Источник

О подражании Богу

От непрестанного мысленного взирания на Бога и на Божественные совершенства происходит в Христианине неуклонное тщание о совершеннейшем сообразовании свойств своих с свойствами Божиими или о подражании Богу.

Понятие о подражании Богу

Подражание Богу есть такое стремление в Христианине к уподоблению Богу, по которому он непрестанно взирая на Божественные совершенства правды и святости, изображенные в слове Божием и предложенные для Богоуподобления всемерно старается отпечатлевать оные во всех расположениях ума и сердца своего и выражать во всех поступках и действиях.

Обязанность к подражанию Богу

Подражание Богу, составляя последнюю степень в лествице духовного восхождения к соединению с Богом, а, следовательно, последний предел, к коему должны быть устремлены все действия внутреннего Богопочтения, сколько само по себе необходимо, столько же ясно предписывается в слове Божием, в котором всем без исключения повелевается, как вообще быть подражателями Богу, яко чадам возлюбленным: Быва́йте у́бо подража́тели Бо́гу, я́коже ча́да возлю́бленная (Еф. 5:1), так в частности повелевается быть святыми, как свят Бог (Лев. 19:2) (1Пет. 1:14–15), повелевается быть совершенными (Мф. 5:48) и милосердыми (Лк. 6:36) как Отец Небесный совершен и милосерд есть. Общая для всех обязанность, также как и возможность к подражанию Богу заключается в свойстве Богоподобия, по которому как все и каждый созданы по образу Божию праведными и святыми: облещи́ся в но́вого человѣ́ка, со́зданного по Бо́гу в пра́вде и в преподо́бии и́стины (Еф. 4:24) (1Кор. 6:9), так все и каждый могут и должны подражать Богу в правде и святости (Кол. 3:12).

Поскольку же Бог в бесконечных свойствах правды и святости своей бесконечно высок и недосягаем для подражания человеку в настоящем греховном состоянии его, то Христианину предложен для подражания образ Бога невидимого (Кол. 1:16), образ существа его (Евр. 1:3) Богочеловек Иисус Христос, который в Божественной жизни своей дал нам образ, дабы мы последовали стопам его (1Пет. 2:21) и делам тоже, что он соделал. Отселе для каждого Христианина как ученика (Мф. 26:8) и последователя (Мф. 16:24) Христова по примеру Апостола Павла подражать Христу (1Кор. 1:16), стремиться за Христом и достигать Его (Флп. 3:12), достигать в меру полного возраста Христова (Еф. 4:13), есть и должно быть непременным и всегдашним попечением. Посему как все Божественные добродетели Иисуса, так особенно повиновение и преданность его воле Отца Небесного, по которой он не искал воли своея, но воли пославшего его Отца (Ин. 4:34; 5:30; 6:36) (Флп. 3:8), кротость и смирение, которым он повелел нам учиться у него (Мф. 11:29) (Ин. 17:14–15), любовь и благотворительность к человекам, по которым он ходил благотворя и исцеляя всех обладаемых диаволом (Деян. 10:38) и по которым возлюбя своих сущих в мире до конца возлюбил их (Ин. 16:7) (Еф. 5:2), терпение и незлобие, по которым беспрекословно бесчисленные скорби за грешников и от грешников (Евр. 12:2–3) и вообще безгрешность, по которой греха не сотворил и не было лжи во устах его (1Пет. 2:22), предписаны Христианину в пример для непрестанного подражания, дабы он мог исполняться всею полнотою Божества и быть святым, как свят Господь Бог (Лев. 11:44).


Источник: Введение в деятельное богословие [рукопись] : лекции по курсу деятельного богословия, читанные Евлампием Пятницким в Московской Духовной академии. - [Сергиев Посад, 1830-е годы]. - 186 с.

Комментарии для сайта Cackle