Источник

О Вере в Бога как о основании внутреннего Богопочтения

Отношение веры к внутреннему Богопочтению

Без должного познания невозможно воздавать должного почтения Богу, познание о Боге о намерениях и действиях Божиих в отношении к человеку, почерпаемое из священного писания есть откровенное познание и вера, посему вера составляет основание внутреннего Богопочтения Христианина: ка́ко призову́т, в него́же не вѣ́роваша? (Рим. 10:14).

Понятие о вере

Вера есть сердечное понятие слова Божия, как Слово Небесной Истины, и вечного Спасения, приемлет и содержит оное, как непреложное основание и правило всех своих мыслей, чувствований и расположений во отношении к Богу и к тайнам Вечного Спасения.

Основание веры Христианина

Слова Божии вообще составляя предмет веры христианина (Мк. 16:15), как свидетельство Бога о самом себе (Ин. 5:35–36; 9:37) (1Тим. 2:6), о Небесной Истине (Ин. 17:17) и о Спасении человеческом (1Ин. 1:9–10), составляет вместе и основание веры христианина. Ибо христианин твердо верует, что когда Бог Сам в Себе истинен, живе́т Госпо́дь, во и́стине и в судѣ́ и в пра́вде (Иер. 4:2) (Втор. 32:4), то и в делах своих не может не любить: я́ко ми́лость и и́стину лю́бит Госпо́дь Бо́г (Пс. 83:12) и не может не являть истины: я́ко и́стины взыска́ет (Пс. 30:24); когда благ по естеству (Мф. 12[:18]) то и в явлении воли своей не может не хотеть благ и спасения человеческого (Иер. 18:20; 33:16). На сем основании со всею покорностью со всею преданностью сердца принимает как вообще откровенное Слово Божие, как слово Небесной Истины (Ин. 17:17) и спасения (Деян. 16:26; 10:6), так равно и все заключающиеся в оном Великие (1Тим. 3:16) и неизследимые (1Кор. 1:26) тайны приемлет с благоговением, как сокровище жизни (Мф. 13:44 ) (Ин. 17:17) (Деян. 7:38), как сло́во вѣ́рно и вся́кого прия́тия досто́йно (1Тим. 4:9).

Необходимость веры для Богопознания

Отселе вера в первоначальном действии своем будучи простым безусловным принятием Слова Божия (Рим. 10:14) (Мк. 1:18) (Деян. 24:14) (1Сол. 2:13), как истины Божия (1Ин. 3:39) в своем раскрытии составляет в христианине тот благодатный свет, в котором он видит Бога (1Пет. 1:8) (Евр. 11:27) и сокровенные тайны Божия (Кол. 1:21; 2:2), яснее разуметь понятное для разума (Кол. 2:6) (1Кор. 15:28–38), постигает недоведомое и непонятное (1Кор. 2:8–10), зрит невидимое (Евр. 11:1) и приобретает все духовные познания (Ин. 1:50; 6:63) (Рим. 10:9–11). По сему она столь необходима в деле благочестия, что без нее, как без начала и истинного Богопознания: без вѣ́ры же невомо́жно угоди́ти Бо́гу (Евр. 11:6).

Предмет веры есть вообще слово Божие (Мк. 1:15) (Деян. 24:14) (Ин. 3:33), как начло и источник всякого спасительного познания о Боге и о Тайнах Спасения (Рим. 10:17) (1Кор. 2:12–15) (2Тим. 3:15–16).

Но особенный и преимущественный предмет веры для христианина есть высочайшая троичная тайна или Бог Единый в Существе своем и троичный в лицах (Мф. 28:19) (Ин. 17:3). Бог отец давши для спасения мира Единородного своего сына (Ин. 3:16) (Рим. 7:1–5; 8:32). Бог сын данный от Бога, премудрость, правда и освящение и избавление (1Кор. 1:30). Бог дух св. утешитель (Ин. 14:16), наставляющий на всяку истину (Ин. 16:13), утверждающий во внутреннем человеке (Еф. 3:16) (Рим. 8:16), составляющий предмет обучения (2Кор. 1:22) и залог Вечного наследия (Еф. 1:13–14) ... (Еф. 4:30). поскольку же все потребное к жизни и благочестию, все честные и великие обетования дарованы христианину во Христе (2Пет. 1:3–4), в котором вся́ сокро́вища прему́дрости и разу́ма сокрове́нна (Кол. 2:3), так открывается вся широта́ и долгота́ и глубина́ и высота́ (Еф. 3:18) премудрых и преблагих советов Божиих о мире и человеке; то преимущественно ко Иисусу Христу должна быть обращена вера Христианина. Именно Христианин всею крепостью ума и сердца должен веровать о лице Иисуса Христа (1Кор. 4:16), что он есть Бог, в котором живе́т вся́кое исполне́ние Божества́ теле́сне (Кол. 2:9), что есть Единосущен (Евр. 1:2–3), равномощен и равночестен Отцу, в коем небесный отец благоволил быть поклоняемым и славимым (Ин. 15:13) и поскольку как Единородному сыну своему (Ин. 1:14), отдал весь суд, дабы все чтили сына как чтут отца, и кто не чти́т Сы́на, не чти́т Отца́ посла́вшого его́ (Ин. 5:22–23), что есть истинный ходатай Бога и человеков (1Тим. 2:5) (Евр. 12:24) (1Ин. 2:1), Искупитель своею кровию искупивший род человеческий (Гал. 3:13) (1Пет. 1:18–19) (Откр. 5:9),

Примиритель (Рим. 3:1–31) (1Кор. 3:18–19) крестом своим примиривши земное с небесным (Кол. 1:20) (Еф. 2:13, 17) и спаситель мира (1Тим. 4:10) (Ин. 3:6) (1Ин. 4:14).

Спасши погибельные грехом от всякого осуждения и отчужденные от жизни Божия (Еф. 2:12), паки возвративши нетленное наследие бесконечной славы (1Пет. 1:3–4) (2Тим. 4:18) и блаженное общение с Богом (Ин. 17:21–24). По сему с превосходящим уразумением Христа Иисуса Господа, христианин должен щитать все за уметы (Флп. 3:8); и о том единственно помышлять, о том пещися, чтобы вселить верою Христа в сердце свое, уразуметь превосходя́щую ра́зум любо́вь Христо́ву, да испо́лнитеся во вся́ко исполне́ние Бо́жие (Еф. 3:19), дабы уготовить себя ко всевозможному благоугождению Богу (Кол. 1:19).

Дабы вера в Христианине могла раскрываться во всех спасительных ее действиях и плодах, она должна быть:

a.) Всеобъемлющая, дабы все откровенные истины (Деян. 24:14) принимаемы были как Божественные, как Слово Божие (Кол. 2:13), дабы христианин мог исполниться понятием Воли Божией во всякой мудрости и разуме духовном (Кол. 1:9) (Флп. 1:9–10), и непосредственно возрастать и совершаться в познании тайны Бога Отца и Христа (Кол. 2:2);

b.) Должна быть истинная, твердая, дабы все принимаемо было, сколько возможно с явным познанием и непоколебимою уверенностью (Лк. 1:4) (1Кор. 14:20) так, чтобы Христианин непрестанно возрастая в благодати и разуме Господа Иисуса Христа (2Пет. 3:18) достигал в единство вѣ́ры и позна́ния Сы́на Бо́жия, в му́жа соверше́нна, в мѣ́ру во́зраста исполне́ния Христо́ва (Еф. 4:13), и чтобы чуждый всякой колеблемости и всякого сомнения в Божественных истинах веры был способен дать ответ в своем уповании (1Пет. 3:15);

c.) Должна быть живая и действенная, дабы прошла в сердце, была господствующим расположением, по которому бы Христианин верою непрестанно зрел пред собою Бога (Пс. 15:8) (1Пет. 1:8), ощущал бы в сердце своем Бога (Еф. 3:17), жил и действовал в Боге (Гал. 2:20).

Отселе вера переходя в живое и действительное чувство и расположение и в сем отношении будучи неразлучна с любовию, при постепенном образовании в любовь: сколь сама действием любви совершается и возвышается, сколько же самую любовь превышают и совершенствуют. Ибо чем живее познание и вера во Иисуса Христа, тем более дух Христианина стремится к соединению со Иисусом Христом (Флп. 3:8–12) и к пребыванию с отцом и св. духом (Ин. 1:3), и чем более приближается Христианин в духе своем познанием к троичному Божеству; тем он живейшею объемлется любовию к Богу; тем живее ощущает внутрь и вне себя благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и отца и общение святого духа (2Кор. 13:13)

Свойствам истинной веры, рассматриваемой, как основание истинного Богопознания, противно, во-первых; а.) неверие откровенным Божественным истинам, происходящее от излишнего предубеждения к непогрешительности ума и чувств (Ин. 20:25), во вторых: b.) суеверие или неуправляемая истинным рассуждением склонность следовать в понятиях о Боге и об отношении к Богу не здравому учению веры и церкви, но по суетному предубеждению, тщетным мнениям и учениям человеческим (Мф. 15:2) и далее (Мк. 7:2, 23), или собственно мечтам и мнениям (Кол. 2:8, 18) (1Тим. 4:13; 1:4) (2Тим. 3:9), в третьих: c.) Дух пытливости или непрестанная колеблемость и сомнение в мыслях и расположениях о вере (Еф. 4:14) яко (Еф. 1:16) без особенного намерения утвердиться в истинах веры (1Сол. 5:21) (1Ин. 4:1), в четвертых: d.) без различия или холодности и равнодушия в вере (3Цар. 18:21) дел (3Цар. 18:19), ибо не только неверие или суеверие, но пылкая колеблемость, всякая раздвоенность и двоедушие в вере (Иак. 1:8) несовместимы с твердою и частою любовию к Небесной Истине, которая от всех и каждого требует как одинаково мыслить о Боге (Флп. 2:2): так по одному правилу и жить (Флп. 3:16).


Источник: Введение в деятельное богословие [рукопись] : лекции по курсу деятельного богословия, читанные Евлампием Пятницким в Московской Духовной академии. - [Сергиев Посад, 1830-е годы]. - 186 с.

Комментарии для сайта Cackle