блаженный Феодорит Кирский

Толкование на пророка Иеремию

 Глава 3Глава 4Глава 5 

Глава 4

Так научив их молиться, обещает им наслаждение благами, если предадут забвению идолов (ибо их называет (Иер.:1) «мерзостями)», и вместо них воздадут чествование истинному Богу, так что и клясться будут не идолами, но Богом, изрекая истину, а не ложь. Ибо сие говорит Пророк:

Иер.:2. Аще кленешися, живет Господь во истине, в суде

и «в правде». Но в священном Евангелии дан закон боле сего совершенный: «речено бысть древним: не во лжу кленешися, воздаси же Господеви клятвы твоя. Аз же глаголю вам не клятися всяко» (Mф. 5, 33. 34.). Иудеям же, как немощным, повелевается клясться Самим Богом, чтобы, навыкнув клятве, научились покланяться Ему единому. Дает же обетование, что, когда будет сие, «Благословят в нем языцы, и в нем восхва­лят Бога во Иерусалиме». Ибо когда Израильтяне были благочестивы, тогда многие из соседних народов научились у них благочестию. После сего обращает слово от Израиля к Иуде, и говорит:

Иер.:3. Поновите себе поля, и не сейте на тернии,

то есть, возделайте души ваши, с корнем истор­гните память об идолах. Ибо их называет «терниями».

Иер.:4. Обрежитеся Богу вашему.

Потом научает, каково должно быть обрезание Богу.

«И обрежите» краеобрезание сердца вашего, «мужие Иудины, и обитающии во Иерусалиме». Ясно научил, что обрезание видимое есть прообраз обрезания сокровеннаго, и что при обрезании внутреннем из­лишне обрезание телесное. Сим-то возбудившись, божественный Апостол написал Римлянам: «не бо иже яве, Иудей есть, ни еже яве во плоти, обрезание: но» «иже в тайне Иудей, и обрезание сердца духом, не писанием: ему же похвала не от человека, но от Бога» (Римл. 2, 28. 29.). Ибо слышал, что Бог глаголет устами Пророка: «обре­житеся Богу вашему, и обрежите» краеобрезание сердца вашего, «мужие Иудины», «и обитающии во Иерусалиме».

«Да не изыдет яко огнь ярость Моя, и возгорит­ся, и не будет угашаяй», от лица «лукавства начинаний ваших». Ибо вы одни, покаявшись, можете угасить сей огнь. Если же вы неупотребите покаяния; никто не в состоянии избавить от наказания. Но устрашая их, повелевает сказать Иерусалиму и всему

колену Иудину, чтобы вострубили трубою, и всем дали знать о нападении врагов, и чтобы спасались бегством в укрепленные города, преимущественно же в Сион, как боее твердый. И повелевает поспешать, говоря:

Иер.:6. Потщитеся, не стойте, яко злая Аз навожду от севера, и compение велико.

Сказует же сие приточно, и Навуходоносора называет (Иер.:7) «львом», Вавилон-«ложем», и говорит, что Навуходоносор устремится из Вавилона, пожжет города, опусто­шит страны.

(Иер.:8). Поэтому «препояшитеся во вретища,и плачите, и рыдайте, яко не отвратися гнев ярости Господни от вас». Предсказывает также боязнь царя Иоакима, после него Иехонии, и последнего – Седекии. Предсказывает и страх начальников и священников. И после сего говорит Пророк Владыке:

Иер.:10. Еда обольстил еси люди

Божии «и Иерусалима, рекий: мир будет вами, и се пройде мечь даже до души их?» Пророк сказал это не потому, что так было действительно; но поелику обкидали мир лжепророки, говоря, что мир Богом возвещен, то, обличая их ложь, Пророк выразился сими словами:

Иер.:11. Во время оно речется людем сим и Иерyсалиму: дух заблуждения в пустыни, путь дщере людей Моих, не ко очищению, ниже во святое.

Иер.:12. Дух исполнения, от сих приидет Мне.

Во время бедствий, говорит Пророк, на самом опыте дознают, что устами лжепророков вещал «дух заблужденья», а не Дух чистый и святый, не «Дух» «исполнения», т. е. не Дух восполняющий Троицу. От сих-то лжепророков пришли на тебя настоя­щия бедствия.

И «ныне Аз возглаголю суды Моя к ним», т.е. изображу 6едствия, каия по справедливости на­веду на них. И исчисляет сии бедствия, уподобляя колесницы облаку и вихрю, а быстроту коней – орлам. Предсказывает и будущий плачь.

Иер.:13. Горе нам, яко бедствуем.

И поели сего советует в покаянии искать спасения; ибо говорит:

Иер.:14. Омый от лукавства сердце твое Иерycaлиме, да спасешися: доколе будут в тебе помышления

твои лукавы. Ибо лукавство помышлений стало для тебя причиною сих зол.

Иер.:15. Глас бо возвещающаго от Дана npиuдет, и слышана будешь болезнь от горы Ефре­ма. Даном

называлась нынешняя Панеада. Город сей был в земле Израильской, как свидетельствует история Царств «от» «Дана даже и до Вирcaвии» (1Цар. 3, 20.). Пансада же и гора Ефремова находятся на север от Иерусалима. И отсюда шел царь вавилонский, о чем свидетельствуют и сей са­мый Пророк и четвертая книга Царств; она сказует, что Навуходоносоровы воины отвели пленных в Ревлафу Эмафскую (4Цар. 25, 6. Иер. 39,5); а Ревлафа есть селение при городе называемом Эмесом; из чего видно, что Эмафом Пророк называет великий Эмес. Есть же и другой Эмаф – Епифания. Ибо так и доныне называется на туземном языке. Посему бегущие оттуда принесли горестные вести.

Иер.:16. Се полцы идут от земли дальния, и даша награды Иудины глас свой.

(Иер.:17). «Аки стражи сельнии быша над ним окрест». Как cтрегущие посевы или виноградники стерегут со всем тщанием, и запрещают путникам проходить чрез них: так Вавилоняне будут держать в осаде Иерусалим, и не позволят никому спастись бегством. Извещают же и Пророк и четвертая кни­га Царств, что Вавилоняне построили вокруг Иерусалима бойницы из четырепяденных камней, что­бы никто из жителей не мог у идти. И cиc потер­пишь, говорит Пророк.

«Яко пренебрегл Мя еси,глаголет Господь». (Иер.:18). «Пути твоя и начинания твоя сотвориша тебе сия: сие лукавство твое, понеже горько, яко прикоснеся сердцу твоему». Понесешь наказание достой­ное своей дерзости, и пожнешь, что сам посеял. Предсказав это, Пророк болезнует о них, сетует и говорит, что «чрево» его «и чувства сердца» его болят; и уподобляется он матери, терзающей­ся о гибели детей.

Иер.:19. Смущается душа моя,

говорит он, «тер­зается сердце мое: не умолчу, яко глас трубы услышала душа моя, вопль рати и беды:» (Иер.:20) «сотрение призывается». Ибо сие означает труба, и сии предвещает бедствия. Сказует же, что и земля опу­стела, «жилище» разорено, и (20«)» «кожи расторгошася». А сим дает разуметь разорение города. Описывает множество бегущих, и от лица Божия говорит:

Иер.:22. Понеже вожди людей

Моих «Меня не познаша: сынове буии суть и безумнии». И чтобы не почел их кто достойными извинения, как вовсе лишенных ума, немедленно присовокупил:

«Мудри суть, еже творити злая, благо оке творити не познаша». Ибо всего горестнее то, что ни­мало не воспользовались благоразумием, как упи­вающееся вином и убивающие людей оружием.

Иер.:23. Воззрех на землю

, и «се ничтоже», «и на небо, и не бе света его». (Иер.:24). «Видех горы, и тре­петаху, и вси холмы возмутишася. (Иер.:25)». «Воззрех, и се не бе человека, и вся птицы небесныя ужасахуся». Так обыкновенно бывает с подвергаю­щимися бедствиям; им и свет кажется не светом, и день не днем, и сладкое не сладким; для них все превращается в противоположное.

Иер.:26. Видех, и се Кармил пусть, и еси града сожжени огнем от лица Господня, и от лица гнева Его погибоша.

Вероятно, что и самый Кар­мил опустошен был в нашествие врагов. Но думаю, что «Кармилом» здесь в переносном смы­сле именуется Иерусалим, по многочисленности его жителей.

Иер.:27. Сия глаголет Господь: пуста будет вся земля, скончания же не сотворю.

Словом: «вся зем­ля» означает Палестину; и обещает возвращение. Потом повелевает:

Иер.:28. О сих да плачет земля, и да помрачит­ся небо свыше, понеже глаголах;

потому что тварь согласуется с Творцем.

Ополчился2 и «не раскаюся». Cиë «не раскаюся» сказано человекообразно, в значении: заблагорассудил наказать; Божество же бесстрастно.

«Устремихся, и не отвращуся от него», т. е. от устремления. Показывает же, какое это устрем­ление, а именно, что, убоявшись всадников и стрелков, все обратились в бегство; и одни пытались искать спасения в горах, другие в рощах, и многие, оставив города, заняли вершины гор. Потом Пророк обращает речь к Иерусалиму.

Иер.:30. Ты же запустелая что сотвориши

? т.е. куда скроешься, какое займешь место?

«Аще облечешися в багряницу, и украсишися монисты златыми, аще намажеши стисием очи твои, всуе украшение твое: отринуша тя любов­ницы твои, души твоея ищут». Иудеи в праздне­ства демонския имели обычай наряжаться. Пророк напоминает им о сем украшении, и вразумляет, что все это бесполезно и вредно; потому что ника­кой помощи не получили от демонов, лучше же сказать, демоны для них стали причиною сих бедствий.

Иер.:31. Гласе, яко родящия, слышах стенания тво­его, аки первородящия.

Сим подобием изобразил меру болезни.

«Горе мне, яко исчезает душа моя над убиенными». Пророк исполняет божественный закон – плакать с плачущими (Римл. 12, 15), и болезнует вместе с наказуемыми.

А мы, остановившись на сем, просим будущих читателей книги бегать демонской прелести, и во всем угождать Богу. Ибо в таком только случав возможем, и в настоящей жизни пользоваться Его о нас промышлением сподобиться будущих благ, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа. С Ним Отцу и Всесвятому Духу слава, честь и держава, ныне и всегда, и во веки веков! Аминь.

* * *

2

У седмидесяти сие слово не читается; с еврейского: помыслил.


 Глава 3Глава 4Глава 5