Источник

О смирении или уничижении пред Богом

Действие высочайшего благоговения в Христианине а.) Смирение.

Нисходя от созерцания Божественных совершенств, к самому себе и в живом чувстве представляя себя пред величием Божием, Христианин сознает всю свою малость всё свое ничтожество и недостоинство пред бесконечностью Божию. Посему во всем существе своем исполняется чувством глубочайшего смирения и уничижения пред Богом.

Понятие о смирении пред Богом

Итак смирение есть такое благоговейное расположение духа в Христианине по которому он, сознавая свою беспредельную зависимость от Бога во всем своем бытии и [действиях] во всем безусловную зависимость от Него и [всю немощь и недостаточность к благоустроению самим собою, бытия и действий своих] ничего не находит в себе своего или собственного кроме немощей, и во всем видит токмо благое деяние и дар Единого Бога, а посему во всем исповедует величество, славу и могущество Божие.

Основание и побуждение к смирению пред Богом

Кроме ясного повеления в слове Божием смириться пред Богом (Иак. 4:10) (1Пет. 5:6) (Лк.18:14), и кроме Божественного примера смирения представленного Иисусом Христом (Мф. 11:29) (Флп. 2:5), безусловная обязанность для Христианина всемерно смиренные пред Богом столько же очевидна и несомненна, сколько для каждого очевидно и ощутительно 1.) что по отношению к бытию где есть Бог наш он сотвори́ на́с, а не мы́: мы́ же лю́дие его́ и о́вцы па́жити его́ (Пс. 99:3); 2.) что по отношению как ко внешним благам бытия он дает нам жизнь и дыхание и все, и в нем живем, движемся и существуем (Деян. 27:27–28), так по отношению к духовным благам Бог действует в них и е́же дѣ́яти о благоволе́нии (Флп. 2:13) и что мы сами неспособны от себя и помыслить что́, я́ко от себе́, но спосо́бность на́ша от Бо́га (2Кор. 3:5) от сего–то [глубочайшего повествования] глубокого сознания совершенной во всем зависимости от Бога самые великие в духовной жизни мужи называли себя пред Богом землею и пеплом (Быт. 18:27), червием земли, поношением человечества (Пс. 21:7), (1Кор. 2:8).

Истинный дух смирения от всех от каждого требует того, чтобы а.) и тленные и духовные блага почитать даянием Божиим (Ис. 26:12) (1Кор. 12:11), ибо нет ничего такого, чтобы мы не получили от Бога (1Кор. 4:7); б.) всякое совершаемое нами добро приписывать Богу (1Кор. 12:10); в.) во всем хвалиться Господем (1Кор. 1:31) и силою Христовою, а в себе собственным токмо бессилием (2Кор. 10:14; 12:5); д.) никакого уничижения, лишения и злострадания, не считать незаслуженным, но благоразумно исповедовать, что и́стиною и судо́м наве́л еси́ сия́ вся́ на ны́ грѣ́х ра́ди на́ших (Дан. 3:28), и что он в самых мздах своих поступает с нами не по грехам нашим и воздает нам не по неправдам нашим, но по милости и щедротам своим (Пс. 102:8–10).


Источник: Введение в деятельное богословие [рукопись] : лекции по курсу деятельного богословия, читанные Евлампием Пятницким в Московской Духовной академии. - [Сергиев Посад, 1830-е годы]. - 186 с.

Комментарии для сайта Cackle