блаженный Феодорит Кирский

Глава 3

Иез.3:1. И рече ко мне: сыне человечь, снеждь свиток сей, и иди, и рцы сыном Израилевым.

Справедливо выше говорил: аще убо услышат, или убоятся; потому что предлагаемое Пророку исполнено ужаса, рыдание, и жалость, и горе написанные на целом свитке, и внутри и снаружи. Свитком же называет свернутые писания. Ибо древние так хранили письменные памятники. Иудеи и доныне в таковых свитках имеют божественные Писания.

Иез.3:2. И отверзе уста моя, и напита мя свитком сим.

Иез.3:3. И рече ко мне: сыне человечь, уста твоя снедят, и чрево твое насытится свитка сего, даннаго тебе: и снедох его, и бысть во устех моих яко медь, сладок. Коль сладка гортани моему словеса Твоя,

говорит божественный Давид, паче меда устом моим (Псал. 118, 103). Сладок же и весьма приятен плачь о грехах; печаль прият мя от грешник, оставляющих закон Твой (53), говорит тот же Пророк, и: видех неразумевающия и истаях, яко словес Твоих не сохраниша (158). И сын его увещевает говоря: благо ходити в дом плача, нежели ходити в дом пира (Еккл. 7, 3). Так для Пророка вкушение свитка стало подобно меду, хотя не было в нем ничего приятного и радостного, а рыдание, и жалость, и горе. Но никто да не понимает вкушение свитка в смысле чувственном и плотском. Ибо как все видение Пророк созерцал духовно, так и вкушения сего приобщается духовно. (4). И рече ко мне: сыне человечь, иди, и вниди в дом Израилев, и глаголи словеса Моя к ним. (5). Яко не к людем глубокоречивым, и косноязычным посылаем ecu , но к дому Израилеву: (6) ниже к людем многим, иноязычным, иноречивым, ни тяжким языком сущим, ихже не разумел бы ecu словес. Ясно показывает здесь различие трудов апостольских и пророческих. Одним вверяемо было попечение об одном народе, из которого они происходили, и с которым говорили одним и тем же языком, а другим, по слову Господню, поручена была вселенная и все народы; ибо сказано: шедше научите вся языки (Матф. 28, 19), у которых и наречия многочисленны и различны, и нравы разнообразны, и законы противоположны. Однако же те, которым поручены были многие народы, разные языки, разнообразные нравы и всякого рода законы, исправили вселенную: а те, которым поручаем был оный необузданный народ, понесли много труда, но не пожали плодов, достойных своего труда. И причиною сему не леность делателей, но грубость возделываемых. Посему-то и Сам Владыка говорит: Аще и к тацем послал бых тя, то и тии послушали быша тебе. (7). А дом Израилев не восхощет послушати тебе, понеже не хотят слушати Мене, яко весь дом Израилев непокориви суть, и жестокосерди. Сим показал благопокорливость языческих народов и непослушание Израиля: объяснил и сказанное: аще убо услышат, дав ясно видеть, что не в неведении Он, но точно знает их непокорность, а вместе объясняет, что непокорность сия зависит от произвола, а не от природы; ибо говорит, дом Израилев не восхощет послушати тебе, понеже не хотят слушати Мене, т. е. не скорби, что не послушают тебя, прекословя Мне, воспротивятся они и тому, что возвестишь им словом, причиною же прекословия – упорство воли, жестокость сердца, дерзость помыслов. Но не бойся, что таковы те, к которым посылаю тебя.

Иез.3:8. Ибо се дах лице твое сильно противу лица их, и прю твою укреплю противу при их,

(9) и будет, всегда, крепчае камене дах лице твое4, не убойся их, ни ужасайся лица их, зане дом разгневаяй есть, то есть, зная лукавство сердца их, удали из мысли всякий страх; потому что дам тебе крепость соответственную их прекословию, сообщу силу соразмерную трудам, соделаю лице твое тверже всякого камня, так что, терпя поругания, побои и всякое другое. бедствие, не бежишь ты от служения слову, не оставишь попечения о них.

Иез.3:10. И рече ко мне: сыне человечь, вся словеса, яже глаголах с тобою, возми в сердце твое, и ушима твоима послушай:

Иез.3:11. и шед

, вниди в плен к сыном людей твоих, и речеши к ним: тако глаголет Адонаи Господь: аще убо послушают, и аще убо повинутся. Обращая к ним речь, не говори ничего собственно своего, но послужи Моим словесам, и предложи, что Мною тебе повелено; может быть, устыдятся трудов твоих, и убоятся угроз Моих. Выражение же сомнения, как сказал я, не означает неведения, но возбуждает усилие свободы.

Иез.3:12. И взя мя дух, и слышах глас за собою труса велика: благословена слава Господня от места Его.

Прияв сии повеления, говорит Пророк, спешил я исполнить служение, и не ноги свои дозволено мне было употребить в дело но божественным содействием перенесен был к тем, к кому был послан. По необходимости восприемлет и ощущение труса, чтобы, поражаемый страхом, исполнил служение. Сказует же то песнопение, какое возносил он, чувствуя трусь: благословена слава Господня от места Его, наученный оному, как сказал Пророк, Самим Богом. Ибо блаженному Моисею, просившему о том, чтобы увидеть и познать ему Бога, Господь сказал: не бо узрит человек лице Мое, и жив будет (Исх. 33, 20); а потом присовокупляет: се место у Мене, и положу тя в разселине камене, и покрыю рукою Моею над тобою, и узриши задняя Моя, лице же Мое не явится тебе (21–23), не потому что в Божестве разделялось лице и задняя, – но потому что под словом лице разумеется Божия сущность, а под словом: задняя – божественные домостроительства и многие всякого рода оказываемые нам благодеяния. Посему местом Его Пророк называет благость, по которой Бог, непостижимый по естеству, бывает удобопостижим для достойных, сколько сие возможно для них.

Иез.3:13. И видех глас крил животных скри ляющихся друг к другу, и глас колес держащийся их, и глас труса велик 5

. В то время как было изрекаемо мне это, пришли в движение животные, действуя своими крыльями, за ними последовали колеса; а при движении их произошел великий трусь, потому что отовсюду несся сильный шум.

Иез.3:14. И дух воздвиже мя, и взя мя, и поидох вознесен во устремлении духа моего.

Ибо бывшая во мне благодать божественного Духа соделала, что я, подобно какому-либо пернатому животному, рассекал воздух между небом и землею.

И рука Господня бысть на мне крепкая. Опять обозначает сим туже благодать Духа.

Иез.3:15. И внидох в пленники вознесен,

то есть, не ногами шел я, но несся по воздуху.

И обыдох живущия на реце Ховар, сущия тамо, и седох ту седмь дней, ходя посреди их. Прибыв к тем, к кому было повелено, говорит Пророк, семь дней провел я в молчании, ожидая божественного воздействия.

Иез.3:16. И бысть по седмих днех слово Господне ко мне,

глаголя: (17). Сыне человечь: стража дах тя дому Израилеву, да слышиши слово от уст Моих, и воспретиши им от Мене, то есть, представляй из себя соглядатая, какого все люди ставят на холме, приказывая ему давать знать, как скоро увидит нашествие варваров. Посему и ты, как бы став на некоем подзорном столпе и в стражбнице пророчества, возвещай народу, что предусмотришь, и передавай им слова Мои.

Иез.3:18. Внегда глоголати Ми беззаконнику, смертию умреши: и не возвестиши ему, ни соглаголеши

, еже остатися беззаконнику и отвратитися от пути своего, еже живу быти ему: беззаконник той в беззаконии своем умрет, крове же его от руки твоея взыщу. Страшна и ужасна угроза сия, и самых каменных может привести она в боязнь; но неизреченна и благость, проявляемая в этой угрозе. Угрожает Бог праведнику, что взыщет с него, если не объявит беззаконнику об угрозе смертью, и не научит, что бывает причиною жизни, и что ведет к смерти. Столько Творцу и Владыке всяческих желательно покаяние грешников, что, если кто приобретает все добродетели, но вознерадит о вверенных ему душах, не получит никакой пользы от собственных своих преспеяний, но даже подвергнется наказанию за оное нерадение. Но, как вероятно, Пророк употребил все способы врачевания, а врачуемые были неисцельно больны, и не принимали предлагаемого врачевства, то Бог по необходимости присовокупляет:

Иез.3:19. И ты аще возвестиши беззаконнику, и не обратится от пути своего, и от беззакония своего: той беззаконник в беззаконии умрет, а ты душу твою избавиши.

Невинен будешь, говорит Бог, поступая, как должно, и исполняя все, что от тебя зависит. Ибо, если болезнь его останется неисцельною, он один понесет наказание за непокорство. Но надлежит знать, что, по сказанному и выше и здесь, беззаконник, пребывающий в беззаконии, когда есть возвещающий, то есть научающий, и когда нет его, будет наказан, потому что достаточно и самого естества к различению того, что должно делать: а учение преподается от избытка, так как благость Божия употребляет все средства к спасению людей.

Иез.3:20. И егда совратится праведник от правд своих, и сотворит согрешение, и дам муку пред ним, той умрет, яко ты не воспретил ecu ему:

и во гресех своих умрет, зане не помянутся ему правды его, яже сотвори, крове же его от руки твоея взыщу. Не сказал просто: если согрешит праведник, но: если совратится от правд своих, и сотворит согрешение , то есть, если оставит путь правый, которым шествовал, и обратится на другой путь. Ибо и блаженный Давид согрешил, и прегрешения его были весьма велики, но не оставлял он пути, которым и шествовал, преткнувшись же и пав, восставал и продолжал идти тем же путем. Посему, говорить Бог, если праведник, оставив путь свой, возлюбит путь противоположный, и ты, зная это, не обличишь в этой несообразности, и не постараешься возвратить его на прежний путь, то он обретет конец, достойный второго пути, погубив весь прежний труд; потому что пошел другим путем, концы же путей противоположны, и соответственны самым путям, конец одного – жизнь, а конец другого – смерть, и поэтому необходимо погубит он приобретенное прежними трудами, прияв конец пути лукавого; но погибшей жизни его от руки твоея взыщу, и подвергну тебя наказанию за нерадение.

Иез.3:21. Ты же возвестиши аще праведному, еже не согрешити, и той не согрешит, праведный жизнию поживет, яко воспретил ecu ему, и ты твою душу избавиши.

Приобретешь две жизни, себе и ему. И он, по твоим внушениям, избежит бездны гибели, и обретет конец, достойный пути праведного, и ты освободишься от ответственности, и избегнешь величайшей опасности, приложив попечение о спасении ближнего.

Сего достаточно, чтобы и нас возбудить к тщательности и заставить иметь всякое попечение о братьях, не переставать все говорить и делать к их пользе, чтобы чрез сие и нам избежать угрожающего наказания и улучить обетованное спасение о Христе Иисусе, Господе нашем. С Ним слава Отцу со Святым Духом, во веки веков! Аминь.

(3, 22). И бысть на мне рука Господня, и рече ко мне: востани и изыди на поле, и тамо возглаголется к тебе. Ибо созерцанию божественного приличнее всего безмолвие. Ум, освободившись от развлечения внешним, и не разделяясь более туда и сюда, но углубляясь в себя, с большею точностью может уразумевать божественное.

Иез.3:23. И востах, и изыдох на поле: и се тамо слава Господня стояше, яко же видение, и яко же

слава, юже видех на реце Ховар; и падох на лицы моем. (24). И прииде на мя дух, и постави мя на ногу моею. Пророк часто наслаждается созерцанием, чтобы соделаться более рачительным в служении слову. Но надлежит знать, что даже соразмерных естеству человеческому откровений не в состоянии были созерцать имевшие весьма чистый ум, как и теперь Пророк сейl, не в первый уже раз сподобившийся видения, едва возведши взор, падает, и имеет нужду в восставляющей благодати.

И глагола ко мне, и рече ми: вниди, и затворися среде дому твоего. Бог повелеваете пророчествовать не словами, но делами, и тем, что повелевается делать Пророку, предобразит осаду Иерусалима.

Иез.3:25. Я ты, сыне человечь, се дашася на тя узы, и свяжут тя ими, и не изыдеши от среды их.

Иез.3:26. И язык твой привяжу к гортани твоему, и онемееши, и ни будеши им в мужа обличения, понеже дом разгневаяй есть.

Владыка, подобно пестуну, как некоего борца умащает Пророка, предрекая ему будущие горести и скорби, какие причинит ему народ, а также повелевая переносить это, быть терпеливым и хранить молчание, пока Сам не дозволит говорить. Всякий же раз присовокупляет: зоне домь разгневаяй есть, научая тем не бояться прогневляющих Бога; потому что люди беззаконные достойны пренебрежения.

Иез.3:27. И внегда глаголати Ми к тебе, отверзу уста твоя, и речеши к ним: сия глаголет Адонаи Господь: слышай да слышит, и непокаряйся да не покоряется: зане дом преогорчеваяй есть.

И сие дает ясно видеть самопроизвол сердца; ибо говорит Бог: ты предложи общее для всех учение. Показывая же, что благопокорность есть дело добровольное, присовокупляет к сказанному: кто хочет, пусть повинуется, а непокорный, держащийся противного образа мыслей, пусть прекословит; потому что каждый приемлет воздаяние по избранию воли его.

* * *

4

Славянском: дах прю твою.

5

Славянском: велика.


Вам может быть интересно:

1. Толкование на пророка Иезекииля – Глава 2 блаженный Феодорит Кирский

2. Толкование на пророка Иезекииля – Глава 4 блаженный Феодорит Кирский

3. Книга пророка Иезекииля преподобный Ефрем Сирин

4. Книга пророка Иезекииля – Глава 3 профессор Павел Александрович Юнгеров

5. Толкование на пророка Осию – Глава 7 блаженный Феодорит Кирский

6. Толкование на пророка Иеремию – Глава 39 блаженный Феодорит Кирский

7. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля – Книга первая блаженный Иероним Стридонский

8. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля – Книга вторая блаженный Иероним Стридонский

9. О природе вещей епископ Исидор Севильский

10. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – 3инa – один из 70 апостолов профессор Александр Павлович Лопухин

Комментарии для сайта Cackle