Источник

Глава 29

Теперь Пророк переходит к другому повествованию и извещает, что, по Божию внушению, после пленения царя Иехонии писал он послание к пленникам в Вавилоне. Называет и по именам отнесших сие послание. Заключало же оно в себе, что Бог всяческих сделавшимся уже пленниками повелевает, рожать детей, строить дома, дочерей отдавать в замужество, (Иер.29:6) «сынам» приводить «жены», заботиться об умножении рода, и молиться о поработивших.

Иер.29:7. Яко в мире их,

говорит Пророк, «будет мир ваш». С сим словом согласно и законоположение Апостола, заповедующее «творити моления и прошения» за царей и «за всех, иже во власти суть, да тихое и безмолвное житие пожи­ем во всяком благочестии и чистоте» (1Тим.2:1,2). Делать же сие повелел Бог всяческих, научая их не верить лжепророкам, но ждать опредленного времени, ибо сие дал видеть и в последующих словах, говоря:

Иер.29:8. Да не препирают вас лживии пророцы, иже в вас о, и да

не прельщают «вас волсви ваши, и не послушайте соний своих, яже вы видите во сне». (Иер.29:9). «Яко неправедне тии прорицают вам во имя Мое, а не послах их, рече Господь». Объявляет же и время возвращения, ибо говорит: по исполнении семидесяти лет, (Иер.20:10) «посещу вас», и исполню благие обетования. Обещает также сподобить их всякого о них попечения и по молитве их снабдить благами; ибо говорит:

Иер.29:13. Егда взыщете Мене всем сердцем вашим,

(Иер.29:14). «явлюся вам, глаголет Господь». Но знайте и то, что избежавших первого плена предам голоду и избиению.

Иер.29:17. И положу их яко смоквы

суарим, «ихже не мощно ясти, понеже зело худы быша». Смоквы, названные выше «злыми». (Иер.24:2), здесь наименовал «суарим», а на еврейском языке слово: «суарим» значит: родящееся в лесах, то есть дикое, не возделанное, не стоящее того, что бы садить, и не годное в пищу.

Иер.29:18. И дам я в погубление всем царствам земным;

потому что в боязнь придут, услышав о постигших бедствиях.

«И в проклятие», и в позвиздание, и «в поругание всем языком», «к нимже извергох я». Многие обыкли говорить: не потерпеть бы и мне, что потерпел такой-то! Сие значит сказанное: «в проклятье». О выражении же: «в позвиздание», говорили мы неоднократно; а о сем: в «поругание» упоминает и блаженный Давид: «быхом поношение со стыдом нашим», «подражнение и поругание сущим окрест нас» (Пс.78:4): и еще: «положил еси поношение во языцех» (Пс.43:14,15). Говорит же Бог, что потерпят они cие:

Иер.29:19. Зане же послах к ним рабы Моими Пророки,

«рано востая и посылая, и не послушасте, глаголет Господь». Сим: «рано востая» выразил тщательность; потому что не почитал сего делом посторонним, но имел о них самую ревностную заботливость. Потом предрекает Иеремия погибель двух лжепророков, Ахиава и Седекии; ибо говорит:

Иер.29:21. Предам я в руце Навуходоносора царя вавилонска,

и «побиет я пред очима вашима». (Иер.29:22). «И возмется от них проклятие всему преселению Иудину, еже в Вавилоне, глаголюще: да сотворит ти Господь, якоже Седекии сотвори, и якоже Ахиаву». Отсюда ясно дознаем значение сего проклятия; сказует же Пророк и образ наказания.

«Ихже сожже царь вавилонский во огни», (Иер.29:23). «беззакония ради, еже сотвориша» во Израили. Объявляет и род беззакония:

«И любодеяху с женами граждан своих, и слово глаголаша во имя Мое лживо, его же не повелех им, Аз же есмь судия и послух, глаголет Господь». Ибо все, что делается, говорит Бог, не скроется от Меня, даже вижу и то, на что отваживаются в тайне. Угрожает так же Самею Еламитину, как осмелившемуся прорицать противное и написать послание к священнику Софонии и к другим священникам, ему подвластным. А в послании писал он следующее:

Иер.29:26. Господь даде тя жерца вместо Иодая жерца.

Иодай же был весьма знаменитый первосвященник. Почему, с намерением привести Софонию к кичливой о себе мысли, упомянул о начальстве Иодая.

«Быти тебе приставнику в дому Господни, всякому человеку прорицающу, и всякому человеку неистовствующу, и вдаси его в затвор» Синох, «и в кладу». Говорили мы прежде сего, что Пророков называли иступленными; явствует сие и из сказанного здесь; потому что Самей поставил Пророка наряду с неистовствующим. А слово: «Синох», сирский толковник перевел словом: темница. Внушает же Самей следующее: для того ты и начальник, чтобы предрекающих бедствия заключать в темницу и наказывать. Сие выражает и в последующих словах; ибо говорит:

Иер.29:27. Почто не запретисте Иеремии,

отважившемуся писать вам подобное сему: «соградите храмины, и насадите вертограды?» Первосвященник Софония прочел сие послание Пророку, но Бог всяческих повелевает Пророку немедленно написать против сего и дать знать народу в Вавилоне, что Самей предрек лживо, не быв послан от Бога всяческих, за что Бог предаст его смерти со всем родом его, и не увидит он окончания бедствий.

Посему, научившись из сего, будем бояться лжи, и верить истине, не дадим в душах места сомнению, и последуем божественным словесам, чтобы узреть нам блага высшего Иерусалима, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа. С Ним слава Отцу и со Святым Духом, ныне и всегда и во веки веков! Аминь.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 6. — Типография В. Готье, 1859. — 776 с. / Толкование на пророка Иеремию 105-315 с.

Комментарии для сайта Cackle