блаженный Феодорит Кирский

Толкование на пророка Иеремию

Глава 3

После сего рассуждает так: всякая жена, оста­вившая мужа, и вступившая в брак с другим, не может возвратиться к первому мужу, потому что запрещает сие закон. Но ты, оставив Меня, который сопряжен был с тобою по закону, сопряглась с нечестивыми демонами, а потом, как скоро почувствовала вред, возвратилась ко Мне, и Я не отвергнул тебя. Если же думаешь, что говорю это просто, то

Иер.3:2. Воздвигни очи твои на правоту, и виждь где не смесилася еси,

т.е. где не осквернилась? Сие говорит Бог и устами Иезекииля: и нашел «тя смешену в крови твоей» (Иезек. 16, 6.). Так перевел и сирский толковник. Далее же Пророк говорит, что не только принимала приходящих, но сама выходила отыскивать, и, «аки врана сидела на nymex», ожидая их появления, и наполнила землю сквернами, вместо единаго пастыря имея многих; "многими" же «пастырями» назвал идолов. Ибо сии отцы лжи, как, восхитив себе божеское наименование, назвались богами, так и пастырями наименовались, хищнически присвоив себе имя истиннаго пастыря.

Иер.3:3. Лице жены блудницы бысть тебе не хотела еси постыдетися ко всем.

Как торгуюшия красотою не имеют уже на челе своем стыда, и одинаково отдаются всякому, так и ты ни к кому не сохранил благорасположения, но, получив от Меня обилие благ, послужил идолам; и подвергшись 6едствиям и восчувствовав бессилие идолов, стал просить Моей помощи.

Иер.3:4. Не аки ли домом Мене нарекла еси, и отцем и вождем детства твоего?

Не Мне ли давал ты древле сии родственныя именования, называя Меня, то отцем, то мужем девства, то домом прибежища? Ибо так говорит и блаженный Давид: «буди ми в Бога защитителя, и в дом прибежища, еже спасти мя» (Псал. 30, 3.).

Иер.3:5. Еда пребудет во век?

т.е. твоя ложь и шутливость речей.

«Или сохранится в победу?» Ужели думаешь, что сам преодолеешь и победишь? Потом говорит с укоризною.

«Сия глагола еси», «и сотворила» «еси злая, и воз­могла еси», т.е. думал посмеяться и бежать, от­важившись на такия беззакония. После сего Пророк извещает о том, что Бог изрек ему во дни царя Иoсии:

Иер.3:6. Видел ли еси, яже сотвори Ми дом Израилев?

Поелику Иудеи удалились, и за то были в рабстве в Вавилоне; то Бог открывает Про­року справедливость наказания.

«Поидоша на всяку гору высоку», и под «всяко древо листвяно, и соблудиша тамо». Потом показывает благость Свою и долготерпенье Свое.

Иер.3:7. И рекох: по внегда любодействовати ему во всех cux, ко Мне обратися, и не обратися.

Поэтому Иудеи произвольно навлекли на себя гибель, в начале не возлюбив жизни по закону, и после нечестия не восхотев обратиться. Этим Пророк усиливаете обвинение колена Иудина.

«И виде преступление его преступница Иудея сестра его». (Иер.:8) «И видех, яко о всех, в нихже ять бысть, в нихже любодействова дом Израилев; и отпустих его, и дах ему книгу распустную в руце его: обаче не убояся преступница Иудея», «сестра его, но идег и соблудила есть и та». Видев, говорит Пророк, лукавство сестры своей и наказание, наложенное на нее за это, не уклонилась от подражания лукавству, но пошла по следам ея.

Иер.3:9. И бысть ни во что блуд ея.

Ибо полагала, что не делает ничего беззаконного. "Блудом" же называет Пророк идолослужение; потому что, оставив Бога, Который именовался женихом, стала служить идолам.

«И оскверни» убийствами "землю", принося дитей в жертву демонам, и «соблудила есть с каменем и с древом». Сим Пророк привел в ясность, почему обвинил в блуде. Потом пространнее говорит о том, что не возгнушалась нечестием сестры, увидя конечную ея гибель, и что десять колен имеют больше несколько извинения, нежели колено Иудино, потому что, видев бедствие их, продолжало делать, что было причиною бедствий. Почему Пророку повелевается предвозвестить им; ибо сказано:

Иер.3:12. Иди, и прочти словеса та к северу: и речеши: обратися ко Мне доме Израилев,

Глаголет «Господь: и. не утвержду лица Моего на вас, яко милостив Аз есмь», глаголет «Господь, и не прогневаются на вы во веки». Человеколюбие Владыки безмерно; ибо после многих беззаконий тре­бует одного покаяния; показывает же и способ онаго.

Иер.3:13. Обаче веждь беззаконие твое, яко в Го­спода Бога твоего

нечествовала "еси". Ибо начало здравия – ощущение недуга.

«И расточила еси пути твоя чуждим». Оставив Бога, Господа, Творца и Благодетеля, прилепилась к чуждым. Кто же сии чуждые?

«Под всяким древом листвяным». Показал безплодность обольщения, потому что обоготворенныя растения безплодны.

«Гласа же Моего не послушала еси», глаголет "Господь". Ибо в законе сказано: «да не будут тебе бози uниu разве Мене» (Исх. 20, 3).

Иер.3:14. Обратитеся сынове отступившии, гла­голет Господь.

И отступивших, по неизреченной Своей благости, именует сынами.

«Яко Аз возобладаю вами». Снова приложу о вас старание, и сподоблю вас всякаго попечения.

«И поиму вы единаго от града», и «двух от племен, и введу вас в Cион». (Иер.:15). «И дам вам пастыри по сердцу Моему, и упасут вас пасущие» "разумом". Сие прообразовательно исполнилось при Зоровавеля; потому что Иудеи возвратились при цари персидском Кире, имея пастырями Зоровавеля, сына Салафиилева, и Иисуса, сына Иоседекова, священника великаго. Обоих же украшали благочестие и право­та. В самой же действительности пророчество сие прияло конец по вочеловечении Бога и Спасителя нашего; потому что Владыка из Иудеев избрал священных Апостолов, «единаго от града, и двух» "от" "племене", и поставил их пастырями по сердцу Своему. Потому и божественному Петру сказал: «Си­моне Ионин, любиши ли Мя? Паси овцы Моя» (Иоанн 21, 16). А что пророчество имеет такой смысл, свидетельствует о сем последующее.

Иер.3:17. Во дни оны,

и во время оно, «нарекут Иерусалима, престол Господень, и соберутся к нему еси язы́цы во имя Господне во Иерусалим», «и не пойдут ктому во след похотей сердца своего» злаго. Сие не исполнилось по возвращение из Ва­вилона; потому что народы не оставили тогда не­честия.

По воплощении же Бога и Спасителя нашего божественные Апостолы в целую вселенную про­несли спасительную проповедь. И служившие преж­ней прелести оставили оную, поклоняются Богу всяческих и все стекаются во Иерусалим, как к Божию престолу. Пророк извещаете после сего, что, по возвращении из Вавилона, колена Израильския не разделятся уже опять на два царства, но соединятся во едино, и будут обладать отечествен­ною землею. Потом, обрадованный благими обетованиями, говорит он:

Иер.3:19. Аз же рех: да будет Господи.

Пророк, сказав сие в то время, как изрекалось Божие обетование, оканчивает оное.

«Яко положу тя в чада». Снова, говорит Бог, наречетесь Моими чадами.

«И дам тебе землю избранную, достояние» име­нитое «Бога Вседержителя языков». Так назвал Пророк землю обетованную, Самаго же Бога наименовал «Вседержителем языков», научая, что всех Он Бог и всех Творец, что и язычника сподобятся боговедения, и на них низойдет благо­дать Духа. Потому советует приобрести любовь, какую имеют дети к отцу, и воспользоваться Божиим о них попечением. Потом жалуется, что не только десять колен, но и колено Иудино, соревновали жене прелюбодейной, соделавшейся преступ­ною пред мужем, и нарушившей завет с женихом. Предсказывает же и покаяние десяти колен, потому что бедствия во время плена привели их в чувство своего беззаконии. Ибо говорит:

Иер.3:21. Гласи из устен слышан бысть плача и моления сынов Израилевых, яко беззаконноваша в путех своих, забыша Бога святого своего.

Увидев же покаяние, Бог увещавает пребыть в нем, и говорит:

Иер.3:22. Возвратитеся сынове возвращающиися,

и «исцелю сокрушения ваша». Не только же обещает исцеление, но и научает, какия должно произнести слова, и как бы говорить: скажите так:

«Се раби мы будем Тебе, Ты бо еси Господь Бог наш». Отрекаемся от заблуждения, гнушаемся служением демонам; знаем Тебя единаго и Госпо­да и Бога.

(23.) «Истинно лживи быша холми», «и множе­ство гор, токмо Господем Богом нашим спаceнue» дому Израилеву. На самом опыте дознали мы, что Ты один податель благ; а рощи и холмы вред­ны и гибельны.

Иер.3:25. Студ же пояде труды отцев наших от юности и

х, пожигающих «овцы их, и сыны их», и "дщери их". Сим показал, какое чрезмерное чествование воздавали идолам ; потому что, кроме волов и овец, сожигали сыновей и дочерей, а так­же и то, что, не только не получили от сего ни­какой пользы, но, сверх погибели душ, понесли стыд. Ибо сие говорить в присовокупляемом.

Иер.3:25. Уснухом в постыдении нашем, и покры нас безчестие наше

, «яко Господу Богу нашему согрешихом, мы и отцы наши, от юности на­шей даже до сего дне, и не послушахом гласа Господа Бога нашего». И божественный Апостол говорит, что плод греха есть стыд. Сказует же так: «кий убо тогда иместе плод, о нихже ныне стыдитеся» (Римл. 6, 21)?


Комментарии для сайта Cackle