блаженный Феодорит Кирский

Толкование на пророка Иеремию

Глава 26

После сего Пророк помещает иное опять про­рочество, которое повелел ему Бог предложить народу при царь Иоакиме. Повелено же ему было стать (Иер.:2) во "дворе" Божиим, пророчествовать наро­ду, и возвестить все словеса Божии. Ибо сказано: «не уйми словесе». Потом показывает Бог причину будущих событий.

Иер.26:3. Негли послушают, и отвратятся кийждо от пути своего злаго, и почию от зол, яже помышляю сотворити им злых ради начинаний их.

Бог изрек: "негли", не как неведущий (ибо знал их упорство), но выразил как бы сомне­ние, чтобы Иудеи, услышав божественный приговор, не отчаялись в спасении. Подобно сему сказанное у Иезекииля: «аще убо услышат», аще увидят (Иезек. 2, 5); ибо сказано не но неведению, но чтобы Иудеи не стали говорить. Сам предрек наше упорство, и Он не лжив, поэтому возможно ли нам пере­мениться? И здесь сказанным научает Бог, что, если захотят, возможно изменить им образ жиз­ни. Посему-то присовокупляет и угрозу.

Иер.26:4. Аще не послушаете

словес Моих, какия возвещаю вам чрез Пророков, (Иер.:6) «дам дом сей якоже Силом, и град сей дам в клятву всем языком земли:» Священники, лжепророки, и весь народ, выслушав сие, угрожают Пророку смер­тию, а князи, услышав о том, из царскаго дому пришли в Божий храм. поелику же священники с лжепророками обвиняли Пророка в хуле, потому что произнес пророчество на город и на храм Божий; то Пророк сказал, что послан он Богом всяческих, и что возвещаемыя им словеса суть Божии предречения. Предлагаете же им и увещание; ибо говорит:

Иер.26:13. Лучшыя сотворите пути ваша, и дела ваша, послушайте гласа Господа Бога вашего, и престанет Господь от зол, яже глагола на вы.

Если же будете непокорны, и сохраните обычный ваш нрав:

Иер.26:14. Се аз в руках ваших, сотворите ми якоже угодно, и якоже лучше вами является.

По­том показывает им плод человекоубийства.

Иер.26:15. Но разумеюще да уразумеете,

«яко аще убиете мя, кровь неповинну дадите сами на ся», и на "град сей". Ибо, по Божию повелению, гово­рит Пророк, изрек я словеса сии. Князья и народ, выслушав это, обличают священников и лжепророков в несправедливости суда, сказав, что Пророк невинен, как служитель Божия слова. Потом некоторые из старейших напоминают им древнее пророчество, и говорят, что Михей морасфитский пророчествовал некогда, что «Сион яко нива изорется, и Иерусалим яко овощное хранилище будет, и гора дому яко же луг ду­бравный» (Мих. 3, 12.), и изрекши сие, не потерпел ничего худаго, а напротив того, слышавшие тогда сие, убоявшись угрозы, переменою жизни избежали гнева. А вы, говорят они, отважились на дело весьма жестокое. Ибо некогда и Урию, сына Самеова, который, подобно Иеремии, пророчествовал однажды, а потом убоялся царя Иоакима, и бежал в Египет, – по небрежению своему дали умертвить царю Иоакаму, который, возвратив Пророка из Египта, (Иер.:23) «порази его мечем». Не утаивает же Пророк и воспользовавшегося благочестивыми словами, и говорит: (Иер.:24) «обаче рука Ахикама сына Сафаниина бе со Иеремиею еже не предати его в руце людей, да не убиют его».


Комментарии для сайта Cackle