Важную часть литературного наследия блж. Феодорита Кирского составляют его письма. Среди его адресатов самые разные люди:
- выдающиеся церковные деятели его времени (папа св. Лев Великий, св. Прокл Константинопольский и др.);
- менее известные архипастыри Церкви (Иоанн Германикийский, Евстафий Веритский и др.);
- монахи, пресвитеры и диакониссы;
- миряне самого различного социального положения.
К одним блж. Феодорит обращается с просьбами о своей пастве, к другим – с духовными увещаниями, с третьими рассуждает о делах житейских. Письма содержат материал не только пастырского содержания, но служит для характеристики политических отношений, местного устройства, экономического быта и т.п.
12 писем отправлены влиятельным лицам в Константинополе (Письма 92-96, 99-101, 103, 104, 106, 109). В них блж. Феодорит просит защитить его от подозрений, будто он разделяет единого Сына Божия на двух сынов.
Среди писем есть поздравительные (Письма 4-6, 25, 26, 38-41, 54-56, 63, 64,74). Блж. Феодорит посылал их своим друзьям после того, как праздники, с которыми он поздравляет, давно прошли.
Встречаются суждения о том, что Священное Писание является лучшим источником знания, образования, воспитания и руководством к благочестивой жизни (Письма 14, 146).
Блж. Феодорит Кирский проявлял недопонимание христологии свт. Кирилла Александрийского. В некоторых письмах он обвиняет свт. Кирилла в нечестии. Подобные места в его творениях осуждаются 13-м анафематизмом V Вселенского собора против «трёх глав».
Настоящая публикация содержит 268 писем с введением, пояснительными примечаниями и приложениями.
Приложение III. Письма других лиц, помещаемые (и переведенные на русский язык) в собрании писем блаж. Феодорита.
1. Св. Кирилла Александрийского: №№-ра 148 и 179.
2. Иоанна Антиохийского и собора «восточных» иерархов: №№-ра 149 и 155–161.
3. «Восточных» иерархов, собравшихся в Ефесе: №№-ра 152–154.
4. Легатов отступнического собора, бывших в Халкидоне и Константинополе: №№-ра 163–168 и 170.