«Толкование на пророка Иезекииля» написано блж. Феодоритом Кирским в 30-40-х гг. V в. и представляет собой последовательное изложение всех 48-ми глав этой пророческой книги.
Блж. Феодорит различает христианский и иудейский подходы к пророческим книгам Ветхого Завета, используя образ телесного и духовного зрения. Духовное око способно познавать «различие между Божественными и человеческими» вещами в том случае, когда оно «свободно от неверия». Когда же оно «слепотствует по своей воле», то лишается присущего ему по природе видения. Именно такое несчастье и произошло с иудеями. Об этом предрекали пророки, говоря, что язычникам будет даровано «обетование благ», у иудеев же оно отнимется.
Видения пророка Иезекииля рассматриваются как знамения Божьего присутствия и предзнаменования о будущем спасении. В толковании содержится анализ такой символики и образов, как колесницы, сухие кости, храмовые видения. Их значение связано с выражением Божьей славы, милосердия и обещания восстановления Израиля.
Блж. Феодорит подчеркивает преемственность между Ветхим и Новым Заветами. Страдания народа и их надежда на восстановление находят свое завершение в искупительной жертве Спасителя.
Глава 42
Сказует также Пророк, что во внешнем дворе, видел он, расположены были другие храмины, и пред храминами переходы имели ширины десять локтей, а длины сто. Светом прохода называет то, что у нас именуется просветом. Отделено же сие было, как сказано у Пророка, иереям для вкушения освященной пищи; и показывавший ему это повелел, чтобы никто не входил туда вместе с иереями, и чтобы сами иереи, когда облечены в священническую ризу и совершают божественную службу, не выходили во двор внешний, ибо не позволялось кому-либо из народа и слегка прикасаться к иереям, облеченным в священническую ризу. Почему надлежало им в сих храминах снимать с себя одежду, определенную для священослужения, и надевать другую, и тогда уже выходить к народу. Показал же мне, говорит Пророк, и измеренную им окружность и по измерении сказал, что каждая из четырех сторон: восточная, западная, южная и северная имеет пятьсот локтей, так что, если сии пятьсот взять четырехкратно, то вся окружность составит две тысячи локтей.
