Источник

Исповедание веры

Христианин, свидетельствуя веру свою в Бога прославлением имени Божия не только посреди братий и ближних своих по вере (Пс. 21:23), но и среди чуждых для обращения их к истинному Богу (Деян. 26:18), не устрашиться свидетельствовать веру свою и пред самыми врагами веры, хотя бы свидетельства оной долженствовало угрожать ему различными гонениями и опасностями жизни. Таковое свидетельство или иначе исповедание как особенное выражение веры, надежды и любви к Богу составляет самое высшее действие внешнего Богопочтения.

Понятие о исповедании и о мученичестве веры

Исповедание веры открытое есть свидетельство, которым Христианин при востребовании от него ответа о вере его, с непоколебимою твердостию дает торжественное удостоверение в том, что он чтит истину и святость исповедуемой им веры, и в надежде на Бога готов защищать ее не только словами, но и самою жизнию. Когда различные гонения, скорби и бедствия, претерпеваемые за исповедание веры, оканчиваются трагическою кончиною: то сие называется мученичеством за веру.

Обстоятельства поставляющие Христианина в необходимости к исповеданию веры

Поскольку подвиг исповедничества, будучи высоким подвигом Христианской веры и любви требует особенной силы и крепости духа и есть обстоятельства, в которых Христианин не изменив веры не может отказаться от сего подвига, и есть обстоятельства, в которых, не изменяя вере от исповедания оной уклониться может: те обстоятельства, которые несмотря ни на какие опасности поставляют Христианина в необходимости исповедовать веру свою пред врагами веры суть:

1.) требование от него отчета в вере, в образе мыслей, и поступков по властию начальства. В сем случае он по примеру всех истинных чтителей Бога и исповѣ́да и не отве́ржеся: и исповѣ́да, я́ко нѣ́смь а́з Христо́с (Ин. 1:20), по примеру самого Иисуса Христа (Мф. 26:63) и Апостолов.

2.) Когда при открытом посмеянии над верою, при хулениях Имени Божия, при злословиях изрыгаемых на небесное учение, молчание христианина может усугубить общий соблазн, усилить презрение к вере, подвергнуть его самого подозрению в неуважении к содержимой им веры: тогда для утверждения веры и в вере христианин не должен оставаться спокойным зрителем и не страшиться быть врагом людей, говоря истину Божию (Гал. 4:16), но в священном негодовании и ревности на презрителей закона Божия (Пс. 118:10) должен возвысить голос свой для исповедания Бога и веры своей.

Обязанность к непременному исповеданию веры

Сего требует от него:

1.) Любовь к небесной истине (Мф. 5:10) и исповедуемой им Божеств.[енной веры], которую он как неоцененное внутреннее сокровище (2Кор. 4:7) должен защищать самою жизнию (Иер. 12:4) (Рим. 8:35).

2.) Любовь к Богу Иисусу Христу, которая требует от христианина всякого самопожертвования: И́же лю́бит отца́ или́ ма́терь па́че мене́, нѣ́сть мене́ досто́ин: и и́же лю́бит сы́на или́ дще́рь па́че мене́, нѣ́сть мене́ досто́ин: и и́же не прии́мет креста́ своего́ и вслѣ́д мене́ гряде́т, нѣ́сть мене́ досто́ин (Мф. 10:37–38), требует, чтобы он за имя Господа Иисуса был готов не только быт узником, но и умереть (Деян. 21:13).

3.) Любовь к ближним своим по вере, любовь ко всей Церкви и даже ко всему роду человеческому. Ибо защищающий истину Евангелия даровавшего для спасения всего рода человеческого: открыва́ется бо гнѣ́в Бо́жий с небесе́ на вся́кое нече́стие и непра́вду человѣ́ков, содержа́щих и́стину в непра́вде (Рим. 1:18), есть общий друг – бо́лши сея́ любве́ никто́же и́мать, да кто́ ду́шу свою́ положи́т за дру́ги своя́ (Ин. 15:13) – и защитник прав всего человечества.

4.) Что исповедание веры всем без исключения христианам заповеданное (Мф.10:32–33) (Лк. 12:8), есть высочайшая степень прославления Бога (Ин. 21:19) (Флп. 1:20) и самое сильнейшее свидетельство и запечатление истинной веры. От чего кровь мучеников была плодоноснейшем семенем Христианства.

5.) При совершенной необходимости исповедания веры уклоняться от оной значит во 1х стыдиться благовествования (Рим. 1:16), Креста (Гал. 6:14) и поношения Христова (Евр. 13:12), во 2х обнаруживать явное нерасположение и двоедушие к вере (Иак. 1:18) и Богу, т. е. в благоприятное время веровать в него и во время напасти отпадать (Мк. 4:17) (Лк. 8:13); в 3х оставлять ужаснейший пример соблазна для целых веков и времен (2Мак. 6:21–25) и утверждать заблуждающих в заблуждении их; в 4х предпочитать страх и славу человеческую страху и славе Божией, бояться убивающих тело (Ис. 8:12–13) (1Пет. 3:14) (Ин. 5:44), и не бояться могущего и душу и тело погубить в истине (Мф. 10:28) (Лк. 12:45), дорожить земною жизнию и временным благополучием и навеки не возвратно губить душу и вечное блаженство (Мф. 16:25–26).

Случаи освобождающие от открытого исповедания веры

По сему когда 1е нет открытого вызова к исповеданию веры, а от частных легко отклониться благоразумными мерами (Лк. 20:2) 2.) нет не особенной нужды предавать жизнь неистовству врагов, ни надежды обратить кого либо из них к вере; [в] 3х Когда напротив сбережением жизни можно служить к утверждению веры и других в вере; 4.) когда нет достаточной силы и могущества к понесению подвига мученичества за веру: в сем случае без нарушения внутренней правоты позволительно христианину воздерживаться от открытого исповедания веры, по силе закона естественного по внушению христианского благоразумия (Мф. 10:16) и особенно о примеру Иисуса Христа, который неоднократно уклонялся от неистовства иудеев (Лк. 4:29) (Ин. 10:39) (Деян. 23:6–9) и по заповеди его: (Мф 10:23) (Деян. 9:24–25) (Деян. 14:16)

Утешение на трудном подвиге мученичества за веру

При необходимости исповедания веры для славы Божией и спасения ближних пред многими свидетелями (1Тим. 6:12) среди тяжких опытов страданий к одушевлению и укреплению Христианина на многотрудном подвиге мученичества служат 1.) вечные награды обещанные верным до смерти (Откр. 2:10) тем, что естли они со Христом умрут, то со Христом и оживут, если с ним претерпят с ним и воцарятся (2Тим. 2:11–12); во 2х многоразличные утешения, каковые преобильно ниспосылает Господь для укрепления страдальцев за веру, по той вере, как умножаются в них страдания Христовы, умножается Христом и утешение их (2Кор. 1:5) Он сам являет им (Деян. 7:55) укрепляет их (2Тим. 4:17) от чего поругания , удары и страдания за имя Христово они приемлют с радостию (Деян. 5:40–41).

Свойство христианского мученичества за веру

Чтобы исповедничество и мученичество за веру при великости подвига имело все достоинство Христианской добродетели: то для полного совершенства оного требуется что бы во 1х

Исповедник веры достаточно знал исповедуемую им веру в главных и существенных членах, дабы при востребовании от него отчета в уповании его, он давал ответ с кротостью и уважением (1Пет. 3:15), при страданиях за веру мог с уверенностью сказать: вѣ́м ему́же вѣ́ровах ея́же ра́ди вины́ и сия́ стражду́, и не стыжу́сь (2Тим. 1:12), а спокойным и великодушным терпением страданий (1Кор. 4:12–13) удостоверить всех и каждого, что совершаемое им мученичество не есть действия воспаленного воображения, минутный восторг внезапного увлечения; но рассудительная и непобедимая любовь к истине и благочестию, которая все преодолевает для Бога (Рим. 8:37); во 2х

Чтобы страдания были совершаемы за правду, а не за преступление, только бы кто, говорит Апостол, из вас не пострадал как убийца, или как тать, или злодей, или как мятежник: а естли как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь (1Пет. 4:15–16). Ибо что за похвала, естли вы терпите наказание за преступление? Но если, делая добро страждете, и терпите сие приятно Богу (1Пет. 2:20; 1:11); в 3х

Чтобы подвиг мученичества был как предприемлем с крепким упованием на всесильную помощь Божию (Мф. 10:19), по которой все возможно в укрепляющем Иисусе Христе (Флп. 4:13) и следовательно без опрометчивости и без трепета (Мф. 10:28) так и совершаем был в кротости и спокойствии духа по примеру Христову, который будучи злословим, сам не злословил, страдая не угрожал (1Пет. 2:13). Укоризны или злословие в устах мученика могут показаться или не достатком терпения и благодушия или без нужды могут усугубить гнев и жестокость в мучителях. С таким незлобным терпением открыт был подвиг мученичества самим подвигоположником Веры (Лк. 23:34).

В таком начат первомучеником Стефаном (Деян. 7:60), в таком продолжаем был Апостолами (1Кор.4:12–13) и в таком же более или менее был совершаем всеми Христианскими мучениками. –


Источник: Введение в деятельное богословие [рукопись] : лекции по курсу деятельного богословия, читанные Евлампием Пятницким в Московской Духовной академии. - [Сергиев Посад, 1830-е годы]. - 186 с.

Комментарии для сайта Cackle