блаженный Феодорит Кирский

Толкование на пророка Иеремию

Глава 29

Теперь Пророк переходит к другому пове­ствованию и извещает, что, по Божию внушению, после пленения царя Иехонии писал он послание к пленникам в Вавилоне. Называет и по именам отнесших сие послание. Заключало же оно в себе, что Бог всяческих сделавшимся уже пленниками повелевает, раждать детей, строить домы, дочерей отдавать в замужество, (Иер.:6) "сынам" приводить "жены", заботиться об умножении рода, и молиться о поработивших.

Иер.29:7. Яко в мире их,

говорит Пророк, «будет мир ваш». С сим словом согласно и законоположение Апостола, заповедующее «творити мо­ления и прошения» за царей и «за всех, иже во вла­сти суть, да тихое и безмолвное житие пожи­вем во всяком благочестии и чистоте» (1Тим.2,1. 2). Делать же сие повелел Бог всяческих, научая их не верить лжепророкам, но ждать опредленнаго времени, ибо сие дал видеть и в последующих словах, говоря:

Иер.29:8. Да не препирают вас лживии пророцы, иже в вас о, и да

не прельщают «вас волсви ваши, и не послушайте соний своих, яже вы видите во сне». (Иер.:9). «Яко неправедне тии прорицают вам во имя Мое, а не послах их, рече Господь». Объявляет же и время возвращения, ибо говорить: по исполнении седмидесяти лет, (Иер.:10) «посещу вас», и исполню благия обетования. Обещает также спо­добить их всякаго о них попечения и по молитве их снабдить благами; ибо говорит:

Иер.29:13. Егда взыщете Мене всем сердцем вашим,

(Иер.:14). «явлюся вам, глаголет Господь». Но знайте и то, что избежавших перваго плена предам го­лоду и избиению.

Иер.29:17. И положу их яко смоквы

суарим, «ихже не мощно ясти, понеже зело худы быша». Смоквы, названныя выше "злыми". (24, 2), здесь наименовал "суарим", а на еврейском языке слово: "суарим" значит: родящееся в лесах, то есть дикое, не возделанное, не стоющее того, что бы садить, и не годное в пищу.

Иер.29:18. И дам я в погубление всем царствам земным

; потому что в боязнь придут, услышав о постигших бедствиях.

«И в проклятие», и в позвиздание, и «в поругание всем языком», «к нимже извергох я». Многие обыкли говорить: не потерпеть бы и мне, что потерпел такой-то! Сие значит сказанное: «в про­клятье». О выражении же: «в позвиздание», говорили мы неоднократно; а о сем: в «поругание» упоминает и блаженный Давид: «быхом поношение со стыдом нашим», «подражнение и поругание сущим окрест нас» (Пс. 78, 4): и еще: «положил еси поношение во» "языцех" (43, 14. 15.). Говорит же Бог, что потерпят они cиë

Иер.29:19. Зане же послах к ним рабы Моими Про­роки,

«рано востая» и посылая, «и не послушаете, глаголет Господь». Сим: «рано востая» выразил тщательность; потому что не почитал сего делом посторонним, но имел о них самую ревностную заботливость. Потом предрекает lИеремия погибель двух лжепророков, Ахиава и Седекии; ибо гово­рит:

Иер.29:21. Предам я в руце Навуходоносора царя вавилонска,

и «побиет я пред очима вашима». (Иер.:22). «И возмется от них проклятие всему преселению Иудину, еже в Вавилоне, глаголюще: да сотворит ти Господь, якоже Седекии сотвори, и якоже Ахиаву». Отсюда ясно дознаем значение сего проклятия; сказует же Пророк и образ наказания.

«Ихже сожже царь вавилонский во огни», (Иер.:23). «беззакония ради, еже сотвориша» во Израили. Объявляет и род беззакония:

«И любодеяху с женами граждан своих», «и слово глаголаша во имя Мое лживо», «его же не повелех им, Аз же есмь судия и послух, гла­голет Господь». Ибо все, что наделается, гово­рит Бог, не сокроется от Меня, даже вижу и то, на что отваживаются в тайне. Угрожает так­же Самею Еламитину, как осмелившемуся прорицать противное и написать послание к священнику Софонии и к другим священникам, ему подвластным. А в послании писал он следующее:

Иер.29:26. Господь даде тя жерца вместо Иодая жерца.

Иодай же был весьма знаменитый первосвященник. Почему, с намерением привести Софонию к кичливой о себе мысли, упомянул о началь­стве Иодая.

«Быти тебе приставнику в дому Господни, вся­кому человеку прорицающу, и всякому человеку неистовствующу, и вдаси его в затвор» Синох, "и в кладу". Говорили мы прежде сего, что Пророков называли иступленными; явствует сие и из сказаннаго здесь; потому что Самей поставил Про­рока на ряду с неистовствующим. А слово: "Синох", сирский толковник перевел словом: темница. Внушает же Самей следующее: для того ты и началь­ник, что бы предрекающих бедствия заключать в темницу и наказывать. Сие выражает и в последующих словах; ибо говорит:

Иер.29:27. Почто не запретисте Иеремии,

отваживше­муся писать вам подобное сему: «соградите храмины, и насадите вертограды?» Первосвященник Софония прочел сие послание Пророку, но Бог всяческих повелевает Пророку немедленно написать против сего и дать знать народу в Вавилоне, что Самей предрек лживо, не быв послан от Бога всяческих, за что Бог предаст его смерти со всем родом его, и не увидит он окончания бедствий.

Посему, научившись из сего, будем бояться лжи, и верить истине, не дадим в душах места сомнению, и последуем божественным словесам, чтобы узреть нам блага высшаго Иерусалима, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа. С Ним слава Отцу и со Святым Духом, ныне и всегда и во веки веков! Аминь.


Комментарии для сайта Cackle