Аннотация Источник

Аннотация АВ

«Изъяснение псалмов» является самым известным экзегетическим сочинением блж. Феодорита Кирского. Оно написано между 441-449 гг. и представляет собой последовательное изложение всех псалмов. Это одно из немногих полных толкований на Псалтирь, написанных в древности.

Блж. Феодорит пишет, что Священное Писание есть абсолютная истина, как слово самого Бога: «возглаголал благодатию Всесвятаго Духа, вместо орудия употребившею язык Пророка» (гл. 59). Он подчеркивает высокое значение Псалтири среди прочих книг Священного Писания. Для него эта книга в первую очередь пророческая.

В предисловии автор говорит, что он давно хотел написать о пророчествах Давида, и ему приходилось читать разные толкования на Псалтирь. Одни были слишком аллегорическими, другие объясняли пророческие места Псалтири как указания на события прошлого, что больше подходит для иудеев, чем для христиан. Он же, напротив, стремится избежать этих крайностей и намеревается изъяснить исторически то, что относится к истории. То, что является пророчеством о Христе, Церкви, Евангелии и апостолах показывает в истинном значении.

Блж. Феодорит пишет о том, что истолкование пророческих писаний должно заключаться в признании, что сообщенное Богом может быть раскрыто только Богом. Экзегет постигает это лишь в той мере и силе, поскольку дарует ему это Господь: «Точное истолкование сей приписки знает один тот, кто употребил оную, и еще разве тот, кто, подобно ему, приял озарение Святого Духа» (Предисловие). Раскрытие ветхозаветных писаний в новозаветных должно служить незыблемым руководством для комментатора, ибо это есть изъяснение Самого Святого Духа.

За буквально-аллегорическим и нравственным смыслом блж. Феодорит указывал еще высший смысл (указания на сокровенные догматы христианского богословия). Например, ближе всего раскрывает историю миротворения псалом 32: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» (Пс.32:6).

Автор предполагает существование двух небес – видимого и высшего: «Ибо видимое небо устроено как некий кров над землею; высшее же небо для видимаго есть то же, что видимое для земли; и потому как называется небом небесе, так именуется и небесами небес» (гл. 18).

По мнению блж. Феодорита, в ветхозаветном откровении уже предсказывается то, что осуществляется в Церкви Христовой. Царь Давид издали усматривал евангельское совершенство, предрекал его (Пс.54:6).

В комментариях сочетается патристическая традиция с личными размышлениями автора, акцентируется внимание на Божественной благодати, милосердии и справедливости, а также на важности покаяния и стремления к святости.

Изъяснение псалма 18-го.

Пс.18:1. Начальнику хора. Псалом Давида.

«В конец, псалом Давиду». От блаженнаго Павла приобретаем мы сведение о трех видах божественных законов. Он сказал, что закон дан был людям без письмени в самом творении и естестве. «Невидимая бо Его, – говорит Апостол, – от создания мира твореньми помышляема, видима суть» (Рим. 1, 20); и еще: «егда бо язы́цы, не имуще закона, естеством законная творят, сии, закона не имуще, сами себе суть закон» (Рим. 2, 14). Великим же Моисеем предан закон в письмени. Ибо Апостол говорит: «преступлений ради закон приложися, вчинен Ангелы рукою ходатая» (Гал. 3, 19). Но Апостолу известен и третий закон, данный после первых, закон благодати. «Закон бо духа жизни свободил мя есть, – говорит он, – от закона греховнаго и смерти» (Рим. 8, 2). И блаженный Давид в настоящем псалме преподает людям согласное с сим учение, и в том же самом порядке. Сперва говорит о законе, который в твари проповедует Создателя, потом о законе, который дан Моисеем и желающим внимать сообщает большее ведение о Создателе, а после сего о законе благодати, который совершенно очищает души и освобождает от настоящаго растления. Посему и «в конец» отсылает нас псалом, предрекая в конце Новый Завет.

Пс.18:2. Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.

«Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь». Видимой только лепоты небес, видимаго их величия, говорит Пророк, достаточно к тому, чтобы проповедать силу Создателя. Если кто видит великое и красивое здание, тот дивится строителю дома, и кто рассматривает хорошо и красиво устроенную ладию, тот представляет в мыслях строившаго судно, и при воззрении на изображение сама собою приходит мысль о живописце; тем паче видимая тварь взирающих на оную руководствует к Создателю. Пророк же упомянул о небе и о тверди, сообразно с учением великаго Моисея; потому что и он сперва сказал о сотворении неба, а потом повествует о создании тверди, которую Бог, как сказано, наименовал также небом (Быт. 1, 8). Никому да не покажется странным именование: «небеса», употребленное во множественном числе. Ибо Писанию обычно употреблять сие именование, иногда в единственном, а иногда во множественном числе. И в единственном числе именует блаженный Давид; ибо говорит: «небо небесе Господеви» (Пс. 113, 24); и еще: «одевающему небо облаки» (Пс. 146, 8). Но он также и в числе множественном говорит: «хвалите Его небеса небес» (Пс. 148, 4). И сие имеет тоже значение, что и выражение: «небо небесе Господеви». Ибо видимое небо устроено как некий кров над землею; высшее же небо для видимаго есть то же, что видимое для земли; и потому как называется небом небесе, так именуется и небесами небес. А мы видим, что и города имеют у нас двоякое именование. Ибо один город называем и Тарсом и Тарсами, одному и тому же городу даем название Фивы и Фив; так древние употребляли название Микены и Микен, зная, что город один, хотя именуется во множественном числе. Сие же сказано мною не без причины, но ради тех, которые покушались насчитывать много небес.

Пс.18:3. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.

«День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум»: потому что установленное преемство дня и ночи указует положенные Создателем пределы, которых не смеет преступить неодушевленная тварь. День и ночь, сообразно с потребностию людей возрастающие и убывающие, друг у друга заимствующие время, и опять друг другу уплачивающие долг, доказывают бодрствующий над ними Промысл. Выражения же: «отрыгает глагол, возвещает разум, поведают славу» не то дают разуметь, что видимыя твари одушевлены; напротив того, видим некое олицетворение, вразумляющее всякаго, как видимым возводиться к невидимому Богу и Ему приносить песнопение.

Пс.18:4. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.

Пс.18:5. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной словa их. Он поставил в них жилище солнцу.

Пс.18:6. и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще.

Пс.18:7. От края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.

«Не суть речи, ниже словеса, ихже не слышатся гласи их».

«Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их». Яснее перевел сие Симмах, сказав: «и ночь ночи возвещает ведение, не речениями и словами, которых гласа не слышно; напротив того, во всю землю изошло вещание их», или, по переводу Акилы: «правило их; потому что, не слова и речения произнося, но показывая правило и собственно чин свой, всю сушу и все море призывают к божественному песнопению».

«В солнце положи селение свое».

«И той яко жених исходяй от чертога своего, возрадуется яко исполин тещи путь».

«От края небесе исход его, и сретение его до края небесе». И это яснее перевели три переводчика, сказав: «солнцу положи селение в них», то есть, в небесах. Так и великий Моисей учил: «и сотвори Бог два светила великая, и положи я на тверди небесней, еже светити на землю». (Быт.1:16–17). То же самое сказал и божественный Давид, что положил солнцу селение на небесах, и катясь по небу, уподобляется оно красотою жениху, с великим благолепием выходящему из чертога, а быстротою – некоему исполину, с великою силою и крепостию совершающему путь.

«И несть иже укрыется теплоты его». Слово: «теплота» Пророк употребил здесь вместо слова: «свет», показывая, что действенность света солнечного больше, нежели действенность света рукотвореннаго; почему и в дали находящиеся могут наслаждаться теплотою солнечною. Тогда как свет рукотворенный не в состоянии производить сего действия на тех, которые не приближаются к нему, солнце, и издали посылая лучи, вместе с светом сообщает и теплоту. И сего достаточно к тому, чтобы показать людям Творца. Однако же Бог дал в помощь и закон, который бы заблуждающихся мог возвращать на путь. Ибо Пророк говорит:

Пс.18:8. Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.

Пс.18:9. Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.

Пс.18:10. Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны.

Пс.18:11. Они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота.

«Закон Господень непорочен, обращаяй души: свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы».

«Оправдания Господня права, веселящая сердце: заповедь Господня светла, просвещающая очи».

«Страх Господень чист, пребываяй в век века. Судьбы Господни истинны, оправданны вкупе».

«Вожделенны паче злата и камене честна многа, и слаждша паче меда и сота». Законом, свидетельством, оправданиями, заповедию, судьбами Пророк называет закон Моисеев. Ибо так именует себя и сам закон, когда говорит: «сия оправдания и суды», какия дал Господь Моисею (Втор. 4, 45), а в другом месте: «сохраняй закон Господа Бога Твоего, и соблюдай заповеди Его» (Втор.7:11). Называется же законом, потому что благоустрояет и в совершенство приводит общественную жизнь; а свидетельством, потому что служит свидетельством на согрешающих, и показывает наказание за преступление; оправданиями же, потому что научает справедливому и запрещает несправедливое, преуспевающих же в добре называет праведными; и заповедию, потому что заповедует и со властию повелевает, что должно делать; судьбами же, потому что указует Божественныя определения и научает, каких благ сподобится сохраняюший закон, и каким наказаниям подвергнется преступающий его. Посему Пророк говорит, что Закон Божий, будучи свободен от всякой укоризны, обращает человеческия души, и соделывает их неукоризненными, а свидетельство, устрашая, умудряет несовершенных и младенцев, возвеселяют же сердце оправдания, указывая причину нашего оправдания; а заповедь просвещает зрение ума, научая, чем благоугождается Бог всяческих, благоговение же и страх Божий, внушая хранение Божиих законов, приводят к наслаждению вечными благами. И справедливо страх Божий наименовал чистым, то есть, не подлежащим порицанию, тогда как страх человеческий порицается, и именуется робостию; судьбы же назвал истинными и оправданными, потому что определяют людям законныя почести и наказания. Посему сказал, что они дороже золота и драгоценных камней и сладостнее меда, но не для всякаго человека, а для того, кто истинно человек, и по жизни, по слову того же Пророка, не уподобляется скотам несмысленным (Пс. 48, 21).

Пс.18:12. И раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.

«Ибо раб Твой хранит я». Какое же от сего приобретение? Скажи яснее.

«Внегда сохранити я, воздаяние много», то есть, решившимся хранить их предлежит самое великое воздаяние. И поскольку сказал о себе, что хранит судьбы Божии, то, приведя себе на мысль человеческую немощь, и размыслив о чрезмерной силе сего изречения, немедленно присовокупил:

Пс.18:13. Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня.

«Грехопадения кто разумеет? от тайных моих очисти мя». Хотя с великим усердием намереваюсь хранить заповеди Божии, но, по естественной немощи, и против воли увлекаюсь во многое, и в ином погрешаю, сам того не ведая, а в ином, препобеждаясь встретившимися обстоятельствами. Хотя избегаю греха на самом деле, но помыслы наполняют меня всякою нечистотою. Посему умоляю Тебя, Который можешь соделать чистым, и взываю к Тебе: «от тайных моих очисти мя».

Пс.18:14. И от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.

Пс.18:15. Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!

«И от чуждих пощади раба Твоего». Не помыслы только окружают меня, но осаждает и полчище демонов. И одни злоумышляют отвне, другие содействуют внутри. Справедливо же назвал их чуждыми, как неприязненных и врагов, совершенно отрекшихся от свойства с нами.

«Аще не обладают мною, тогда непорочен буду, и очищуся от греха велика».

«И будут во благоволение словеса уст моих, и поучение сердца моего предо мною выну». Вожделеваю воспользоваться Твоею помощию, чтобы, избежав их козней, мог я представить Тебе душу чистою от всякой укоризны, и, получив от Тебя прощение за прежния грехопадения, приносить Тебе вечное песнопение, непрестанно поучаясь в словесах Твоих. А сим предвозвещает новый завет, благодать крещения и дар Всесвятаго Духа, с которым верующие приемлют оставление прежних грехопадений, и имея в нем достаточную помощь на последующее время, преодолевают востающия страсти и злокозненных лукавых духов. Пророк присовокупляет к сему: «Господи, помощниче мой и избавителю мой». Кстати приложив к псалму сие заключение, призвал Господа, как Творца и Создателя, и Избавителя, как возрождением всесвятаго крещения освобождающаго от прежняго растления, избавляющаго от рабства демонскаго, дарующаго нетление и безсмертие. Псалом объемлет в себе то и другое, и начало его учит о создании и промысле, средина – о законе, а окончание – о благодати. Ибо говорит: «грехопадения кто разумеет?» и: «от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба твоего», и: «Господи, помощниче мой и избавителю мой». Податель же сих благ есть Новый Завет.


Источник: Блаженный Феодорит Кирский : [Сочинения : пер. с греч. : В 2-х том.]. - Москва : Изд. совет Рус. православ. церкви, 2003-. (Творения святых отцов и учителей церкви). / Т. 2: Изъяснение псалмов. - 2004. - 535 с.

Комментарии для сайта Cackle