блаженный Феодорит Кирский

Глава 4

Так научив их молиться, обещает им наслаждение благами, если предадут забвению идолов (ибо их называет (Иер.4:1) «мерзостями»), и вместо них воздадут чествование истинному Богу, так что и клясться будут не идолами, но Богом, изрекая истину, а не ложь. Ибо сие говорит Пророк:

Иер.4:2. Аще кленешися, живет Господь во истине, в суде и в правде.

Но в священном Евангелии дан закон боле сего совершенный: «речено бысть древним: не во лжу кленешися, воздаси же Господеви клятвы твоя. Аз же глаголю вам не клятися всяко» (Мф.5:33,34). Иудеям же, как немощным, повелевается клясться Самим Богом, чтобы, навыкнув клятве, научились поклоняться Ему единому. Дает же обетование, что, когда будет сие, «Благословят в нем язы́цы, и в нем восхвалят Бога во Иерусалиме». Ибо когда Израильтяне были благочестивы, тогда многие из соседних народов научились у них благочестию. После сего обращает слово от Израиля к Иуде, и говорит:

Иер.4:3. Поновите себе поля, и не сейте на тернии,

то есть, возделайте души ваши, с корнем исторгните память об идолах. Ибо их называет «терниями».

Иер.4:4. Обрежитеся Богу вашему.

Потом научает, каково должно быть обрезание Богу.

«И обрежите» краеобрезание сердца вашего, «мужие Иудины, и обитающии во Иерусалиме». Ясно научил, что обрезание видимое есть прообраз обрезания сокровенного, и что при обрезании внутреннем излишне обрезание телесное. Сим-то возбудившись, божественный Апостол написал Римлянам: «не бо иже яве, Иудей есть, ни еже яве во плоти, обрезание: но иже в тайне Иудей, и обрезание сердца духом, не писанием: ему же похвала не от человека, но от Бога» (Рим.2:28,29). Ибо слышал, что Бог глаголет устами Пророка: «обрежитеся Богу вашему, и обрежите» краеобрезание сердца вашего, «мужие Иудины, и обитающии во Иерусалиме».

«Да не изыдет яко огнь ярость Моя, и возгорится, и не будет угашаяй», от лица «лукавства начинаний ваших». Ибо вы одни, покаявшись, можете угасить сей огонь. Если же вы не употребите покаяния; никто не в состоянии избавить от наказания. Но устрашая их, повелевает сказать Иерусалиму и всему колену Иудину, чтобы вострубили трубой (Иер.4:5), и всем дали знать о нападении врагов, и чтобы спасались бегством в укрепленные города, преимущественно же в Сион, как более твердый. И повелевает поспешать, говоря:

Иер.4:6. Потщитеся, не стойте, яко злая Аз навожду от севера, и coтpение велико.

Сказует же сие приточно, и Навуходоносора называет (Иер.4:7) «львом», Вавилон – «ложем», и говорит, что Навуходоносор устремится из Вавилона, пожжет города, опустошит страны.

(Иер.4:8). Поэтому «препояшитеся во вретища,и плачите, и рыдайте, яко не отвратися гнев ярости Господни от вас». Предсказывает также боязнь царя Иоакима, после него Иехонии, и последнего – Седекии. Предсказывает и страх начальников и священников. И после сего говорит Пророк Владыке:

Иер.4:10. Еда обольстил еси люди Божии и Иерусалима, рекий: мир будет вами, и се, пройде меч даже до души их?

Пророк сказал это не потому, что так было действительно; но поелику обещали мир лжепророки, говоря, что мир Богом возвещен, то, обличая их ложь, Пророк выразился сими словами:

Иер.4:11. Во время оно речется людем сим и Иерyсалиму: дух заблуждения в пустыни, путь дщере людей Моих, не ко очищению, ниже во святое.

Иер.4:12. Дух исполнения, от сих приидет Мне.

Во время бедствий, говорит Пророк, на самом опыте дознают, что устами лжепророков вещал «дух заблуждения», а не Дух чистый и святой, не «Дух исполнения», т. е. не Дух восполняющий Троицу. От сих-то лжепророков пришли на тебя настоящие бедствия.

И «ныне Аз возглаголю суды Моя к ним», т.е. изображу 6едствия, какие по справедливости наведу на них. И исчисляет сии бедствия, уподобляя колесницы облаку и вихрю, а быстроту коней – орлам. Предсказывает и будущий плач.

Иер.4:13. Горе нам, яко бедствуем.

И после сего советует в покаянии искать спасения; ибо говорит:

Иер.4:14. Омый от лукавства сердце твое Иерycaлиме, да спасешися: доколе будут в тебе помышления

твои лукавы. Ибо лукавство помышлений стало для тебя причиною сих зол.

Иер.4:15. Глас бо возвещающаго от Дана npиидет, и слышана будет болезнь от горы Ефрема. Даном

называлась нынешняя Панеада. Город сей был в земле Израильской, как свидетельствует история Царств «от Дана даже и до Вирcaвии» (1Цар.3:20). Панеада же и гора Ефремова находятся на север от Иерусалима. И отсюда шел царь вавилонский, о чем свидетельствуют и сей самый Пророк и четвертая книга Царств; она сказует, что Навуходоносоровы воины отвели пленных в Ревлафу Эмафскую (4Цар.25:6; Иер.39:5); а Ревлафа есть селение при городе называемом Эмесом; из чего видно, что Эмафом Пророк называет великий Эмес. Есть же и другой Эмаф – Епифания. Ибо так и доныне называется на туземном языке. Посему бегущие оттуда принесли горестные вести.

Иер.4:16–17. Се, полцы идут от земли дальния, и даша на грады Иудины глас свой. Аки стражи сельнии быша над ним окрест.

Как стерегущие посевы или виноградники стерегут со всем тщанием, и запрещают путникам проходить чрез них: так Вавилоняне будут держать в осаде Иерусалим, и не позволят никому спастись бегством. Извещают же и Пророк и четвертая книга Царств, что Вавилоняне построили вокруг Иерусалима бойницы из четырепяденных камней, чтобы никто из жителей не мог уйти. И cие потерпишь, говорит Пророк.

Иер.4:18. Яко пренебрегл Мя еси, глаголет Господь. Пути твоя и начинания твоя сотвориша тебе сия: сие лукавство твое, понеже горько, яко прикоснеся сердцу твоему.

Понесешь наказание достойное своей дерзости, и пожнешь, что сам посеял. Предсказав это, Пророк болезнует о них, сетует и говорит, что «чрево его и чувства сердца» его болят; и уподобляется он матери, терзающейся о гибели детей.

Иер.4:19–20. Смущается душа моя, говорит он, терзается сердце мое: не умолчу, яко глас трубы услышала душа моя, вопль рати и беды: сотрение призывается.

Ибо сие означает труба, и сии предвещает бедствия. Сказует же, что и земля опустела, «жилище» разорено, и (Иер.4:20) «кожи расторгошася». А сим дает разуметь разорение города. Описывает множество бегущих, и от лица Божия говорит:

Иер.4:22. Понеже вожди людей

Моих «Меня не познаша: сынове буии суть и безумнии». И чтобы не почел их кто достойными извинения, как вовсе лишенных ума, немедленно присовокупил:

«Мудри суть, еже творити злая, благо же творити не познаша». Ибо всего горестнее то, что нимало не воспользовались благоразумием, как упивающиеся вином и убивающие людей оружием.

Иер.4:23. Воззрех на землю, и се, ничтоже, и на небо, и не бе света его.

(Иер.4:24). «Видех горы, и трепетаху, и вси холмы возмутишася.» (Иер.4:25) «Воззрех, и се, не бе человека, и вся птицы небесныя ужасахуся». Так обыкновенно бывает с подвергающимися бедствиям; им и свет кажется не светом, и день не днем, и сладкое не сладким; для них все превращается в противоположное.

Иер.4:26. Видех, и се, Кармил пуст, и вси грады сожжени огнем от лица Господня, и от лица гнева Его погибоша.

Вероятно, что и сам Кармил опустошен был в нашествие врагов. Но думаю, что «Кармилом» здесь в переносном смысле именуется Иерусалим, по многочисленности его жителей.

Иер.4:27. Сия глаголет Господь: пуста будет вся земля, скончания же не сотворю.

Словом: «вся земля» означает Палестину; и обещает возвращение. Потом повелевает:

Иер.4:28. О сих да плачет земля, и да помрачится небо свыше, понеже глаголах;

потому что тварь согласуется с Творцем.

Ополчился 2 и «не раскаюся». Cие: «не раскаюся» сказано человекообразно, в значении: заблагорассудил наказать; Божество же бесстрастно.

«Устремихся, и не отвращуся от него», т. е. от устремления. Показывает же, какое это устремление, а именно, что, убоявшись всадников и стрелков, все обратились в бегство; и одни пытались искать спасения в горах, другие в рощах, и многие, оставив города, заняли вершины гор. Потом Пророк обращает речь к Иерусалиму.

Иер.4:30. Ты же, запустелая, что сотвориши?

т.е. куда скроешься, какое займешь место?

«Аще облечешися в багряницу, и украсишися монисты златыми, аще намажеши стисием очи твои, всуе украшение твое: отринуша тя любовницы твои, души твоея ищут». Иудеи в празднества демонские имели обычай наряжаться. Пророк напоминает им о сем украшении, и вразумляет, что все это бесполезно и вредно; потому что никакой помощи не получили от демонов, лучше же сказать, демоны для них стали причиною сих бедствий.

Иер.4:31. Гласе, яко родящия, слышах стенания твоего, аки первородящия.

Сим подобием изобразил меру болезни.

«Горе мне, яко исчезает душа моя над убиенными». Пророк исполняет божественный закон – плакать с плачущими (Рим.12:15), и болезнует вместе с наказуемыми.

А мы, остановившись на сем, просим будущих читателей книги бегать демонской прелести, и во всем угождать Богу. Ибо в таком только случае возможем, и в настоящей жизни пользоваться Его о нас промышлением сподобиться будущих благ, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа. С Ним Отцу и Всесвятому Духу слава, честь и держава, ныне и всегда, и во веки веков! Аминь.

* * *

2

У семидесяти сие слово не читается; с еврейского: помыслил.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 6. — Типография В. Готье, 1859. — 776 с. / Толкование на пророка Иеремию 105-315 с.

Комментарии для сайта Cackle