блаженный Феодорит Кирский

Толкование на пророка Иезекииля

Глава 2

Иез.2:1. C и e видение подобия 3 славы Господни.

Не сказал Пророк: сие естество Господа, или сия слава Господня, но видение подобия славы Господней, то есть, Господь сподобил меня созерцания, образовав такое видение, какое Ему было угодно.

И видех, и падох ниц. И весьма справедливо: ибо, если Серафимы, песнословя, закрывают лица, что должно быть с человеком, который обложен смертным телом, и пришел в созерцание истинного видения? Но человеколюбивый Владыка не дает места страху. Ибо говорит Пророк:

Слышах глас глаголющаго ко мне, и рече ко мне: сыне человечь, стани на ноги твоя, и возглаголю тебе. Бог называет Пророка сыном человечьим, как бы так говоря: не забывай своего естества, сподобившись созерцания, которое выше оного, но познай себя самого, не предавайся же и безмерному страху, когда Я повелеваю тебе быть смелым, но стоя слушай изрекаемое Мною, не обращаясь вспять, но неподвижным стоянием выражая свою твердость. И не сие только сказал бдагий Владыка, но и самым делом отъял страх. Ибо Пророк говорит:

Иез.2:2. Прииде на мя дух, и взя мя, и воздвиже мя, и постави мя на ногах моих, и слышах Его глоголюща ко мне.

Божественная некая сила, коснувшись меня, укрепила меня, расслабевшего от страха, и соделала, что я стал и слушал несущиеся ко мне слова.

Иез.2:3. И рече ко мне: сыне человечь, послю тя Аз к дому Израилеву, огорчевающим Мя, иже огорчиша Мя, сами и отцы их, и отвергошася Мене до днешняго дне.

Кто измерит словом Божие человеколюбие? Какой ум исследует сие море благости? После тысячей примеров нечестия и беззаконий, не отказывает в спасении, но, хотя обвиняет и их и отцов, что отверглись и нарушили постановленные заветы, и доныне пребывают в пороке; однако же возвращает их к Себе, неисцельно болящих призывает к здравию, и даже зная, что они упорны и непослушны; почему и присовокупляет:

Иез.2:4. И сынове жестоколичнии твердосердечнии: Аз послю тя к тем,

то есть, они дерзки, не знают стыда, не хотят смягчиться, не слушаются советов, и наказания на них не действуют.

И речеши к ним: тако глаголет Адонаи Господь. И самое слово: Адонаи значит: Господь. Но предает еще некоторую малую выразительность речи. Пророк говорит: тако глаголет Господь, Господь мой.

Иез.2:5. Аще убо услышат или убоятся, зане дом огорчеваяй есть, и познают, яко Пророк ecu ты посреде их.

Сказанное: аще убо не означает неведения, ибо будущее не неведомо Тому, Кто знает все прежде, нежели приходит в бытие. Почему и блаженный Давид взывает к Богу: Ты познал ecu седание мое и восстание мое, Ты разумел ecu помышления моя издалеча: стезю мою и уже мое Ты ecu изследовал, и вся пути мое провидел ecu: се Господи, Ты познал ecu вся последняя и древняя (Псал. 136, 1–5). Посему, в точности зная их непреклонность, говорит: аще убо, давая тем знать произвольность их намерения, и то, что, если захотят, возможно для них перемениться. Подобно сему сказанное в Евангелии от лица Отцева: послю Сына Моего к делателям, еда како усрамятся Его (Лук. 20, 13). Итак cиë еда како, не сомнение выражает. Ибо Отец знал, что не усрамятся, делает же, что прилично Его правдивости. Чтобы иной предвидения Его не признал причиною действительного события, по необходимости употребляет речения, означающиеся coмнение, показуя тем свободу воли, и соблюдая Себе оправдание в день суда. Посему-то, и предвидя непокорность и непослушание, употребляет все средства отвратить их от порока. Почему и устами Пророка Исаии взывает: что сотворю еще винограду Моему сему, и не сотворих (Иса. 5, 11)? И еще устами Осии: что́ ти сотворю Ефреме? Что́ ти сотворю Иудо (Ос. 6, 4) ? Впрочем, и зная, что больны неисцельно, предлагает врачевства, чтобы в день суда сии непокорные произносимый на них приговор прияли беспрекословно, когда представлены будут на среду Божия им благодеяния. Посему-то и блаженный Давид взывает: яко да оправдишися во словестех Твоих, и победиши внегда судити Ти (Псал. 50, 6); потому что беззаконие наше, сравниваемое с Божиими к нам благодеяниями, законно подвергает, нас наказаниям. Да и Сам праведный Судия от самих наказуемых приемлет признание, что оказал всякое возможное человеколюбие, и не оставил не приведенным в дйствие ни одного способа к облагодетельствованию. Посему сказанное: аще убо услышат или убоятся, не Божие означает неведение, но им дает повод к покаянию; потому что Бог, и зная непокорность фараонову (ибо говорит: Аз вем, я ко не отпустит вас фараон, аще не рукою крепкою (Исх. 3, 19) к мышцею высокою (6, 1)), продолжал оказывать долготерпение. А если бы Владыка налагал наказания по предвиденью; то откуда познали бы Божие правосудие те, которые не видят предвиденного в исполнении? Посему ожидает Он конца, и тогда налагает наказание. Так и здесь говорить: о Мне и о возвещаемом Мною сообщи, Пророк, соплеменникам, чтобы и тебе соделаться для них виновником пользы, и им дознать, что ты Пророк среди их и служитель Божиих словес.

Иез.2:6. И ты, сыне человечь, да не убоишися их, ни ужасайся от лица их: зане разсверепеют, и обыдут тя окрест, и посреди скорпиев ты живеши: словес их не убойся, и от лица их не ужасайся, зане дом огорчеваяй есть.

Лукавство предприемлющих поступать злокозненно – достаточный повод к их пренебрежению; потому что они беззаконны и лишены Божией помощи. Посему, говорит Бог, не должно таковых бояться, хотя нападают они как скорпионы, хотя произносят дерзкие слова, хотя устремляются с великою яростию и с неистовством. Ибо сие дал разуметь, сказав: разсверепеют, и заимствовав образ речи от волов, которых, когда пасутся, гонит, и нередко принуждает нестись по стремнинам, слепень; а это род мух, которые сильнее всякого острия обращают волов в бегство. Так в переносном смысле наименовал неистовство.

Иез.2:7. И ты, сыне человечь, возглоголеши словеса Моя к ним, аще убо услышат, или убоятся, зане дом прогневаяй есть.

Снова дал речи вид сомнения, желая привести их к покаянию; ибо говорит: вероятно убоятся угрозы наказания, и устрашит их исполнение угрозы, когда не хотят уступить милостивым внушениям.

Иез.2:8. И ты, сыне человечь, послушай глоголющаго к тебе, и не буди огорчеваяй, яко же дом преогорчеваяй: отверзи уста твоя, и снеждь, яже Аз даю тебе,

то есть, не прекословь тому, что повелеваю тебе; не соревнуй прекословящим, но исполни повеление.

Иез.2:9. И видех, и се рука простерта ко мне, и в ней свиток книжный.

Иез.2:10. И разви его предо мною, и в том писана быша предняя и задняя: и вписано бяше в нем рыдание, и жалость, и горе.

* * *

3

Славянском подобие.


Комментарии для сайта Cackle