блаженный Феодорит Кирский

Глава 3

После сего рассуждает так: всякая жена, оставившая мужа, и вступившая в брак с другим, не может возвратиться к первому мужу, потому что запрещает сие закон. Но ты, оставив Меня, который сопряжен был с тобою по закону, сопряглась с нечестивыми демонами (Иер.3:1), а потом, как скоро почувствовала вред, возвратилась ко Мне, и Я не отвергнул тебя. Если же думаешь, что говорю это просто, то

Иер.3:2. Воздвигни очи твои на правоту, и виждь, где не смесилася еси?

т.е. где не осквернилась? Сие говорит Бог и устами Иезекииля: и нашел «тя смешену в крови твоей» (Иез.16:6). Так перевел и сирский толковник. Далее же Пророк говорит, что не только принимала приходящих, но сама выходила отыскивать, и, «аки врана сидела на путех», ожидая их появления, и наполнила землю сквернами, вместо единого пастыря имея многих; «многими» же «пастырями» назвал идолов. Ибо сии отцы лжи, как, восхитив себе божеское наименование, назвались богами, так и пастырями наименовались, хищнически присвоив себе имя истинного пастыря.

Иер.3:3. Лице жены блудницы бысть тебе, не хотела еси постыдетися ко всем.

Как торгующие красотой не имеют уже на челе своем стыда, и одинаково отдаются всякому, так и ты ни к кому не сохранил благорасположения, но, получив от Меня обилие благ, послужил идолам; и подвергшись 6едствиям, и восчувствовав бессилие идолов, стал просить Моей помощи.

Иер.3:4. Не аки ли домом Мене нарекла еси, и отцем и вождем детства твоего?

Не Мне ли давал ты древле сии родственные именования, называя Меня, то отцом, то мужем девства, то домом прибежища? Ибо так говорит и блаженный Давид: «буди ми в Бога защитителя, и в дом прибежища, еже спасти мя» (Пс.30:3).

Иер.3:5. Еда пребудет во век?

т.е. твоя ложь и шутливость речей.

«Или сохранится в победу?» Ужели думаешь, что сам преодолеешь и победишь? Потом говорит с укоризной.

«Сия глагола еси, и сотворила еси злая, и возмогла еси», т.е. думал посмеяться и бежать, отважившись на такие беззакония. После сего Пророк извещает о том, что Бог изрек ему во дни царя Иoсии:

Иер.3:6. Видел ли еси, яже сотвори Ми дом Израилев?

Поелику Иудеи удалились, и за то были в рабстве в Вавилоне; то Бог открывает Пророку справедливость наказания.

«Поидоша на всяку гору высоку, всяко древо листвяно, и соблудиша тамо». Потом показывает благость Свою и долготерпенье Свое.

Иер.3:7. И рекох: по внегда любодействовати ему во всех сих, ко Мне обратися, и не обратися.

Поэтому Иудеи произвольно навлекли на себя гибель, в начале не возлюбив жизни по закону, и после нечестия не восхотев обратиться. Этим Пророк усиливает обвинение колена Иудина.

«И виде преступление его преступница Иудея сестра его». (Иер.3:8) «И видех, яко о всех, в нихже ят бысть, в нихже любодействова дом Израилев; и отпустих его, и дах ему книгу распустную в руце его: обаче не убояся преступница Иудея», «сестра его, но иде, и соблудила есть и та». Видев, говорит Пророк, лукавство сестры своей и наказание, наложенное на нее за это, не уклонилась от подражания лукавству, но пошла по следам её.

Иер.3:9. И бысть ни во что блуд ея.

Ибо полагала, что не делает ничего беззаконного. «Блудом» же называет Пророк идолослужение; потому что, оставив Бога, Который именовался женихом, стала служить идолам.

«И оскверни» убийствами «землю», принося детей в жертву демонам, и «соблудила есть с каменем и с древом». Сим Пророк привел в ясность, почему обвинил в блуде. Потом пространнее говорит о том, что не возгнушалась нечестием сестры, увидя конечную её гибель, и что десять колен имеют больше несколько извинения, нежели колено Иудино, потому что, видев бедствие их, продолжало делать, что было причиной бедствий. Почему Пророку повелевается предвозвестить им; ибо сказано:

Иер.3:12. Иди, и прочти словеса та к северу: и речеши: обратися ко Мне доме Израилев,

глаголет «Господь: и не утвержду лица Моего на вас, яко милостив Аз есмь», глаголет «Господь, и не прогневаются на вы во веки». Человеколюбие Владыки безмерно; ибо после многих беззаконий требует одного покаяния; показывает же и способ оного.

Иер.3:13. Обаче веждь беззаконие твое, яко в Господа Бога твоего

нечествовала «еси». Ибо начало здравия – ощущение недуга.

«И расточила еси пути твоя чуждим». Оставив Бога, Господа, Творца и Благодетеля, прилепилась к чуждым. Кто же сии чуждые?

«Под всяким древом листвяным». Показал бесплодность обольщения, потому что обоготворенные растения безплодны.

«Гласа же Моего не послушала еси», глаголет «Господь». Ибо в законе сказано: «да не будут тебе бози инии разве Мене» (Исх.20:3).

Иер.3:14. Обратитеся сынове отступившии, глаголет Господь.

И отступивших, по неизреченной Своей благости, именует сынами.

«Яко Аз возобладаю вами». Снова приложу о вас старание, и сподоблю вас всякого попечения.

«И поиму вы единаго от града, и двух от племен, и введу вас в Cион». (Иер.3:15). «И дам вам пастыри по сердцу Моему, и упасут вас пасущие» «разумом». Сие прообразовательно исполнилось при Зоровавеле; потому что Иудеи возвратились при цари персидском Кире, имея пастырями Зоровавеля, сына Салафиилева, и Иисуса, сына Иоседекова, священника великого. Обоих же украшали благочестие и правота. В самой же действительности пророчество сие прияло конец по вочеловечении Бога и Спасителя нашего; потому что Владыка из Иудеев избрал священных Апостолов, «единаго от града, и двух от племене», и поставил их пастырями по сердцу Своему. Потому и божественному Петру сказал: «Симоне Ионин, любиши ли Мя? Паси овцы Моя» (Ин.21:16). А что пророчество имеет такой смысл, свидетельствует о сем последующее.

Иер.3:17. Во дни оны, и во время оно, нарекут Иерусалима, престол Господень, и соберутся к нему вси язы́цы во имя Господне во Иерусалим, и не пойдут ктому во след похотей сердца своего злого.

Сие не исполнилось по возвращение из Вавилона; потому что народы не оставили тогда нечестия.

По воплощении же Бога и Спасителя нашего божественные Апостолы в целую вселенную пронесли спасительную проповедь. И служившие прежней прелести оставили оную, поклоняются Богу всяческих и все стекаются во Иерусалим, как к Божию престолу. Пророк извещает после сего, что, по возвращении из Вавилона, колена Израильские не разделятся уже опять на два царства, но соединятся воедино, и будут обладать отечественной землей. Потом, обрадованный благими обетованиями, говорит он:

Иер.3:19. Аз же рех: да будет Господи.

Пророк, сказав сие в то время, как изрекалось Божие обетование, оканчивает оное.

«Яко положу тя в чада». Снова, говорит Бог, наречетесь Моими чадами.

«И дам тебе землю избранную, достояние» именитое «Бога Вседержителя языков». Так назвал Пророк землю обетованную, Самого же Бога наименовал «Вседержителем языков», научая, что всех Он Бог и всех Творец, что и язычники сподобятся боговедения, и на них снизойдет благодать Духа. Потому советует приобрести любовь, какую имеют дети к отцу, и воспользоваться Божиим о них попечением. Потом жалуется, что не только десять колен, но и колено Иудино, соревновали жене прелюбодейной, сделавшейся преступной пред мужем, и нарушившей завет с женихом (Иер.3:20). Предсказывает же и покаяние десяти колен, потому что бедствия во время плена привели их в чувство своего беззакония. Ибо говорит:

Иер.3:21. Глас из устен слышан бысть плача и моления сынов Израилевых, яко беззаконноваша в путех своих, забыша Бога святаго своего.

Увидев же покаяние, Бог увещавает пребыть в нем, и говорит:

Иер.3:22. Возвратитеся сынове возвращающиися, и исцелю сокрушения ваша.

Не только же обещает исцеление, но и научает, какие должно произнести слова, и как бы говорит: скажите так:

«Се, раби мы будем Тебе, Ты бо еси Господь Бог наш». Отрекаемся от заблуждения, гнушаемся служением демонам; знаем Тебя единого и Господа и Бога.

Иер.3:23. Истинно лживи быша холми, и множество гор, токмо Господем Богом нашим спаceниe

дому Израилеву. На самом опыте дознали мы, что Ты один податель благ; а рощи и холмы вредны и гибельны.

Иер.3:24. Студ же пояде труды отцев наших от юности их, пожигающих овцы их, и сыны их, и дщери их.

Сим показал, какое чрезмерное чествование воздавали идолам; потому что, кроме волов и овец, сожигали сыновей и дочерей, а также и то, что, не только не получили от сего никакой пользы, но, сверх погибели душ, понесли стыд. Ибо сие говорит в присовокупляемом.

Иер.3:25. Уснухом в постыдении нашем, и покры нас безчестие наше, яко Господу Богу нашему согрешихом, мы и отцы наши, от юности нашей даже до сего дне, и не послушахом гласа Господа Бога нашего».

И божественный Апостол говорит, что плод греха есть стыд. Сказует же так: «кий убо тогда иместе плод, о нихже ныне стыдитеся» (Рим.6:21)?


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 6. — Типография В. Готье, 1859. — 776 с. / Толкование на пророка Иеремию 105-315 с.

Комментарии для сайта Cackle