блаженный Феодорит Кирский

Глава 3

Иез.3:1. И рече ко мне: сыне человечь, снеждь свиток сей, и иди, и рцы сыном Израилевым.

Справедливо выше говорил: аще убо услышат, или убоятся, потому что предлагаемое Пророку исполнено ужаса, рыдание, и жалость, и горе написанные на целом свитке, и внутри и снаружи. Свитком же называет свернутые писания. Ибо древние так хранили письменные памятники. Иудеи и доныне в таковых свитках имеют божественные Писания.

Иез.3:2. И отверзе уста моя, и напита мя свитком сим.

Иез.3:3. И рече ко мне: сыне человечь, уста твоя снедят, и чрево твое насытится свитка сего, даннаго тебе: и снедох его, и бысть во устех моих яко мед сладок.

«Коль сладка гортани моему словеса Твоя, – говорит божественный Давид, – паче меда устом моим» (Пс. 118:103). Сладок же и весьма приятен плач о грехах; «печаль прият мя от грешник, оставляющих закон Твой» (Пс. 118:53), говорит тот же Пророк, и: «видех неразумевающия и истаях, яко словес Твоих не сохраниша» (Пс. 118:158). И сын его увещевает говоря: «благо ходити в дом плача, нежели ходити в дом пира» (Еккл. 7, 3). Так для Пророка вкушение свитка стало подобно меду, хотя не было в нем ничего приятного и радостного, а «рыдание, и жалость, и горе». Но никто да не понимает вкушение свитка в смысле чувственном и плотском. Ибо как все видение Пророк созерцал духовно, так и вкушения сего приобщается духовно.

Иез.3:4–6. И рече ко мне: сыне человечь, иди, и вниди в дом Израилев, и глаголи словеса Моя к ним: яко не к людем глубокоречивым, и косноязычным посылаем еси , но к дому Израилеву, ниже к людем многим, иноязычным, иноречивым, ни тяжким языком сущим, ихже не разумел бы еси словес: аще и к тацем послал бых тя, то и тии послушали быша тебе:

Ясно показывает здесь различие трудов апостольских и пророческих. Одним вверяемо было попечение об одном народе, из которого они происходили, и с которым говорили одним и тем же языком, а другим, по слову Господню, поручена была вселенная и все народы; ибо сказано: «шедше научите вся языки» (Матф. 28, 19), у которых и наречия многочисленны и различны, и нравы разнообразны, и законы противоположны. Однако же те, которым поручены были многие народы, разные языки, разнообразные нравы и всякого рода законы, исправили вселенную, а те, которым поручаем был оный необузданный народ, понесли много труда, но не пожали плодов, достойных своего труда. И причиною сему не леность делателей, но грубость возделываемых. Посему-то и Сам Владыка говорит:«Аще и к тацем послал бых тя, то и тии послушали быша тебе».

Иез.3:7. а дом Израилев не восхощет послушати тебе, понеже не хотят слушати Мене, яко весь дом Израилев непокориви суть, и жестокосерди:

Сим показал благопокорливость языческих народов и непослушание Израиля: объяснил и сказанное: «аще убо услышат», дав ясно видеть, что не в неведении Он, но точно знает их непокорность, а вместе объясняет, что непокорность сия зависит от произвола, а не от природы, ибо говорит, «дом Израилев не восхощет послушати тебе, понеже не хотят слушати Мене», т. е. не скорби, что не послушают тебя, прекословя Мне, воспротивятся они и тому, что возвестишь им словом, причиною же прекословия – упорство воли, жестокость сердца, дерзость помыслов. Но не бойся, что таковы те, к которым посылаю тебя.

Иез.3:8–9. И се дах лице твое сильно противу лица их, и прю твою укреплю противу при их: и будет, всегда, крепчае камене дах лице твое4, не убойся их, ни ужасайся лица их, зане дом разгневаяй есть.

То есть, зная лукавство сердца их, удали из мысли всякий страх, потому что дам тебе крепость соответственную их прекословию, сообщу силу соразмерную трудам, соделаю лице твое тверже всякого камня, так что, терпя поругания, побои и всякое другое бедствие, не бежишь ты от служения слову, не оставишь попечения о них.

Иез.3:10–11. И рече ко мне: сыне человечь, вся словеса, яже глаголах с тобою, возми в сердце твое, и ушима твоима послушай: и шед вниди в плен к сыном людей твоих, и речеши к ним: тако глаголет Адонаи Господь: аще убо послушают, и аще убо повинутся.

Обращая к ним речь, не говори ничего собственно своего, но послужи Моим словесам, и предложи, что Мною тебе повелено; может быть, устыдятся трудов твоих и убоятся угроз Моих. Выражение же сомнения, как сказал я, не означает неведения, но возбуждает усилие свободы.

Иез.3:12. И взя мя дух, и слышах глас за собою труса велика: благословена слава Господня от места Его.

Прияв сии повеления, говорит Пророк, спешил я исполнить служение и не ноги свои дозволено мне было употребить в дело, но божественным содействием перенесен был к тем, к кому был послан. По необходимости восприемлет и ощущение труса, чтобы, поражаемый страхом, исполнил служение. Сказует же то песнопение, какое возносил он, чувствуя трус: «благословена слава Господня от места Его», наученный оному, как сказал Пророк, Самим Богом. Ибо блаженному Моисею, просившему о том, чтобы увидеть и познать ему Бога, Господь сказал: «не бо узрит человек лице Мое, и жив будет» (Исх. 33, 20), а потом присовокупляет: «се место у Мене, и положу тя в разселине камене, и покрыю рукою Моею над тобою, и узриши задняя Моя, лице же Мое не явится тебе» (Исх. 33, 21–23), не потому что в Божестве разделялось "лице" и "задняя", но потому что под словом "лице" разумеется Божия сущность, а под словом: "задняя" – божественные домостроительства и многие всякого рода оказываемые нам благодеяния. Посему «местом Его» Пророк называет благость, по которой Бог, непостижимый по естеству, бывает удобопостижим для достойных, сколько сие возможно для них.

Иез.3:13. И видех глас крил животных скриляющихся друг к другу, и глас колес держащийся их, и глас труса велик5.

В то время как было изрекаемо мне это, пришли в движение животные, действуя своими крыльями, за ними последовали колеса, а при движении их произошел великий трус, потому что отовсюду несся сильный шум.

Иез.3:14. И дух воздвиже мя, и взя мя, и поидох вознесен во устремлении духа моего,

Ибо бывшая во мне благодать божественного Духа соделала, что я, подобно какому-либо пернатому животному, рассекал воздух между небом и землею.

и рука Господня бысть на мне крепкая.

Опять обозначает сим туже благодать Духа.

Иез.3:15. И внидох в пленники вознесен,

то есть не ногами шел я, но несся по воздуху.

и обыдох живущия на реце Ховар, сущия тамо, и седох ту седмь дней, ходя посреди их.

Прибыв к тем, к кому было повелено, говорит Пророк, семь дней провел я в молчании, ожидая божественного воздействия.

Иез.3:16–17. И бысть по седмих днех слово Господне ко мне глаголя: сыне человечь: стража дах тя дому Израилеву, да слышиши слово от уст Моих, и воспретиши им от Мене.

То есть, представляй из себя соглядатая, какого все люди ставят на холме, приказывая ему давать знать, как скоро увидит нашествие варваров. Посему и ты, как бы став на некоем подзорном столпе и в стражбнице пророчества, возвещай народу, что предусмотришь, и передавай им слова Мои.

Иез.3:18. Внегда глоголати Ми беззаконнику, смертию умреши: и не возвестиши ему, ни соглаголеши, еже остатися беззаконнику и отвратитися от пути своего, еже живу быти ему: беззаконник той в беззаконии своем умрет, крове же его от руки твоея взыщу.

Страшна и ужасна угроза сия, и самых каменных может привести она в боязнь; но неизреченна и благость, проявляемая в этой угрозе. Угрожает Бог праведнику, что взыщет с него, если не объявит беззаконнику об угрозе смертью, и не научит, что бывает причиною жизни, и что ведет к смерти. Столько Творцу и Владыке всяческих желательно покаяние грешников, что, если кто приобретает все добродетели, но вознерадит о вверенных ему душах, не получит никакой пользы от собственных своих преспеяний, но даже подвергнется наказанию за оное нерадение. Но, как вероятно, Пророк употребил все способы врачевания, а врачуемые были неисцельно больны и не принимали предлагаемого врачевства, то Бог по необходимости присовокупляет:

Иез.3:19. И ты аще возвестиши беззаконнику, и не обратится от пути своего, и от беззакония своего: той беззаконник в беззаконии умрет, а ты душу твою избавиши.

Невинен будешь, говорит Бог, поступая, как должно, и исполняя все, что от тебя зависит. Ибо, если болезнь его останется неисцельною, он один понесет наказание за непокорство. Но надлежит знать, что, по сказанному и выше, и здесь, беззаконник, пребывающий в беззаконии, когда есть возвещающий, то есть научающий, и когда нет его, будет наказан, потому что достаточно и самого естества к различению того, что должно делать, а учение преподается от избытка, так как благость Божия употребляет все средства к спасению людей.

Иез.3:20. И егда совратится праведник от правд своих и сотворит согрешение: и дам муку пред ним, той умрет, яко ты не воспретил еси ему, и во гресех своих умрет, зане не помянутся ему правды его, яже сотвори, крове же его от руки твоея взыщу.

Не сказал просто: «если согрешит праведник», но: если «совратится от правд своих, и сотворит согрешение», то есть если оставит путь правый, которым шествовал, и обратится на другой путь. Ибо и блаженный Давид согрешил, и прегрешения его были весьма велики, но не оставлял он пути, которым шествовал, преткнувшись же и пав, восставал и продолжал идти тем же путем. Посему, говорит Бог, если праведник, оставив путь свой, возлюбит путь противоположный, и ты, зная это, не обличишь в этой несообразности и не постараешься возвратить его на прежний путь, то он обретет конец, достойный второго пути, погубив весь прежний труд, потому что пошел другим путем, концы же путей противоположны, и соответственны самым путям, конец одного – жизнь, а конец другого – смерть, и поэтому необходимо погубит он приобретенное прежними трудами, прияв конец пути лукавого, но погибшей жизни его «от руки твоея взыщу» и подвергну тебя наказанию за нерадение.

Иез.3:21. Ты же возвестиши аще праведному, еже не согрешити, и той не согрешит, праведный жизнию поживет, яко воспретил еси ему, и ты твою душу избавиши.

Приобретешь две жизни, себе и ему. И он по твоим внушениям избежит бездны гибели и обретет конец, достойный пути праведного, и ты освободишься от ответственности и избегнешь величайшей опасности, приложив попечение о спасении ближнего.

Сего достаточно, чтобы и нас возбудить к тщательности и заставить иметь всякое попечение о братьях, не переставать все говорить и делать к их пользе, чтобы чрез сие и нам избежать угрожающего наказания и улучить обетованное спасение о Христе Иисусе, Господе нашем. С Ним слава Отцу со Святым Духом, во веки веков! Аминь.

Иез.3:22. И бысть на мне рука Господня, и рече ко мне: востани и изыди на поле, и тамо возглаголется к тебе.

Ибо созерцанию божественного приличнее всего безмолвие. Ум, освободившись от развлечения внешним, и не разделяясь более туда и сюда, но углубляясь в себя, с большею точностью может уразумевать божественное.

Иез.3:23–24. И востах, и изыдох на поле: и се тамо слава Господня стояше, якоже видение и якоже слава, юже видех на реце Ховар; и падох на лицы моем. И прииде на мя дух, и постави мя на ногу моею:

Пророк часто наслаждается созерцанием, чтобы соделаться более рачительным в служении слову. Но надлежит знать, что даже соразмерных естеству человеческому откровений не в состоянии были созерцать имевшие весьма чистый ум, как и теперь Пророк сей, не в первый уже раз сподобившийся видения, едва возведши взор, падает, и имеет нужду в восставляющей благодати.

и глагола ко мне, и рече ми: вниди, и затворися среде дому твоего.

Бог повелевает пророчествовать не словами, но делами, и тем, что повелевается делать Пророку, предобразит осаду Иерусалима.

Иез.3:25. И ты, сыне человечь, се дашася на тя узы, и свяжут тя ими, и не изыдеши от среды их:

Иез.3:26. и язык твой привяжу к гортани твоему, и онемееши и ни будеши им в мужа обличения, понеже дом разгневаяй есть:

Владыка, подобно пестуну, как некоего борца умащает Пророка, предрекая ему будущие горести и скорби, какие причинит ему народ, а также повелевая переносить это, быть терпеливым и хранить молчание, пока Сам не дозволит говорить. Всякий же раз присовокупляет: «зане дом разгневаяй есть», научая тем не бояться прогневляющих Бога, потому что люди беззаконные достойны пренебрежения.

Иез.3:27. и внегда глаголати Ми к тебе, отверзу уста твоя, и речеши к ним: сия глаголет Адонаи Господь: слышай да слышит, и непокаряйся да не покоряется: зане дом преогорчеваяй есть.

И сие дает ясно видеть самопроизвол сердца, ибо говорит Бог: ты предложи общее для всех учение. Показывая же, что благопокорность есть дело добровольное, присовокупляет к сказанному: кто хочет, пусть повинуется, а непокорный, держащийся противного образа мыслей, пусть прекословит, потому что каждый приемлет воздаяние по избранию воли его.

* * *

4

В Славянском: «дах прю твою».

5

В Славянском: «велика».


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 6. - Типография В. Готье, 1859. - 776 с. / Толкование на пророка Иезекииля 355-728 с.

Комментарии для сайта Cackle