архиепископ Феодор (Поздеевский)

Слово, сказанное Ректором Тамбовской духовной семинарии, Архимандритом Феодором, при первом служении в семинарском храме в неделю 4-ю Великого поста (7 марта)8

Некогда, братие, патриарх Иаков видел чудную лестницу, которая соединяла землю с небом и наверху ее видел Самого Бога. Эта лестница, виденная Иаковом, и сам он, прозванный Израилем, т.е. созерцающим Бога, у святых мужей и подвижников рассматриваются как образ нашего духовного восхождения на небо в царствие Божие путем борьбы со страстями и путем очищения сердца от пороков. Ибо, если только мы хотим действительно быть христианами на самом деле, а не называться ими только по имени, то, конечно, должны знать, что восхождение от смерти к духовной жизни, восхождение от царства диавола – греха и смерти – в царство Христово – небесное. А это царство Христово, царство небесное, братие, может, или вернее, должно для нас начинаться еще здесь на земле, и здесь то, именно мы должны полагать начало восхождения в него. Припоминаются мне слова одного святого мужа и подвижника, который так рассуждал о царстве Божием, в которое мы должны стремиться: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк.17:20–21), – сказал Христос; а внутри нас не что иное может, как знание и ведение истины и любовь к порокам или добродетелям, которыми мы устрояем в сердце царство диаволу или Христу. И апостол описывает это царствие Божие, когда говорит: «Царство Божие не пища и питие, но праведность, и мир, и радость о Св. Духе» (Рим.14:17). Итак, если царство Божие внутри нас и проявляется в радости и мире духовном, то значит, кто имеет этот мир и радость духовную, тот уже и вошел в царство Божие. А кто живет в неправде, и раздоре, и печали, и всяких пороках, тот находится в царстве диавола. Так, братие, отсюда весьма ясно, что, если мы хотим войти в царство Божие и как бы начать предвкушение будущего блаженства в царстве небесном, то должны изгнать из своей внутренней жизни, а вместе, конечно, и внешней все страстное, все порочное, всякий раздор и неправду и украситься добродетелями, соблюдая то благодатное настроение любви и мира, которое принес на землю Христос. Не сам ли Господь сказал, что «блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф.5:8); а ведь это созерцание Бога, Царя небесного – конечно будет означать не что иное, как то, что человек, стяжавший чистоту сердца, уже вошел в царство Божие, как бы вошел в самое небо и наслаждается там близким общением с Царем неба и земли. Итак, если бы мы, желая достичь царства небесного, пожелали устроить себе лестницу для восхождения туда, то, ясно, что наша работа должна обратиться к собственной нашей душе и в ней-то должны устроять эту лестницу восхождения от земли на небо, созидая одну за другой добродетели, пока вся душа наша не очистится и освободится от пороков, и, утвердившись на этой чистоте, будем жить уже не земным, а небесным. Жалки мы, конечно, братие, что это великое дело устроения своей души, дело как бы укрепления в ней ступеней к небу, принуждены совершать в обстановке весьма вредной для этого великого дела, в житейской суете и попечениях, которые уже, конечно, не столько очищают душу, сколько привносят в нее греховную окраску. А между тем это дело, дело созидания в себе добродетелей, дело постоянного движения вперед по пути духовного совершенствования, требует особого порядка и искусства. Конечно, всякий из вас знает, что нужно быть добродетельным и убеждать вас в этом совершенно излишне, ибо каждый же из вас уже, конечно, обладает своего рода добрыми качествами и делами, но необходимо и не бесполезно знать взаимное отношение добродетелей и порядок их приобретения. Ведь и в добродетелях, как и во всяком деле и искусстве есть свой порядок, своя последовательность, так что одна добродетель служит как бы основанием для других, все равно как в лестнице естественнее и легче восходить по порядку с первой ступени на вторую и т. д. Ибо скажите, разве может быть тот чист сердцем, кто еще не стяжал любви, равным образом, разве может иметь любовь тот, кто еще не чужд пороков гордости и тщеславия, а разве может кто-либо освободиться от этих пороков, не приобретши смирения, или разве может кто-либо быть целомудрен, не научившись воздержанию и не пресекши своих склонностей к роскоши и довольству. Так, братие, и в деле приобретения духовных добродетелей есть свой порядок и нельзя сразу узреть Бога чистым сердцем, ибо и чистоту то сердца нельзя приобрести сразу, как нельзя сразу вступить на верхнюю ступень, не прошедши предыдущих. Вот почему достойны удивления и благоговейного почитания те святые и великие мужи, которые, отрешившись от суеты мирской жизни, совершенно предали себя делу устроения своей души и как бы некоторые странники путем мучительных скорбей проложили себе путь на небо, созидая в себе добродетели и из них как бы сооружая лестницу в царство Божие. Достойны благоговейного почитания они за то, что, открывши и проложивши себе путь на небо, и нам дали прекрасное руководство к этому делу. Ибо вот Св. Иоанн Лествичник, память которого мы ныне вспоминаем, муж дивный своими подвигами – близостью к Богу, сознавая всю трудность дела восхождения души на небо и ревнуя о спасении братии, описал весь путь этого духовного восхождения к Богу, указавши те ступени, по которым душа человека может постепенно приближаться и как бы подниматься к Богу. И если кто-либо из вас, братие, действительно занят делом духовного совершенствования, созиданием в себе царства Божия, то ищи пособия и руководства именно у этого святого мужа, читая его «Лествицу». Там ты найдешь много знакомого, много полезного, найдешь, как нужно бороться со страстями, как враг ухищряется против нас и стремится ниспровергнуть нас и отклонить от пути добродетели. Ведь не даром же и Св. Церковь посвятила нынешний день Великого поста памяти этого великого мужа, как бы руководителя нашего в деле восхождения на небо. Итак, брат, опознай себя, вступил ли ты хотя на первую ступень той духовной лестницы, которая ведет на небо, отделился ли ты хотя немного от земного и греховного в эти четыре недели, которые уже проводил в подвиге поста и молитве. И если ты увидишь, что душа твоя полна чувств скорби о грехах, что ты постоянно готов плакать, сознавая свои недостоинства пред Богом и страшась вечных мук, то знай, что ты не напрасно провел время поста, а успел уже несколько отделиться от земного и греховного, стать как бы на первую ступень лестницы, ведущей к Богу. Ибо и тот Св. муж, о котором мы говорим, Св. Иоанн Лествичник, хотя и насчитывает целых 30 ступеней, ведущих на небо, но и он начальную и первую ступень указывает в этом именно покаянии и осуждении себя за греховную жизнь. И, конечно, не трудно понять, почему именно первые ступени нашего восхождения на небо есть покаяние и сокрушение о грехах. Ибо что иное значит искреннее покаяние и сокрушение о грехах, как не то, что мы совершенно осуждаем свою прежнюю греховную жизнь, отрекаемся от нее, отказываемся и переменяем ее на другую лучшую. А ведь отказаться от греховной жизни, которой мы живем, это значит как бы уже отделиться от земли и подняться выше греховного. Итак, брат, стяжи дух покаяния и сокрушения, дух осуждения прежней жизни и ты этим проведешь как бы некоторую грань и черту, отделяющую тебя от греховного мира, и укрепишь первую ступень на небо. А когда ты укрепишь эту ступень, когда ты утвердишься в чувстве плача и сокрушения о грехах и будешь чувствовать страх пред Богом и его праведным судом, тогда изменится вся твоя жизнь и те греховные чувства, которыми ты руководился в жизни, т.е. тщеславие, самолюбие и гордость, и от которых происходят великие несчастья и страдания в жизни, уступят место смирению и кротости. Ибо, скажите, разве может тот, кто плачет о грехах и трепещет Бога, причинить другому вред или обиду, или насилие? конечно, нет; и он скорее готов все перенести терпеливо, лишь бы только не прогневить Бога и не обидеть брата. Так, братие, из плача и сокрушения о грехах, родится смирение и терпение, эти новые ступени, утвердившись на которых, мы уже близки делаемся небу. Близки к небу потому, что и древле нас и диавола низвергла с неба гордость. Близки к небу потому, что смирение и терпение производят в нас любовь к Богу и ближнему, а где любовь, там и небо, там и царство Божие, ибо и сам Бог любы есть, по слову Апостола. И эта любовь к Богу и ближнему, братие, есть последняя и верхняя ступень восхождения к Богу; ибо ведь, что такое любовь, как не отвержение себя самого и жизнь только во имя ближних для их блага, когда все, что мы желаем, что думаем и к чему стремимся, есть Бог и благо ближних. Поистине, кто так любит Бога и ближних, тот уже в Боге и закончил дело своего восхождения к Богу. Но вы, может быть, спросите, где же те 30 ступеней к Богу, которые указывает Св. Иоанн Лествичник. Действительно, этот святой муж указывает 30 ступеней, но из них самыми главными, опустить которых не возможно, он указывает именно эти: покаяние, плачь о грехах, смирение, терпение и любовь. Опустивши эти ступени, невозможно удержаться на лестнице, и падение неизбежно, и важны эти добродетели тем именно, что они доступные всякому и проявлять их возможно во всяком достоянии и положении. Итак, братие, чтобы нам достойно почтить память этого великого мужа и не оказаться к нему не благодарными, воспользуемся его советами и укрепим в себе эти добродетели. А как укрепить и оживить их? Вспомним крест, которому мы поклонялись недавно. Аминь.

* * *

8

Публикации в Тамбовских Епархиальных Ведомостях архимандрит Феодор подписывал полным именем или использовал псевдонимы: Р.А.Ф. или (обычно) Р.С.А.Ф. – Ректор Семинарии Архимандрит Феодор.


Вам может быть интересно:

1. Письма и статьи – ПРАВОСЛАВHЫМ ПАСТЫРЯМ гоp. HИКОЛАЕВА священномученик Онуфрий (Гагалюк)

2. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Примирение схиархимандрит Иоанн (Маслов)

3. Отечник Проповедника – Зверь игумен Марк (Лозинский)

4. Отзыв о сочинении помощника инспектора Академии И.И. Бриллиантова: «Ферапонтов Белозерский, ныне упраздненный монастырь…» Николай Константинович Никольский

5. Проповеди – 84. Слово в Неделю Всех святых священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской

6. Небесный дар любви – СЛОВО в день новолетия протоиерей Валентин Амфитеатров

7. О непосредственном откровении по учению Слова Божия – О НЕПОСРЕДСТВЕННОМ ОТКРОВЕНИИ ПО УЧЕНИЮ СЛОВА БОЖИЯ мученик Михаил Александрович Новоселов

8. Слово пред отпеванием прот. А. В. Мартынова профессор Николай Александрович Заозерский

9. Столп и утверждение истины – Примечания и мелкие заметки священник Павел Флоренский

10. К монаху Агафию – Обличение пишущих завещания преподобный Нил Синайский

Комментарии для сайта Cackle