блаженный Феодорит Кирский

Толкование на послание к евреям

Глава 10

Евр.10:1. Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.

«Сень бо имый закон грядущих благ, не самый образ вещей, на всякое лето темиже жертвами, ихже приносят выну, никогдаже может приступающих совершити. Вещами» называет Апостол будущую жизнь, а «образом вещей» – евангельское житие, "сению" же «образа вещей»Ветхий Завет. Ибо образ яснее представляет первообразное; оттенок же образа слабее дает это видеть. Ему-то уподобил Апостол немощь Ветхого Завета. Ибо говорит: «Принося многие жертвы, и притом ежегодно, не могут совершити живущих по закону».

Евр.10:2. Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.

«Понеже престали бы быти приносимы, ни едину ктому имущым совесть о гресех служащым, единою очищенным». Посему-то приемлют они конец, как не имеющие силы соделать совесть чистою.

Евр.10:3. Но жертвами каждогодно напоминается о грехах.

«Но в них воспоминание грехов на коеждо лето бывает». Апостол показал и немощь, и пользу закона, потому что хотя отъять грехов не может, но осуждает их, внушает страх и понуждает прибегать к благодати.

Евр.10:4. Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.

«Невозможно бо крови юнчей и козлей отпущати грехи». Ибо какого человекоубийцу или отцеубийцу освободила от ответственности кровь бессловесных? Посему-то и блаженный Давид взывал: «Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши» (Пс. 50, 18). А божественный Апостол приводит и другое свидетельство.

Евр.10:5. Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.

Евр.10:6. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.

Евр.10:7. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.

«Темже входя в мир, глаголет: жертвы и приношения не восхотел еси, тело же совершил Ми еси»: «всесожжений такожде о гресе не благоволил еси». «Тогда рех: се, иду: в главизне книжней написася о Мне, еже сотворити волю Твою, Боже» (Пс. 39, 7–9). Потом Апостол толкует сие свидетельство.

Евр.10:8. Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, – которые приносятся по закону, – Ты не восхотел и не благоизволил.

Евр.10:9. Потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.

«Выше глаголя: яко жертвы и приношения и всесожжений и такожде о гресех не восхотел еси, ниже благоволил еси: яже по закону приносятся». «Тогда рече: се, иду сотворити волю Твою, Боже». Показав, говорит Апостол, что неугодно Богу приношение в жертву бессловесных, указал потом на Себя и на предречения о пришествии Его, ибо сие выразил словами: «в главизне книжней написася о Мне». И еще то же говорит иначе.

«Отъемлет первое, да второе поставит». "Первым" назвал Апостол жертву бессловесных, а "вторым" – жертву словесную, принесенную Самим Христом.

Евр.10:10. По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.

«О нейже воли освящени есмы принесением тела Иисус Христова единою». Ясно показал Апостол, что воля Божия есть спасение людей. Сие изрек и Господь: «Се... есть воля... Отца Моего» (Ин. 6, 39), «да всяк веруяй в Меня не погибнет, но имать живот вечный» (Ин. 3, 16).

Евр.10:11. И всякий священник ежедневно стои́т в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.

«И всяк убо священник стоит на всяк день служа и тыяжде множицею принося жертвы, яже никогдаже могут отъяти грехов». Ибо священникам повелено было приносить одни и те же непрерывные жертвы, однако же никогда не совершалось ими разрешение грехов.

Евр.10:12. Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога.

Евр.10:13. Ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.

Евр.10:14. Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.

«Он же едину о гресех принес жертву, всегда седит одесную Бога», «прочее ожидая, дóндеже положатся врази Его подножие ног Его!» «Единем бо приношением совершил есть во веки освящаемых». Там и множество жрецов, и множество жертв, а пользы никакой. А здесь Один и Тот же, и жрец и жертва, совершил разрешение грехов и не имеет нужды в другом служении, но соприсущ с родшим Его Отцом, ожидая конца настоящей жизни. Ибо тогда, как Богу и Владыке, поклонятся Ему все неприязненные. А враги Его: первый диавол, и полчище демонов; потом из иудеев и язычников не приявшие луча веры; после них и скопище еретиков, осмелившееся изрекать на Него хулы. Потом Апостол, намереваясь положить конец сему сличению, снова припоминает пророчество Иеремии и не сказывает имени Пророка, а дает разуметь вещавшего чрез Него Духа и говорит:

Евр.10:15. О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано.

Евр.10:16. Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их.

Евр.10:17. И грехов их и беззаконий их не воспомяну более.

«Свидетелствует же нам и Дух Святый, по реченному бо прежде»: «сей завет, егоже завещаю к ним по днех онех, глаголет Господь, дая законы Моя на сердца их, и в помышлениих их напишу их»: «и грехов их и беззаконий их не имам помянути ктому» (ср. Иер. 31, 33–34). Потом чудно присовокупляет:

Евр.10:18. А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.

«А идеже отпущение сих, ктому несть приношения о гресех». Ибо оно излишне, когда даровано отпущение. Бог же обещал отпущение, ибо говорит: «грехов их и беззаконий их не имам помянути ктому». А сие совершено новым заветом, потому что и во всесвятом крещении приемлем отпущение грехов. Но в будущей жизни, когда даровано нам будет бессмертие, будем жить без всякого греха, так как грех не может тревожить соделавшихся бессмертными.

О, если бы и нам улучить сию жизнь! Улучим же, в настоящей жизни усердно возлюбив труды добродетели и ради ее прияв на себя подвиги. Будет же содействовать нам и Сам Владыка – Податель будущих благ. Ему и с Ним Отцу со Всесвятым Духом подобают слава и велелепие ныне и всегда и во веки веков! Аминь.

Евр.10:19. Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым.

Евр.10:20. Который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою.

Евр.10:21. И имея великого Священника над домом Божиим.

Евр.10:22. Да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою.

Евр.10:23. Будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший.

«Имуще убо дерзновение, братие, входити во святая кровию Иисуса, путем новым и живым», «егоже обновил есть нам завесою, сиречь плотию Своею», «и Иереа велика над домом Божиим»: «да приступаем со истинным сердцем во извещении веры». Сделав уже сличение, показав, что и покой сей гораздо лучше подзаконного, а также сопоставив одни с другими и священство и завет и дав видеть превосходство священства и завета нового, Апостол предлагает наконец наставление, убеждая держаться того, что выше. Словом же "святая" Апостол назвал небо, ибо так сказал прежде сего: «не в рукотворенная бо святая вниде Христос, ...но в самое небо» (Евр. 9, 24); и «путем во святая» нарек доблестную жизнь и воскресение из мертвых; «обновлением» пути – первое шествие "во святая", потому что Владыка, восстав из мертвых, первый восшел на небеса. Посему Апостол назвал "путь" и "новым" и "живым": "новым", как в первый раз тогда открывшийся, а "живым", потому что прекращена смерть, ибо улучившим воскресение невозможно подпасть снова смерти. А "завесою" наименовал Апостол Владычнюю плоть, ибо чрез нее сподобляемся вшествия во Святое Святых. Как подзаконный архиерей чрез завесу входил во Святое Святых, иначе же войти ему было невозможно, так и уверовавшие в Господа чрез причащение Всесвятого Тела удостаиваются жительства на небесах. «Домом Божиим» Апостол нарек верных. По необходимости же прибавил: «во извещении веры». поелику и святилище скинии, и Жертва, и Первосвященник – все невидимо, созерцается же только верою, то посему смысл сказанного таков: так как показано, говорит Апостол, что под благодатию все гораздо выше бывшего под законом: и небо нам отверсто, и путь благолепен, и им первый прошел Сам Владыка Христос, то да приступаем с искренним расположением, веруя, что это действительно так, и всякому колебанию мыслей не давая места в душе. Сие-то Апостол назвал «извещением».

«Окроплени сердцы от совести лукавыя и измовени телесы водою чистою»: «да держим исповедание упования» неуклонно. И сие опять Апостол сказал сравнительно. Ибо по закону употребляли окропления и часто омывали тело; живущие же по новому завету всесвятым крещением очищают душу и соделывают совесть свободною от прежних скверн. Посему «кроплением» и «водою чистою» Апостол назвал божественное крещение, а «исповеданием упования» – веру в будущие блага.

«Верен бо есть Обещавый». Истинен давший обетование. Качеством же лица Апостол доказал твердость обетования.

Евр.10:24. Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам.

«И да разумеваем друг друга в поощрении любве и добрых дел». Апостол говорит: «Будем взирать друг на друга, и каждый да поревнует преспеяниям ближнего». Ибо и железо изощряется железом, и камень, если тереть его камнем же, порождает пламень.

Евр.10:25. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.

«Не оставляюще собрания своего, якоже есть неким обычай». Ибо дело любви – не разделение, но совершенное единение, так как и «собранием» назвал Апостол согласие. Дает же разуметь некоторых, как осмелившихся расторгнуть сие согласие.

«Но друг друга подвизающе, и толико паче, елико видите приближающийся день». Ибо с каждым днем делаемся более близкими к пришествию Владычнему. Так и в Послании к Римлянам Апостол сказал: «Ныне ближайшее нам спасение, нежели егда веровахом» (Рим. 13, 11). Потом устрашает их напоминанием о суде.

Евр.10:26. Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи.

Евр.10:27. Но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников.

«Волею бо согрешающым нам по приятии разума истины, ктому о гресех не обретается жертва», «страшно же некое чаяние суда и огня ревность, поясти хотящаго сопротивныя». Но сим Апостол не покаяние отрицает, а говорит, что нет другой жертвы, потому что однажды заклан был за нас Владыка Христос. И слово "волею" употребил Апостол, научая, что сделанное против воли пользуется некоторым снисхождением. А «сопротивными» он назвал не только врагов истине, но и осмеливающихся идти вопреки Божественным законам. И неуместность сего доказывает опять сравнением с бывшим под законом.

Евр.10:28. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью.

Евр.10:29. То сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?

«Отверглся кто закона Моисеова, без милосердия при двоих или триех свидетелех умирает». «Колико мните горшия сподобится муки, иже Сына Божия поправый, и кровь заветную скверну возмнив, еюже освятися, и Духа благодати укоривый?» Если нарушающий Моисеев закон, будучи уличен, предается смерти, то смотрите, скольких достоин смертей не чтущий Самого Бога Моисеева, пренебрегающий Честную Кровь, как обыкновенную, и ругающийся над самою благодатию Духа. Апостол опять в виде увещания показал различие, а именно: один – Сын, другой – раб; те жертвы – жертвы бессловесные, а сия – словесная и всесвятая. И закону противопоставил не закон, но "кровь" и "Духа", потому что ими доставляется нам спасение. Угрозу же подтверждает Апостол свидетельствами Писания.

Евр.10:30. Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой.

«Вемы бо Рекшаго: Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь». И паки: «судит Господь людем Своим» (Втор. 32, 35–36). Подкрепив же слово свое свидетельствами, определительно произносит угрозу.

Евр.10:31. Страшно впасть в руки Бога живаго!

«Страшно (есть) еже впасти в руце Бога живаго». поелику же сего, чем давал им разуметь их леность и нерадение о Божественном, достаточно было, чтобы опечалить их, то суровость сказанного Апостол срастворяет напоминанием о том, в чем оказали уже преспеяние, ибо ничто не возбуждает так к усердию, как воспоминание о собственных преспеяниях.

Евр.10:32. Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий.

Евр.10:33. То сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии.

Евр.10:34. Ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее.

«Воспоминайте же первыя дни ваша, в нихже просветившеся, мног подвиг подъясте страданий», «ово убо, поношеньми и скорбьми позор бывше, ово же, общницы бывше живущым тако»: «ибо узам моим спострадасте и разграбление имений ваших с радостию приясте, ведяще имети себе имение на небесех пребывающее и лучшее». Хочу, чтобы привели вы себе на память те славные подвиги. Ибо, как скоро прияли свет Боговедения, одержали вы победу во многих славных борьбах, то сами подвергаясь злословию и осмеянию и с великим благодушием лишаясь имущества, то пребывая в общении с терпящими это и всякого рода оказывая им услуги. Все же это делали с усердием, потому что имели упование обетованных на небесах благ. Потом Апостол продолжает увещание.

Евр.10:35. Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.

«Не отлагайте убо дерзновения вашего». Ибо вследствие победы приобрели вы великое дерзновение. Указывает же Апостол и на награды за подвиги.

«Еже имать мздовоздаяние велико». Научает также, как можно получить сии награды.

Евр.10:36. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное.

«Терпения бо имате потребу, да волю Божию сотворше, приимете» каждый «обетование». Ибо награда равномерна труду, по делу уделяется и воздаяние. И ободряя их, как слишком нерадивых, потому что нападения противников были жестоки, указывает Апостол на приближающегося Подвигоположника, Который в непродолжительное время даст и венцы.

Евр.10:37. Ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.

«Еще бо мало елико елико, Грядый приидет и не укоснит». Владыка близко, говорит Апостол, придет весьма скоро и за труды вознаградит небесными благами. И поелику, вероятно, некоторые сомневались в этом, то Апостол кстати присовокупил:

Евр.10:38. Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.

«А праведный от веры жив будет» (Авв. 2, 4). Устами пророков, говорит он, сказал сие Бог. Почему и тогда, как имел еще силу закон, врачевство веры служило ко спасению.

«И аще обинется, не благоволит душа Моя о нем». «Обиновением» здесь названо сомнение.

Евр.10:39. Мы же не из колеблющихся на погибель, но стои́м в вере к спасению души.

«Мы же несмы обиновения в погибель, но веры в снабдение души». Ибо чрез веру делаемся своими Богу. Потом Апостол показывает и до закона, и под законом чрез веру соделавшихся боголюбивыми и славными. А сим вдруг достигает двоякой цели: и показывает силу веры, потому что в чем не успел закон, то совершила вера; и подает утешение упадающим духом, по причине восстания сопротивников, показывая, что все приобретшие приснопамятную славу шествовали по таковым волнам. И, во-первых, преподает нам самое определение веры.



Источник: Послание к Евреям писано из Италии и послано с Тимофеем

Комментарии для сайта Cackle