священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской

92. Слово в Неделю 8-ю по Пятидесятнице224

«Изшед Иисус виде мног народ; и милосердова о них, и изцели недужныя их» (Мф. 14, 14).

Каждая страница Евангелия напоминает нам, братие, какую-нибудь картину из современной жизни. Так, в нынешнем Евангелии говорится, что однажды, когда Господь был в пустыне, к Нему собралось множество народа, который, забыв о телесных потребностях, целый день слушал Его учение, что Господь чудесно насытил этот народ, который уже насыщен был духовно Его учением, и исцелил телесные недуги тех, которых уже уврачевал духовно чрез Свое слово. Не напоминает ли, братие, это собрание народа в пустыне, желавшего слушать Господа, и наши собрания в сем храме, где ищем мы духовного назидания? После того, как будничный труд и заботы утомят нашу душу и она ослабеет силами, спешим мы сюда в «день Господень» утолить голод душевный чрез слышание пений и чтений церковных, составленных мужами, которые в душе своей имели богатые сокровища богословия и назидания духовного, чрез слышание и наблюдение всего того, что совершается здесь и что мы видим здесь во всех собравшихся.

Блаженны, братие, все те из нас, которые не утратили способности чрез слышание слова Божия и молитву церковную утолять голод души, которые добровольно и охотно спешат сюда по заповеди Господней и апостольской. Они, по слову Господа, уподобляются «мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне» (Мф. 7, 24–25). Но есть иной род людей и таких весьма много в нашем отечестве, которые ищут не в слове Божием и не в молитвенных возношениях души к Богу удовлетворения неотступных высших потребностей души, а единственно в том, что видят на земле и что может исследовать ум, не выходя из пределов наблюдения над земными предметами. Называя себя людьми интеллигентными, по преимуществу призванными к отысканию истины и к руководительству жизнью народа, они обвиняют христианство в том, что вопреки устройству человеческой природы, состоящей из духа и тела, оно совершенно будто бы отрешает человека от настоящей земной жизни и заставляет пренебрегать всеми теми победами, которые сделал ум человеческий в науке и искусстве, в области вещественных явлений и которые составляли всегда его счастье и славу. То, что составляет величие и славу христианства, которое и доныне, в век крайнего упадка любви к Богу и разумения жизни духовной, продолжает побеждать слепую привязанность к тленному веществу и влагать душу живую во всякую человеческую мудрость, делая ее истинно ценною, – это ставят ему в укор и поношение! Некоторые, из мало сравнительно уклонившихся от разумения Церкви, стали вдаваться в странные рассуждения о «святости плоти» (Розанов, Мережковский), а крайние (последователи Ницше) стали провозглашать, что на земле должно искать единственно истинного смысла человеческого существования.

Не будем строго осуждать тех из подобных искателей истины, которые действительно не утратили сознания различия добра и зла и действительно являются искателями истины, хотя и заблуждающимися. Укажем лишь на одно обстоятельство, именно на то, что, называя себя искателями истины, они никогда не чувствуют полного успокоения ума, тем более сердца, что чем далее идет время, тем более они теряют надежду найти истину и призванием своим начинают уже считать как будто не то, чтобы пересозидать жизнь по своим идеалам, а то лишь, чтобы мучиться над разрешением не поддающегося их разрешению вопроса о смысле жизни. Такое настроение можно заметить у многих лиц, выведенных у некоторых из современных русских писателей (Боборыкина, Горького и др.). Но еще плачевнее судьба тех, которые, утратив всякую веру в бытие Бога и в осуществимость на земле каких-либо высших потребностей духа, ничего не видят выше и далее земли, в насмешку называя все это занятием «высокими материями». Печальная судьба Ницше, которая постигла и постигает столь многих в виде крайнего нервного и душевного расстройства именно в последнее время, по-видимому, давно должна была бы служить предостережением для подобных людей и напоминанием об истине слов Христовых, что «всякий, кто слушает... слова Христовы и не исполняет их, уподобляется человеку безрассудному, который построил дом свой на песке» (Мф. 7, 26), и дом этот не мог выдержать напора бурь и невзгод жизни.

Посему, братие, «не будем отдавать серебро наше за то, что не хлеб, и труд наш за то, что не насыщает» (Ис. 55, 2)! Будем «вкушать благого глагола Божия» и «дара небесного» (Евр. 6, 4–5), помня слова Господа: «Приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6, 35). Пусть людей, которые, называя себя интеллигентными, «стараются лишь о пище тленной» (Ин. 6, 27), не «благодатью, а яствами хотят укреплять сердца» (Евр. 13, 9) и к этому сводят весь смысл своих учений, будет гораздо более, чем нас, преданных чад Церкви, но будем помнить, что "Тот, Кто в нас, больше того, кто в мире» (1Ин. 4, 4). «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще», – по слову Ангела, сказанному тайнозрителю будущих судеб мира святому Иоанну Богослову (Откр. 22, 11). И пока не пришел Имеющий судить мир и воздать каждому по делам его, будем исполнять то, что чрез Евангелие и писания апостольские повелел Господь Иисус Христос «засвидетельствовать... в церквах»: «Жаждущий пусть приходит сюда в Церковь Христову, и желающий пусть берет здесь воду жизни даром» (Откр. 22, 16–17). Аминь.

* * *

1

Сокращения при указании источника: ВлЕВ – Владикавказские Епархиальные Ведомости ВЕВ – Волынские Епархиальные Ведомости ОЕВ – Олонецкие Епархиальные Ведомости УЕВ – Уфимские Епархиальные Ведомости

224

Произнесено в кафедральном соборе. (УЕВ. 1902. № 13–24. С. 1367–1370.)


Вам может быть интересно:

1. Костромские поучения – Костромские поучения за 1902 год епископ Виссарион (Нечаев)

2. Слова и речи – Слово в день св. пророка Илии, произнесенное в Вознесенском, тамбовском, женском монастыре 20 июля 1857 года. митрополит Макарий (Булгаков)

3. Похвальное слово блаженным Апостолам Петру и Павлу, произнесенное на четвертый день праздника Рождества Христова святитель Софроний, патриарх Иерусалимский

4. Слово на святое Преображение Христа Бога нашего, произнесённое на Святой Горе в день праздника преподобный Анастасий Синаит

5. Слово на рождение святого пророка Предтечи Крестителя преподобный Феодор Студит

6. Слово в похвалу святых верховных Апостолов Петра и Павла святитель Астерий Амасийский

7. Слово на память Усекновения главы честнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна Геннадий II Схоларий, патриарх Константинопольский

8. Слово в день святителя Николая. Верность святоотеческому учению как залог истинного духовного просвещения святитель Серафим (Соболев)

9. Слово похвальное к святым апостолом Петру и Павлу, в том же обличения и на латинския три большия ереси преподобный Максим Грек

10. Слово в Неделю Крестопоклонную святитель Герман, патриарх Константинопольский

Комментарии для сайта Cackle