостольскую эпоху схождение Святого Духа очевидное для самого верующего очевидно было и для посторонних. То есть я правильно ли понимаю, братья, что скажем, пастор, который говорит про эту очевидность, что у них есть Святой Дух, или другие верующие – что они подобны апостолам, с такой же силой проповедуют, творят чудеса как-то, для всех явно свидетельствуют о том, что у них дары Святого Духа. Что скажете?
Алан Бедоев: Нет, такого я не замечал, конечно. Единственно, что иногда глоссолалию практикуют как свидетельство, которое никак нельзя проверить.
Иерей Евгений Веселов: Глоссолалия, понимаете, в чём дело друзья: вот вы говорите, что это говорение на ангельских языках. Ангелы – это не люди. Мне, чтобы говорить, у меня есть мысль, мысль находится у меня в уме, в душе, и для того, чтобы её самому обдумать, я не нуждаюсь ни в каком посредстве, я думаю в себе, но чтобы сказать вам, например, я нуждаюсь в том, чтобы у меня был рот, был язык, я с помощью языка вам озвучил свою мысль, по-другому я не могу, ну, написать что-то ещё. Ангелы не люди, ангелы – это чистые умы. Они не нуждаются в посредстве речевого аппарата для произнесения звуков. Они общаются чисто мыслью. Кроме того, апостол говорит там же, в 1Кор.13, он пророчествует, что языки умолкнут. То есть ангелы когда-то перестанут вообще разговаривать, что ли? Это вообще безумие. Конечно, речь здесь о другом – о том, что этот первый христианский дар говорения на иностранных языках, чтобы, не учась языкам, апостолы быстрее проповедовали разным народам. Этот дар был на время, до тех пор, пока не охватило всю империю христианство, даже выйдя за её пределы. Но когда это случилось, уже при самих апостолах, глоссолалия стала угасать. Ещё в конце II века святой Ириней Лионский пишет в своей книге, что он сам знал братьев, которые так говорят на языках, как апостолы вначале. Это ещё было, но потом уже такого нет. В IV веке Иоанн Златоуст говорит о далёком прошлом, что сейчас такого нет. Ну, это я понимаю. То есть Господь обещал, что будет дар – дар появился. Обещал, что дар закончится – он закончился. А это что? Никакие народы не понимают, никакой проповеди это не помогает. Это просто какие-то звуки невразумительные, и люди считают, что это ни больше ни меньше как дар Святого Духа, и ещё обязательный, чтобы считать себя рождённым свыше.
Алан Бедоев: Крещёным Духом Святым, да. То есть это гипербола в Послании Коринфянам?
Иерей Евгений Веселов: Да, он говорит, что если бы даже можно было говорить и на ангельских языках, если бы у них были языки, то всё равно это ниже, чем любовь. А здесь получается, что эта гипербола ставится на первое место, как будто это и есть признак совершенного христианина. Но тот же апостол в том же 1Кор. говорит, что не все говорят на языках. А здесь требуется, чтобы все говорили, это же очевидная вещь. А ещё истолкователи требуются, если этого нет, то молчи, и женщина в Церкви да молчит. А что, женщины не говорят на языках в Церквах?
Алан Бедоев: Женщины там ещё и пророчествуют некоторые.
Иерей Евгений Веселов: Даже так? Хорошо. Прямо в общине. Замечательно.
Алексей Грязнов: Кстати, можно посмотреть один момент, который демонстрирует, что у протестантов происходит по той причине, потому что у них нет этого реального соединения с Богом, что мы называем обожение. Нет ни теоретически, ни практически тем более. Христос обычно проповедуется как пример для подражания. Часто звучит такая фраза: «Как бы Христос поступил на моём месте?» И Христос, по сути, больше как бы интуитивно воспринимается как какой-то совершенный человек.
Иерей Евгений Веселов: И только.
Алексей Грязнов: Ну да, вроде Бог, конечно Бог, но больше просто как человек. Вот послушайте.
Фрагмент богослужения в пятидесятнической общине «Благодать Христа»: «Иисус Христос говорит, уже когда пребывал здесь на земле: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу». Иисус говорит о Себе, к чему призывает Его Дух Святой».
Иерей Евгений Веселов: А правда, хорошо: Иисус говорит о Себе, к чему призывает Его Дух Святой. То есть получается, что Он не знает, Он не имеет Божественные сведения, Он нуждается в том, чтобы Его научил Святой Дух, тогда бы Он осознал, что нужно, ну, и конечно, был бы послушный. Но это же не Сын Божий, это же просто пророк какой-то, которого наставляет Дух Божий. То есть получается, что у них даже образ Христа существенно искажён. Это не тот образ Сына Божия, Совершенного Бога и Совершенного человека, который издревле знала Церковь, который мы приняли от апостолов и храним до сего дня.
Алексей Грязнов: Ну, смотрите. После того как на тебя сошёл Дух Святой, начинается процесс духовного роста. Послушайте, как это звучит:
Фрагмент богослужения в пятидесятнической общине «Благодать Христа»: «И с момента взросления ты больше и больше понимаешь, что ты в вере, и Дух Святой тебя ведёт. И ты, может, и хотел бы по-другому, и вокруг много звучит того, что призывает тебя жить по плоти, жить для себя, без ограничений. Но Дух Святой ведёт к другому: к воздержанию, к углублению служения, к заботе о церкви. Там Христос, где двое или трое соберутся во Имя Его».
Алексей Грязнов: И возникает вопрос: какой критерий, где Дух меня ведёт, или Дух меня не ведёт? Вот об этом критерии тоже пастор говорит:
Фрагмент богослужения в пятидесятнической общине «Благодать Христа»: «Когда сошёл Дух Святой на учеников, мы говорим, все мы знаем прекрасно, что Он наделил нас силой, Он наделил нас желанием донести эту весть. Потому что когда ты возрождаешься, это самое великое событие твоей жизни: ты возрождён. Что же ещё я могу сказать людям, кроме самой главной новости, которая меня переполняет, что я возрождён? И чем больше ты живёшь во Христе, тем больше у тебя отношений с Богом, тем больше ты об этом хочешь говорить».
Алексей Грязнов: Можно перефразировать: чем меньше всего хочется говорить о Боге, тем меньше у тебя отношений с ним, то есть если ты не говоришь о Боге, значит никаких отношений у тебя нет.
Иерей Евгений Веселов: То есть фактически он стимулирует для проповеди.
Алексей Грязнов: Да, то есть если ты говоришь, значит, что от тебя отстали, у тебя с Богом такие отношения. Вот видите как.
Фрагмент богослужения в пятидесятнической общине «Благодать Христа»: «И каждый из нас, кто в служении находится, каждый раз переживаешь какие-то вещи, когда Бог тебе что-то говорит. Говорит через людей, говорит через слово».
Иерей Евгений Веселов: Замечательно. А как насчёт того, что не все проповедники должны быть? Ведь апостол Павел в Послании к Римлянам говорит, что не все предназначены для дела проповеди, а тут, получается, все проповедуют. Это же безумие.
Алан Бедоев: И плюс говорить о Боге предполагает, условно говоря, разбор догматики.
Иерей Евгений Веселов: Если говорить о Боге, надо знать учение о Боге и уметь преподать это учение о Боге.
Алан Бедоев: А догматика им как пятое колесо в телеге, абсолютно ненужная. Главное добрые дела, семья чтобы у тебя была, чтобы при этом не изменял.
Алексей Грязнов: Всё очень эмоционально: вот Иисус меня коснулся, я вот то-, то-то делаю, тут приходит Бог, Он мне там сказал…
Иерей Евгений Веселов: Отлично, братья. Но получается, что если главное семья, то уж семья там идеальная, да?
Алан Бедоев: Вообще в этой общине огромное количество проповедей уделено именно семье, особенно от руководителя этой общины. Постоянно о семье. Когда я ещё там был, что мужчина даже не может находиться в каком-то служении, если у него какие-то проблемы дома в семье.
Иерей Евгений Веселов: Но в семьях-то идеальных, естественно.
Алан Бедоев: Конечно же, нет.
Иерей Евгений Веселов: Дух Божий-то в них, значит, должны быть идеальные семьи, идеальные дети, идеальные родители. Правильно? Что об этом пастор говорит сам в своих словах:
Фрагмент богослужения в пятидесятнической общине «Благодать Христа»: «Если иногда смотришь на семью, люди живут в разных комнатах, я уж не говорю, спят на разных кроватях, что одно и то же. Люди по-разному, если это, конечно, не болезнь или что-то важное, люди перестают друг за другом заботиться, они не знают нужд друг друга. У них за годы, как бы трудно ни было, не выстроен диалог, не хотят разговаривать, не хотят слышать друг друга. Но ведь когда женились, так не было. Так что же сделали мы с семьёй, что же мы сотворили, когда мы любили, бегали. Вот сейчас венчание. Я как пастор вам скажу, сколько суеты в церкви. Но если через десять, пятнадцать, двадцать лет эти люди станут менее счастливыми, чем сейчас, хочется сказать: что ты натворил со своей семьей, что ты с ней сделал, если с годами актуально стали слова нехорошие, слова о семье, о трагедии семейной. Это не просто ссора. Что мы сделали? Разве к этому ведёт Дух Святой?»
Иерей Евгений Веселов: Итак, получается что вроде Дух Божий в них, Дух естественно, наставляет на всякое доброе дело, они точно знают, что Дух в них, а в семьях вон сколько проблем? Как же это так? Так Дух в них или не в них, и какое же действие этот Дух производит? Точно ли это Святой Дух?
Алан Бедоев: Это действительно очень хороший вопрос и пища к размышлению.
Алексей Грязнов: Также хотелось бы заметить, по крайней мере, когда я там был, что эта община от мистики как-то отстранялась, практически ничего не говорила. Но здесь, по всей видимости, заговорила, потому что в том, что вы сейчас услышите, возможно, имеется в виду что-то типа какого-то обещания Бога дать какой-то бонус, что ли, за примерное поведение, наградить как-то, если ты служишь так хорошо:
Фрагмент богослужения в пятидесятнической общине «Благодать Христа»: «Что-то пытаешься понять. Представляете, вдруг Дух Святой сошёл, и ты можешь пророчествовать. Ты получаешь свою силу, силу для исцелений. Помните, где-то в Книге Деяний написано, что сидел слепой, или инвалид там сидел без ног, подошли: «Именем Иисуса встань, денег нет у нас, мало чего имеем, вот сила Иисуса Христа.» И эта сила не изменилась, Дух Святой как вёл, так и ведёт. Вот ты пришёл проблемный, даже Евангелие неся людям, когда ты говоришь о Христе, если ты не живёшь, у тебя нет отношений с Духом Святым, человек никогда не возродится, у тебя нет силы возрождать. У Духа Святого есть сила»
Иерей Евгений Веселов: Итак, получается в этой общине общие места пророчество и исцеления. Ведь Дух Святой сошёл на них, они это знают. То есть можно в больницы не ходить, идти в эту общину «Благодать Христа», ты получишь благодать и уйдёшь, отбросив костыли и выкинув очки. Верно? Они очки-то носят сами?
Алексей Грязнов: Здесь такая цепочка прослеживается, исходя из всего вышесказанного. Сначала человек возрождается, потом он учится повиновению в семье, общине, ещё и на работе, неважно. Если у него в этом деле прогресс идёт, то у него параллельно выстраиваются отношения с Богом всё глубже и глубже, и как такой бонус, как подарок от Бога приходит вот эта духовная сила, человек начинает исцелять.
Иерей Евгений Веселов: Это вообще откуда такое придумали?
Алексей Грязнов: Ну это у харизматов, а здесь я удивился, что в этой общине.
Иерей Евгений Веселов: Постойте, постойте! В День Пятидесятницы апостолы не выстраивали отношения с Богом, они сразу начали пророчествовать и проповедовать. Когда Корнилий сотник получил Святого Духа, он ничего не выстраивал, он стал говорить языками, даже очевидные вещи пророчествовать. Поэтому эти дары должны быть даны сразу и всё более и более возрастать. Не только говорение на языках нелепое, но исцеления и прочее, о чём было сказано. Так и происходит, да?
Алан Бедоев: Нет, такого там нет.
Алексей Грязнов: Мне бы хотелось увидеть того, кто имеется в виду, кто там у них сейчас стал исцелять. Там была одна пророчица когда-то давно, но она во время служения как-то выходила, что сама начинала говорить, но ей дали понять: давай…
Иерей Евгений Веселов: Не-не, я о другом. Исцеления – это исцеление как у апостола. Тень Петра падает, и люди поднимаются. Платки Павла передают даже без него лично, и люди исцеляются. Вот такие исцеления, то есть массовые?
Алексей Грязнов: Я не видел.
Алан Бедоев: Массовых нет, конечно.
Алексей Грязнов: Видимо, ещё с повиновением проблемы.
Иерей Евгений Веселов: Итак, постойте, у пастора-то всяко хорошо с повиновением, уж он-то исцеления совершает? Он же пастор.
Алан Бедоев: А почему интересуетесь, то есть это говорит об обратном, да?
Иерей Евгений Веселов: Нет, подождите. Пастор – это образец, у него пример совершенного повиновения Богу, это очевидно, наверно же? Он сам всех учит повиновению, уж он-то это умеет. Значит, получается, у него больше всего даров: пророчеств, исцеления, и можно предложить костромичам в больницы не ходить, а ходить исцеляться к кому-то из тех, у кого эти дары есть в общине. Так, братья? То есть получается, он-то Духа имеет, он знает, всем про это говорит, значит, уж он-то и пророчествует, и исцеляет.
Алан Бедоев: Ни разу не было такого, не помню.
Алексей Грязнов: Может, сейчас началось какое-то излияние на них?
Иерей Евгений Веселов: Я думаю, что наши зрители лучше нас знают ответ на этот вопрос. Если они способны обдумать критически происходящее, то безусловно они скажут, что пастор самый лучший, и его исцеления духовные. Не телесные, как у апостолов, это несерьёзно, а духовные. Он исцеляет наши семьи, исцеляет наши неправильные взгляды, помогает нам, в частности, и правильно финансовые потоки распределять. Это же всё очень важно.
Алексей Грязнов: Здесь дословно он говорит: когда Дух Святой на тебя сходит, ты можешь пророчествовать, ты получаешь силу для исцелений.
Алан Бедоев: А если, получается, не пророчествуешь и не исцеляешь, то на тебе Духа нет.
Алексей Грязнов: Дух Святой не сошёл.
Иерей Евгений Веселов: Давайте ответ окончательный на этот вопрос непростой оставим нашим зрителям, они лучше нас знают, как ответить. Потому что им свидетельствует их совесть, и тот Дух, который в них. Но вместе с тем обратите внимание. Ведь пастор требует не только, чтобы сошёл Дух и человек бы думал, что Дух есть. Он требует вполне реальные вещи, требует чего, братья? Повиновения. А кого надо слушаться?
Алексей Грязнов: Лидеров Церкви.
Иерей Евгений Веселов: Конечно. То есть хотя бы даже лидер никого не исцелял, хотя бы лидер не пророчествовал, но ты его обязан слушаться. А кстати говоря, скажите мне, пожалуйста, братья: а вот этот лидер и прочие лидеры подобных организаций они откуда свои дары получили лидерства? Давайте так. Вот я священник. Меня рукоположил архиерей когда-то, а его другой архиерей, и огонь Пятидесятницы, загоревшийся в Сионской горнице через эту цепь рукоположений, преемственно переходит даже до сего дня, переходя на епископов и священников. И вот эти благодатные дары, которые даны нам в Таинстве Рукоположения, они преподаются и верующим, когда мы их крестим, или миропомазываем, или причащаем, исповедуем, грехи прощаются, и так далее. Это я понимаю. Мы видим такое же отношение к возложению рук во время апостольское: «Руки ни на кого не возлагай скоро; возгревай дар Божий, который тебе дан через рукоположение» (1Тим.5:22, 2Тим.1:6). Дар Божий через возложение рук. Вроде всё на месте. А откуда вот это возложение рук у лидеров этой общины?
Алан Бедоев: У них фактически оно отсутствует. То есть там просто выбирают рядового члена церкви, видят в нём какие-то лидерские качества, то, что он сможет повести общину повести в нужное русло, мотивировать её, двигать, и рукополагают.
Иерей Евгений Веселов: Кто возлагает руки?
Алан Бедоев: Лидер этой общины.
Иерей Евгений Веселов: Отлично, а откуда они сами имеют возложение рук?
Алан Бедоев: Их также выбрали просто.
Иерей Евгений Веселов: Откуда самое начало? Вот моё начало из Сионской горницы. Хотя бы я лично был недостойным человеком, хотя бы даже у меня грехи были личные, но благодать Божия через меня преподаётся. Вот как апостол Иуда, скажем, ходил со Христом, он воровал, но через него другие слышали слово Божие и спасались. А впоследствии Иуда окончательно согрешил и погиб. Но пока он был со Христом, через него другие спасались. Вот таким же образом действует благодать и через недостойных священников. Но всякий должен иметь ту благодать, восходящую к апостолам.
Алан Бедоев: Нет, у них, конечно же, никакой апостольской преемственности нет. Они имеют своё начало от Чарльза Пархема,1901 год, ХХ век.
Иерей Евгений Веселов: То есть какой-то человек сто с небольшим лет назад заговорил на языках, потом стал возлагать руки, и дошло даже до сегодняшнего дня, даже до этой общины. Но к Сионской горнице это не имеет никакого исторического отношения. То есть они доверяются тем людям, которые сами себя фактически поставили, вот этот Пархем, или баптисты, Джон Смит в XVII веке.
Алан Бедоев: Они даже не доходят до Мартина Лютера, потому что если сравнить учение Мартина Лютера и неохаризматское, то, что есть в этой общине, то это абсолютно разные учения.
Иерей Евгений Веселов: А хотя бы и дошли. Лютер не был епископом, он не мог преподавать дары, которые преподаёт только епископ. Даже если бы и мог, даже если бы был епископом, – он отвергал таинственное действие рукоположения.
Алан Бедоев: Отсюда следует, получается, что эти пасторы по сути не являются этими пасторами.
Иерей Евгений Веселов: Ну мы же видим, что они о богословии даже не говорят. Если бы они были бы умом на небесах, если бы они постоянно размышляли об этих небесных вещах и Дух Божий пребывал в них, открывал бы им тайны духовные – не семейные, а духовные тайны, то, конечно, они бы только об этом и говорили. Как и апостол Павел, взять любое его послание, у него большая часть Посланий о богословии, он не мог не говорить об этом.
Алан Бедоев: Чтобы продолжить мысль: а бывают такие люди, которые учатся в высших учебных заведениях, действительно проповедуют богословие и прочее – вот их можно назвать пасторами из этой же общины?
Иерей Евгений Веселов: Ну, «не всякий говорящий Мне: «Господи, Господи!» войдёт в Царство Небесное, а исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7:21). А воля Отца Небесного, чтобы мы были единым стадом у Единого пастыря, потому что один Господь, одна вера, одно крещение (Еф.4:5). Но здесь, мы видим, источник крещения не восходит к источнику, который был в День Пятидесятницы, когда апостолы крестили. Мы видим, что источник веры не восходит, потому что они чужды православной веры. Благодатные дары не восходят к дарам Сионской горницы. Всё чужое. Всё, этот огонь, который они привнесли извне. Что случилось с детьми Аарона, которые внесли чуждый огонь к жертвеннику Божию? Они были убиты настоящим небесным огнём. И с тех пор этот огонь всегда поддерживался: ветер, дождь, ураган, неважно, всегда поддерживается огонь на жертвеннике. Вот это прообраз огня Пятидесятницы. Он всегда должен пребывать в Церкви. Никогда он не может прятаться где-то. Потому что Церковь – это свеча на подсвечнике, это город наверху горы, Церковь свет миру, Церковь столп и утверждение истины. Как может невидимая Церковь о невидимой вере невидимо свидетельствовать? Это же безумие. Ну где, скажем там, в V, XII веке были баптисты, или пятидесятники, или харизматы? Ну не было же их!
Алан Бедоев: Их учителя приводят ответ, видимо, они уже слышали это выражение, что вот написано в Ветхом Завете, что будет ранний и поздний дождь (Иоил.2:23), и это сбылось на нас. Церковь, условно говоря, была только до II века, далее она впала в язычество, и в ХХ веке появляется Пархем, потом этот Сеймур и таким образом это всё…
Иерей Евгений Веселов: Это столп и утверждение истины (1Тим.3:15), врата ада не одолеют Церковь (Мф.16:18). Господь говорит апостолам, что Он с ними во все дни до скончания века (Мф.28:20). Апостолы умерли, с кем Он был? Ну ясно, что с епископами их преемниками. То есть Господь обещает сохранить Свою Церковь. Он Глава этой Церкви. Что же, глава Церкви отвернулся, когда Церковь гибла? Это же безумие. Поэтому, конечно, Церковь должна быть непрерывна, и всегда свидетельствует точное учение Христово, точное слово Божие. Это же очевидная вещь. Не могло быть момента, когда Церковь перестала быть Христовой, она перестала бы свидетельствовать. Какие-то тайные люди в тайных организациях без пастора сами по себе правильно верили. Ну вот сейчас взять таких людей – никаких тайностей быть не может, только община, только пастор, только правильная проповедь и прочее. Даже Лютер требовал от Церкви обязательное условие: правильная проповедь. А до XVI века где была эта правильная проповедь? Только в православной Церкви. Ну, католики откололись в XI веке, но даже у католиков всё-таки есть апостольская преемственность. Учение исказили, но преемственность есть. А что есть у пятидесятников, кроме слов, ну и глоссолалий так называемых?
Алексей Грязнов: Вопрос ещё хотел задать. Раз уж речь идёт о Духе Святом, там есть такое понятие «гореть» – ну, это Духом Святым имеется в виду. И там такая мотивация звучит. То есть чтобы Дух Святой в тебе горел, тебе нужно служить. Если ты перестаёшь служить, то ты неизбежно остынешь и упадёшь в наркотики, алкоголь, ну кто во что. А чтобы тебе не потухнуть, тебе надо максимально участвовать во всех мероприятиях: в евангелизации, в домашних группах, прочее, прочее, послушайте, как это звучит:
Фрагмент богослужения в пятидесятнической общине «Благодать Христа»: «А если нет этого, нет поиска Духа Святого, так себя изъедаешь сначала: а зачем мне это надо, а почему я должен на молитву, на домашнюю группу, зачем? Ты перестал любить церковь, потому тебе и не надо. И даже если тебя туда загонят, ты не хочешь, и рано или поздно ты отпадаешь от благодати. Почему и сердце ожесточается».
Иерей Евгений Веселов: То есть вектор духовной жизни христианина с внутренней стороны смещается на внешнее, на свидетельство. При этом ежели во мне самом есть помыслы зависти, раздражения, обиды, я впустую болтаю, например, то это неважно. Главное, чтобы я говорил, говорил и свидетельствовал. Но это же безумие. Господь говорит, что за каждое праздное слово мы отчет отдадим на суде, а тут вообще внутреннее в общем не важно, только проповедь. Ну где сказано, что всякий христианин призван к проповеди? Наоборот, что говорит апостол в Послании к Римлянам, он же говорит совершенно другие вещи! Рим.10:14–15: «Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое». Но сам Господь что делает: Он говорит Отцу: как Ты Меня послал, так и Я послал их (Ин.17:18). Говорит апостолам: не вы Меня избрали, а Я избрал и поставил вас (Ин.15:16). То есть Сам Господь посылает апостолов на проповедь. Апостол переводится на русский как посланник. Отсюда это посланничество апостольское должно непрерывно проходить от Дня Пятидесятницы до сего дня, это тоже один из элементов огня Пятидесятницы. Но здесь же мы видим чужой огонь, который не восходит к Пятидесятнице. Поэтому этот ранний, поздний дождь, о котором вы сказали, это просто пустые слова. Это не ранний и поздний дождь вместо того, чтобы чужое учение, противоречащее учению преемственной Церкви апостольской, и практика другая, не такая, как у этой Церкви, а это означает, что Господь постоянно будет посылать тех людей и дары Духа, которые будет укреплять Церковь, особенно в минуты искушений и гонений. Сколько гонений пережила Церковь за всё время, сколько пытались убивать христиан, сколько даже христиан так называемых на самом деле оказывается волками хищными, которые гнали Церковь! Но потом всё возвращалось на круги своя, и Господь ещё более и более укреплял свою Церковь. Вот он, поздний дождь, а вовсе не так, что там пропадёт Церковь, потеряется вовсе, и тут бац! появятся пятидесятники, и всё будет опять здорово. Сколько союзов пятидесятников друг с другом ссорятся, в общении не находятся, друг друга обличают в грехах, какой тут дух единства-то? Смех какой-то.
Алексей Грязнов: Сознательно или несознательно складывается впечатление, что тут всё так построено, что всё должно быть в курсе, где ты, когда чем- то занимаешься. То есть ты постоянно под контролем. Человек порой не знает, что правильно, что неправильно, если постоянно звучат в проповедях: «служить, служить, служить, не жить для себя, не жить для себя», то человеку становится как-то даже неловко, если он, например, сходил в кино, может, не до такой степени, ну, если человек просто дома повалялся. Или съездить куда-то отдохнуть в отпуск. Иногда люди даже по этому поводу комплексуют.
Иерей Евгений Веселов: А в Новом Завете где Дух Господень, там свобода. То есть моя личная совесть должна быть критерием того, как поступать, что хорошо и что плохо, а вовсе не контроль руководства, так же?
Алексей Грязнов: Пару слов о прозелитизме хотелось бы сказать. Ни для кого не секрет, что уже в России, которая априори считается православной страной и члены вот этих евангельских общин это бывшие православные, крещёные в православие в детстве, или во взрослом возрасте, но не суть. И если, например, удалось каким-то образом человека туда заманить, пригласить, то когда он там побыл, послушал, делается всё возможное, чтобы его там потом удержать, оставить. Это какие-то подарки, пытаются взять телефон, подарить что-то, как-то договориться о следующей встрече. В конце каждого служения звучит что-то подобное:
Фрагмент богослужения в пятидесятнической общине «Благодать Христа»: «Так же в завершении хочется поприветствовать – может быть есть, кто сегодня пришёл впервые в церковь, есть такие люди? Помашите рукой. Если вы желаете, мы вас можем пригласить сюда, чтобы помолиться за вас молитвой благословения, будем рады поприветствовать. Решение за вами, пожалуйста, можете выйти. Если же хотите ещё пообщаться, то в завершение богослужения нужно будет пройти в конец зала, вас будет ждать брат Сергей, и с ним можно будет пообщаться, какие-то вопросы, и он сможет вам ответить чуть больше, подробнее рассказать о жизни евангельской церкви».
Алексей Грязнов: Я не знаю, что это за молитва благословения. Возможно, это молитва покаяния, хотя вряд ли в этой общине как-то более серьёзно, чем в других, относятся. Перед тем, как покаяться, как-то объясняют, что это такое, это больше свойственно харизматическим общинам, но, тем более, какая-то молитва благословения теперь тоже практикуется.
Иерей Евгений Веселов: Итак, братья, мы рассмотрели это увлекательную проповедь и вообще это богослужение. И думается мне, что для тех верующих, которые смотрят сейчас нас, наши размышления дадут какую-то пищу для их собственных размышлений. Потому что апостол не ищет того, что принадлежит христианам, он ищет их души. Господь Иисус Христос призывает всех в Свою Церковь не для того, чтобы воспользоваться чем-то от нас, но для того, чтобы люди пришли ко спасению. Конечно, бывает так, что человек, приходя в Церковь, сталкивается с безразличием, или с какими-то обидами, с недопониманием. Но желающий найти Христа в Его истинной Церкви уйдёт в другую общину, уйдёт в третью, он найдёт себе и священников по сердцу, и прихожан, с которыми можно общаться, тоже найдет себе по сердцу. Главное, чтобы он искал живого Христа и искал настоящей благодати Божией. Не вот этого постоянного стремления человека к тому, чтобы выдавливать из себя праведность, выдавливать из себя какие-то слова добрые или других обращать в истинную веру, а истинную благодать, внутренне преображающую человека, дарующую ему – вдумайтесь !свободу от греха, свободу во Христе. И дай Бог, чтобы наши зрители оценили перспективы и возможности этой свободы, силу благодати, нетварной благодати Божией, которая преподаётся в православной Христовой Церкви, пожелали получить благодать, пришли с покаянием к Матери Церкви и присоединились к ней, начав истинную, а не ложную жизнь во Христе.
Всех благодарим за внимание.
