блаженный Феодорит Кирский

Толкование на пророка Иезекииля

Глава 13

Наконец Бог обращает слово на лжепророков; ибо говорит:

Иез.13:2. Сыне человечь, прорцы на Пророки Израилевы прорицающия.

И чтобы подобие имен не послужило во вред людям; потому что Пророками именовались и истинные и ложные, не без причины присовокупил:

И речеши Пророком прорицающим от сердца своего, то есть, совершенно лишенным действенности Духа, говорящим же ложь от собственных своих помыслов.

И прорцы, и речеши к ним: слышите слово Господне. (3). Сия глаголет Адонаи Господь: люте прорицающим от сердца своего: ходящим в след духа своего, а тнюдь не видящим. Плачь

постигнет тех, которые не действенностью Божественного Духа управляются, но повинуются собственному своему устремление: ибо духом своим Пророк назвал произволение души.

Иез.13:4. Яко же лисицы в пустыни, пророцы твои Израилю:

Иез.13:5. не сташа на тверды: и не собраша стадо к дому Израилеву: не восташа,

как во брани глаголющии, яко в день Господень. Симмах перевел это яснее: как лисицы в развалинах, – Пророки твои, Израиль; не вошли в прокопы, не соградили укреплений вкруг сынов Израилевых, чтобы стать, как в брани, в день Господень; то есть, Пророки твои, Израиль, уподобились лисицам, живущим в развалинах. Как оне не заграждают входов в развалины, но всякому, кто хочет, можно ими входить и выходить, так и Пророки, видя беспечность народа, не заградили ему путей к пороку, и не оградили его словами благочестивыми, чтобы в день гнева возмог преодолеть врагов; но в свою пользу употребили слабость народа.

Иез.13:6. Видящии ложная, и волхвующии суетная,глаголюще: глаголет Господь, Господь же не посла их, и начаша возставляти слово.

Иез.13:7. Не ложное ли видение видесте, и волхвования суетная рекосте? и глаголете, рече Господь: Аз же не глаголахь.

Мое имя употребили вы во зло, говорит Бог, сообщая народу ложные гадания, а Я не внушал вам этого.

Иез.13:8. Сего ради рцы, сия глаголет Адонаи Господь: понеже словеса ваша лжива, и волхвования ваша суетна, того ради се Аз на вы, глаголет Адонаи Господь,

Иез.13:9. и простру руку Мою на пророки видящия лжу, и провещающия суетная: в наказании людей Моих не будут, и в писании дому Израилева не впишутся, и в землю Израилеву не внидут, и уведят, яко Аз Адонаи Господь.

Вразумлю народ Мой, говорит Бог, они же преданы будут конечной гибели, и память их не запишется, и не причтутся к народу Моему. И показуя причину сего, говорит:

Иез.13:10. Понеже прелстиша людей Моих, глаголюще: мир, мир, и не бяше мира.

Я предвозвещал народу войну, избиение, плен, в намерении сею угрозою бедствий уцеломудрить его, а Пророки сии, делая вопреки Мне, лживо обещали ему мир.

И сей сограждает стену, а они помазуют ю: падется ли? (11) Глаголи к помазующим ю, падется. Народ лукавством и нечестием строит гнилую стену, а Пророки к этой стене, как некую мазь и умащение, приносят добрые предречения и благие обещания; когда должно было разрушить ненадежное здание и сделать, чтобы стало оно твердым. А умащающее стену думали, что сим умащением сделают ее надежною. Поэтому скажи им, что стена падет и разрушится.

Будет туча потопляющая, и дам камение стрельное в свузы их, и падутся, и ветр воздвижущь размещет, и разсядется. (12). И се падеся стена. Все сие предрек Бог иносказательно, как бы о стене, и тем изобразил нашествие врагов; свузами же стены нарек царя и князей, которые, как связи здание, соединяли народ. Поэтому и тучею потопляющею, и камнями стрельными и ветром воздвижущим наименовал Халдеев. Посему, когда стена падет, продолжает Бог,

Иез.13:12. Не рекут ли к вам: где есть помазани e ваше, имже помазасте?

Когда на самом деле дознают, что предречения ваши лживы, вместо чаемого мира постигнут их война, избиение, плен; тогда не скажут ли вам: где же добрые ваши слова и обещания мира? Так Бог, снова повторив тоже, самое с большею подробностью, после угроз потопом вражеских стрел, тучею камней, разрушением до основания худо построенной стены, и по обличении во лживости прорицавших доброе, яснее предлагает слово. Ибо говорит:

Иез.13:15. Рекох к вам: несть стены, ни помазующих ея

. (16). Пророцы Израилевы прорицающии на Иерусалим, и видящии ему мир, и несть мира, глаголет Адонаи Господь. Ни к чему не послужит все это, и умащение, и сена, и Пророки, принесшие умащение; потому что вместо обещанного мира постигнут Иерусалим осада и плен. Изрекши сие о лжепророках, обращает слово к лжепророчицам: потому что губитель рода человеческого, и их нашедши годными для себя орудиями, распространял чрез них ложь и, как Пророкам противопоставлял лжепророков, так и женам, сподобившимся пророчественной благодати, – сих жен, приявших в себя действенность лжи. Посему Бог предрекает, что будет и с ними.

Иез.13:17. И ты, сыне человечь, утверди лице твое на дщери людей твоих, на прорицающая от сердца своего, и прорцы на них.

Иез.13:18. И речеши: c ия глаголет Адонаи Господь: горе сшивающим в озглавийцы под всякий лакоть руки, и сотворяющим покрывала над всякую главу всякого возраста, еже развратити души; души развратишася людей Моих, и душ снабдеваху.

Симмах перевел сие яснее, сказав так: горе сшивающим подлокотники под всякий локоть руки, и делающим подушки под голову людей всякого возраста для уловления душ. Иносказательно же давал сим Бог разуметь успокаивающие и обнадеживающе речи; потому что подушки и подлокотники доставляют успокоение и отраду членам, под которые подкладываются, а равно и обнадеживающие слова, когда они и лживы, на время приятно щекотят слух, производят же в душах совращения всякого рода. Так и лжепророчицы, прорекая по видимому доброе, народу причиняли душевный вред, а себе приобретали корысть. Сие и дал разуметь Бог, сказав: души развратишася людей Моих, и душ снабдеваху; развращая народ и делая отступниками от Бога, привлекали к себе народное внимание. Потом показывает ничтожность приобретаемой ими выгоды.

Иез.13:19. И осквернавляху Мя у людей Моих, горсти ради ячмене, и ради укруха хлеба.

Что малоценнее этого? И что ужаснее вреда отсюда происходящего?

Еже избити души, имже не подобаше умрети,и оживити души, имже не подобаше жити: провещающе людем, послушающим лживых провещаний? Ради малой корысти одних вы в народе напрасно хвалили, других называли достойными наказания, во зло употребив народное легкомыслие и легковерность; потому что, послушавшись ваших слов, одних несправедливо спасали, а других напрасно умерщвляли. Так обличив нечестие, угрожает наказанием.

Иез.13:20. Сего ради сия глаголет

Адонаи Господь се Аз на возглавия ваша, ими же вы развращаете души тамо: и отторгну я от мышцей ваших, и послю души, яже вы развращаете души их на разсыпание. (21). И растерзаю покрывала ваша, и отиму люди Моя от руки вашея, и ктому не будут в руках ваших на развращение: и познаете, яко Аз Господь. Обличу слова ваши, говорит Господь, докажу ложь их, и вместо добрых ваших обещаний, уподобляющихся мягким изголовьям и подлокотникам, на поверивший нам народ нашлю бедствия, и рассею его, опытом научал дознать вашу ложь, однако же и избавлю его от вашей лживости, тем самым, что потерпят, убедив не обращать внимания на ваши слова, но Меня признать Господом и Владыкою.

Иез.13:22. Понеже развращаете сердце праведнаго неправедно, Аз же не развращах его,

к укрепляете руце беззаконнику, еже отнюдь не обратится ему от пути его злаго, и живу быти ему: (23) сего ради не узрите лжи, и волхвования ктому не имате волхвовати: и избавлю люди Моя от рук ваших, и увесте, яко Аз Господь. поелику возмущали и приводили вы в волнение праведных (так перевел Акила), предрекая им скорби, а беззаконных делали более дерзкими, предвозвещая им доброе, а то и другое делали вопреки Моему намеренью; то предам вас за сие совершенной погибели, и прекращу ваше лживое волхвование, и избавлю народ Мой от уготовляемой вами гибели. Так сие предвозвестив о них, Пророк обращает слово к иному предмету.


Комментарии для сайта Cackle