блаженный Феодорит Кирский

Глава 39

После сего Пророк начинает повествование о том, что было по взятии города, и говорит, что в девятый год царствования Седекии ополчились Вавилоняне; (Иер.39:2) «и в первоенадесять лето Седекии, в месяц четвертый, в десятый день месяца», стена разрушена, и враги сделали приступ к городу. Когда же произошло сие, бежал Седекия, бежали и все хвалившиеся крепостью. Но Халдеи, погнавшись вслед их (Иер.39:5) «постигоша Седекию», и взяли его близ города Иерихона. "Аравофом" же иерихонским 19 Пророк называет место, бывшее на запад от Иерихона.

Иер.39:5. И приведоша

его в «Ревлаф, иже в земли Емаф». Место сие принадлежит городу Емессе; из чего явствует, что "Эмафом" Пророк называет здесь Емессу.

«И глагола к нему с судом», то есть, обличал его в нарушении клятв, в неблагорасположении и в неблагодарности к тому, кто ему благодетельствовал и поставил его царем. Обличив же в неправде, налагает наказание, и сперва в глазах его предает смерти детей его и всех чиновных и сановитых людей. А наказав сим горестным зрелищем, и у самого Седекии отнял зрение. Пророк описывает также, как Вавилоняне сожгли царский дворец и другие дома, и разрушили городские стены, оставшихся же жителей отвел в плен царев архимагир Навузардан, и оставил из них малое число живущих в бедности, велев им обрабатывать землю.

Иер.39:11. И заповеда Навуходоносор царь вавилонский о Иеремии Навузарданови,

говоря: (Иер.39:12). «возми его, и положи нань очи твои, и ничто же ему сотвори зла: но, как скажет тебе, тако сотвори ему». И царь Навуходоносор и Ефиоплянин Авдемелех увеличили вину Иудеев; потому что, будучи иноплеменными, почтили Пророка, а Иудеи, воспитанные пророческими учениями, не восхотели и внимать словесам Божиим, и Пророков подвергали всякого рода наказаниям. А сим исполнилось Божие обетование; потому что Бог, поставив Иеремию в Пророка, обещал соделать его непреоборимым, подобным столпу «железному» и «стене медяной», так что хотя «ратовати будут» на него, «но не премогут» (Иер.1:18,19). Навузардан и все собрание князей вывели Иеремию из темницы и передали Годолии, которому царь вавилонский поручил начальство над оставшимися во Иудеи. Пророк не оставил не преданным письмени и то, что предречено было Богом об Авдемелехе, и уже исполнилось; потому что ничего не оставлял пренебреженным и невознагражденным. Тогда же, говорит Пророк, Бог обещал сказать ему следующее:

(Иер.39:16). «Се, Аз приношу словеса Моя на град сей во злая, а не во благая: и будут пред лицем твоим в той день». (Иер.39:17). «И избавлю тя в той день», рече Господь, «и не дам тебе в руце человек, ихже ты боишися от лица их:» (Иер.39:18). «Яко избавляя спасу тя, и мечем не падеши. И будет душа твоя на обретение, яко уповал еси на Меня, рече Господь». Подлинно, «блажен, ему же Бог Иаковлев помощник его, yпoвание его на Господа Бога своего» (Пс.145:5); «и блажени людие, имже Господь Бог их» (Пс.143:15). Что пользы было Седекии в царстве? Чем повредило Авдемелеху рабство? Один все эти бедствия потерпел за нечестие, а другой не испытал бедствий за богобоязненность.

* * *

19

По славянскому переводу: «поли пустыни Иерихонския».


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 6. — Типография В. Готье, 1859. — 776 с. / Толкование на пророка Иеремию 105-315 с.

Комментарии для сайта Cackle