блаженный Феодорит Кирский

Толкование на сто пятьдесят псалмов

Изъяснение псалма 121-го.

«Песнь степеней». Изложенные пред сим псалмы Пророк приспособил к погруженным в скорбь; псалом же, который теперь у нас в руках, приспособляет к получившим уже добрую весть о возвращении и вступившим в вожделенный путь; потому что, радуясь и ликуя, говорят друг другу:

Пс.121:1.   Возрадовался я, когда сказали мне: «пойдем в дом Господень».

«Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем». Это – голос благочестия; потому что восхищаются и радуются не тому, что возвратят себе домы свои, но тому, что увидят дом Божий.

Пс.121:2.   Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим.

«Стояще бяху ноги наша во дворех твоих Иерусалиме». Нам представляется, говорят они, что стоим уже в оных святых дворах, и совершаем божественныя службы.

Пс.121:3.   Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно.

«Иерусалим зиждемый яко град, емуже причастие его вкупе». А Симмах перевел так: Иерусалим созидаемый, как город имеющий единство; потому что теперь он пуст, имеет разсеянные домы, но снова процветет, будет непрерывно застроен, и восприимет прежния ограды.

Пс.121:4.   Куда восходят колена, колена Господни, по закону Израилеву, славить имя Господне.

«Тамо бо взыдоша колена, колена Господня, свидение Израилево, исповедатися имени Господню». При Ровоаме колена разделились, и десять отпали от Давидова царства; по возвращении же стало одно правление, и все стекались в Иерусалим, по закону Божию совершать Богу обычное служение. Посему Пророк предвозвещает здесь, что колена восприимут прежнее единодушие, и будут стекаться в Иерусалим, по обычаю песнословить Бога. «Свидением» же Пророк назвал Божий закон, ясно повелевающий Израилю собираться на месте, которое «изберет Господь Бог» (Втор. 12, 5).

Пс.121:5.   Там стоят престолы суда, престолы дома Давидова.

«Яко тамо седоша престоли на суд, престоли в дому Давидове». Предвозвестив божественное, предвозвещает и человеческое. поелику в Иерусалиме построен был не только храм Божий, но и царский дом, и туда сходились все решать дела сомнительныя; то Пророк по необходимости предрек и сие, а именно, что не в Самарию пойдут десять колен, но, как при Давиде имели непременное судилище в Иерусалиме, так и по возвращении там будут все собираться.

Пс.121:6.   Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя!

«Вопросите же яже о мире Иерусалима: и обилие любящим тя». А Симмах перевел так: возлюбите Иерусалим, успокоятся любящие тебя, то есть, насладившись глубоким миром, возлюбите пребывание в Иерусалиме; потому что любящие оное будут жить во всяком довольстве.

Пс.121:7.   Да будет мир в стенах твоих, благоденствие – в чертогах твоих!

«Буди же мир в силе твоей, и обилие в столпостенах твоих». А Симмах перевел так: да будет мир в ограде твоей, тишина в царских чертогах твоих. Божественный Давид испрашивает Иерусалиму сих благ, чтобы и ограды и царские чертоги и домы в нем наслаждались всяким миром.

Пс.121:8.   Ради братьев моих и ближних моих говорю я: «мир тебе!»

Пс.121:9.   Ради дома Господа, Бога нашего, желаю блага тебе.

«Ради братий моих и ближних моих глаголах убо мир о тебе». «Дому ради Господа Бога нашего взысках благая тебе». Испрашиваю же тебе сего, говорит Пророк, не потому что сам буду в тебе жить (как возможно это мне, который окончу жизнь за долгое до сего время?); но желая, чтобы единоплеменники насладились миром, и вожделевая, чтобы и дом Бога моего возвратил себе прежнюю славу.



Источник:

Псалтирь с объяснением каждого стиха блаженного Феодорита, епископa Киррского

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс