блаженный Феодорит Кирский

Толкование на пророка Иеремию

Глава 38

 

Некоторые из князей, негодуя на произнесенные Пророком предречения о город (ибо говорил он, что добровольно предавшиеся Халдеям полу­чат спасение, а выдерживающие осаду преданы будут погибели), старались царя раздражить против Пророка, утверждая, что таковыми предсказаниями ослабляет он усердие в способных к войне. Неразумный царь предал Пророка сим доносчикам, и они, получив его в свою власть, излили на него гнев свой, и ввергли его в ров, в котором была смрадная тина. Ни один из Иудеев не оказал помощи Пророку, терпевшему такое наказание за словеса Божии, но евнух Авдемелех, родом Ефиоплянин, упрекает царя, и с дерзновением взывает:

Иер.38:10. Злосотворил еси, яже сотворил еси, убивая, человека сего от лица глада, яко несть хлеба во граде ктому».

Седекия, выслушав обличение, делает Авдемелеха служителем своим к спасению Пророка, а он приняв в содействие других, бросил Пророку ветхия рубища, велел подложить их под руками под веревку, и извлек его из рва хереф, ибо ров называет Пророк словом хереф. Освобожденнаго же из рва и помещеннаго в темнице Иеремию, царь снова вызвал, и ввел его к себе. (Иер.38:14) «в дом аселисиль, иже в дому Господни» (сирский толковник перевел: на перекресток), и просит Пророка, поведать ему Божие слово и не скрывать истины; Пророк же говорит ему:

Иер.38:15. Аще повем ти, то не смертию ли умориши мя, и аще совещаю ти, то не послушаеши мене?

Ибо Иеремия, как Пророк, знал, что будет с ним, и учителем имел уже опыт. Но когда царь поклялся, что не предаст его злочестивым; тогда сказал еще:

Иер.38:17. Аще изыдый изыдеши к воеводе царя вавилонска, жива будет душа твоя, и град сей не пожжется огнем, и жив будеши ты и доме твой.

(Иер.:18). «Аще же не изыдеши ко князем царя вавилонска, предастся град сей в руце халдейсте, и пожгут его огнем, и ты не спасешися от руки их». Пророк предрекал сие мно­гократно. Но нужно спросить, почему исшедшим из города обещает спасение, а неисшедшим угрожает гибелью? Седекия, когда Навуходоносор поставил его царем, дал ему клятву, что будет платить дань, и сохранить благорасположение к воцарившему, но, по прошествии небольшаго вре­мени, нарушив условие, и дани не платил, и перешел на сторону Египтян. Посему Владыка Бог, так как царь клятвы свои подтвердил именем, не идолов неодушевленных, но самаго Создателя всяческих, и потом осмелился их нарушить, повелевает выдти ему к Халдеям, и сим возна­градит за нарушение клятв. Но Седекия говорит Пророку:

Иер.38:19. Аз опасение имам от Иудеев избежав­ших к Халдеем, да не предадут мя в руце их, и поругаются ми.

Боюсь, говорит он, что сде­лаюсь посмешищем для бежавших добровольно. Однакоже Пророк снова убеждает его, и как он не слушался, произносит угрозу. Ибо говорит:

Иер.38:22. Се вся жены оставшияся в дому царя ИIудина, изведутся ко князем царя вавилонска: и тыя скажут: «прельстиша тя, и премогоша тя мужи мирницы твои», и ослабиша в поползновениих ногу твою.

Боишься стать посмешищем для перешедших добровольно, но в последствии, когда город будет взят, увидишь, что жен по­влекут из царских чертогов, и оне будут на­поминать тебе о том, что обманут ты же Проро­ками, и скажут, что виновниками всего этого ста­ли обещавшие мир, пользовавшееся у тебя честию и устроившие, что по этой причине поползнулся ты нарушить божественные законы.

Иер.38:23. И вся жены твоя, и чада твоя изведут к Халдеем.

Да и город будет сожжен, и ты отве­ден будешь в плен. Но малоосмысленный царь остался непреклонным, велел же Пророку не пере­сказывать никому из князей, о чем они рассуждали, а говорить, что Пророк упрашивал царя не ввергать его в несносную эту темницу. Потом рассказывает Пророк, как приходили и пытались дознать, о чем говорено было с царем, а он уверял их, что разговор быль о темнице.


Комментарии для сайта Cackle