блаженный Феодорит Кирский

Глава 8

Евр.8:1.   Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах

Евр.8:2.   И есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.

«Глава же о глаголемых: такова имамы Первосвященника, Иже седе одесную престола величествия на небесех» , «святым служитель и скинии истинней, юже водрузи Господь, а не человек» . Наибольшую честь Апостол отложил напоследок и сказал, что Он сидит «одесную престола величествия» . Как предок священников Аарон, первый приявший сан первосвященства, со страхом и трепетом входил в скинию Божию, так Христос имеет седение одесную. Присовокупил же Апостол название: «служитель» , потому что ведет речь о Первосвященнике. Ибо какое совершает служение, однажды принесши Самого Себя и не принося уже другой жертвы? Да и как возможно одному и тому же вместе и восседать, и служить? Разве кто назовет служением спасение людей, которое совершает Владыка Христос. А «скиниею» назвал Апостол небо, где Христос, будучи создателем оного, по слову Апостола, служит как человек.

Евр.8:3.   Всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв; а потому нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести.

«Всяк бо первосвященник, во еже приносити дары же и жертвы, поставляемь бывает: темже потреба имети что и Сему, еже принесет» . Первосвященнику свойственно «приносити дары» Богу всяческих. Посему-то Единородный, вочеловечившись и восприяв на Себя наше естество, его-то и принес за нас.

Евр.8:4.   Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником, по­тому что здесь такие священники, которые по закону приносят дары.

Евр.8:5.   Которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе.

«Аще бы бо был на земли, не бы был священник, сущым священником приносящым по закону дары» , «иже образу и стени служат небесных» . Это Апостол сказал в оправдание закона, научая, что не осуждает закон, но признает, что и он досточтим, как служащий прообразом небесного. Поэтому-то сказал, что излишне было называть Христа Священником, пока жил на земле, когда подзаконное служение исполняли священники по закону. Посему если священство подзаконное прияло конец и Первосвященник по чину Мелхиседекову принес жертву и другие жертвы соделал ненужными, то для чего же священники Нового Завета совершают таинственное служение? Но для обучившихся Божественному явно, что не иную какую приносим жертву, но творим воспоминание оной единой и спасительной жертвы. Ибо сие повелел нам Сам Владыка: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19), чтобы при воззрении на образ воспоминали мы понесенные за нас страдания, возгорались любовию к Благодетелю и ожидали вкушения будущих благ. Божественный же Апостол, служение подзаконное назвав «стению небесных» , подтверждает слово свое свидетельством Писания.

Якоже глаголано бысть Моисею, хотящу coтвopити скинию: "виждь , – рече, – сотвориши вся по образу показанному ти на горе» (Исх. 25, 40). Бог, показав Моисею на горе некоторые очертания, повелел приготовить нечто подобное им. Следовательно, ветхозаветное служит образом небесного. Сие и присовокупляет Апостол.

Евр.8:6.   Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях.

«Ныне же лучшее улучи служение, по елику лучшаго завета есть Ходатай, иже на лучших обетованию: узаконися» . Апостол вкратце показал превосходство. Ибо с Ветхим Заветом сопряжены были телесные обетования: «земля кипящая медом и млеком» (Исх. 3, 17), земля маслин «и виноградов» (Ис. 36, 17), множество детей и подобное сему, а с Новым Заветом – вечная жизнь и Небесное Царство. Так показав, что священство по чину Мелхиседекову превосходнее левитского, Апостол открыто уже вступает в борьбу за Новый Завет.

Евр.8:7.   Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому.

«Аще бо бы первая» скиния «непорочна была, не бы» второй «искалося место» . Слово «непорочна» Апостол употребил вместо: совершенна, то есть достаточна к совершенству; пользующихся ею делала непорочными. поелику же сего достаточно было к поражению державшихся подзаконного образа жизни, то во свидетельство сказанного призывает пророка Иеремию и говорит:

Евр.8:8.   Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет.

Евр.8:9.   Не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.

Евр.8:10.   Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.

Евр.8:11.   И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; по­тому что все, от малого до большого, будут знать Меня.

Евр.8:12.   Потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.

«Укоряя бо их глаголет: се, дние грядут, глаголет Господь, и совершу на дом Исраилев и на дом Иудов завет нов» , «не по завету, егоже завещах» 3 «отцем их в день, в оньже емшу Ми их за руку, извести их от земли египетския: зане тии не пребыша в завете Моем, и Аз нерадих о них, глаголет Господь» . «Яко сей завет, егоже завещаю дому Исраилеву по онех днех, глаголет Господь, дая законы Моя в мысли их, и на сердцах их напишу их, и буду им Бог, и тии будут Мне людие» . «И не имать научити кийждо искренняго своего, и кийждо брата своего, глаголя: познай Господа: яко вси уведят Мя от мала даже и до велика их» , «зане милостив буду неправдам их и грехов их и беззаконий их не имам помянути ктому» (Иер. 31, 31–34). Произнеся сие свидетельство, Апостол весьма чудно и кратко отвергает закон и говорит:

Евр.8:13.   Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.

«Внегда же глаголет нов, обветши перваго: а обветшавающее и состаревающееся близ есть истления» . Закон приноровлен к смертным людям; а Новый Завет обещает нам вечную жизнь. Посему справедливо тот закон состарился, а этот всегда пребывает новым, как сопряженный с нестареющимися веками. Сие-то и означало пророчество: «не имать научити кийждо искренняго своего, и кийждо брата своего, глаголя: познай Господа: яко вси уведят Мя от мала даже и до велика их» . А это не в настоящей жизни совершается, но будет в той жизни, ибо здесь обложенные еще мглою неверия там узрят истину: «и возрыдают» , по слову Божию (Ин.16:20). поелику же Апостол в изъясненном пред сим подзаконное служение назвал «стению небесных» , то продолжает сию речь.

* * *

3

По чтению у прор. Иеремии (Иер. 31, 32).



Источник: Послание к Евреям писано из Италии и послано с Тимофеем

Вам может быть интересно:

1. Толкование на послание к Евреям – Глава 9 блаженный Феодорит Кирский 49,2K 

2. Толкование на послание к Евреям – Глава 7 блаженный Феодорит Кирский 49,2K 

3. Послание к евреям – Глава 8 преподобный Ефрем Сирин 30,8K 

4. Толкование на Послание Святого Апостола Павла к Евреям – Глава VIII профессор Александр Павлович Лопухин 93,3K 

5. Толкование на Послание Апостола Павла к евреям – Глава 8 Евфи́мий Зигавинос (Зигабе́н) 6,7K 

6. Толкование на послание к Евреям – Глава восьмая Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский 114,2K 

7. Толкование на послание к Ефесянам – Глава 2 блаженный Феодорит Кирский 20,6K 

8. Послание к евреям – Глава 7 преподобный Ефрем Сирин 30,8K 

9. Руководство к изучению Нового Завета. Апостол – Послание к Евреям. профессор Александр Васильевич Иванов 151,2K 

10. Толкование на послание к Галатам – Глава 4 блаженный Феодорит Кирский 35,5K 

Комментарии для сайта Cackle