блаженный Феодорит Кирский

Толкование на пророка Иезекииля

Глава 12

Иез.12:1–2. И бысть слово Господне ко мне, глаголя: сыне человечь, посреде

дома преогорчевающего ты живеши, иже очи имут видети, и не видят, и уши имут еже слышати, и не слышат: зане дом преогорчеваяй есть. Слово сие изобразило преклонность души к тому и другому; ибо, говорит Пророк: очи имут видети, и не видят, и уши имут еже слышати, и не слышат. И научая, что немощи сии произошли у них не от природы, присовокупил: зане дом преогорчеваяй есть. Слово же: преогорчеваяй, Симмах перевел: любопрительный, то есть упрямый, непокорный, непослушный. Но сие Пророку предрек Владыка, когда намеревался дать ему повеление, чтобы пророчествовал, не словами, но диствиями, и как бы оправдываясь, сказал, что принужден дать таковое повеление по причине жестокосердия и непокорности народа.

Иез.12:3. И ты, сыне человечь, сотвори себе сосуды пленнически, и пленен буди днем пред ними, и преселен буди от места твоего, на место другое пред ними, яко да видят: зане дом

преогорчеваяй есть. И поясняя сказанное, присовокупляет:

Иез.12:4–6. И да изнесеши сосуды твоя, яко сосуд пленнический днем, пред очима их: и ты изыдеши в вечер пред ними, яко же исходит пленник. Прокопай себе стену, и да изыдеши сквозе ю пред ними. На раменех взят будеши, и покровен изыдеши, лице твое покрыеши, и да не видиши земли, понеже чудо тя дах дому Израилеву.

Ступай, говорит Богу Пророку, подобно человеку, который осажден, и потом, когда город взят, принужден спасаться бегством, прокапывает стену и придумывает, как уйти, покрывает себе лице, чтобы не узнали, если кто увидит. Ибо в тебе, который сделаешь это, хочу, говорит Бог, предуказать жителям Иерусалима будущее пленение. Все же это в подробности открывает нам богомудрый Иеремия, пересказывая, как Седекия, по взятии города, со своими домашними и телохранителями бежал ночью, отыскав себе выход чрез царский сад. Потом Пророк извещает, что он, как исполняющий божественные повеления, привел в действие все, что ему сказано. По исполнении же мною этого, говорит он,

Иез.12:8–11. Бысть слово Господне заутра ко мне, глаголя: Сыне человечь, не реша ли к тебе дом Израилев, дом прогневляяй, что ты твориши? Рцы к ним: тако глаголет Адонаи Господь: ко князю и старейшинам иерусалимским, и всему дому Израилеву, иже суть среди их: рцы, яко Аз чудо c и e творю, яко же сотворих, сице им будет, в преселении и пленении изыдут.

Когда, говорит Бог, эти непокорные и упорные спросят тебя о причине делаемого тобою; ясно скажи им: я служу для вас чудом и знамением, делами моими пророчествую, и в себе самом преднаписую, что будет с царем Иерусалимским и со всеми князьями.

Иез.12:12. Ибо и княз их среде их на рамена взят будет, и отай изыдет сквозе стену, и прокопает, еже ему изыти сквозе ю, лице свое покрыет, да невидим будет очесы, и caм земли не узрит.

Однако же, и таким образом спасаясь бегством, и употребив все средства, чтобы укрыться, захвачен будет врагами.

Иез.12:13. И простру,

говорит Бог, мрежу Мою на-нь, и ять будет во одержании Моем, и введу его в Вавилон в землю халдейску, и не узрит ея, и тамо скончается. Из всего сказанного дал видеть, что, врагов употребив орудиями, накажет за нечестие и царя, и князей, и всех подданных. Ибо мрежею Своею назвал врагов, и одержанием Своим – осаду. О сем ясно говорят и четвертая книга царств и блаженный Иеремия. Навуходоносор, послав конную дружину в пустыню иерихонскую, и захватив там Седекию и бежавших с ним, привел их в Девлаф, и там, умертвив наперед детей Седекии, а его соделав зрителем избиения детей, потом выколол ему глаза, и, обложив узами, сделанными из меди, отвел в Вавилон, заставив жить в доме жерновном. Почему и пророчество говорит, что отведен будет в Вавилон, и не узрит его.

Иез.12:14–15. И вся, продолжает Бог, иже окрест его помощники его, и вся заступающая его разсею по всем ветром, и меч излию в след их. И уведят, яко Аз Господь, егда разсыплю я во языки, и разсею я по странам.

Устрою, что и те, которые избегнут yбиения в брани, отведены будут пленниками, и сделаю их переселенцами и скитальцами, чтобы на самом деле дознали, что идолы немы и вовсе бессильны, а Я – Господь и Владыка.

Иез.12:16. И оставлю от них мужа в число от меча, и от глада, и от смерти, яко да поведят вся беззакония их во языцех, амо же внидут: и уведят, яко Аз Господь.

Сами они, составляющие останок после голода и смерти и вражеского побиения, соделаются обвинителями собственного своего злочестия и беззакония, научая народы, к которым будут переселены, что несут наказание за прегрешения свои предо Мною.

Иез.12:17. И бысть слово Господне ко мне глаголя:

Иез.12:18. сыне человечь, хлеб твой с болезнию снеси, и воду твою со страданием и скорбию испиеши.

И сие опять служит знамением голода, какой будет во время осады.

Иез.12:19. И речеши к людем земли: сия глаголет Адонаи Господь живущим во Иерусалиме на земли Израилеве: хлебы своя с недостатком снедят, и воду свою с пагубою испиют: яко да погибнет земля со исполнением своим, в нечестии

всех живущих в ней. (20). И гради их населеннии опустеют , и земля их в погибель будет, и увесте, яко Аз Господь. поелику, пользуясь даруемыми Мною благами и наслаждаясь плодами земли, не познали вы подателя, не признательны были к благодетелю; то в лишении благ и в запустении городов дознаете Мое владычество. Сие Пророк, находясь в плену, предвозвещал остающимся в Иерусалиме; так как Богу угодно было соделавшихся уже пленниками утешить тем, что не они одни страждут, но и других будут иметь сообщниками в этом, а живущих еще в Иерусалиме страхом пророчества о бедствиях убедить, чтобы оставили они лукавство. Сверх того, поелику живущие в Иерусалиме прекословили словам божественного Иеремии, а также и пребывающее в Халдеи – словам богомудрого Иезекииля, то, пророчествуя согласно, сим необходимо подтверждали друг друга, и своим согласием показывали, что слова их божественны. Ибо, если бы жили они близко друг к другу, то в рассуждении согласия слов их имело бы место и подозрение. Но поелику разделены были между собою расстоянием многодневного пути, и предвозвещали одно и тоже, то необходимо доказывалось сим, что изрекали божественно. Посему-то Иеремия посылает послание к живущим в Халдеи, а Иезекииль к живущим во Иудеи; потому что Бог всяческих употреблял все средства, для тех и других соделать доступною возможность воспользоваться.

Иез.12:21. И бысть слово Господне ко мне, глаголя:

Иез.12:22. сыне человечь, кая притча сия на земли Израилеве! глаголющим: долги дни, погибе всякое видение ,

то есть, почему живущие в Иудеи обыкли говорить Пророкам: предрекаете вы, что будет после великого числа лет, примешивая к словам ложь, и не предсказывая ничего истинного?

Иез.12:23. Сего ради рцы к ним: тако глаголет Адонаи Господь: отвращу притчу сию, и потом не рекут притчи тоя дом Израилев, яко речеши к ним,

глаголя: приближишася дние, и время всякаго видения. поелику долготерпение называют лживостию; то пусть убедятся, что скоро будет исполнение пророчества, и предсказанное наказание явится уже в преддверии.

Иез.12:24. Зане не будет ктому всякое видение ложное, и волхвующий угодная среде сынов Израилевых,

Заставлю умолкнуть, говорит Бог, лжепророков ваших, которые стараются предрекать вопреки Моим Пророкам, и ложно провозвещают наслаждение благами.

Иез.12:25. Яко Аз Господь возглаголю словеса Моя, и сотворю, и не продолжу ктому: во дни ваши доме

Израилев прогневаяй: реку слово, и сотворю, глаголет Адонаи Господь. Не внимаете вы Пророкам Моим, говорит Бог, как говорящим что-либо пустое. Вещаю чрез них Я, и скорее произносимого слова приведу в исполнение слово, вас самих соделав очевидцами истины слов. Так, снова в других словах выразив тоже самое, и тех, которые обвиняли Пророков, будто бы не предрекают настоящего, предвозвещают же ложно о том, что будет в последствии в отдаленные времена, устрашив угрозою скорого приведения в действительность пророчеств, говорит:

Иез.12:28. Не продолжатся ктому вся словеса Моя, иже возглаголю: яко возглаголю слово, и сотворю, глаголет Адонаи Господь.


Комментарии для сайта Cackle