блаженный Феодорит Кирский

Толкование на пророка Иеремию

 Глава 1Глава 2Глава 3 

Глава 2

После сего дается Пророку повеление, жителям Иерусалима сказать:

Иер.2:1. Cия глаголет Господь:

(Иер.:2). «помянух ми­лость юности твоея, и любовь совершенства твоего, егда последовал еси Святому Израилеву в пустыни», в земле ненасеянной«, глаголет Господь. Юностию» нарек начало призвания Иудеев. Ибо тогда Израильтяне, бедствуя в Египте, «востенаша» (Исход. 2, 23.), и Бог умилосердился, и употребив в служение Моисея, освободил их. Слова: «любовь совершенства твоего» употреблены в укоризну; потому что Иудеи никогда не имели совершенной «любви» к Благодетелю. Сие же откры­вает нам и песнописец Давид; ибо говорит: «возлюбиша Его усты своими, и языком своими солгаша Ему: сердце же их не бе право с Ним, ниже уверишася в завете Его» (Псал. 77, 36. 37).

Иер.2:3. Свят Израиль Господеви,

т. е. издревле я предпочел тебя другим народам, и стал ты именоваться Моим народом. Так сказал и блаженный Моисей: «и бысть часть Господня, людие Его Иаков: уже наследия Его Израиль» (Втор.32, 9.).

«Начаток плодов Его». Ибо преимущественно пред всеми другими избрал его, почему и Фара­ону сказал: «сын Мой первенец Израиль» (Исх. 4, 22.); и устами другаго Пророка говорит так: «яко же грезн в пустыни обретох Израиля, и яко» плод ранний «на смоковнице», обрел отцы «их» (Ос. 9, 10.).

«Вси поядающии его согрешать: злая» наведу «на них», глаголет «Господь». Ибо ратующие против Израиля ратовали, не как служащие Богу, но как предполагавшие, что превозмогут самого Бога. Так и Сеннахирим говорил: «да не прельщает Бог твой тебе, на Него же уповал еси, глаголя» спасет Господь Иерусалим от руки моей (Иса. 37, 10). Посему-то Бог сим ратующим угрожает наказанием, потом говорит всему народу:

Иер.2:5. Кое обретоша отцы ваши во Мне погрешение? яко удалишася от Мене, и ходиша во след суетных, и осуетишася.

Кто в состоянии по достоинству воспеть человеколюбие Владыки? Ибо не судить как Судия, но как повинный при­носит оправдание, и хочет, чтобы обличили Его, если должен был что сделать, и не сделал. И Всесвятый Бог беззаконным людям говорит: в чем Я погрешил? В чем поступил несправед­ливо? Говорите, обличайте. В чем могли обвинить Меня отцы ваши, когда оставили Благодетеля, и стали служить рукотворенным идолам? Я освободил их от рабства египетскаго, путеводил их по земли непроходимой, в пустыне «безводной» даровал «им» поток обильных вод, ввел их в обетованную землю, производящую всякаго рода плоды. Ибо именем (Иер.:7) «Кармил» означена у Пророка вся обетованная земля. Но и сим воспользовавшись, не познали вы Благодетеля; напротив того подра­жали мерзости отцев. Потом произносит Бог обвинение каждому лицу отдельно.

Иер.2:8. Священницы не рекоша: где есть Господь?

Нечестивее всего то, что вожди сделались начальни­ками заблуждения.

«И держащии закон не видеша Мя». Здесь обвиняет книжников и учителей, которые, хотя толко­вали закон, однако же первые преступали его.

«И пастыри нечествоваша на Мя». Пастырями наименовал царей.

«И пророцы пророчествоваша в Ваала». Проро­ками называет лжепророков, равно как и богами тех, которые не суть боги.

«И последоваша» за тем, что бесполезно. Показал чрезмерность неразумия; потому что, оставив По­дателя всяких благ, служили зловредным идолам.

Иер.2:9. Сего ради еще судом претися имам

с ними, глаголет «Господь, и с сыны» сынов «препрюся». Не оставляет Своей умеренности, и не сказал: осужу вас и потомков ваших, но: «претися имам с вами» и с ними, т. е. буду су­диться, и обличу беззаконных. Показывая же чрез­мерность беззакония, повелевает исследовать образ жизни народов, и западных и восточных, и узнать, переменили ли отеческих богов которые либо из них. (Иер.:10). «Хеттимом» же называет Кипр и лежащие около него острова, и разумеет под ними западныя страны, а «Кидаром» именует населяющих пустыню, лежащую к солнечному восходу, и подразумевает восточныя страны; дает же знать, что они следуют отеческим обычаям и почитают богов, которых научились чество­вать, а Иудеи отреклись от истиннаго Бога. Посему говорить: (Иер.:12) «ужасеся небо», и вострепетала земля, не потому что стихии разумны, но потому что их, как совокупность тварей, призвал во свидетельство блаженный Моисей; ибо сказал: «вонми небо, и возглаголю, и да слышит земля глаголы уст моих» (Втор. 32, 1.).

Иер.2:13. Два зла сотвориша людие Мои: Мене оставиша источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушеныя, иже не

«возмогут воды содержати. Кладенцами сокрушеными» назвал идолов; потому что рукотворенный кладезь не имеет в себе ключевой воды, но принимает воду, нисшедшую из облаков и отвсюду стекшуюся. Если же он разорен и сокрушен, то и с неба собранную воду немедленно утрачивает. Таково свойство идолов; состав свой заимствуют они от вещества и искусства, но доставляемую ими красоту отнимает у идолов время. Истинный же Бог есть источник вечной жизни. Потом вопрошает:

Иер.2:14. Еда раб есть

Иаков, или «домочадец» Израиль? «Вскую бысть» в «пленение?» (Иер.:15). «На него рыкаша львове;» то есть, что Израиль освобожден от рабства египетскаго, узнали это все, и что управлялся он сам собою, пользуясь Моим о нем промышлением, – всем также было известно; потому что был он знаменит и славен. Посему, какая же причина пленения? Как подпал он власти нападших на него царей? Ибо «львами» назвал царей. О них говорит, что и землю разделили, и города сожгли. Потерпели же вы это, не от Ассириан только, но и от Египтян; ибо говорить еще:

Иер.2:16. Сынове Мемфиса и Тафны познаша тя, и поругашася тебе;

поругались те самые, которые за тебя потерпели всем известное бедствие, которых предал Я конечной гибели во глубине мор­ской. Потом объясняет причину бессилия Иудеев.

Иер.2:17. Не сия ли сотвори тебе то, яко оставил еси Мене? глаголет Господь Бог твой.

Потом указывает на начало отступления. В то время, как вел тебя по пустыне1, и едва избавлен ты был от Египтян, уже оставил ты Меня, и обоготворил тельца.

Иер.2:18. И ныне что тебе и пути египетскому! еже пити воду геонскую

, и «что тебе и» пути «ассирийскому, да пиеши воду речную?» Когда вели с ними войну Cирияне, призывали на помощь Ассириан; и когда ополчались на них Ассирияне, при­бегали к Египтянам. Ибо «Геоном» называете Нил.

Иер.2:19. Накажет тя отступление твое, и злоба твоя обличит тя: и увеждь, и виждь, яко зло и горько ти есть, еже оставити Мя, глаголет Господь Бог твой;

То есть, не Меня призывал ты на помощь, а их, поэтому им и предал тебя. Подобное сему потерпели и распявшие Спасителя. Ибо, отрекшись Его, сказали, что нет у них царя кроме Кесаря. Почему и предал их Кесарю.

Иер.2:20. Понеже от века сокрушил еси иго

твое, «и растерзал еси узы твоя, и рекл еси: не имам Тебе служити». Таковы давние твои замыслы; ибо издревле сокрушил ты иго закона, и последовал обычаям беззаконных народов, и житию по закону предпочел жертвенники и рощи.

Иер.2:21. Аз же насадих тя виноград плодоносен, весь истинен

. Не просто сказал: «весь», но поелику были между ними мужи благочестивые, божественные пророки и последовавшие им, – то как бы так говорит: желал бы я, чтобы и все вы были таковыми, потому что о всех равно прилагал попечение.

«Како превратился еси в горесть» Мне, «виноград чуждий!» Если бы пребыл истинным, то не был бы чуждым. Но поелику «превратился в горесть;» то называется уже не истинным, но чуждым. Так и великий Моисей сказал: «от виноградов бо Со­домских виноград их, и розга их от Гоморры: гроздь их, гроздь желчи, гроздь горести их» (Втор. 32, 32.). Потому и Владыке поднесли желчь. Но поелику поругали божественное насаждение, пре­вратили в горесть, и вместо грозда произрастили волчцы; то от них сущий по плоти Христос Себя именует истинною виноградною лозою, говоря: «Аз есмь лоза истинная» (Иоанн 15, 1.); а уверовавших в Него назвал «рождием» (Иер.:5).

Иер.2:22. Аще умыешися нитром, и умножиши себе

«травы борифовы, порочена еси» в неправдах «тво­их предо Мною», глаголет «Господь. Травою борифовою» именует произращаемыя землею очистительныя средства, а сим в переносном смысле дает знать, что не подзаконныя окропления освобождают от грехов, но искреннее покаяние и отложение лукавства. Поеле сего обличает бесстыдство Иудеев.

Иер.2:23. Како речеши: не осквернихся, и во след Ваала не ходих?

Потом показывает очевидность нечестия.

«Виждь пути твоя на месте многогробищном, и увеждь, что сотворил еси. Местом многогробищным» называет место, где воздвигнуты были надгробные памятники. На этом же месте Иудеи в честь идолов сожигали сыновей и дочерей.

«В вечере глас его рыдаше». Сказано: «в вечере» вместо поздно, то есть, по испытании скорбей восчувствовал беззаконие. Тоже говорит Пророк и в последствии, показывая, что десять колен сетуют, и говорят: «последи пленения покаяхся» (Иерем. 31, 19.).

Иер.2:24. Пути своя разшири на воды пустынныя.

Словом «разшири» выразил ненасытность нечестия. «Водами» же «пустынными» назвал идолов, как приводящих в запустение и конечную погибель.

«В похотех души своея ветром ношашеся». Что хотелось им слышать, то предсказывающими и представляли себя лжепророки. Ибо cиë «ветром ношашеся» сказано о лжепророках.

«Предан бысть, кто обратит его!» Когда предает Бог, кто будет в силах спасти? Так говорит и устами великаго Моисея (Втор. 32,30.).

«Вси ищущии его не утрудятся, в смирении его обрящут его;» потому что, возлюбив нечестие, стали для всех преодолимыми. После сего Пророк дает видеть, что, после многократных советов оставит вредный путь, Иудеи решились от­крыто признаться в своем отступничестве. Но за сие, говорите Бог, (Иер.:26) покрою стыдом всех вообще и царей, и начальников, и священников, и ложно пророчествующих; уподобятся они «татю», пойманному на месте преступлена и сильно пристыженному, потому что богов, уготованных из де­рева и камня, именовали отцами и родителями; а ко Мне (Иер.:27). «обратиша хребты», и отвратились от Меня, как от врага.

Иер.2:27. И во время озлобления своего рекут: востани, и избави нас.

Это наипаче есть признак крайняго бесстыдства, – наслаждаясь благами тболезновать не благодарностию, а оскудев, просить о сообщении сных. Потом говорится укоризненно:

Иер.2:28. И где суть бози твои, яже сотворил еси тебе?

Егда «востанут и избавят тя во время озлобления твоего?» Показываете же и множество сих богов.

«По» «числу бо градов твоих, быша бози твои, Иудо, и» «по числу путей Иерусалимских жряху Ваалу». Так, показав чествование воздаваемое богам несуществующим, и их множество и бессилие, с кротостию делает выговор неблагодарным.

Иер.2:29. Вскую глаголете ко Мне? вси вы нечествовасте, и вси беззаконновасте ко Мне, глаголет Господь.

Напоминает о наказаниях, какия были на них наложены.

Иер.2:30. Всуе поразих чада ваша, наказания не npияcme.

И облагодетельствованные не познали вы Благодетеля, и наказуемые не оставили нечестия. А Я и виновников заблуждения предал смерти.

Иер.2:31. Слышите слово Господне, тако глаголет Господь: еда пустыня бых

дому Иаковлю, «или земля неплодна?» потому что «реша» людие «Мои, обладаем не будем, и не придем к Тебе». Го­ворит сие с укоризною, то есть: ужели подобен Я идолам? ужели, подобно идолам, не принес им ни какого добраго плода, и за это перестали служить Мне? Пророк переходить к другому по­добию, и говорить: (Иер.:32) всякая невеста заботится о красоте своей, и всякая дева прилагаете попечение о «монистах персей», своих, а народ, призванный Богом, пренебрегает Попечителя. Потом с но­вою укоризною продолжает речь.

Иер.2:33. Что еще добро ухитриши на путех тво­их, еже взыскати любве?

То есть, что еще ты хочешь прибавить к сказанному прежде, чтобы приобрести себе любовь Мою?

«Не тако». Все это не побуждаете к любви, а напротив того производит ненависть. Ибо не только поползнулся ты на нечестие, но даже отва­жился на гнусное убийство. Ибо Пророк говорит:

Иер.2:34. В руках твоих обретеся кровь душ неповинных.

Сие сказал и блаженный Давид: «и пожроша сыны своя бесовом. И пролияша кровь неповинную, кровь сынов своих и дщерей, яже пожроша истуканным Ханаанским, и убиена бысть земля их кровми» (Псал.105, 37, 38.).

Показывая же, что не тайно делали это, но явно на то отваживались, присовокупил:

«Не в ровех обретох их, но во всякой дубраве». Предаваясь беззаконнию, не старались они утаевать это как подкапывающие стены делают скрытно; напротив того всякий холм и всякая роща носят на себе следы их нечестия. Но став бесстыдными и мерзкими, отрицали и то, что сделано явно. Ибо сказано:

Иер.2:35. Рекла еси: неповинна есмь, но да отвра­тится ярость

Его от мене. Потому присовокупил: «Се Аз суждуся с тобою, внегда рещи тебе, не согреших». Не говорит: осужу тебя, но «суж­дуся с тобою», то есть, буду препираться, и обличу, что лжешь и отрицаешься бесстыдно.

Иер.2:36. Понеже презрела еси зело, еже noвmopumu пути твоя.

Ибо бесстыдство соответственно беззаконию. Но чрез сие дает разуметь и другое, а именно: как, призвав в помощь Ассириан, ничем не воспользовались от вспоможения их, так и теперь, прибегнув к Египтянам, никакой пользы не извлекли из сего. Ибо сие дает видеть в присовокупленном:

«И oт» «Египта постыдишися, якоже постыдена еси от Ассура: (Иер.:37)». «Яко и оттуду изыдеши, и руце твои на главе твоей». Плачущим свойствен­но, сложив руки, класть себе на голову. Причиною же бедствия следующее.

«Яко отрине Господь надеяние твое», и не «благопоспешится тебе в нем». Если бы надеялся на Бога, собрал бы зрелый плод надежды. Поелику же положился па людей, то обманулся в надежде.

* * *

1

Слова сии у седмидесяти не читаются.


 Глава 1Глава 2Глава 3