святитель Кирилл Александрийский

Толкование на пророка Аггея

Глава 2

Агг.1:15, 2:1–3. Во второе лето, при Дарии царе, в месяц седьмой, в двадцать первый (день) месяца, глагола Господь рукою Аггея пророка, глаголя: Рцы ныне к Зоровавелю Салафиилеву от колена Иудова, и ко Иисусу, сыну Иоседекову, иерею великому, и ко всем прочим людем, глаголя: кто от вас, иже виде дом сей в славе его прежней? и како вы видите его ныне якоже не суща пред вами?

Начали входить в дом Господень и приниматься за дела в двадцать четвертый день шестого месяца, а уже в двадцать первый день следующего седьмого месяца было (опять) слово Господа к Аггею. Какое это было слово, рассудим об этом, как необходимо сказать и о том, какой был повод к нему. Начав терпеливо трудиться и предавшись заботам о божественном храме, даже назначив потом на это двадцать седьмой день, они стали предаваться малодушию, нашептывая быть может про себя или друг другу и о том, что они трудятся напрасно, и что если им и удастся выстроить храм, то все же он никоим образом не будет подобен первому (храму). Тот был весьма великолепен, устроен любочестными стараниями, благоукрашен золотыми и серебряными приношениями, а этот будет некрасив, беден всяким убранством и лишен великолепия богатств. Тот первый храм уже преизобильно украшали, обладая большими богатствами, прежние цари Иерусалимские, и преимущественно пред другими Соломон, а строить этот получают повеление едва согласившиеся на это, еще покрытые каплями пота плена и совсем ничего не имеющие дома. Погруженные в такие размышления и находясь в недоумении, они хотя и работали, однако же опять стали оказываться неохотными и медлительными. Посему-то Бог и укрепляет изнемогающих и благополезно ставит им вопрос о том, есть ли кто у них такой, кто видел (теперешний) храм в прежней славе. Таких было совсем мало и они находились в преклонном возрасте. Ведь храм разрушен Навуходоносором и Израиль отведен в плен, а отпущен уже по окончании семидесяти лет. Итак трудно было найти такого, и он должен был быть старцем, как существовавший и прежде разрушения, и живший в плену, и снова возвратившийся в Иерусалим. Посему и говорит: "кто будет из вас такой человек, который «видел дом сей в славе его прежней», и потому будущий и новый (храм) почитает как бы совсем несуществующим? В вопросе этом есть и порицание их, как не думавших о том, что хотя они и очень нуждались в деньгах, но ведь Бог не мог бы обессилеть и Он опять в состоянии будет сделать это, говорю явить свой храм всеизвестным и преславным.

Агг.2:4–6. И ныне укрепляйся, Зоровавелю, глаголет Господь, укрепляйся Иисусе сыне Иоседеков, иерею великий, и да укрепляются вси людие земли, глаголет Господь [Вседержитель], и творите, зане аз с вами есмь, глаголет Господь Вседержитель: слово еже завещах... внегда исходити вам от Египта, и Дух мой настоит посреде вас: дерзайте

Не дозволяет предаваться беззаботности и подвергаться страхам до бездеятельности, напротив того, возбуждает их к трудолюбию и вызывает у них сильное рвение. А вместе с тем приготовляет их к вере и делает твердыми, говоря, что им надо дерзать, и обещает еще большее этого и вожделеннейшее – быть с ними. А каким это образом, присоединил, говоря: «Дух мой настоит посреде вас, дерзайте».

Едва ли кто, обладающий здравым смыслом и твердым умом, усомнится в том, что благородно трудящимся на созидание божественного храма, то есть церкви, Бог дарует силу и сообщит дерзновение, потому что будет соприсутствовать чрез Духа Святого, и у них успешно совершится все то, посредством чего они смогут явить свою собственную жизнь великолепным и преславным храмом. Так и Господь святым апостолам, долженствующим созидать Церковь и уверовавших собирать в святой храм, почел необходимым сказать, что «се Аз с вами есмь» (Мф. 28:20). А что Он снова должен был быть с ними чрез Духа, это Сам Он ясно открывает, то говоря: «не оставлю вас сиры, прииду к вам» (Ин. 14:18), то поставляя на вид образ отшествия, когда говорит опять: «уне есть вам, аще Аз отиду: аще бо Аз не отиду, утешитель не приидет к вам: аще ли же иду, послю его к вам» (Ин. 16:7). Итак, пребывает со строящими Ему (храм), но удаляется и совсем отделяется от отрекающихся от Него, каковыми могут быть также и те, кто по внушению Вельзевула «речет анафема Иисуса» (1Кор. 12:3), кои развращают все правое и вливают погибельный яд в души простецов.

Агг.2:5–8. Зане сице глаголет Господь Вседержитель: еще единою аз потрясу небом и землею, и морем и сушею, сотрясу вся языки, и приидут избранная всех язык, и исполню дом сей славы, глаголет Господь Вседержитель. Мое сребро, и мое злато, глаголет Господь Вседержитель

Обращает речь к церкви из язычников и ко временам пришествия Спасителя нашего. Тогда-то и обещает поколебать небо и землю, также и море, и кроме того еще все народы, ибо сказал, что «еще единою Аз потрясу». Здесь, как не без основания кажется мне, должен заключаться приблизительно такой смысл. Когда служившего идолам и воспитанного в Египетских нравах и обычаях Израиля Бог помышлял освободить и хотел обратить к познанию истины, тогда-то Он и является как бы поколебавшим все, так как воды превращаются в кровь, небо ниспосылает град, море рассекается и волны в нем стоят твердо в виде стены, небо источает манну (Исх. 6, Исх. 7, Исх. 14, Исх. 16). О сем и Псалмопевец объявляет, говоря: «Боже, внегда исходити Тебе пред людьми твоими, внегда мимоходити Тебе впустыни, земля потрясеся, ибо и небеса кануша» (Пс. 67:8–9). Вот тогда-то, думаем, и была потрясена земля, подвергшаяся необычайному потрясению, когда совершился столь славный исход сынов Израиля и не оставшийся безвестным никому из обитателей земли. Таковым же потрясением, говорит, будет также и время пришествия Спасителя нашего, так как никто не останется в неведении о совершенных чрез это пришествие славных делах. Да, небо познало эту тайну, чего свидетелем служит Павел, говоря так: дабы известна стала ныне началам и властям через Церковь многоразличная премудрость Бога, и следующее потом (Еф. 3:10). Узнала также и земля вся и море, то есть острова. Кто не причастен знанию об этом? Какое море, какой народ, какая часть поднебесной? Проповедано Евангелие по всем народам, согласно слову Спасителя (Мф. 24:14, 28:19). И так, «еще единою, – говорит, – Аз потрясу небом и землею,... и тогда приидет избранная всех язык, и исполню дом сей славы». Весьма многие уверовали и из всякого народа, славные и избранные, – в качестве великолепных приношений собраны они в дом Бога и воздают Ему за это славу, распространяя ее всем и повсюду и сами в свою очередь прославляясь от Христа. Научились обращаться с молитвою и говорить: «и буди светлость Господа Бога нашего на нас» (Пс. 89:17), и опять: «благословени вы Господеви, сотворшему небо и землю» (Пс. 113:23). А что Бог требует Себе не бездушного вещества, но духовного благоукрашения, на это указывает в словах: «мое сребро и мое злато». Это подобно тому, как если бы сказал: не считайте бесславным храм за то, что быть может он не будет иметь золота и серебра и блеска богатств. Я не имею в этом нужды, ибо мое все золото и все серебро. Напротив, Я ищу истинных поклонников (Ин. 4:23), блеском таковых позлащу храм Мой. И как в то время, когда отклонял Израиль от подзаконных жертв, Он почел необходимым сказать: «не прииму от дому твоего тельцов, ниже от стад твоих козлов,... мои бо суть вси зверие селнии, скоти в горах и волове» (Пс. 49:9–10); так и здесь, отвергая украшение вещественное и требуя, напротив, духовного, говорит, что мое сребро и мое злато, то есть довольно и Я преисполнен и не имею нужды ни в чем таком. Напротив, украшением Моим да будет тот, кто имеет веру правую, отличается достоинствами добродетели, украшен любовью ко Мне, чист сердцем, нищ духом, милосерд и добр. Собравшись в храм, то есть Церковь, таковые являют ее доброславной и всеизвестной.

Агг.2:9. Зане велия будет слава дома сего, последняя паче первыя, глаголет Господь Вседержитель: и на месте сем дам мир, глаголет Господь Вседержитель, мир души в снабдение всякому зиждущему еже восставити храм сей

Итак, во время пришествия Спасителя нашего несравненно славнейший явился храм Божий, настолько лучше и превосходнее древнего, насколько, как об этом каждый может судить, отличается и подзаконное служение от Христова и евангельского, и истина от сеней. Впрочем почту должным сказать и еще вот что. Один и в одном Иерусалиме был древний храм и один народ составлял Израиль, совершавший в нем жертвы. Когда же Единородный стал подобен нам, Бог сый Господь и явися нам, – по Писаниям (Пс. 117:2), тогда поднебесная уже наполнилась святыми домами и бесчисленными поклонниками, кои чтут Бога всяческих духовными жертвами и умными благовониями. Об этом, как полагаю, предвозвещено и устами Малахии, как бы от лица Бога: «зане Царь велий Аз есмь, глаголет Господь, и имя Мое прославися во языцех,... и на всяком месте фимиам приносится имени Моему, и жертва чиста» (Мал. 1:14, 11). Итак, несомненно, что слава последнего храма, то есть Церкви, будет больше. А что позаботившимся о созидании ее, как бы некое подаяние от Спасителя и дар с неба, будет дан Христос, мир всех, чрез коего «приведении имамы в едином Дусе ко Отцу» (Еф. 2:18), это открываем в словах: «дам мир на месте сем, и мир души в снабдение (приобретение) всякому зиждущему, еже восставити храм сей». Сказал негде и Сам Христос: «мир Мой даю вам» (Ин. 14:27). И сколь это полезно для возлюбивших, о сем Павел учит в послании: "мир Христов, превосходящий всякий ум, соблюдет сердца ваши и разумения ваши» (Флп. 4:7). Умолял и премудрый Исаия, говоря: «Господи Боже наш, мир даждь нам, вся бо воздал еси нам» (Ис. 26:12), так как раз удостоенным принять мир Христов, легко можно спасти свою душу и направить помыслы к совершению добродетели. Итак, всякому зиждущему дан будет, говорит, мир; ибо созидает ли кто Церковь и поставлен тайноводителем над домом Божиим, или же заботится о пользе своей собственной души, представляя себя как камень живой и духовный в храм святый и жилище Бога в духе (1Пет. 2:5; Еф. 2:22), – таковой конечно приобретет возможность легко спасти свою душу.

Агг.2:10–15. В двадесять четвертый [день] девятого месяца, в лето второе при Дарии, бысть слово Господне ко Аггею пророку, глаголя: сице глаголет Господь Вседержитель: вопроси иереев закона, глаголя: аще приимет человек мясо свято в скрай ризы своея, и коснется край ризы его хлеба, или варива, или вина, или масла, или всякого брашна, еда освятится? И отвещаша священницы и реша: ни. И рече Аггей: аще прикоснется оскверненный нечистый по душе от всякого сих, еда осквернится? И отвещаша иереи и реша: осквернится. И отвещаша Аггей и рече: сице людие сии, и сице язык сей предо мною, глаголет Господь, и сице вся дела рук их: и иже аще приближится тамо, осквернится

Это другое откровение чрез пророка к Израилю было, полагаем, по следующей причине. Когда с наступлением второго года Дария царя, в месяце седьмом, Бог стал порицать освобожденных от плена и обвинять их косность, разумею косность в отношении к долгу построения храма, тогда-то наконец собрались они и уже ревностно предались трудолюбию. Потом, совершивших это Бог похваляет и обещался быть вместе с ними и благословлять их, – повелевал также быть смелыми, так как посреди их присутствует Дух. Но они снова сделались медлительными и малодеятельными: кажется едва прошло и два месяца, а они уже опять стали впадать в нерадение и оказываться ужасно нерешительными. Чрезмерно и постыдно увлекшись делами торговли и имея неудержимую страсть к корыстолюбию, они начали впадать в нерадение (по отношению к храму), когда для них становилось невозможным отдаваться заботам о торговле так, как на широком досуге. Потом, принося жертвы, стали говорить, что этого им будет достаточно для освящения, хотя даже как-либо и случилось бы не существовать божественному храму. Посему пророк получает повеление дать им посредством благородных обличений почувствовать и научить их, что если они и решатся совершать молитвы и жертвы, но окажутся нерадивыми в деле построения дома Божия, то уже не в пользу будет им, а напротив во вред, нежелание своевременно приносить жертвы и приступать к божественному жертвеннику. Кроме того разъясняет, что в предлежащих им торговых делах, вступая в сношения с лукавыми и инородными людьми, и без сомнения даже с идолопоклонниками, они крайне оскверняются. Вопрос же вполне законен, но труден для толкования. Впрочем объясню, представив значение его, в каких смогу словах. Итак, пророк спрашивает священников, ибо написано, что «устне иереовы сохранят суд и закона взыщут от уст его» (Мал. 2:7). А какой вопрос? «Аще приимет человек мясо свято в скрай ризы своея, и коснется край ризы его хлеба, или варива, или вина, или масла, или какого брашна, еда освятится»? Они же сказали: "ни". Святым называет мясо, взятое от животного, принесенного в жертву Богу. Впрочем желает научить их вот чему. Священники, совершая жертвы по закону, иногда своими одеждами касались назначенных на всесожжение овнов. Итак, говорит, если священная одежда, освятившаяся может быть чрез жертвенное мясо, коснется чего-либо другого, не принесенного (в жертву) Богу, то будет ли и это свято? На это, согласно закону, священники дали отрицательный ответ. Таким образом как бы через преподавание пойдем к более истинному. Итак, приносящий жертвы, если возбуждает гнев Божий другими какими-либо способами, освятится ли от жертвы? Никак, напротив – должен быть осужден, как еще не очистившийся, а приносящий жертву. Что это истинная речь, послушай, что говорит Законодатель в книге Левит: «и мясо, яже аще прикоснется всякому нечисту, да не снестся, на огни да сожжется: всяк чистый да снест мясо: душа же, яже аще снест от мяс жертвы спасительной, яже есть Господу, и нечистота его на нем, погибнет душа та от людей своих» (Лев. 7, 19–20). Видишь, как бесполезно, даже более – бывает виною гнева и смерти приношение жертвы нечистыми руками. Посему, как одеяния священников, хотя и освященные чрез мяса жертвы, не освятят однако же прикасающихся к ним: так, говорит, и жертвоприношения Богу не сделают святыми тех, кои решаются оскорблять каким-либо другим образом и желают бездействовать в угодном Богу. А что, как сказал я, ради торговли и ее барышей соприкасаясь с людьми нечистыми, они и сами без сомнения будут причастны скверны тех, это представляет ясно посредством другого вопроса. Сказал опять: «аще прикоснется оскверненный по душе от всякого сих, еда осквернится? Они же реша: осквернится». Закон Моисеев повелел освященным не прикасаться мертвого тела и не подходить к умершим людям: не должны, сказал, оскверняться священнодействующие (прикосновением к трупу), кроме только (трупов) матери, отца, брата и сестры, а предстоятель священнических чинов и начальник – даже и к этим (трупам) совсем не должен прикасаться (Лев. 21:1–4, 10–11, ср. Лев. 11и Чис. 6:7).

Таинственным прообразом было это постановление, ибо закон есть сень (Евр. 10:1). Мертвец может служить образом мертвых дел и мирской нечистоты, и подвизающимся в священной и пречистой жизни подобает, думаю, стараться избегать мертвых дел и удалиться мирского растления. Но если случалось тогда трупу коснуться чего-либо другого, например человека и одеяния, то это по закону было нечисто (в продолжении известного срока). Вот теперь и вопрошает пророк: если кто-либо прикоснувшийся к мертвому телу, и потому оставшийся (на известный срок) нечистым, случайно прикоснется к другому кому, то ведь он осквернит его? Когда же ответили: осквернит, тогда уже Бог объявляет обвинение: «сице людие сии, и сице язык сей предо мною, глаголет Господь, и сице вся дела рук их: и иже аще приближится тамо, осквернится». Кто прикасается к мертвым делам, говорит, тот не только сам оскверняется, но и доходит до такой испорченности, что легко и очень сильно оскверняет других. Посему надо радеть о делах добрых и постараемся исполнять наиболее благоугодное истинному Богу и таким образом приносить духовные жертвы. Только при таком условии Он будет принимать, и не в осуждение, наши молитвы, а мы станем получать пользу и благословение. Стряхнем же с себя и мертвые пожелания и как бы бездушные удовольствия и мирскую нечистоту. С очищенными таким образом и освященными сопребудет Бог.

Агг.2:14. За приятия их утренняя поболят от лица трудов своих, и ненавидесте во вратех обличающего

Говорят, что этих слов не имеет ни еврейский текст, ни другие переводчики не читают и не знают. Впрочем в них открывается соответствующий предшествующим словам смысл. Поскольку, как сказал я, они стали сильно впадать в корыстолюбие и излишества, а это оказывалось у них предлогом к нерадению, хотя им и приказано было построить божественный храм, то по необходимости подвергает их наконец обвинению за это. «Утренние же приятия» говорит потому, что утром они совершали хождения и употребляли старания не из-за чего другого, как только ради этого одного, то есть стремления к барышам. И из-за них-то, говорит, пострадают (поболят) они, так как цель их не достигнет желанного им конца. И это потому, что если Бог не направляет нам путь наших деяний, то тщетны конечно и бесполезны человеческие заботы о чем бы то ни было, как написано: «аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждующие» его (Пс. 126:1). Но предпочитая построению божественного храма как бы утренние и ранние барыши и постыдное ставя впереди достойнейшего, они кроме того оказывались страждущими и еще некоторым другим ужасным пороком: «возненавидели обличающих во вратах». Выражение: "во вратах" разумей вместо: "явно". За что же возненавидели? Раз подпавшим под власть дурных удовольствий и необузданно устремившимся к совершению неподобающих дел конечно не были приятны те, кои могли бы их исправлять, напротив (они были для них) тяжелы и ненавистны. Да и какого из таковых пороков нельзя было найти у них? Весьма ужасным поэтому пороком души является склонность к дурному, ненависть к (людям) могущим быть нам полезными и перенесение, даже с величайшим наслаждением, какого-либо случающегося с нами недуга (порочного), хотя бы это и было нечто весьма гнусное. Напротив, достойно и премудро – отражать мужественно вред, вливаемый во внутрь души и ума, а если бы и пришлось подвергнуться какому недугу, то поскорее искать врачей и любить обличителей и припадать, к ногам как бы Самого Бога, к говорящим: «исцели мя Господи, и исцелею: спаси мя, и спасен буду, яко хвала моя ты еси» (Иер. 17:14).

Агг.2:15–18. И ныне положите же в сердца ваши от дне сего и выше, прежде неже положити камень в храм Господни, кто бысте, егда влагасте в мех6 ячмене двадесять сат, и быша десять сат ячмене? и входисте в подточилие черпати пятдесять мер, и быша двадесять. Поразих вы неплодием, и ветротлением, и градом вся дела рук, и не обратитеся ко мне, глаголет Господь

Неопровержимыми доводами убеждает их в том, что они поступили правильно, решившись строить божественный храм, – и что они оказываются лучшими, чем были прежде, предавшись старанию об этом. Размыслите, говорит, и вспомните, "кто бысте", к чему и каким образом были вы расположены, прежде чем положить "камень" на камне «в храме Господнем». Ведь тогда, говорит, вы полагали в ларь (разумеется тут род хранилища плодов) едва собиравшиеся с полей и гумна долгими трудами двадцать сат (сата, полагаю, есть мера) ячменя, а оказывалось десять сат ячменя, так как моль, по действию разгневанного Божества, очевидно истребляла плоды и превращала в прах. А если кто шел к точилу7 с намерением почерпнуть пятьдесят мерок и с сосудами (в потребном количестве), то и он приходил потом в изумление, когда находил неожиданное уменьшение меры. Были вы, говорит, поражены и другими бедами – неурожаями, гибельными ветрами, градами, – и все-таки вы были упорны, ибо «не обратистеся ко мне», глаголет Господь.

Что же мы должны узнать отсюда? Ясно, что у нежелающих создать дом Господень, то есть Церковь, или безрассудно медлящих соделать свои души храмом Божиим, даже и приобретенные уже блага обратятся в ничто, а кроме того появится конечно вред и от нечистых духов, бесплодие и град, то есть нашествия тяжелых искушений, повергающих во всякого рода зло, – и божественный гнев найдет на них.

Агг.2:18–19. Подчините же сердца ваша от дне сего, и далее от двадесять четвертого дне девятого месяца, и от дне, в оньже основася храм Господень. Положите в сердцах ваших, аще... познается на гумне, и аще еще виноград, и смоква, и яблонь, и древа масличная не творящая плода, от дне сего благословлю

Посредством искусных речений наперед преподав убеждение в том, что на решившихся быть недеятельными в отношении к божественному храму совершилось некое величайшее нашествие бедствий. Теперь же говорит: из предметов, доставляющих радость, они могут удостовериться в том, что плодом старания своего в благоугодном Ему они будут иметь благоденствие, и что наградой за благочестие к дому Его будет без сомнения полнота всяких благ. Обещает подавать им великое изобилие полевых плодов, так что обилие это будет почти невероятным и на гумнах сверх ожидания появятся скирды, – то же случится и с деревьями в садах: виноград окажется благоплодным, смоковница, гранатовая яблонь и вообще все плоды будут у них в изобилии и цветущем состоянии, даже и оливка в неожиданном излишестве даст им плод свой, благодаря благословению от Бога.

Так и у тех, кои не имеют рвения созидать Церковь, то есть представить себя самим Христу в храм святой, все идет к худшему, они подвергаются искушениям и терпят духовное бесплодие. И наоборот, желающим созидать и возлюбившим подвиги благочестия, несомненно дано будет от Бога пребывание во всяком благополучии, обильное благоплодие духовное, обладание, как бы цветущим различными достоинствами добродетели и как бы изобилующим зрелыми плодами, садом внутреннейшим, так что они уже могут с дерзновением взывать написанное в Песни Песней: «да снидет брат мой в вертоград свой, и да яст плод овощей своих» (Песн. 5:1). Ведь плоды добродетелей и приятность духовного благоплодия служат как бы пищею Богу.

Агг.2:20–22. И бысть слово Господне вторицею ко Аггею пророку, в двадесять четвертый [день] месяца, глаголя: Рцы к Зоровавелю сыну Салафиилеву от колена Иудова, глаголя: Аз потрясу небом и землею, и морем и сушею: и превращу престолы царей, и потреблю силу царей языческих, и превращу колесницы и всадницы, и снидут кони и всадницы их, кийждо во оружии на брата своего

От частных и сподручных деяний пророческое слово всегда почти делает переход к предметам всеобщим и главнейшим. Так, если когда делает упоминание об освобождении кого-либо, то часто переходит к освобождению чрез Христа. Нечто подобное и теперь являет нам слово пророческое, так как к прежде сказанному почитает необходимым присоединить и то, что служит уже тонким предуказанием, как бы в загадке и сени, на тайну Христову. Пророк посылается к Зоровавелю из колена Иудина сказать, что поколеблется небо, земля, также море и суша, – уничтожатся и престолы царей. И премудрый Павел, отдавшись созерцанию предложенного пророчества, выражение «поколеблется», говорит, указывает на то, что будет преложение колеблемого, дабы осталось непоколебимое (Евр. 12:26–27). И чрез Него все стало новым (2Кор. 5:17), очевидно твердым, непоколебимым и постоянным. Итак, замечай благоустроение слова пророческого. Возвестив им удивительное благоплодие и обещав доставлять в изобилии все для их радования и удовольствия, тотчас же присоединил и указание на благоплодное время истины, очевидно на обильное от Бога подаяние духовного благословения. Я поколебал, говорит, поднебесную, когда выводил Израиля из земли Египетской. Но поколеблю и еще, то есть славным и известным для всех жителей земли соделаю его (Израиля), как бы подвергая все потрясению. И низложив престолы царей, уничтожу всю их силу, и как бы у витязей каких, объезжающих всю поднебесную, отниму у них жестоковластие над всеми, воздвигну других витязей и воинов, обнажающих меч против рода своего и братьев своих. Этими словами, кажется, указывает на низверженные могуществом Спасителя нашего лукавые и вражьи силы, начала и власти, над коими восторжествовал крестом Своим и, лишив их жестоковластия над всеми, оказал помощь угнетенным, нам очевидно (1Кор. 15:24; Кол. 2:15). Так и святая и непорочная Дева, когда еще имела Христа в чреве своем, исполнившись святого Духа в душе своей, предвозвестила, сказав так: «низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя» (Лк. 1:52). Итак, низвержены властелины и пали с престолов своих. Впрочем благодеяния пришествия Спасителя нашего не оканчиваются на этом. Но воздвигнут еще некий сонм витязей, мужи воительные, опытные в войне, умеющие предводительствовать и мужественно противостоящие злобе дьявола. Эти же божественные ученики были также и теми, кои обнажали мысленно меч духа, то есть слово тайноводства, живое, действенное и проницательнейшее (Евр. 4:12), – выходили против всякого человека и против рода, и против братьев, не до смерти поражая, но уничтожая в них невежество, – как бы умерщвляя для мира и заставляя умереть для грехов, дабы жили для Бога, возлюбив достославную и непорочную жизнь, очевидно евангельскую. А что из-за любви ко Христу должны были сыны противиться отцам, дочери матерям, братья братьям, можно ли сомневаться в этом, когда Спаситель ясно сказал: «приидох разлучити человека на отца своего, и дщерь на матерь свою: и невесту на свекровь свою: и врази человеку домашнии его» (Мф. 10:35–36). Враги – поскольку держались других мыслей, но вскоре и друзья – в единодушии веры и в единстве духа любви во Христе.

Агг.2:23. В день той, глаголет Господь Вседержитель, прииму тя, Зоровавелю, Салафиилев, рабе мой, глаголет Господь, и положу тя яко печать, понеже тя избрах, глаголет Господь Вседержитель

Не к Зоровавелю во всей своей истинности относилось это слово, но, вернее, оно было к Господу нашему Иисусу Христу, как прекрасно предызображенному в лице Зоровавеля; потому что он был и из колена Иудина, и царь, и вождь освобожденных из плена, и как бы начальник над зиждущими дом Господень. Итак, взяв Тебя, говорит, раба Моего, – то есть явившегося в зраке раба (Флп. 2:7), однако свободного по природе, – в то время, когда Я решу низложить властелинов с престолов и изгнать начальство – «яко печать положу». Печать же Бога и Отца есть Сын, как имеющий всецелое и совершенное подобие с Ним и отражающий в собственной красоте природу Родившего. А в Нем и нас отпечатлевает Бог в подобие Свое: если во Христа преобразуемся, то приобретаем как бы и образ Бога. И так, Сын есть точное отображение Бога и Отца, и Его "избрал", то есть соделал возлюбленным и избранным. Таковым Он исповедал Его при струях Иорданских, говоря: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о немже благоволих» (Мф. 3:17); ибо благоволил Бог и Отец восстановить все (в первоначальном порядке) и возвести к первоначальному состоянию, как и божественный Павел пишет: «возглавити... яже на небесех и яже на земли» во Христе (Еф. 1:10).

* * *

6

Т.е. в ларь, закром.

7

Маслобойня или винодельня, – место, где выжимали масло или виноград.


Комментарии для сайта Cackle