блаженный Феодорит Кирский

Глава 4

Мих.4:1. И будет в последняя дни явлена гора Господня, уготована над верхи гор, и вознесется выше холмов, и потщатся к ней людие,

Мих.4:2. И приидут язы́цы мнози, и рекут: приидите взыдем на гору Господню, и в дом Бога Иаковля: и покажут нам путь Его, и поидем по стезям Его, яко от Сиона изыдет закон, и слово Господне из Иерусалима,

Мих.4:3. И разсудит среде людей многих, и изобличит языки крепки даже до земли далния:

Ибо евангельская и божественная проповедь пронеслась до крайних пределов земли, по предречению Господа, заключающемуся в священном Евангелии. Господь сказал: «проповестся сие евангелие всем языком во свидетельство им» (Мф. 24:14). И святым Апостолам повелел Он: «шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам» (Мф. 28:19–20). Сей евангельский закон, и сие апостольское слово, начавшись от Иерусалима как бы от некоего источника, протекли целую вселенную, принося орошение приступающим с верою. Можно же видеть и дома Божии, среди городов, селений, полей, в местах самых отдаленных, отличающиеся величием и красотою, так что они значительнее и виднее самых возвышенных гор. Если же кому угодно будет под холмами и горами разуметь бывшие на них древле капища губительных демонов; то найдет, что пророческое слово и в этом согласно с истиною; потому что капища сии до основания разорены и совершенно уничтожены, а Божии храмы и множеством и красотою уподобляются звездам небесным. Но Иудеи не хотят разуметь сего так, утверждают же, что это есть предречение о возвращении из Вавилона. И ни мало не удивительно, что они понимают так по своей малосмысленности; ибо согласно с прочими их недоразумениями и это ложное понятие о пророчестве. Но что некоторые из учителей благочестия толкование сие внесли в писания свои, то, по моему мнению, нестерпимо и не заслуживает никакого извинения. Ибо какие народы, и близкие и дальние, по возвращении из Вавилона, стеклись в храм Иудеев, с радостью приняв закон их и возлюбив исшедшее оттуда слово? Среди каких народов, или «людей многих» рассудило слово сие, обличая, что сделано ими худого. И непосредственно за сим присовокупленное у Пророка изобличает лживость сего толкования. Ибо, по возвращении из Вавилона (как согласятся и понимающие место сие о возвращении), на Иудеев ополчились со многими народами Гог и Магог, не преставали вести с ними войну все соседи, с одной стороны Идумеи, Аммонитяне, Моавитяне, с другой Филистимляне и Самаритяне, а по прошествии не многого времени постигли их бедствия от Македонян, описанные в книгах Маккавейских. Пророческое же слово обещает здесь глубокий мир.

и раскуют мечи своя на рала, и сулицы своя на серпы, и не к тому созмет язык на языке меча, и не научатся к сему воевати.

Мих.4:4. И почиет кийждо под лозою своею, и кийждо под смоковницею своею, и не будет устрашающаго,

И доказывая нелживость изрекаемого, объявляет Пророк слушателям, сколько достоин вероятия Изрекший.

зане уста Господа Вседержителя глаголаша сия.

Тогда, тогда именно:

Мих.4:5. вси людие пойдут кийждо в путь свой, а мы пойдем во имя Господа Бога нашего в век, и далечае.

О том, что сие не может быть прилагаемо к Иудеям, свидетельствуют самые события, потому что Иудеи, изгнанные из Иерусалима, стали в целой вселенной пришельцами, блуждающими скитальцами, и не имеют возможности совершать Богослужение по закону. Пророческое же слово обещает, что уверовавшие «во имя Господа» пойдут «во век, и далечае». А что в пророчестве означается время по пришествии Господнем, о сем, едва не живым гласом вещая, дают такое свидетельство события. Ибо прежде римского царства частые были у народов восстания друг против друга, так как у каждого народа было свое отдельное царство. Когда же вся власть перешла к Римлянам, и отдельные у каждого народа царства с пришествием Спасителя уничтожились; тогда настал во вселенной глубокий мир, так что уже не ополчаются народы друг на друга, но, по причине дарованного свыше мира, воинские орудия превращают в земледельческие, и, занимаясь земледелием, небоязненно наслаждаются благами оного, а равно, как живущие в мире, занимаются и всякими и другими промыслами, одни упражняются в искусствах всякого рода, другие избрали торговлю и мореплавание, иные же, стремясь к совершенству, земным выгодам предпочли путь божественный и благоугождение Владыке, и за сие наследуют жизнь вечную. Пророк присовокупляет к сему:

Мих.4:6–7. В той день и в то время соберу сокрушенную, и отриновенную прииму, и ихже отринух, и положу сокрушенную во останок, и отриновенную в язык крепок,

И ясно показывая, что говорит сие не об Иудеях, прибавил:

и воцарится Господь над ними в горе Сионе от ныне и до века.

Посему, если царство Иудейское пребывает в Сионе, и Иудеи пользуются вечным н непрестанным промышлением о них Бога всяческих, то в праве к, как сами Иудеи прилагать к себе пророчество, так и те, которые понимают оное одинаково с Иудеями, быть в согласии с ними. Если же царство иудейское давно кончилось, и Иудеи, живя в дали от Иерусалима, находятся в рабстве, и явно лишены Божия о них попечения; то пусть, и Иудеи не суесловят, и учители Церкви станут на стороне истины. Ибо «сокрушенною» и «отриновенною» Пророк нарицает души служащие благочестию, ради которых единородное Божие Слово вочеловечившись «на земли явися, и с человеки поживе» (Вар. 3, 38). И свидетель сему Сам Господь, Который говорит Иудеям: «не требуют здравии врача, но болящии» (Мф. 9, 19); и: «не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние» (Мк. 2:17). Почему, во едино собирая и мытаря, и блудницу, и разбойника, и подобных им, и нравы их пременяя на лучшее, Господь явил миру святую Церковь, царствуя над ними «от ныне и до века». Так Пророк, предвозвестив о Церкви из язычников, возвращается к обличительному слову на Иерусалим.

Мих.4:8. И ты столпе паствы мгляный, дщи Сионя, к тебе приидет, и внидет власть первая царство из Вавилона.

Так иносказательно именует Иерусалим и блаженный Исаия, вернее же сказать, его устами Сам Бог всяческих. Ибо сказав: «насадих лозу избранну, и предточалие ископах в нем», присовокупил: «и создах столп посреде его» (Ис.5:2), столпом называя храм, из которого, по-видимому, охранял виноград. Сей-то столп блаженный Михей называет «мгляным» за нечестие Иерусалимлян; потому что, возмутив чистоту жития по закону, как некую мглу привил собственное свое нечестие. Пророк угрожает им воинством Вавилонян; потому что Навуходоносор, едва только пряв скипетр, ополчился на них в третий год царствования Иоакима. Почему Вавилонское царство назвал Пророк «властию первою», так как Навуходоносор вскоре по восшествии своем на царство вступил в поход. Потом, как бы посмеиваясь, Пророк вопрошает:

Мих.4:9. И ныне вскую познала еси зло? не бе ли тебе царя? или совет твой погибе, яко обыдоша тя болезни, аки раждающия?

От чего, говорит Бог Иерусалиму, испытал ты бедствия сии; были у тебя советники, способные найти, что было нужно; для того испросил ты себе и царя, чтобы подвергался опасностям, за тебя в бранях, и ты немедленно получил его; потому что исполнил Я прошение твое. Поэтому дознай, что немалой не принесут тебе пользы и советники, и благоразумие советников, и царская защита.

Мих.4:10. Болезнуй и мужайся, и приближайся дщи Сионя, яко раждающая:

Подобно рождающей жене терпи болезни рождения, и также как она, видя угрожающие страдания, уязвляйся скорбью.

зане ныне изыдеши из града, и вселишися на поли, и дойдеши Вавилона: оттуду измет тя, и оттуду избавит тя Господь Бог твой от руки враг твоих.

Не жди теперь избавления от угрожающих тебе зол; потому что должно тебе быть изгнанною из сего города, и когда поведут тебя, где случится, будешь иметь на пути пристанище, и долгое время станешь жить в Вавилоне, и уже после этого получишь свободу, и возвратишься на родину. Так, предвозвестив Иудеям пленение и возвращение, Пророк начинает предречение о народах скифских, которые ополчились на Иудеев по возвращении их.

Мих.4:11–12. И ныне собрашася на тя язы́цы мнози, глаголющии: порадуемся, и воззрят на Сион очи наши. Сии же не разумеша помышления Господня, и не домыслишася совета Его, яко собра их, яко снопы гуменныя.

Бог собирает не принуждая и не приневоливая, но снисходя на желание и давая место свободе. Это, показали мы, объясняя и других Пророков.

Мих.4:13. Востани, и измлати их дщи Сионя, яко роги твои положу железны, и пазнокти твоя положу медяны, и истончиши людие многи, и возложиши Господеви множество их, и крепость их Господеви всея земли.

Пользуясь Моим о тебе промышлением и действуя от Меня сообщаемою тебе силою, как бы железными некими рогами и медными пазногтями, совершенно уничтожишь всех их и предашь конечной гибели, Мне военную победу над оными, и открыто исповедуя, что Я даровал тебе оную.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. - Ч. 4. / М.: Тип. В. Готье. 1857. – 452 с. / Толкование на пророка Михея. 413-452 с.

Комментарии для сайта Cackle