Толкование на пророка Иону
«Толкование на пророка Иону» входит в состав «Толкования на 12 малых пророков», написанного блж. Феодоритом Кирским в 30-40-х гг. V в. по просьбе друзей. Он использует типологический метод толкования и уделяет достаточное внимание уточнению хронологии жизни пророка.
Комментарий представляет собой последовательное изложение всех 4-х глав Книги пророка Ионы.
Блж. Феодорит рассматривает ключевые моменты жизни пророка Ионы: его призыв к проповеди в Ниневии, попытку избежать этого призвания, пребывание в китовом чреве и обращение жителей Ниневии. Автор обращает внимание на символическое значение этих событий, рассматривая их как предзнаменование будущего спасения человечества через Христа.
Бог всяческих, создав всех людей, обо всех одинаково промышляет. Если, по-видимому, древле имел Он иногда более попечения об Израильтянах; то и сим оказывал общее всем людям благодеяние. Ибо, как прилагая надлежащее попечение об Израиле, не с каждым беседовал, и не каждому показывал Бог, что должно ему делать, но избирая одного из всех совершеннейшего, и беседуя, то с великим Моисеем, то с Иисусом Навином, а иногда с Самуилом, в другое же время с Илиею, и чрез каждого из поименованных, или постановляя законы, или совершая чудеса, или предлагая увещания, всех руководил ко спасению: так, от иных народов отделив народ израильский, попечением о нем, частыми явлениями и несказанными чудодействиями, и другим народам указывал путь к Боговедению. Сему научил Он нас и устами богомудрого Осии; ибо говорит: «страж Ефрем с Богом, Пророк» (Ос. 9, 8); потому что Бог как бы стражем и Пророком поставил народ сей к пользе и спасению других народов. Так и Египет чрез них узнал неизреченную силу Бога всяческих; молва же о гибели Египтян, распространившаяся у всех людей, всех заставила удивляться правдивости Божия промысла. Отсюда Раавь блудница заимствовав луч Боговедения, сказала соглядатаям: «нападе страх ваш и трепет ваш на ны: ...слышахом бо яко изсуши Господь Бог море Чермное пред лицем вашим, и превел вас, ...яко Господь Бог ваш, Бог на небеси горе и на земли доле (Нав. 2, 9–11). И по прошествии многих лет Филистимляне, увидев кивот, со страхом и ужасом взывали: «сей есть Бог побивший Египта» (1Цар. 4, 8). И многие тьмы Ассириян поразив под стенами Иерусалима, и принудив Сеннахирима бежать с малым числом, могущество Свое соделал Бог явным для всех людей. И в Вавилоне, отданного львам Даниила сохранив невредимым, и оный жестокий пламень пещи претворив в росу, так что блаженные отроки среди её составили лик и сложили песнь, как гордого царя привел в изумление, так чрез него научил и подданных его, что Бог Израилев есть Бог единый. И при Кире персидском, преславно возвратив народ свой в отечество, им одним из всех бывших пленникам даровав освобождение от рабства, восстановил храм Свой, и приведя Иерусалим в прежнее благосостояние, тем самым не только для близких народов, но и для живущих вдали, снова соделал явным, что Он един довольно имеет силы, чтобы промышлять, о ком Ему угодно, и управлять всеми. Неоднократно и при Македонянах являл могущество Свое, и чрез Пророков творя чудеса, и предсказывая будущее, многих из язычников привел к истине. Так великого Елисея боялся народ сирийский, то помраченный от него облаком неведения, то увидевший очищение Неемана. Ибо столько чествовал сего Пророка, что царь их, впав в недуг, к нему послал Азаила, вопросить: выздоровеет ли он? И самого Азаила Пророк сей помазал в царя Сириянам. Да и божественного Иеремию такой чести сподобил царь вавилонский, что самому ему предоставил избрать местопребывание. Всех прочих и царей, и князей, отвел пленниками, одному же Иеремии дал право жить, где хочет. Так и блаженного Иону Бог всяческих поставил Пророком для Ниневитян. А Ниневия в древности была весьма великим городом и столицею царя ассирийского. Поскольку единородное Божие Слово имело явиться людям в естестве человеческом и просветить все народы светом Боговедения; то, прежде Своего вочеловечения, показывает язычникам божественное Свое промышление, чтобы предшествовавшим подтвердить будущее и всех научить, что не Иудеев только Он Бог, но и язычников, и чтобы показать сродство Нового и Ветхого Завета. А если бы до вочеловечения об язычниках не имел никакого промышления; то Иудеи почли бы его иным Богом, как поступающего вопреки Давшему закон; потому что Бог давший закон имел попечение только об Иудеях, а Он прилагает попечение Свое о всех людях. В сие заблуждение впал мерзкий Маркион, утверждавший, что иной есть Бог Нового, и иной Ветхого Завета, хотя и в Ветхом Завете видел промышление Божие обо всех людях. Но чтобы не продолжить слова сверх меры, приступим к самому истолкованию Пророка.