Толкование на плач Иеремии

Источник

Глава 1 2 3 4

 

 

ГЛАВА 1.

Хотя плач – знак сострадания и сердоболия; но этот плач написан, думаю, богомудрым Пророком на пользу людям, как тогдашнего времени, так и времен последующих, чтобы те и другие познали из пророческих писаний, скольких зол виною грех. Написал же Пророк четыре плача, стихи каждого расположив по числу и порядку букв. И оплакивает запустение города, припоминая прежнее множество жителей; и смотря на тяжкое положение города, собиравшего прежде дань с других городов, олицетворяя его, говорит Пророк, что он плачет ночь и день, а между тем нет утешающего, и друзья вовсе отреклись от него. Выставляет на вид переселение и тяжкое рабство целой Иудеи, сказует, что обитатели ее по причине греха соделались удобоодолимыми для врагов; ибо говорит:

Плч.1:3. Вси гонящии его, постигнуша и среде стужающих.

Пророк припоминает о путях, во время праздников уподоблявшихся рекам; потому что в город сей отовсюду стекались все, и плачет, так как находящимся в скорби представляется, будто бы и неодушевленные вещи потерпели какую-то перемену. Сказует же и причины сего:

Плч.1:5. Быша стужающия ему во главу, и врази его угобзишася, яко Господь смири его за множество нечестия его.

И блаженный Moиcей тоже предсказывает им, как нарушителям божественного закона: враги твои будут «выше выше», а ты «низу низу» (Втор.28:43); сказует и гибель младенцев со старцами; ибо сказано: «ссущее с совершенным старцем» (Втор.32:25). Так и здесь говорит Пророк:

Младенцы его отидоша пленени пред лицем стужающаго.

Описывает также, как отнято прежнее благолетие, и князей уподобляет овнам, не имеющим пажити; потому что лишились прежней крепости. Потом сказует, что припоминает прежнюю благоуспешность Иерусалима и его неудачи, сравнивает с теми бедствиями постигшие теперь, и всего более скорбит о том, что стал он посмешищем для неприязненных. Имея же в виду пользу Иудеев, часто указует им причины бедствий. Ибо говорит:

Плч.1:8. Грехом согреши Иерусалим, того ради в мятеж бысть.

Посему-то чтившие его прежде, увидев его злополучие, стали делать ему обиды. Потом припоминает Пророк всякаго рода грехи.

Плч.1:9. Нечистота пред ногами его, не помяну последних своих, и пал пречудно.

Ибо надлежит не полагаться на благоуспешность, но ожидать перемены. Посему-то, говорит Пророк, так как никто из людей не доставляет ему утешения, Ты, Владыка, умилосердись, видя бедствующий город. Особенно же оплакивает то, что нeпpиязненные осмелились войти во святилище храма, и говорит:

Плч.1:10. Руку свою простре стужаяй на вся вожделенная его, виде бо языки вшедшия в святыню свою, имже повелел ecи не входити в церковь Твою.

Во святая святых дозволялся вход одному первосвященнику, и то однажды, в год, во святое же, бывшее пред святая святых, входили одни иepeи; во внутренний двор дозволен был вход и левитам, а во внешний Израильтянам и обрезанным пришельцам; ибо закон и в оный входить воспрещал всякому необрезанному, особливо же запрещает входить Моавитянам и Аммонитянам. «Да не внидет Аммонитин и Моавитин в храм Господень, ...даже до века» (Втор.23:3). Сей то закон припомянул Пророк в своем плаче; потом описывает бедствия постигшия в следствие голода.

Плч.1:11. Вси людие его воздыхающе, ищут хлеба: даша вожделенная своя за пищу, еже бы обратити душу.

Словом: «вожделенная» называет здесь Пророк младенцев; потому что во время голода ели и плоть человеческую. Умоляет же Божие человеколюбие:

Виждь, Господи, и призри, яко бых безчестен.

Потом просит проходящих городом обратить взор на его ни с чем несравнимое страдание. А навел его на меня, говорит Владыка,

Плч.1:12. глаголавый о мне,

то есть, он повелел только, и постигли меня бедствия. Сказанное: «смири меня»1 сирский толкователь перевел: «сварил меня». Изображает же сим Пророк постигшую Иерусалим свыше кару.

Плч.1:13. С высоты Своея посла огнь в кости моя и сведе его

на меня. Ибо Сам Бог попустил врагам осадить, разграбить и сожечь город.

Простре сеть ногам моим, обрати мя вспять, даде мя в погубление, весь день болезнующа.

«Сетию» называет Пророк неизбежность бедствия; потому что и бежавшие взяты в плен. Показывает же и справедливость наказания.

Плч.1:14. Бдяше на нечестия моя, руками Своими сплел меня.

То есть, наложил на меня узы, и предал врагам. Отяготил иго Свое на выи моей. Принудил меня быть в горьком рабстве у жестокосердых Вавилонян.

И изнеможе крепость моя, яко даде Господь в руце мои болезни, против которых не возмогу стати.

Сетует же и о гибели мужей доблестных.

Плч.1:15. Отья вся крепкия моя Господь, призва на мя время, еже сокрушити избранныя моя.

И сирский перевод и еврейский текст временем называют бедствие; да и мы имеем обычай часто сетовать о трудности времен.

Точило истопта Господь девице, дщери Иудине, о сих аз плачу.

Божественное Писание часто самое великое наказание уподобляет точилу; потому что в точилах сгнетаются все грозды, и по большей части не избегает сего ни одна ягода.

Плч.1:16. Очи мои излиясте воду, яко удалися от мене Утешаяй мя.

И давая знать, Кто сей утешающий, Пророк присовокупил:

Возвращаяй душу мою.

Ибо для того наложил и наказание, чтобы доставить пользу душе. Оплакивает же Пророк и гибель сынов и преобладание врагов. Показывает и самый наружный вид плакавшаго города.

Плч.1:17. Возде руце свои Сион.

У плачущих жен в обычае распростирать и складывать руки. При сем сказует Пророк, что город безутешен; потому что Бог попустил врагам напасть на него и осквернить освященный Сион. Ибо говорит:

Бысть Иерусалим яко осквернена кровоточениeм в них.

По закону нечистою была жена, страдающая течением крови; поэтому Пророк такой жене уподобляет город, наполненный иноплеменниками и людьми нечестивыми. Между тем, часто восхваляет он справедливость приговора, представляя читателям происшедшую от того пользу.

Плч.1:18. Праведен есть Господь, яко уста Его огорчих,

потому что преступил постановленные Им законы. Оплакав же отведение в плен дев и юношей, Пророк дает видеть, как бесполезно служение идолам; ибо их называет «любителями» (Плч.1:18). Умоляет же Того, Кто может рассеять силу бедствий, чтобы умилосердился над городом, исповедующим грех свой; ибо говорит:

Плч.1:20. Горести, исполнихся.

Особливо же печалит Иерусалим то, что издеваются враги; и это, говорит он, соделалось по Твоему мановению.

Плч.1:21. Привел ecи день, призвал ecи время,

и стало мне горе, горе. Просит же, чтобы и они подпали тем же бедствиям; ибо говорит:

Плч.1:22. Да приидет вся злоба их пред лице Твое.

Видел и усмотрел Ты мое беззаконие, воззри и на их нечестие.

И отреби их, яко же отребил меня о всех гресех моих, яко многа суть стенания моя, и сердце мое скорбит.

Сирский толковник слово: «отреби» перевел здесь: «сокруши» их, как сокрушил меня. И сим оканчивается первый плач.

ГЛАВА 2.

И вот начало второго плача:

Плч.2:1. Како омрачи во гневе Своем Господь дщерь Сионю, сверже с небесе на землю славу Израилеву, и не помяне подножия ногу Своею в день гнева Своего.

И из сего явствует, что божественный Давид подножием ног Божиих именует Божий храм; ибо говорит: «покланяйтеся подножию ногу Его» (Пс.98:5). А Пророк уподобил бедствие мраку, и говорит, что город свержен с небес на землю. Поскольку лишен был благодати, по которой процветал; то легко соделался добычею врагов.

Плч.2:2. Погрузи Господь и не пощаде: вся красная Иаковля разори яростию Своею, твердыни дщере Иудины, изверже их на землю,

то есть, сравнял с землею,

оскверни цари ея, и князи ея.

Сие предрек и блаженный Давид, ибо говорит: «положил ecu твердая его страх: расхищаху его вcu мимоходящии путем» (Пс.88:41–42).

Плч.2:3. Сокруши во гневе ярости Своея весь рог Израилев.

«Рогом» называет князей и властелинов.

Обрати вспять десницу его oт лица врага, разжже во Иакове яко огнь пламы, и потреби вся окресть его.

Бог не восхотел защитить от нападения неприязненных; уподобился же доблестному вождю, который легко может поразить врагов, но кладет руки назад, и неприязненным дает возможность одержать победу. И напротив того на меня, говорит Иаков, поднял Он руки Свои.

Плч.2:4. Напряже лук Свой, яко враг, утверди десницу Свою яко супостат, и изби вся красная в селениих дщере Cиoнu, излия яко огнь ярость Свою.

Ибо враги во храм отваживались на убийства. Пророческое же слово дает видеть, что все это произошло по Божию попущению. Поскольку согрешили, то поступил с ними неприязненно, и руками врагов разорил ограды, сожег домы и причинил плач мужам и женам. Ибо сие сказует Пророк:

Плч.2:5. Умножи дщери Иудине смирена и смирену.

Плч.2:6. Исторг, аки виноград селение Свое,

потому что враги сожгли Божий храм.

Разсыпа праздник его,

ибо не совершали более праздников, но принуждены были плакать. Сотворил Господь, что забыл Сион праздник и субботу. Присовокупил же к этому погибель царей и жрецов, опустошение храма, осквернение жертвенника, разжжение людских стен, и, что всего горестнее:

Плч.2:7. Глас брани даша в дому Господни,

как левитский псалом,

в день праздника.

Вместо обычнаго песнопения раздавались воинственные клики врагов.

Плч.2:8. Помыслил Господь разсыпати стену дщере Cиони: протяже меру,

то есть, произнес должный и правдивый приговор; сию «меру» видел и блаженный Захария. Но упомянув снова о вратах, о стенах и о князьях, Пророк присовокупил:

Плч.2:9. Несть закона.

Ибо пред нашествием врагов небоязненно нарушаем был закон, а по взятии города, по сожжении храма, не могли совершать богослужения по закону, хотя бы и хотели.

Пророцы ея не видеша видения от Господа.

Говорит о лжепророках, которые предрекали Иерусалиму ложное. Представляет и старейшин плачущими, и

Плч.2:10. препоясавшимися во вретища,

и сам Пророк взывает:

Плч.2:11. Оскудеша очи мои в слезах, смутися утроба моя, излияся на землю слава моя, о сокрушении дщере людей моих.

Показывает же, что из всего претерпеваемаго наиболее достойно сожаления:

внегда оскуде младенец и сущий на стогнах градских,

потому что голод препобедил и естественную любовь. Ибо сие присовокупил Пророк:

Плч.2:12. Матерем своим рекоша: где пшеница и вино? внегда разслабленным быти им.

Пророк сказует, что не находит и подобия соответственнаго страданию; ибо говорит:

Плч.2:13. Что ти засвидетельствую? или что уподоблю тебе, дщи Иерусалимля?

Упоминает также о лжепророках, которые предсказывали доброе; ибо продолжает:

Плч.2:14. Пророцы твои видеша тебе суетная и безумье; и не открыша о неправде твоей, и видеша тебе словеса суетная, изринули тебя.

Ибо, предсказывая радостное, служили препятствием к тому, чтобы прибегнуть им к покаянию, ижe дозволяли им оставить великаго беззакония.

Плч.2:15. Восплескаша руками о тебе вcи минующие путем, позвиздаша, и покиваша главою своею о дщери Иерусалимли.

Это свойственно удивляющимся перемен на худшее. Сказует же Пророк, что говорили они:

Сей ли град, венец славы,

прекрасное благолепие,

веселие всея земли?

Пророк сказует, что все это исполнилось по Божественным предречением, передает и слова, какия произносили и нeпpиязненные, радуясь постигшим их бедствиям.

Плч.2:16. Сей день, его же чаяхом, обретохом его, видехом.

Ибо сие предсказывал и блаженный Давид: «быхом поношение соседом нашим, подражнение и nopyгaниe сущим окрест нас» (Пс.78:4); и еще: «положил ecи нас в поношение во языцех, покиванию главы в людех» (Пс.43:15). И Пророк, снова олицетворяя и городския стены и город, повелевает им по причине несчастий всякаго рода день и ночь проливать слезы. Изображает же и чрезмерность бедствий.

Плч.2:20. Еда снедят жены плод утробы своея? отребление сотвори повар,

то есть, сварил последний собранный плод; ибо сие присовокупил Пророк:

Избиют ли многих младенцев ссущих сосцы?

Присоединяет же и другую несообразность.

Убиют ли во святыни Господни жерца и пророка?

Качеством и лиц и места Пророк выразил чрезмерность претерпеваемаго. Оплакав же отведение в плен старцев, отроков, дев, присовокупил:

Плч.2:22. Призвал ecи яко в день праздника пришелствие мое окрест, и не бысть в день гнева Господня уцелевший и оставшийся.

Ибо, убоявшись нашествия врагов, прибегали в Иерусалим, как в укрепленный город; но там все взяты были в плен. Имели же обычай все стекаться туда во время праздников. Посему Пророк и пленение уподобил празднику.

Я воспитал,

сотворих возмощи, и умножих,

а враг всему положил конец, то есть, напрасен был Мой труд; ибо лишился всех моих питомцев. Здесь Пророк окончил второй плач.

ГЛАВА 3

Третий же плач начинается так:

Плч.3:1. Аз муж видя нищету.

Ибо сей Пророк преимущественно пред всеми предвещал время бедствий. Посему «нищетою» называет оскудение благ.

В жезле ярости.

Плч.3:2. Поят мя, и отведе мя во тьму, а не во свет.

Себе усвояет, что претерпел город, и «тьмою» называет несчастие.

Плч.3:3. Обаче на мя обрати руку Свою весь день.

Подавал мне прежде блага, а теперь налагает наказания. Ибо сие означают слова: изменил «руку Свою».

Плч.3:4. Обетши плоть мою и кожу мою, кости моя сокруши.

Все это производит печаль.

Плч.3:5. Согради на мя и объя,

то есть, не могу избежать постигших меня бедствий; означает же сим и внешний окоп, какой устроили враги во время осады.

Главу мою утруди.

Плч.3:6. В темных посади мя яко же мертвыя века.

Прикровенно изображает сим горькое рабство. Ибо царь вавилонский, выколов глаза Седекии, приставил его к жерновам (Иер.52:11). Сие же означает и присовокупляемое:

Плч.3:7. Отяготи иго выи моей.

Принудил быть в рабстве у самых жестоких властителей.

Плч.3:8. И егда воскричу, и возопию.

Ибо не пpиемлет прошения от меня молящагося.

Плч.3:9. Возгради пути моя мрамором, изглади стези моя.

Окружен я бедствиями, которых не могу избежать.

Плч.3:10. Бысть яко медведь ловли, яко лев в сокровенных.

Плч.3:11. Гна отступившаго, и возмяте мя.

Пророк показал правдивость наказания; ибо говорит: сперва я отступил, а потом Он наложил наказание. О сих предречениях напоминали и древнейшие Пророки.

Положи мя погибша.

Плч.3:12. Напряже лук Свой, и постави мя яко знамение на стреляние.

Стреляющие в цель и упражняющиеся в этом искусстве пускают обыкновенно не две, три и четыре стрелы, но множество стрел. И Пророк сими подобиями изобразил непрерывность бедствия. Но говорит и о душевной болезни; потому что «лядьвиями» называет помыслы; сказует также, что город соделался посмешищем для врагов, которые и наносимыя ему бедствия совершали с песнями в устах; ибо, говорит, лишил меня всей крепости. Сие означают слова:

Плч.3:16. И изъя каменем зубы моя, напита мя пепелом.

А сирский толковник переводит: «камнем лишил меня прежняго мира и всякаго рода благ».

Плч.3:18. И рех: погибе победа моя, и надежда моя от Господа,

то есть, отказался от добрых я надежд, томлю душу непрестанным памятованием скорбнаго, и преклоняю на милость Владыку.

Плч.3:22. Велика милость Господня, яко не остави мене, не скончашася бо щедроты Его.

Если бы наложил Господь наказание соразмерное греху; то не избегли бы мы смерти. Потом Пророк приносит о них моление:

Обнови их, как утренний рассвет. Поскольку бедствие наименовал тмою; то перемену его на лучшее уподобляет рассвету.

Плч.3:23. Во утриих умножилась вера твоя.

Как скоро произойдет перемена, искренне обратятся к благочестию. Ибо многочисленны воздыхания мои, и сердце мое изнемогло.

Плч.3:23. Часть моя Господь, рече душа моя: сего ради пожду Его,

то есть, не имею другаго прибежища, но Твоей ожидаю помощи. Потом показует Пророк пользу надежды на Бога.

Плч.3:25. Благ Господь надеющимся нань:

Плч.3:26. души ищущей Его (даруется жизнь) благо есть (ожидать и надеяться) спасения Господня.

Пророк в утешение унывающих изрекает сие и следующее:

Плч.3:27. Благо есть мужу, егда возмет ярем в юности своей.

Плч.3:28. Сядет на едине, и умолкнет, яко воздвигне на ся

тяжелый ярем. Сие говорил и блаженный Давид: «благо мне, яко смирил мя ecи, яко да научуся оправданием Твоим» (Пс.118:71). Слова: «сядет на едине, и умолкнешь» научают твердости и терпеливости в скорбях; согласно же с сим и присовокупляемое:

Плч.3:29. Положит в прахе уста своя, негли како будет надежда

терпению.

Плч.3:30. Подаст ланиту свою биющему, насытится укоризн.

Евангельский это закон; ибо Господь заповедал, ударившему в правую ланиту обращать и другую (Мф.5:39). А вместо: «уста своя положит в прахе», сирский толковник перевел: «положит на земле»; то есть, будет молчать и великодушно переносить порицания и укоризны, как человек, у котораго уста наполнены землею. Сие выразил и богомудрый Давид: «внегда возстати грешному предо мною», «смирихся и онемех, и умолчах от благ» (Пс.38:2–3). Потом Пророк учит, что Владыка, как человеколюбивый, не надолго подвергает наказаниям, но после наказания оказывает милость. Ибо говорит:

Плч.3:33. Не смири от всего сердца Своего, не отринь сыны мужеския.

Имеет только вид разгневаннаго, а изволение исполнено человеколюбия. И наказание к пользе человеческой налагает. Ибо сие присовокупил Пророк:

Плч.3:34. Еже смирити под нозе Его вся узники земныя,

то есть привязанных к земле и не имеющих возвышеннаго образа мыслей; потому что живут в неправде, и не страшатся над всем Назирающаго.

Плч.3:37. Кто тако рече, и бысть? Господь не повеле.

Плч.3:38. Из ycт Вышняго не изыдет зло и добро

наше. Пророческое слово обвиняет отмещущих Промысл; ибо они все, что бывает, приписывают судьбе или случаю.

Плч.3:39. Что возропщет человек живущий? муж о гресе своем.

Ибо нерадение, а не наша природа, виною греха; почему и Судия налагает наказание на согрешающих.

Плч.3:40. Изыскася путь наш, и испытася.

Бог видел на какое беззаконие мы отважились.

И обратимся ко Господу.

Наказание да будет нам поводом к покаянию.

Плч.3:41. Воздвигнем сердца наша, и воззрим к Высокому и Живущему на небеси,

то есть, освободив помыслы от излишних забот, будем испрашивать Божией милости.

Плч.3:42. Мы согрешихом, и нечествовахом, сего ради не помиловал ecи,

то есть, справедливое наложил наказание.

Плч.3:43. Покрыл ecи яростию, и отгнал ecи нас, убил и не пощадел ecи,

Плч.3:44. покрылся ecи густым облаком, да не дойдет к Тебе молитва.

Сие сказует Бог и устами другаго Пророка: «греси ваши разлучают между вами и между Мною» (Ис.59:2). Их и Иеремия уподобил облаку, возбранявшему доступ молитве. Особенно же плачет и сетует Пророк, видя, что неприязненные посмеваются над Божиим народом, и осыпают его укоризнами. Сказует же, что они уловляют, убивают, ввергают в ров, налагают камень, погружают в воде. Всем же сим выразил Пророк чрезмерность бедствий. Так и богомудрый Давид от лица Иудеев говорит: «спаси мя Боже, яко внидоша воды до души моея. Углебох в тимении глубины, и несть постояния: приидох во глубины морския, и буря потопи мя», и еще: «да не потопит мене буря водная, ниже да пожрет мене глубина, ниже сведет о мне ровенник уст своих» (Пс.68:2–4, 16). Так и здесь Пророк говорит:

Плч.3:55. Призвах имя Твое, Господи, из рова преисподняго.

Плч.3:56. Глас мой услышал ecи не загради ушесь Твоих на мольбу мою

и на вопль мой. Извещает же и о том, как умилостивил Человеколюбиваго; ибо говорит:

Плч.3:57. Приближился ecи, в день, в оньже призвах Тя, и рекл ми ecи, не бойся.

И сего краткаго слова достаточно для утешения. Потом Пророк открывает, как Бог произнес правдивый суд на них и на неприязненных им, одних предал рабству, а других сподобил свободы. Испросив же гибели нечестивым врагам, окончил сим третий свой плач.

ГЛАВА 4.

Плч.4:1. Како потемне злато, изменися сребро доброе? разсыпашася камыцы святыни в начале, всех исходов.

Веществам сим уподобляет Пророк благочестие предков, и оплакивает происшедшую перемену в потомках. Ибо сие дают видеть и последующия слова:

Плч.4:2. Сынове Сиони честнии, превозносимые паче злата, како вменишася в сосуды глиняны, дела рук скудельничих.

Сие предсказал Владыка и устами божественнаго Исаии: будут непотребны, как «глиняный сосуд сокрушенный» на мелкия части, которыми невозможно почерпнуть воды, или взять огня из печи (Ис.30:14).

Плч.4:3. Еще же змиеве обнажиша сосцы, воздоиша скимни их дщерей людей Моих в неисцеление, яко же птица в пустыни.

И самые лютые звери, говорит Пророк, имеют попечение о детях; но чрезмерность страданий довела жителей Сиона до того, что забыли они и самую природу. Большая часть их избита, прочее отведены в рабство, осталось же малое число, и они уподобляются одинокой птице, блуждающей по пустыне. Пророк изображает также бедствие, порожденныя голодом.

Плч.4:4. Прилпе язык ссущаго к гортани его в жажде: младенцы просиша хлеба, и несть им разломляющаго.

Извещает же и о прежней их роскоши.

Плч.4:5. Ядуще сладостная погибоша во исходех,

то есть, брошены среди торжища.

Питаемии на багряницах одеяшася в гной.

Сказует же, что виною сему был грех их, и уподобляет оный греху содомскому. Сказует также, что Назореи до бедствий были славны, а во время бедствия обходились с ними худо, Говорит еще, что быть убитым на войне лучше, нежели погибнуть от стрел голода. Упоминает в плачи своем и о тягчайшем из всех страданий.

Плч.4:10. Руце жен милосердых свариша дети своя, Быша в ядь им, в coкpyшениe дщере людей моих.

Ибо нужда голода препобедила естественное сердоболие. И сему Владыка подверг Сион по правдивому Своему негодованию.

Плч.4:12. Не вероваша цapиe земстии и вси живущии во вселенней, яко внидет враг и стужаяй сквозе врата иерусалимская.

А к утверждению себя в этой мысли сильным для них поручительством служило постигшее Сеннахирима, у котораго воинство истреблено было в непродолжительную часть ночи. Но Иерусалим предан врагам и за убийства жрецев.

Плч.4:14. Ползали юноши его на стогнах.

Стогнами Пророк называет дороги и так называемыя улицы.

Осквернишася в крови, внегда немощи им

бросились вместе с одеждами своими. Голод принужден бросаться; окружавшие же враги препятствовали погребать, а псы пожирали поверженных. Пророк пересказывает и то, что говорят друг другу враги:

Плч.4:15. Отступите от нечистых.

Нечистыми называли нас. Потом показав, кого именует нечистыми, продолжает речь и говорит:

Отступите от нечистых, отступите,

не приближайтесь к ним; потому что преогорчили они, то есть Бога.

И возжгошася, и восколебашася,

то есть, за беззакония лишились Божией помощи.

Рцыте во языцех, не приложат еже обитати

пред лицем Господним, то есть, Господь совершенно отрекся от нас.

Плч.4:17. Оскудеша очи наши, на помощь нашу всуе смотрящим нам, надеяхомся на язык не спасающий,

Ибо, положившись на помощь Египтян, обманулись мы в надежде. Потом Пророк показывает жестокость врагов; потому что не удостоивали они и старость пощады и священство уважения.

Плч.4:18. Уловляли мы малых наших, еже не ходити на стогнах наших.

Сирский толковник перевел: «уловиша»2; сие согласно с ходом речи; потому что враги вместе с престарелыми уловляли и молодых. Терпели же мы это, говорит Пророк, потому что

приближися время наше, исполнишася дние наши.

Пророческое слово дало сим видеть, что Бог всяческих и долготерпит и наказывает, наблюдая вес и меру. Ибо, когда, водясь долготерпением, усмотрит презрителей, тогда нашлет наказание, чтобы прекратить грех. Потом извещает Пророк, что скорость врагов превзошла и быстроту орлов. Предсказывает также Спасительное страдание:

Плч.4:20. Дух лица нашего, помазанный Господь ят бысть в растлениих наших: о немже рехом, в сени Его поживем во языцех.

Пусть скажут Иудеи, кого пророческое слово называет Помазанным? и кто из называемых у них помазанными: царь ли, пророк ли, священник ли, именовался Господем? но не в состоянии будут они показать, сколько бы ни выдумывали лжи. Посему ясно, что Пророк предвозвестил Спасителя и Господа нашего, «ятаго» ими по растлению нечестия их. О язычниках же Пророки говорят, что поживут в «сени». И они уверовали ради священных Апостолов и Божественных предвещаний, проповеданных язычникам. Мы же рассматриваем сказанное у Пророка, как просвещенные всесвятым Духом. Сказано: «Дух лица нашего помазанный Господь». Пророк поместил пророчество сие в плаче своем, научая тогдашних Иудеев, что, так как не родился еще Тот, Кто есть чаяние язычников, то и они получат пощаду, и сподобятся возвращения, хотя в последствие и предадут кресту Спасителя вселенной.

Плч.4:21. Радуйся и веселися, дщи идумейска живущая на земли» Уз, и на тебе приидет чаша Господня, и yпиeшися, и излиеши.

Пророческое слово предрекло Идумеям чрезмерность бедствий; ибо сие означают слова: «и упиешися, и излиеши». И богомудрый Давид говорит о них: «помяни Господи сыны eдомские в день Иерусалимль глаголющия: истощайте, истощайте, до оснований его» (Пс.136:7); потому что, будучи братьями и соседями, не хотели быть в мире, но сохраняли прародительскую ненависть.

Плч.4:22. Скончася беззаконие твое, дщи Сионя, не приложит ктому преселити тя: посетил есть беззакония твоя, дщи Едомля, откры нечестия твоя.

Сиону предрек благоприятное, а Идумее противное; ибо сказал, что постигнет ее наказаниe. Справедливо же и cие: «не приложит ктому преселити тя»; потому что отведенные в плен всячески были истребляемы, и подпали владычеству Персов.

Сим Пророк кончил плач свой. А мы прославим Того, Кто дал уста человеку, и научает человека ведению; потому что смысл сказаннаго и сим Пророком уяснили, сколько было сие для нас доступно, и к прочим пророческим книгам присоединили и сие толкование, так что, по благодати Его, ни одно пророчество не осталось не истолкованным. Читателей же прошу принять то, что сказано правильно и хорошо, и простить, если что недостаточно; ибо как человек, будучи далек от совершенства, приложил усердие свое доставить какую-либо пользу боголюбивым и трудолюбивым, и их умоляю воздать за труд истолкования молитвенною помощию, чтобы, подкрепляемый ею, довершил я и остаток жизни, делами и словами и помыслами служа Богу и Спасителю и Господу нашему. С Ним Отцу и со Всесвятым Духом, подобает слава, и велелепие ныне и всегда и во веки веков ! Аминь.

* * *

1

Вместо слов: "смири мя», как читается в слав. пер. и у Седмидесяти, бл. Феодорит читает: ἐπεψυλλισε μοί, что согласно с Вульгатою, где читается: vindemiavit me.

2

Так читается и в славянском переводе.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 6. - Типография В. Готье, 1859. - 776 с. / Толкование на плач Иеремии 334-354 с.

Комментарии для сайта Cackle