блаженный Феодорит Кирский

Глава 16

Иез.16:1. И бысть слово Господне ко мне, глаголя: сыне человечь, засвидетельствуй Иерусалиму беззакония его.

Обличение грехов благодетельно и служит на пользу, в страждущих бесчувственностью влагает чувство и побуждает их к памятованию собственных свих грехов. Горестно и крайне тягостно страдать болезнью, но гораздо тягостнее даже не знать о своей болезни. Недаром нередко и врачи дошедшим до такого состояния, что не хотят почувствовать своих страданий, стараются объяснить всю тяжесть их болезни, чтобы, почувствовав это, перестали беспорядочною жизнью доставлять обильную пищу болезни, но стали следовать законам врачебного искусства. Так поступает всегда и Бог всяческих с предающимися беззаконию и пребывающими в бесчувствии. Ибо устами Давида говорит грешнику: «обличу тя, и представлю пред лицем твоим грехи твоя» (Псал. 49, 21); а устами Иеремии Иерусалиму: «веждь, яко в Господа Бога твоего преступила еси» (Иер. 3, 13); и еще: «виждь пути твоя в месте многогробищном, и увеждь, что сотворил еси» (Иер.2, 23). Можно же найти и тысячи других подобных мест. Посему повелевает сделать это Пророку Иезекиилю. Ибо говорит: «засвидетельствуй Иерусалиму беззакония его», то есть покажи язвы, укажи струпы его, чтобы наказания не почитал делом жестокости, но дознав, что сечение сие делается для уврачевания, принес благодарение врачу. Потом Сам подробно описывает проступки.

Иез.16:3. И речеши сия глаголет Адонаи Господь (усугубление сие везде дает знать истинность владычества) дщери иерусалимстей: корень твой и бытие твое от земли хананейски: отец твой аморреанин, и мати твоя хеттеаныня.

Иудеи высоко думали о родстве своем с Авраамом, почему Господу в священном Евангелии сказал: «семя Авраамле есмы, и ни кому же работахом николи же» (Иоан. 8, 38). Cию кичливость низлагает и блаженный Креститель Иоанн, говоря: «порождения ехиднова, кто сказа вам бежати от будущаго гнева? Сотворите убо плод достоин покаяния. И не начинайте глаголати в себе; отца имамы Авраама: аминь, глаголю бо вам, яко может Бог от камения сего воздвигнути чада Аврааму» (Матф. 3, 7–9). Посему, как богомудрый сей муж иудеев, соделавшихся зверонравными и живущих порочно, уподобил ядовитым зверям, так и здесь Владыка Бог устами Пророка корень Иерусалима называет хананейским, отца аморреем, а матерь хеттеянкою, – одним словом, происхождение его – иноплеменным. Ибо кому поревновали в нечестии, от тех, конечно, заимствовали и родство, по нравам вступая в единство с родом сим. Сего же достаточно было к крайнему унижению иудеев, по причине не только тогдашнего беззакония упомянутых народов, но и бесславия их происхождения. Ибо Ханаан подлежал проклятию, и прародителем Ноем осужден на рабство. Сего-то Ханаана потомок ты, говорит Бог, и никакого родства не имеешь с Ноем и Симом, ибо отвергся их благочестия, утратил и самое родство с ними и совершенно лишил себя оного благородства. Так укорив их худородством Ханаана, подробно изображает и их беззакония, и Свои благодеяния.

Иез.16:4. И рождение твое, в оньже день родилася еси, не отрезаша ти пупа,

говорит Бог, то есть питаешься еще египетскою снедью. «Рождением» же Иерусалима называет исшествие из Египта. А врачи говорят, что для зародыша во утробе матерней "пуп" служит как бы некоторым корнем и чрез него зародыш питается и растет. Посему, так как повивальные бабы обыкновенно перерезывают у младенца выставившуюся часть пупа, то Бог иносказательно, в переносном смысл, говорит: «не отрезаша ти пупа», то есть и доныне еще извлекаешь ты пищу нечестия из матерней утробы, то есть из Египта.

и водою не омыша тя на спасение,

И сей образ речи взят также с младенцев, которых по рождении омывают, отирают и очищают от матерних кровей. А ты, говорит Бог Иерусалиму, не очистился от сего, но и доныне еще носишь на себе знаки нечистоты матерней утробы.

ни солию осолиша, ниже пеленами повиша.

Не принял ты соли учения и предложенных тебе в закон пелен, которые налагаются на младенцев, чтобы исправились и приняли надлежащий вид члены, во время рождения утратившие как-либо свою прямизну.

Иез.16:5. И не пощаде тебе око Мое, еже сотворити тебе едино от всех сих, пострадати что о тебе: и отвержена была еси на лице поля стропотством души твоея, в день в оньже родилася еси.

Вскоре, говорит Бог, едва только была ты рождена и освобождена из Египта, и обручена Мною правоте закона, как совратилась, возлюбив стропотное развращение. "Полем" же назвал здесь правоту. В Египте, говорит Бог, не давал Я тебе никакого закона: ни соли заповедей, ни обрезания пупа, ни исправления членов пеленами, по освобождении же оттуда удостоил тебя всяческого о тебе промышления. Посему присовокупляет:

Иез.16:6. И проидох сквозе тя, и видех тя смешену в крови: и рекох ти: от крови жива буди. И рекох тебе, в крови твоей живот.

Иез.16:7. Умножайся свободно, яко же прозябение сельное дах тя,

Увидев, что осквернена ты кровью идолослужения и любишь жертвенные крови, дозволил тебе приносить жертвы, но не идолам, а Мне. Ибо сие выразил Бог, сказав: «в крови твоей живот, умножайся» свободно, то есть не вопреки закону, но законно, принося жертвы, не демонам, но Богу. Ибо так поступая, уподобишься цветущей ниве, и украсишься плодами всякого рода.

и умножилася еси, и возвеличилася, и вошла сии во грады градов:

За Моим благословением, говорит Бог, последовало самое дело. Я сказал: «яко же прозябение сельное дах тя», и ты, прияв благословение, приобрела и множество и величие, соделалась славною и именитою, имела под властью великие города. Так, вообще показав и происхождение и приращение Иерусалима, снова в подробности изображает его возрастание.

сосцы твоя возрастоша, и власи твои просветлеша,

Все сие говорит в переносном смысле, заимствуя образ речи от детей, а тем показывая великое благорасположение; "сосцами" называет рассудительность разумной силы, потому что сосцы прикрывают сердце, а "власами" – украшение, доставляемое усовершением.

ты же была еси нага и без красы,

говорит Бог, потому что не восприяла еще покрывала закона.

Иез.16:8. И проидох сквозе тя, и видех тя: и се время твое, яко время витающих: и прострох криле Мои на тя, и прикрых студ твой, и кляхся тебе: и внидох в завет с тобою глаголет Адонаи Господь, и была еси Мне.

Ибо увидев, что ты способна уже вступить в общение со Мною посредством закона, как некие крыла, простер Я над тобою учение спасительных заповедей и прикрыл наготу беззакония, а за принятием в сожительство последовала и приданная роспись. Ибо, говорит Бог, «внидох в завет с тобою». поелику же к росписи должно было приложить клятвенное обещание, то и сие не отказался Я сделать, но хотя к удостоверению в обещании достаточно было одного слова, присовокупил к слову и клятву. И желающему дознать это не трудно прочесть в письменах закона, ибо в песне блаженного Моисея найдет, что Сам Бог всяческих говорит: «воздвигну на небо руку Мою, и кленуся десницею Моею, и реку: живу Аз во веки» (Втор.32, 40). «И была еси Мне», говорит Бог, то есть сочеталась со Мною, и брак совершился.

Иез.16:9. И омых тя водою, и ополосках кровь твою от Тебе, и помазах тя елеем,

Иез.16:10. и облекох тя в пестроты, и обух тя в червлены: и препоясах тя виссоном и возложих на тя трихаптон.

Подробно перечислил благодеяния Свои, ибо говорит: во-первых, «омых тя водою» учения, установил для тебя очищения и кропления; потом «помазах тя елеем», и после сего перечисляет отличительные признаки священства, потому что священники помазуемы были святым елеем, они же облачались в виссонную и червленую одежду, но подразумевает и то телесное и духовное богатство, какое имел самый народ, пользуясь Божиею о нем попечительностью. «И возложих на тя трихаптон». А это есть плетение из волос, какое возлагают на главу себе жены. Посему иносказательно означил сим Бог то благолепие, какое со всевозможным тщанием постарался придать им, подразумевает же, как думаю, и устроенную из «власяных опон» скинию (Исх. 26, 7), в которой приносились жертвы о грехе и «жертвы совершения» (Исх. 29, 34), и были божественные откровения от очистилища, когда Бог беседовал с архиереем.

Иез.16:11. И украсих тя утварию, и возложих запястие на руце твои, и гривну на выю твою,

Иез.16:12. и дах усерязи на ноздри твоя, и кольца во уши твоя, и венец хвалы на главу твою:

Все сие надлежит разуметь в переносном смысле: «запястиями», налагаемыми на руки, означается деятельная добродетель; ожерельем, возлагаемым на выю, – иго закона, «усерязями», вдетыми в ноздри, – отвращение от порока посредством заповедей, служивших как бы уздою, и образ речи взят с волов, которым в ноздри вдевают железное кольцо, и посредством оного заставляют их идти туда или сюда. А что продерзость их уподоблял Бог упорству волов, свидетель сему Пророк Осия, который говорит от лица Божия: «яко же юница стрекалом стречена разсвирепе» Ефрем (Ос. 4, 16). Серьгами, носимыми в ушах, называет Бог доброе учение, которое вследствие благопокорности доставляет украшение внемлющим ушам, и венцем, возлагаемым на главу, – похвалу, приобретаемую за благочестие, соблюдение закона и все добрые дела.

Иез.16:13. И украшена была еси златом, и сребром: и одежды твоя виссонны, и трихапты, и испещрения,

И сие можно разуметь таким же образом, но надлежат присовокупить к сказанному и то, что не духовные только блага под сим подразумеваются, но означается и телесная благоуспешность, потому что, вышедши из Египта, имели в употреблении серебряные и золотые утвари египтян и обобрали египтян, взяв с них надлежащее вознаграждение за насильственные работы, а также обратили в свою добычу все богатство народов, населявших Палестину. Посему сверх духовных благ указует на обилие благ телесных. Почему и присовокупляет:

семидал, и мед, и масло яла еси ,

то есть насладилась всеми земными благами.

и была еси добра зело зело,

исполняя закон, имела благолепие, заключающееся в хранении закона.

и управилася еси на царство.

До того возросла, что сделалась страшною всем соседним народам и сподобилась царских почестей. Ибо сие дал разуметь в присовокупляемом.

Иез.16:14. И изыде имя твое во языки в доброте твоей,

Соделалась знаменитою и пресловутою повсюду. Потом сказует и причину сего.

зане совершенно бе лепотою в красоте, юже учиних на тебе, глаголет Адонаи Господь.

Я был виновником сего благолепия твоего тебе, благоустроив тебя особенными заповедями и законами.

Иез.16:15. Ты же уповала еси на доброту твою,

Вот начало бедствий – отложить упование на Бога и величаться собственными преспеяниями.

и соблудила еси во имени твоем, и излияла еси блужение твое на всякого мимоходящаго, тому была еси , и не будет.

Соделавшись именитою и возмечтав о себе высоко, отложилась ты от Меня, поползнулась же на крайнее непотребство, принимая к себе не одного, и не двоих любителей, но всякого, кто пожелал пройти мимо тебя, и со всяким вступала в беззаконное общениe, ибо сие выразил Бог, сказав: «тому была еси, и не будет», то есть имела связи с другими, нимало не принадлежа им, потому что в начале посвятила себя Мне. «Блужением» же здесь называет идолослужение, а «всяким мимоходящим» – различные козни демонов.

Иез.16:16. И взяла еси от риз твоих, и сотворила себе кумиры сошвеныя, и соблудила еси с ними, и не внидеши, сего не будет и не соделается.

Странны и необычайны начинания твои в идолослужении; не только поревновала ты тому, что есть худого у других, но и сама измыслила нечто новое, из одежд сделав изображения идолов и нарекши их богами, несмотря на то, что все подобное запретил Я тебе законом.

Иез.16:17. И взяла еси сосуды хвалы твоея от сребра Моего, и злата Моего, от нихже дах тебе: и сотворила себе образы мужески, и соблудила еси в них.

От Меня приемля сребра и золото, из даров Моих делаешь богов, и их предпочла служению Моему, "образы" же назвал «мужескими», потому что идолослужение в переносном смысле наименовал блудом.

Иез.16:18–19. И взяла еси ризы своя испещренныя и одеялася еси в ня, и масло Мое, и фимиам Мой положила еси пред лицем их, и хлебы Моя, яже дах тебе, семидалом и маслом и медом напитах тя, и положила еси та пред лицем их в воню благоухания.

Все блага, какие прияла от Меня, приносила в дар прелюбодейным оным демонам, иным их самих украшая и испещряя, а из иного совершая им жертвы и возлияния.

Иез.16:19–20. И бысть, глаголет Адонаи Господь, и взяла еси сыны твоя, и дщери твоя, яже родила еси, и заклала еси им в потребление. Еда мало соблудила еси?

За сим следует обличение, выраженное с посмеянием: «еда мало соблудила еси?» Из чего видно, и притом весьма ясно, что блудом называет здесь служение идолам.

Иез.16:21. И заклала еси чада твоя, и дала еси я, внегда принесла еси их на жертву им.

Иез.16:22. Cиe паче всякого блуда и гнусностей твоих:.

Подлинно всего гнуснее и преступнее это несправедливое умерщвление детей, какое совершали сии неистовые, как предполагали они, в предотвращение и избавление себя самих от бедствий.

и не помянула еси дней младенчества твоего, егда была еси нага и безобразна, и смешена в крови твоей, и жила еси.

He привела себе на мысль, что было прежде, как обнаженную, лишенную всякого о тебе промышления, обагренную кровью идольскою, взяв, омыл Я тебя, и сделал, что насладилась ты жизнью и всяким о тебе попечением.

Иез.16:23. И бысть по всех неправдах твоих, горе горе тебе, глаголет Адонаи Господь.

Плодом этой неблагопризнательности твоей пожнешь плач и сетование. Потом еще пространнее описывает нечестие Иерусалима.

Иез.16:24–25. И создала еси себе храм блуднический, и сотворила себе пологания на всех стогнах. И в начале всякаго пути создала еси блудилища своя, и растлила доброту твою, и разложила голени твоя всякому мимоходящему.

Сие яснее всякий может дознать и из истории судей, и из книги царств, потому что везде – и в жилищах, и на торжищах, поставили кумиры идольские, и дома свои исполнили своего нечестия, и в самом Божием храме соорудили жертвенники губительным демонам, поставили изваяния и изображения демонов. В сем и здесь обвиняет Владыка, идольские капища называя «храмом блудническим», обличая же в чрезмерности такового блужения, представляет Иерусалим блудницею, без разбора предлагающею себя всякому желающему общения с нею, потому что идолами наполнены в нем и дороги, и улицы, и торжища, и поругана лепота благочестия, и всякого мимопроходящего допускает он к таковому непотребству, то египетским, то ассирийским и халдейским поклоняясь богам. И давая сие знать, Бог присовокупил:

И умножила еси блуд твой,

Иез.16:26. и соблудила с сынами египетскими соседы твоими дебелоплотными, и многажды, блудила еси, еже разгневати Мя.

«Дебелоплотными», опять в переносном смысле, наименовал до чрезмерности преданных идолослужению, ибо египтяне покланялись козлам, и волам, и овцам, и псам, и обезьянам, и крокодилам, и ибисам, и ястребам.

Иез.16:27. И се простру руку Мою на тя, и отвергу законы твоя, и предам тя душам ненавидящим тебе, дщерем иноплеменников, совращающим тя с пути твоего, имже нечествовала еси.

Подвигну руку Мою, говорит Бог, чтобы наказать тебя, обнажу тебя от светлости закона, обращу тебя в посмешище врагам, сделаю, что издаваться над тобою будут соседние города, не соревновавшие тебе в чрезмерности нечестия.

Иез.16:28–29. И соблудила еси с сынми Ассировыми, и ниже тако насытилася еси: и соблудила и не насытилася, и умножила блуждения твоя к земли хананейстей, халдейстей, и ниже в сих насытилася еси.

Каждый народ, говорит Бог, служил своим идолам, а ты, покланявшаяся богам всех народов и возлюбившая служение идолам всюду чтимым, и до сего времени не ощутила еще сытости в нечестии.

Иез.16:30. Чем очищу сердце твое, глаголет Адонаи Господь, внегда твориши вся сия дела жены блудницы продерзыя?

Какое наказание достойное сего нечестия наложу на тебя, говорит Бог, какое употребив врачество, произведу очищение смрадных струпов твоих? Ты отважилась на дела жены, у которой нет уже стыда на челе, которая бесстыдно и открыто предается непотребству.

И соблудила еси трегубо во дщерех твоих.

Беззаконие твое, говорит Бог, втрое больше беззакония подвластных тебе городов; тебе должно других учить благочестию, а ты соделалась образцом всякого нечестия.

Иез.16:31. Егда соградила еси блудилище твое в начале всякого пути, и полагания твоя сотворила еси на всех стогнах, и не была яко блудница собирающая наем.

Не крайняя нужда в необходимом довела тебя до сего непотребства, потому что, пользуясь всеми благами, наслаждаясь Моими дарами, Мною подаваемое приносила в дар идолам; почему и уподобилась жене, которая сочеталась с мужем, и красотою своею жертвует прелюбодеям, расточая принадлежащее мужу, и отдавая это любителям.

Иез.16:32–33. Жена, которая от мужа своего прелюбодействует с чужими мужьями, подобна тебе, от мужа своего вземлет наем, и всем блудившим с нею даяше наем:

И еще пространнее излагая то же самое, чтобы яснее обличить несообразность, продолжает: всякой блуднице дается плата,

ты же дала еси наем всем рачителем твоим и обременяла их, еже приходити им к тебе отвсюду в блужения твоя.

Никто никогда ничего доброго не получал от губительных демонов, но намеревающиеся служить им, принося им в дар ниспосылаемое Богом, навлекают сами на себя их владычество. Ибо сие дал разуметь, сказав: «и обременяла их, еже приходити к тебе отвсюду в блужения твоя». Тем, что приносила им в дар, побуждала их поспешно стекаться к тебе, и постоянно пребывать с тобою.

Иез.16:34. И бысть в тебе сопротивно обычаю женску в блужении твоем, и с тобою соблудившим, вместо еже бы дати тебе наем, и наем не дадеся тебе, и бысть в тебе сопротивно.

По общению со многими любителями уподобилась ты непотребным женам, которые отдают себя всякому, но в том, что сама даешь, а не берешь с них плату, поступаешь опять вопреки им; почему в этом род непотребства превзошла ты и прежде тебя бывших и тех, который после тебя будут. Так обнаружив беззаконие Иерусалима, по делам его дает ему наименование, и продолжает:

Иез.16:35. Сего ради слыши, блуднице, слово Господне.

Иез.16:36. Сия глаголет Адонаи Господь: зане излияла еси медь твою, и открыется срам твой в блужении твоем к рачителем твоим: и во вся помышления беззаконий твоих, и в крови чад твоих, яже дала еси им.

Недобротная монета, в которой есть примесь и других веществ, называется полумедною (ὑποχάλκον). Посему Бог говорит: поелику не какую-либо малую долю беззаконий примешала ты к законам Моим, но подлила так много меди, что золота уже и не видно, и вся монета твоя кажется совершенно медною, то лишу тебя наконец Моего о тебе промышления и исполню стыда, покарав за твои всякого рода беззакония, особенно же за неправедное умерщвление детей, которых приносила ты в жертву убийственным демонам.

Иез.16:37. Сего ради се Аз на та соберу вся похотники твоя, с ними же смесилася еси, и всех ихже любила еси, со всеми ихже ненавидела еси: и соберу я на тя отвсюду

Накажу тебя посредством самых любителей твоих; соревновала ты нечестно халдеев, ассириан, хананеев, египтян; их употреблю против тебя орудиями, налагая на тебя достойное наказание; к твоим любителям присоединю и ненавидимых тобою, чтобы те и другие видели великое твое беззаконие.

и открыю злобы твоя к ним, и узрят весь срам твой.

Иез.16:38. И отмщу ти отмщением любодейцы, и проливающия кровь, и положу тя в крови ярости и рвения.

Понесешь наказание, налагаемое на человекоубийц и жен прелюбодейных; их беззаконно подражала ты, с ними одинаковую потерпишь казнь.

Иез.16:39. И предам тя в руце их, и раскопают блудилище твое, то есть демонские капища, и разорят основание твое.

Под сим разумел Бог божественный храм, потому что совершаемое в нем служение было их основанием, утверждением и опорою.

И совлекут с тебе ризы твоя, и возмут сосуды хвалы твоя, и оставят тя нагу и бесстудну.

Сим изобразил их разграбление и порабощение.

Иез.16:40. И приведут на тя народы, и побиют тебе камением, и изсекут тя мечми своими.

Иез.16:41. И запалят домы твоя огнем, и сотворят в тебе отмщение пред женами многими.

Сие исполнилось во время пленения; изобразил же сие Бог иносказательно, как о жене прелюбодейной, которую побивают камнями, умерщвляют и сжигают. Почему, продолжая тоже иносказание, присовокупил: «и сотворят в тебе отмщение пред женами многими». Не жен именует женами, а называет так иносказательно города, потому что и город Иерусалим в подобии жены выводит на судилище. Потом дает выразуметь пользу наказания.

И обращу тя от блужения, и найма ктому не даси.

Когда лишишься благоденствия и предана будешь в плен, тогда уже не из чего будет тебе давать сию худую плату, но скудость сделается для тебя полезною.

Иез.16:42. И послю ярость Мою на тя, и отъимется рвение Мое от Тебе: и почию, и ктому не попекуся.

И сие изрек опять в переносном смысле, как о муже, который ревнует жену в прелюбодеянии, ибо говорит: прибегнув к наказанию, прекращу тем непотребство твое и избавлю себя от заботливости о тебе, любители твои не подвигнут уже Меня к ревности. Наложу же на тебя сие наказание.

Иез.16:43. Понеже не помянула еси дней младенства твоего и опечалила Мя во всех сих: и се Аз пути твоя на главу твою дах, глаголет Адонаи Господь:

Бремя сих бедствий навлекла ты на себя, говорит Бог, не захотев привести себе на мысль, из чего и чем ты стала, как из бедной, малой, незнатной соделал Я тебя славною и знаменитою.

и тако сотворила еси нечестие no всем без закониям твоим.

Не терпишь еще, чего достойны грехи твои, в сравнении с нечестием наказание мало.

Иез.16:44. Сия суть, елика рекоша на тя в притчи, глаголюще: яко же мати тако и дщерь.

К тебе идет повторяемая всеми поговорка: и дочь похожа на матерь. Матерью же Иерусалима выше наименовал Бог хеттеянку.

Иез.16:45. Дщерь матери твоя ты еси, отринувшыя мужа своего и чада своя: и сестра сестр твоих, отринувшых мужей своих, и чад своих:

Сим показывает, что Он, не иудеев только Бог, но и языческих народов, ибо назывался древле и их Богом, прежде нежели впали они в недуг идолослужения, почему и о них сказал, что отринули мужа и чад, отрекшись Бога, и детей начав приносить в жертву демонам. Потом выражается яснее.

мати ваша Хеттеаныня и отец ваш Аморрей.

Иез.16:46. Сестра твоя старейшая Самариа, та и дщери ея, и живущая ошуюю тебе: и сестра твоя меншая живущая одесную тебе Содома и дщери ея.

Самарию называет старейшею сестрою, и наименовал не по времени, а по учению нечестия, ибо по времени старше Содом. Но Иерусалим прежде поревновал начинаниям Самарии, а потом простер беззаконие далее и далее, так что уподобился и городам содомским. Содом же назвал младшею сестрою, потому что Иерусалим позднее возлюбил родство с ним, ибо родством нарек Бог общение в нечестии. Сказано: «одесную и ошуюю» сообразно с местоположением, потому что в Иерусалиме, если обратится кто лицом по направлению к востоку, справа будет Содом, как лежащий к югу, а слева Самария, как лежащая к северу. Дщерями же Самарии и Содома именует подвластные им города и селения. А желая показать чрезмерность нечестия, присовокупил:

Иез.16:47. И ниже по путем их ходила еси, ниже сотворила по беззаконием их поне мало, и превозшла еси их во всех путех твоих.

Лукавые их начинания увеличила ты своими примышлениями, и в опасности одержат над ними победу в нечестии.

Иез.16:48. Живу Аз, глаголет Адонаи Господь: аще сотворила Содома сия сестра твоя, и дщери ея, яко же ты сотворила и дщери твоя.

Потом показывает разность.

Иез.16:49. Обаче сие беззаконие Содомы гордость, в сытости хлеба и во изобилии сластолюбства ваша, та и дщери ея: cиe бяше ей, и дщерям ея: и руки убогому и нищему не подаяху.

Иез.16:50. И величахуся, и сотвориша беззакония предо Мною: и отвергох я яко же видех.

Пресытившись обилием благ, вдались в гордость и высокомерие, и, наслаждаясь всеми удовольствиями, презирали живущих в бедности, а от сего впали в крайнее непотребство и потерпели наказание, достойное нечестивых их дел.

Иез.16:51. Самария же пол грехов твоих не согреши: и умножила еси беззакония твоя паче онех, и оправдала еси сестры твоя во всех грехах твоих, во всех беззакониих твоих, яже сотворила еси.

Делает же сравнение сие не по одному качеству греха, но и по той попечительности, какая приложена была об Иерусалиме. Ибо, если Самария согрешила и отважилась на тысячи беззаконий, то была она далеко от божественного храма, и имела, по крайней мере, малое извинение в том, что зависела от другого царя, и не могла установленного законом совершать в божественном храме; и Содом не имел ни пророка, ни законодателя, пользовался же одним учением естественного закона, а ты, имя и закон, и иереев, и пророков, и божественный храм, и законное служение, предавалась их нечестию. Потому ты делаешь их достойными извинения.

Иез.16:52. И ты приими мучение твое вящшее, в нем же растлила еси сестры твоя во гресех твоих, ими же беззаконствовала паче тех, и оправдала их паче тебе:

Не просто сказал: «и оправдала их», но: "паче тебе", ибо, подражая им в беззаконии, не имеешь их оправдания, как получившая в помощь себе закон и пророков; они же по преизбытку твоего нечестия желают найти себе извинение. Поэтому прими наказание за свои начинания, по которым соделалась ты вредоносною и для них.

и ты посрамися, и приими бесчестие твое, внегда оправдати тебе сестры твоя.

Кто, будучи в чести, не разумеет этого, тот, подвергшись бесчестию, приходит в сознание прежней чести. Посему и Иерусалим, не познав чести, дарованной ему Богом, вследствие осады и плена познал Бога своего, почему, наученный блаженным Давидом, взывает: «студ лица моего покры мя, от гласа поношающаго и оклеветающаго, от лица вражия и изгонящаго» (Пс.43:16, 17).

Иез.16:53. И обращу обращения их, обращение Содомы и дщерей ея, и обращение Самарии и дщерей ея,

Надлежит знать особенности в слововыражении Писания, а иначе невозможно уразумевать цель оного. Посему сверх многих других имеет оно и ту особенность, что о прошедшем говорит, как о будущем, а о будущем, как о прошедшем. Так и здесь прошедшее выражает, как будущее. Отвратились Меня Содом и принадлежащие ему города, а также и Самария с подвластными ей городами, но отвратился от них и Я, говорит Бог, и наказал их за то, в чем согрешили.

и обращу обращение твое среде их..

Иез.16:54. Яко да приимеши мучение твое, и безчестна будеши о всех, яже сотворила еси в разгневании Моем.

То же, что они, потерпишь и ты, говорит Бог, и понесешь наказание за все, в чем прегрешила предо Мною.

Иез.16:55. И сестра твоя Содома и дщери ея возставятся, яко же беша исперва: и ты и дщери твоя возставитеся, яко же бесте прежде.

Возставлением наименовал здесь приведение не в лучшее, но в худшее состояние. Ибо о Содоме употреблена опять часто встречающаяся в Писании особенность слововыражения, и смысл сказанного таков: как Содом, город славный и многолюдный, преобразил Я в прежний вид и соделал вовсе необитаемым, каким был он до своего построения, так и у тебя, отъяв все твое благолепие, сделаю, что возвратишься в прежний вид.

Иез.16:56–57. И не была Содома сестра твоя в слышание во устех твоих во днех гордыни твоея, прежде откровения злоб твоих, яко же ныне укоризна еси дщерей сирских, и всех сущих окрест тебя и дщерей иноплеменничих одержащих тя окрест.

Если бы не знала ты, говорит Пророк, о наказании городов содомских, если бы конечная их гибель не носилась в устах твоих, как теперь о твоей осаде носится слух в городах Сирии и Палестины, то сделала ли бы больше зла? Не помог тебе пример их, но зная, на что они отважились, и каковы постигшие их бедствия, тем не менее продолжала ты предаваться беззакониям. Посему:

Иез.16:58–59. нечестия твоя, и беззакония твоя ты понесла еси я, глаголет Господь. Сия глаголет Адонаи Господь: и сотворю в тебе, якоже сотворила еси, якоже презрела еси клятву еже преступити завет Мой.

Закон заключал в себе клятву, преследующую нарушителей оного, повелевал же произнести её шести коленам, став на горе Гевал, а всему народу, как бы подписуясь к сей клятве закона и соглашаясь на оную, присовокуплят: аминь (Втор. 27:13–26). Итак, говорит Бог, поелику не убоялась даже клятвы, но небоязненно нарушила завет Мой, то собери рукояти сих смен. Потом обещает по наказании и блага.

Иез.16:60. И воспомяну Аз завет Мой, иже с тобою во днех младенства твоего, иже с тобою и возставлю тебе завет Мой вечный.

Хотя потоптала ты заключенные со Мною договоры, но и сие не убедит Меня оставить тебя совершенно, напротив того, уцеломудрив тебя наказанием и научив благопризнательности, воспомяну те договоры, которые сделал с тобою древле, когда была еще во младенчестве; называет же так время пребывания в пустыне. «И возставлю завет Мой завет вечный», не завет закона, но завет благодати, не завет чрез Моисея, но завет чрез апостолов. Ибо тот был временный, а этот вечен. Сие же соделать обещает устами Пророка Иеремии. Ибо говорит: «и завещаю дому Израилеву, и дому Иудину завет нов, не по завету, егоже завещах отцем их в день, в оньже емшу Ми за руку их, извести я от земли египетския, яко тии не пребыша в завете Моем, и Я отверг их» (Иер. 31: 31, 32). Но завещаю им «завет нов: дая законы Моя в мысли их, и на сердцах их напишу я» (Иер.31:33). Сей же завет обещает и здесь.

Иез.16:61. И помянеши пути твоя, и безчестна будеши, внегда поимеши сестры твоя старейшые тебя с юнейшими твоими,

По причине наказания пришедши в сознание собственных своих путей, и взирая на облекающее тебя бесславие, познаешь своего Владыку, но увидишь, что и эти сестры твои пользуются одним и тем же с тобою заветом, лучше же сказать, что сама ты приемлешь его вместе с ними.

и дам Я тебе на созидание, и не от завета твоего.

Ибо не они чрез тебя, но ты от них получишь пользу и не тот завет, по которому живешь ныне, произведет сие общение, но завет вечный, который дан будет в последствии. Под Содомом же и Самариею Пророк дает разуметь всех язычников и вместе иудеев будущее благочестие, и веру в единого Бога, установляемую сим новым заветом.

Иез.16:62. И возставлю Аз завет Мой с тобою, и увеси, яко Аз Господь.

Ибо Евангелие проповедано сперва иудеям, а потом всем народам. Да и еще проповедано будет великим Илиею пред кончиною миpa. Итак, говорит Бог, все буду делать, имея в виду твою пользу. А из сего узнаешь, что тобою для Меня сделано, и какие блага дарованы тебе Мною. Посему Бог присовокупил:

Иез.16:63. Яко да помянеши, и усрамишися, и не будет тебе ктому отверсти ycт твоих от лица безчестия твоего, егда милостив буду тебе по всем, елика сотворила еси, глаголет Адонаи Господь.

Сими словами выразились и три отрока в пещи, ибо, присвояя себе беззакония народа, сказали они, молясь: «и ныне несть нам отверзти уст, студ и поношение быхом рабом Твоим, и чтущим Тя» (Дан.3:31). И богомудрый Даниил, молясь также в плену, взывал: «Тебе, Господи, правда, и нам стыдение лица яко же день сей, и царем нашим, и князем нашим, и отцем нашим» (Дан. 9:7, 8), и показывая тому причину, не без основания присовокупил: «иже согрешихом Тебе». Так и сие пророчество пришло в исполнение, потому что не лжив Вдохновляющий пророков.

Посему и нам, испытуя самих себя, и делая строгое исследование своего поведения, и с прегрешениями нашими сравнивая Божии благодеяния, должно в молитвах своих выражаться сими же словами, и устыдившись учиненных нами грехов, бегать дел, приносящих стыд, и озарять душу памятованием о Боге. Ибо таким образом возможем поставить себя вдали от козней греха, неотступно же предстоять Богу и пользоваться благодатью о Христе Иисусе Господе нашем. С Ним и Отцу со Святым Духом подобает слава во веки веков! Аминь.



Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 6. - Типография В. Готье, 1859. - 776 с. / Толкование на пророка Иезекииля 355-728 с.

Вам может быть интересно:

1. Толкование на пророка Иеремию – Глава 41 блаженный Феодорит Кирский

2. Толкование на книгу пророка Аввакума – Глава 2 святитель Кирилл Александрийский

3. Толкование на книгу святого пророка Михея – Глава 6 епископ Палладий (Пьянков)

4. Толкование на пророка Иеремию – Глава ХLVI святитель Иоанн Златоуст

5. Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля – Одна книга толкований на пророка Иоиля преподобный Иероним Блаженный, Стридонский

6. Толкование на книгу пророка Варуха – Глава 5 профессор Александр Павлович Лопухин

7. Книга пророка Иезекииля – Глава 16 профессор Павел Александрович Юнгеров

8. Книга пророка Иеремии – Глава 47 преподобный Ефрем Сирин

9. Толкование на книгу св. пророка Михея – Глава V митрополит Антоний (Храповицкий)

10. Толкование на паримии из новозаветных книг – В подлежащей рассмотрениию паримии (1 Пет. 2:21–25; 3:1–9) содержится учение о неповинном, по примеру Христа, страдании, о поведении жен в... епископ Виссарион (Нечаев)

Комментарии для сайта Cackle