блаженный Феодорит Кирский

Толкование на пророка Иеремию

Глава 30

 

Владыка Бог, чтобы показать истинность сего пророчества, повелевает Пророку сделанныя им предречения и о плене и о возвращении предать письмени. Предвозвещает же сперва скорбное:

Иер.30:5. Тако рече Господь: глас страха услы­шите: страх, и несть мира.

(Иер.:6). «Вопросите, и видите, аще раждает мужеск пол». С сим согласно и последующее.

«И о страсе», в «немже имети будут чресла. Понеже видех всякого человека, и руце его на чреслех его, аки раждающия». Здесь, изображая болезнь, представляет в подобие раждающую; а в другом месть, давая знать о плаче, сказал, что у каждаго руки сложены на голове.

«Обратишася лица в желтую болезнь». А это признак страха.

Иер.30:7. Яко бысть велик день той, и несть по­добна ему: и время

тесноты и скорби всему «есть Иакову». По великости наказания и день назвал великим. Потом соединяете с скорбным и утешение; ибо сказует:

«И от того спасется». Обещает сокрушить иго рабства; предвозвещает и перемену в нравах.

Иер.30:8. И не послужат тии ктому чуждим.

(Иер.:9). «Но послужат Господу Богу своему. Чуждыми» нарек идолов. Узнав, говорит Пророк, что Бог всяческих и блага подает, и налагает наказания, пророчества его предпочтут всему.

«И Давида царя их возставлю им». Конец про­рочеству положил Владыка Христос; потому что от Давида произошел по плоти, и пасет, не Израиля только, но все народы. Пророчество сие, как в сени и образ, прияло отчасти исполнение и на Зоровавеле. Обещав сие, снова утешает их Бог, предвозвещая возвращение, и угрожает гибелью Вавилонянам. Ибо говорит:

Иер.30:11. Сотворю скончание во всех языцех,

«в няже, разсеях тя» там. Дает же им обетование благ. Ибо говорит:

«Тебе же не сотворю» в «скончание», ко «накажу тя в суде», и «очищая не очищу тя»; то есть, на­кажу и утешу, и не попущу оставаться ненаказанным, и не оставлю безпомощным. Ибо сие означают слова: и «очищая не очищу тя», не по­пущу тебе не изведать бедствий. Великостию же угрозы желая сделать, чтобы отложили свое лу­кавство, присовокупляет и сиë

(Иер.:12). Сильно «сокрушение твое, болезненна есть язва твоя», (Иер.:13). «Несть судяй суда твоего»; потому что ни один человек не обличал неправды Навуходоносоровой.

«На болезнь врачевался еси», то есть с ощущением боли.

«Пользы несть тебе». Слово: польза употреблено здесь относительно не к душеэ но к человеческой помощи, сие видно из последующих слов:

Иер.30:14. Вси друзи твои забыша тя,

«ниже вопро­сят» о тебе, «яко язвою вражиею поразих тя;» потому что не с обычным Мне долготерпением поступил Я, но глубоко надрезал болящий член. Это делает и врач, видя, что болезнь трудна. И объясняя справедливость наказания, Бог присовокупил:

«Наказанием твердым»: «множества ради не­правды твоея провозмогоша греси твои». С сим согласны и последующия слова:

Иер.30:15. Что вопиеши о сокрушении твоем! неисцельна есть болезнь твоя,

то есть, наказание сильно, однакоже и справедливо.

«Множества ради неправды твоея»: потому что превозмогли грехи твои, «сотворих ти сия». Одна­коже и самым врагам, сделавшим нашествие, угрожает избиением и рабством; потому что избежавшие смерти сделались рабами победивших. Продолжает же и утешать народ Свой благими обетованиями.

(Иер.:17). Открою врачевание твое, "от раны" болез­ненной «уврачую тя», «рече Господь». Употреблю в дело и резание и губку, и жестоко и легко дей­ствующия врачества.

«Яко расточенным называху тя Сионе». Насме­хались над Иерусалимом соседние народы, постав­ляя ему на вид и пленение и рабство.

«Ловитва наша есть», «яко несть взыскающаго его». Когда не обращал Я на него взора, и не защищал его, говорит Бог; тогда для враждующих на него был он, как готовая добыча. Но по наказании освобожду их от рабства; они воз­вратятся, построют города, возсозиждут храм, и будут совершать в нем богослужение по за­кону. Ибо сие сказал Бог:

«И храм по чину своему утвердится». Присовокупляет же и все прочее, что свойственно благоденствию.

Иер.30:19. И изыдут из него поющии,

«и глас иг­рающих». Обещает также им умножение рода и многочадие. Ибо говорит:

"И умножу" я, «и не умалятся». (Иер.:20). «И внидут сынове их якоже и прежде, и свидения их пред лицем Моим исправятся». Слово: "свидения", сирский толковник перевел: "синагога".

«И посещу на вся стужающия им», (Иер.:21). «и бу­дут крепльшии» их «на ня. Стужающими» называет Вавилонян, «а крепльшими» их Мидян и Персов, которые сокрушили господство15 Вавилонян.

«И князь его из него изыдет». Во время пленения Иудеи князем своим имели царя вавилонскаго, а по возвращении из Вавилона первым князем был у них Зоровавель, сын Иоседеков, и после него управляли ими архиереи.

«Кто бо есть той, иже приложит сердце свое обратитися» ко «Мне? рече Господь». Сие сказано и в другом месте: вопросите роды прежние, бывшие прежде вас: кто веровал Господу и посты­дился? Потом постигшия их скорби приписывает Божию гневу, и показывая справедливость онаго, присовокупляет:

Иер.30:23. На нечестивыя приидет.

Но объясняя воз­можность сего, прибавляет:

Иер.30:24. Не отвратится гнев ярости Господни, дóндеже сотворить,

«и дóндеже исполнить умышление сердца своего». Ибо кто воспротивился из­волению Его? Обличая их неверие, говорит: в «последния дни познаете я». поелику не верите словесам, то дознаете из опыта на самом деле.

* * *

15

Здесь чтению: τν αωτηριυν предпочтено другое: τν δυναςἰαν.


Комментарии для сайта Cackle