Источник

Глава 38

Некоторые из князей, негодуя на произнесенные Пророком предречения о городе (ибо говорил он, что добровольно предавшиеся Халдеям получат спасение, а выдерживающие осаду преданы будут погибели), старались царя раздражить против Пророка, утверждая, что таковыми предсказаниями ослабляет он усердие в способных к войне. Неразумный царь предал Пророка сим доносчикам, и они, получив его в свою власть, излили на него гнев свой, и ввергли его в ров, в котором была смрадная тина. Ни один из Иудеев не оказал помощи Пророку, терпевшему такое наказание за словеса Божии, но евнух Авдемелех, родом Ефиоплянин, упрекает царя, и с дерзновением взывает:

Иер.38:9. Злосотворил еси, яже сотворил еси, убивая, человека сего от лица глада, яко несть хлеба во граде ктому.

Седекия, выслушав обличение, делает Авдемелеха служителем своим к спасению Пророка, а он приняв в содействие других, бросил Пророку ветхие рубища, велел подложить их под руками под веревку, и извлек его из рва хереф, ибо ров называет Пророк словом хереф. Освобожденного же из рва и помещенного в темнице Иеремию, царь снова вызвал, и ввел его к себе. (Иер.38:14) «в дом аселисиль, иже в дому Господни» (сирский толковник перевел: на перекресток), и просит Пророка, поведать ему Божие слово и не скрывать истины; Пророк же говорит ему:

Иер.38:15. Аще повем ти, то не смертию ли умориши мя, и аще совещаю ти, то не послушаеши мене?

Ибо Иеремия, как Пророк, знал, что будет с ним, и учителем имел уже опыт. Но когда царь поклялся, что не предаст его злочестивым; тогда сказал еще:

Иер.38:17. Аще изыдый изыдеши к воеводе царя вавилонска, жива будет душа твоя, и град сей не пожжется огнем, и жив будеши ты и дом твой.

(Иер.38:18). «Аще же не изыдеши ко князем царя вавилонска, предастся град сей в руце халдейсте, и пожгут его огнем, и ты не спасешися от руки их». Пророк предрекал сие многократно. Но нужно спросить, почему исшедшим из города обещает спасение, а не исшедшим угрожает гибелью? Седекия, когда Навуходоносор поставил его царем, дал ему клятву, что будет платить дань, и сохранить благорасположение к воцарившему, но, по прошествии небольшого времени, нарушив условие, и дани не платил, и перешел на сторону Египтян. Посему Владыка Бог, так как царь клятвы свои подтвердил именем, не идолов неодушевленных, но самого Создателя всяческих, и потом осмелился их нарушить, повелевает выйти ему к Халдеям, и сим вознаградит за нарушение клятв. Но Седекия говорит Пророку:

Иер.38:19. Аз опасение имам от Иудеев избежавших к Халдеем, да не предадут мя в руце их, и поругаются ми.

Боюсь, говорит он, что сделаюсь посмешищем для бежавших добровольно. Однако же Пророк снова убеждает его, и как он не слушался, произносит угрозу. Ибо говорит:

Иер.38:22. Се, вся жены оставшияся в дому царя Иудина, изведутся ко князем царя вавилонска: и тыя скажут: «прельстиша тя, и премогоша тя мужи мирницы твои, и ослабиша в поползновениих ногу твою».

Боишься стать посмешищем для перешедших добровольно, но впоследствии, когда город будет взят, увидишь, что жен повлекут из царских чертогов, и они будут напоминать тебе о том, что обманут ты же Пророками, и скажут, что виновниками всего этого стали обещавшие мир, пользовавшееся у тебя честью и устроившие, что по этой причине поползнулся ты нарушить божественные законы.

Иер.38:23. И вся жены твоя, и чада твоя изведут к Халдеем.

Да и город будет сожжен, и ты отведен будешь в плен. Но малосмысленный царь остался непреклонным, велел же Пророку не пересказывать никому из князей, о чем они рассуждали, а говорить, что Пророк упрашивал царя не ввергать его в несносную эту темницу. Потом рассказывает Пророк, как приходили и пытались дознать, о чем говорено было с царем, а он уверял их, что разговор был о темнице.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 6. — Типография В. Готье, 1859. — 776 с. / Толкование на пророка Иеремию 105-315 с.

Комментарии для сайта Cackle