блаженный Феодорит Кирский

Глава 15

Иез.15:1–4. И бысть слово Господне ко мне, глаголя: сыне человечь, что было бы древо лозное от всех древес гроздных, сущих в древесех дубравных? Аще возмут от него древо, еже сотворити дело? и аще возмут кол от него, еже обесити на нем кий-либо сосуд? Разве еже огневи предастся на потребление, летнее очищение его потребляет огнь, и изчезает до конца: еда потребно будет на дело?

Поелику Бог виноградной лозою именовал всегда у пророков Израиля (устами Давида говорит: «виноград из Египта пере́несл еси» (Псал. 79, 9), у Исаии сказано: «виноград бысть возлюбленному» (Ис.5, 1) и у Иеремии: «како превратился еси в горесть, виноград истинен?» (Иер. 2, 21) ), то иносказательно, взяв образ речи от виноградных ветвей, показует негодность Израиля. Как дерево виноградное более всех других дерев непригодно для работ, потому что невозможно сделать из него даже самого тонкого кола, оно служит только в пищу огню, и ежегодно обрезываемое с виноградных лоз предается сожжению, так и народ сей ни к чему иному не пригоден, как только к истреблению и наказанию. Сказано: «летнее очищение его потребляет огнь, и исчезает до конца: еда потребно будет на дело?»

Иез.15:5. И еще целу ему сущу не будет на дело, кольми паче аще огнь е попалит до конца, будет ли на дело потом?

Если и прежде, нежели предано огню, не пригодно ни для какого дела, тем паче не может быть полезным, сделавшись добычею огня. Так изрекши сие приточно, присовокупляет и истолкование притчи.

Иез.15:6–7. Сего ради рцы: сие глаголет Адонаи Господь: якоже лоза виноградная в древех дубравных, юже дах на потребление огневи, тако дам живущия во Иерусалиме: и дам лице Мое на ня,

Сие же изрек, взяв образ речи с показующих гневное и грозное лице.

от огня изыдут, и огнь пояст я:

Избавившись от голода, преданы будут избиению и плену.

и уведят, яко Аз Господь, егда утвержду лице Мое на них:

Иез.15:8. И дам землю в пагубу, зане впадоша в грех, глаголет Адонаи Господь.

Их самих предам плену и избиению, а возделываемую ими землю соделаю пустынею, потому что не будет возделывающих, претерпят же сие в наказание за грехи свои.

Итак, поелику «елика преднаписана быша», в нашу пользу «преднаписашася» (Рим. 15, 4), чтобы при терпении и при утешении писаний иметь нам надежду, то соделаемся не дровами, сеном и тростью, что служит пищею огня, но златом и камением честным (1Кор. 3, 13), что употребляется на царскую диадему, чтобы воцариться нам со Христом. С Ним и Отцу, со Святым Духом подобает слава, во веки веков! Аминь.



Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 6. - Типография В. Готье, 1859. - 776 с. / Толкование на пророка Иезекииля 355-728 с.

Вам может быть интересно:

1. Толкование на пророка Иеремию – Глава 41 блаженный Феодорит Кирский

2. Толкование на книгу пророка Аввакума – Глава 2 святитель Кирилл Александрийский

3. Книга пророка Исаии – Глава 59 преподобный Ефрем Сирин

4. Книга пророка Иезекииля – Глава 15 профессор Павел Александрович Юнгеров

5. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля – Книга четвертая преподобный Иероним Блаженный, Стридонский

6. Толкование на пророка Исайю – Глава 36 святитель Иоанн Златоуст

7. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского – ПИСАНИЕ СВЯЩЕННОЕ схиархимандрит Иоанн (Маслов)

8. Охридский пролог – 1. Пророк Малахия святитель Николай Сербский

9. Симфония по творениям преподобных Варсануфия Великого и Иоанна – Толкование Священного Писания преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

10. Священная история Ветхого и Нового завета: для детей мл. возраста – 83. Смерть сына протоиерей Михаил Фивейский

Комментарии для сайта Cackle