блаженный Феодорит Кирский

Глава 13

Наконец Бог обращает слово на лжепророков; ибо говорит:

Иез.13:2. Сыне человечь, прорцы на пророки Израилевы прорицающия

И чтобы подобие имен не послужило во вред людям, потому что Пророками именовались и истинные и ложные, не без причины присовокупил:

и речеши пророком прорицающим от сердца своего,

то есть совершенно лишенным действенности Духа, говорящим же ложь от собственных своих помыслов.

и прорцы, и речеши к ним: слышите слово Господне.

Иез.13:3. Сия глаголет Адонаи Господь: люте прорицающим от сердца своего, ходящим вслед духа своего, а отнюд не видящим .

Плач постигнет тех, которые не действенностью Божественного Духа управляются, но повинуются собственному своему устремление: ибо «духом своим» Пророк назвал произволение души.

Иез.13:4. Яко же лисицы в пустыни, пророцы твои Израилю!

Иез.13:5. Не сташа на тверди и не собраша стадо к дому Израилеву: не восташа, как во брани глаголющии в день Господень.

Симмах перевел это яснее: «как лисицы в развалинах», пророки твои, Израиль; не вошли в прокопы, не соградили укреплений вкруг сынов Израилевых, чтобы стать, как в брани, в день Господень, то есть пророки твои, Израиль, уподобились лисицам, живущим в развалинах. Как они не заграждают входов в развалины, но всякому, кто хочет, можно ими входить и выходить, так и пророки, видя беспечность народа, не заградили ему путей к пороку и не оградили его словами благочестивыми, чтобы в день гнева возмог преодолеть врагов, но в свою пользу употребили слабость народа.

Иез.13:6. Видящии ложная, и волхвующии суетная, глаголюще: глаголет Господь, Господь же не посла их, и начаша возставляти слово.

Иез.13:7. Не ложное ли видение видесте, и волхвования суетная рекосте? и глаголете, рече Господь: Аз же не глаголах.

Мое имя употребили вы во зло, говорит Бог, сообщая народу ложные гадания, а Я не внушал вам этого.

Иез.13:8. Сего ради рцы, сия глаголет Адонаи Господь: понеже словеса ваша лжива, и волхвования ваша суетна, того ради се Аз на вы, глаголет Адонаи Господь,

Иез.13:9. и простру руку Мою на пророки видящия лжу, и провещающия суетная: в наказании людей Моих не будут, и в писании дому Израилева не впишутся, и в землю Израилеву не внидут, и уведят, яко Аз Адонаи Господь.

Вразумлю народ Мой, говорит Бог, они же преданы будут конечной гибели, и память их не запишется, и не причтутся к народу Моему. И показуя причину сего, говорит:

Иез.13:10. Понеже прелстиша людей Моих, глаголюще: мир, мир, и не бяше мира:

Я предвозвещал народу войну, избиение, плен, в намерении сею угрозою бедствий уцеломудрить его, а пророки сии, делая вопреки Мне, лживо обещали ему мир.

и сей сограждает стену, а они помазуют ю: падется ли?

Иез.13:11. Глаголи к помазующим ю, падется,

Народ лукавством и нечестием строит гнилую стену, а пророки к этой стене, как некую мазь и умащение, приносят добрые предречения и благие обещания, когда должно было разрушить ненадежное здание и сделать, чтобы стало оно твердым. А умащающее стену думали, что сим умащением сделают ее надежною. Поэтому скажи им, что стена падет и разрушится.

будет туча потопляющая, и дам камение стрельное в свузы их, и падутся, и ветр воздвижущь размещет, и разсядется.

Иез.13:12. И се падеся стена.

Все сие предрек Бог иносказательно, как бы о стене, и тем изобразил нашествие врагов; "свузами" же стены нарек царя и князей, которые, как связи здание, соединяли народ. Поэтому и «тучею потопляющею, и камнями стрельными и ветром воздвижущим» наименовал халдеев. Посему, когда стена падет, продолжает Бог,

Иез.13:12. Не рекут ли к вам: где есть помазаниe ваше, имже помазасте?

Когда на самом деле дознают, что предречения ваши лживы, вместо чаемого мира постигнут их война, избиение, плен, тогда не скажут ли вам: где же добрые ваши слова и обещания мира? Так Бог, снова повторив то же самое с большею подробностью, после угроз потопом вражеских стрел, тучею камней, разрушением до основания худо построенной стены, и по обличении во лживости прорицавших доброе, яснее предлагает слово. Ибо говорит:

Иез.13:15. Рекох к вам: несть стены, ни помазующих ея.

Иез.13:16. Пророцы Израилевы прорицающии на Иерусалим, и видящии ему мир, и несть мира, глаголет Адонаи Господь.

Ни к чему не послужит все это: и умащение, и стена, и пророки, принесшие умащение, потому что вместо обещанного мира постигнут Иерусалим осада и плен. Изрекши сие о лжепророках, обращает слово к лжепророчицам, потому что губитель рода человеческого и их нашедши годными для себя орудиями, распространял чрез них ложь и, как пророкам противопоставлял лжепророков, так и женам, сподобившимся пророчественной благодати, – сих жен, приявших в себя действенность лжи. Посему Бог предрекает, что будет и с ними.

Иез.13:17. И ты, сыне человечь, утверди лице твое на дщери людей твоих, на прорицающая от сердца своего, и прорцы на них.

Иез.13:18. И речеши: cия глаголет Адонаи Господь: горе сшивающим возглавийцы под всякий лакоть руки, и сотворяющим покрывала над всякую главу всякого возраста, еже развратити души; души развратишася людей Моих, и душ снабдеваху.

Симмах перевел сие яснее, сказав так: «горе сшивающим подлокотники под всякий локоть руки, и делающим подушки под голову людей всякого возраста для уловления душ». Иносказательно же давал сим Бог разуметь успокаивающие и обнадеживающе речи, потому что подушки и подлокотники доставляют успокоение и отраду членам, под которые подкладываются, а равно и обнадеживающие слова, когда они и лживы, на время приятно щекотят слух, производят же в душах совращения всякого рода. Так и лжепророчицы, прорекая по-видимому доброе, народу причиняли душевный вред, а себе приобретали корысть. Сие и дал разуметь Бог, сказав: «души развратишася людей Моих, и душ снабдеваху»; развращая народ и делая отступниками от Бога, привлекали к себе народное внимание. Потом показывает ничтожность приобретаемой ими выгоды.

Иез.13:19. И осквернавляху Мя у людей Моих, горсти ради ячмене, и ради укруха хлеба,

Что малоценнее этого? И что ужаснее вреда отсюда происходящего?

еже избити души, имже не подобаше умрети, и оживити души, имже не подобаше жити: провещающе людем, послушающим лживых провещаний?

Ради малой корысти одних вы в народе напрасно хвалили, других называли достойными наказания, во зло употребив народное легкомыслие и легковерность, потому что, послушавшись ваших слов, одних несправедливо спасали, а других напрасно умерщвляли. Так обличив нечестие, угрожает наказанием.

Иез.13:20–21. Сего ради сия глаголет Адонаи Господь се Аз на возглавия ваша, ими же вы развращаете души тамо: и отторгну я от мышцей ваших, и послю души, яже вы развращаете души их на разсыпание. И растерзаю покрывала ваша, и отиму люди Моя от руки вашея, и ктому не будут в руках ваших на развращение: и познаете, яко Аз Господь.

Обличу слова ваши, говорит Господь, докажу ложь их, и вместо добрых ваших обещаний, уподобляющихся мягким изголовьям и подлокотникам, на поверивший нам народ нашлю бедствия, и рассею его, опытом научая дознать вашу ложь, однако же и избавлю его от вашей лживости тем самым, что потерпят, убедив не обращать внимания на ваши слова, но Меня признать Господом и Владыкою.

Иез.13:22–23. Понеже развращаете сердце праведнаго неправедно, Аз же не развращах его и укреплясте руце беззаконнику, еже отнюдь не обратится ему от пути его злаго, и живу быти ему: сего ради не узрите лжи, и волхвования ктому не имате волхвовати: и избавлю люди Моя от рук ваших, и увесте, яко Аз Господь.

Поелику возмущали и приводили вы в волнение праведных (так перевел Акила), предрекая им скорби, а беззаконных делали более дерзкими, предвозвещая им доброе, а то и другое делали вопреки Моему намеренью, то предам вас за сие совершенной погибели, и прекращу ваше лживое волхвование, и избавлю народ Мой от уготовляемой вами гибели. Так сие предвозвестив о них, Пророк обращает слово к иному предмету.



Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 6. - Типография В. Готье, 1859. - 776 с. / Толкование на пророка Иезекииля 355-728 с.

Вам может быть интересно:

1. Толкование на пророка Иеремию – Глава 41 блаженный Феодорит Кирский

2. Толкование на книгу пророка Наума – Глава 2 святитель Кирилл Александрийский

3. Толкование на книгу Святого пророка Софонии – Глава 3 епископ Палладий (Пьянков)

4. Книга пророка Исаии – Глава 23 преподобный Ефрем Сирин

5. Книга пророка Иеремии – Глава 39 профессор Павел Александрович Юнгеров

6. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Ессеи профессор Александр Павлович Лопухин

7. Библейская энциклопедия – Визиофия архимандрит Никифор (Бажанов)

8. Опыт издания греческих церковных писателей древнейшего времени в русской патрологической литературе – VI. Перевод на русский язык творений блаж. Диадоха. профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

9. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля – Книга четвертая преподобный Иероним Блаженный, Стридонский

10. Священная летопись. Том 5 – Глава XXII Георгий Константинович Властов

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс