Источник

Изъяснение псалма 123-го.

«Песнь степеней». По возвращении Иудеев из Вавилона, все соседние народы, вознегодовав на освобождение их, общими силами предприняли против них войну, и, собрав варварские народы, совокупно ополчились на них, надеясь истребить и самую их память. Но Бог всяческих снова помог Своим, и поразил всех врагов. Об этом говорят многие из Пророков, Иоиль, Иезекииль, Михей, Захария, и кроме их многие другие. Сие же предвозвещает и блаженный Давид.

Пс.123:1.   Если бы не Господь был с нами, – да скажет Израиль.

Пс.123:2.   Если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди.

«Яко аще не Господь бы был в нас, да речет убо Израиль» : «Яко аще не Господь бы был в нас, внегда востати человеком на ны, убо живых пожерли Быша нас». Не своей силе, говорит Пророк, приписывайте победу; потому что податель ея – Бог. Поэтому ликуя говорите друг другу: если бы не сподобились мы Божией помощи, то, когда собралось против нас столько неприязненных, не удостоились бы и погребения, но, как зверями, были бы пожраны живые.

Пс.123:3.   То живых они поглотили бы нас, когда возгорелась ярость их на нас.

«Внегда прогневатися ярости их на ны». Сим выразил Пророк ненависть и неприязненность соседних народов; потому что скрежетали они зубами, видя освобождение Иудеев.

«Убо вода потопила бы нас».

Пс.123:4.   Воды потопили бы нас, поток прошел бы над душею нашею.

Пс.123:5.   Прошли бы над душею нашею воды бурные.

«Поток прейде душа наша». «Убо прейде душа наша воду непостоянную». Все сие сказано в переносном смысле. Поскольку Пророк сказал: «убо живых пожерли Быша нас»; то показывает чрезмерное множество, которое устремляется подобно потоку, и думает всех покрыть собою. Кстати же употребил изображение потока; потому что, как поток, образуясь в следствие многих дождей, делается сильнейшим, так устремившиеся тогда на Иерусалим собрались из многих и различных народов. Но сокрушены они были праведным судом Божиим. Сие показывает Пророк.

Пс.123:6.   Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их!

«Благословен Господь, иже не даде нас в ловитву зубом их». Пророк дал вместе видеть и лютость их, и Божию помощь; ибо употребил слово: «зубы», показывая их лютость.

Пс.123:7.   Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились.

«Душа наша яко птица избавися от сети ловящих». С признательностию и собственную свою исповедуют немощь, уподобляя себя воробью, и проповедуют Божию силу, показывая крепость врагов; ибо называют их ловцами. Но Пророк указывает и способ спасения.

«Сеть сокрушися и мы избавлени бехом». Не только сподобились спасения, но видим и гибель врагов.

Пс.123:8.   Помощь наша – в имени Господа, сотворившего небо и землю.

«Помощь наша во имя Господа, сотворшаго небо и землю». Посему-то пренебрегаем всякую человеческую силу, имея помощником Творца неба и земли, Котораго и одно именование достаточно нам для спасения.


Источник: Блаженный Феодорит Кирский : [сочинения : пер. с греч.]. - М. : Изд. совет Рус. православ. церкви, 2003-. (Творения святых отцов и учителей церкви). / Т. 2: Изъяснение псалмов. - 2004. - 535 с. ISBN 5-94625-081-7

Комментарии для сайта Cackle