блаженный Феодорит Кирский

Толкование на сто пятьдесят псалмов

Изъяснение псалма 35-го.

Пс.35:1. Начальнику хора. Раба Господня Давида.

«В конец отроку Господню Давиду». Божественный Давид, имев в руках Саула, не только сам не умерщвлял его, но и воспрещал это покушавшимся умертвить; с наступлением же дня, взошедши на одну высоту, выговаривал Саулу и обличал в несправедливой неприязни, давая знать, что, ночью нашедши его спящим, не убил как врага, но спас как благодетеля, при чем показывал край одежды, и сосуд для воды, и копье, взятые им в доказательство истины сих слов. Саул отвечал на это словами, которыя прикрашены были благоволением и облечены в вид приязни; к словам же сим присоединил и клятвы, притворяясь раскаявающимся. В сие-то время блаженный Давид изрек псалом сей, осуждая живущих порочно, и возвещая на все простирающийся Божий Промысл. Привнес же в слова свои и богословие и пророчество, почему надписание и отсылает читателя к концу.

Пс.35:2. Нечестие беззаконного говорит в сердце моем: нет страха Божия пред глазами его.

«Глаголет пребеззаконный согрешати в себе». Воспитанный в пороке, говорит Давид, думает в себе, что никто не видит сокровенных совещаний души его. Ибо слово: "глаголет" употребил вместо слов: «думает и предполагает».

«Несть страха Божия пред очима его». А причиною такого в нем безчувстия то, что не боится все назирающаго Владыки.

Пс.35:3. Ибо он льстит себе в глазах своих, будто отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его.

«Яко ульсти пред ним обрести беззаконие свое, и возненавидети». По своему же собственному изволению пребывает он в сем неведении; потому что не хочет пересмотреть сделаннаго и возненавидеть, что сделано худо.

Пс.35:4. Слова уст его – неправда и лукавство; не хочет он вразумиться, чтобы делать добро.

Пс.35:5. На ложе своем замышляет беззаконие, становится на путь недобрый, не гнушается злом.

«Глаголы уст его беззаконие и лесть: не восхоте разумети, еже ублажити».

«Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути неблагу, о злобе же не негодова». В словах, какия употребляет он, нет истины, соплетены же они лестию. Не хочет знать, что́ прилично; ночью слагает лукавые умыслы на ближняго, и днем приводит в исполнение свои умыслы. Причиною сего то, что не гнушается лукавством, и вовсе не отвращается от разных родов онаго. Ибо слова: «о злобе не негодова» Пророк употребил вместо сего: «не возгнушался»; потому что и идолов божественное Писание называет достойными то омерзения, то ненависти (Втор. 7, 26). Акила перевел сие: «не отринул», а Феодотион: «не отверг».

Пс.35:6. Господи! милость Твоя до небес, истина Твоя до облаков!

Пс.35:7. Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои – бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи!

«Господи, на небеси милость Твоя, и истина Твоя до облак»:

«Правда Твоя яко горы Божия». Они замышляют делать подобныя дела, как будто никто не надзирает над ними, а у Тебя, Владыка, и милость безмерна, и истина не изследима, и правда уподобляется высочайшим горам. Истина Твоя достигает и до человеков посредством Пророков, как бы посредством облаков, подавая им спасительный дождь.

«Судьбы Твоя бездна многа». Но почему долготерпишь, имея столько истины и правды, сего не знаю. Суды Твои уподобляются необозримости бездны. Как ея глубина недостижима человеческому взору, так неизследимо разумение судов Твоих.

«Человеки и скоты спасеши, Господи». Что же сему причиною?

Пс.35:8. Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны.

«Яко умножил еси милость Твою, Боже». Человеколюбие Твое простирается и на скотов; не человеков только питаешь, но и сотворенных ради человека, и чрез них благодетельствуя людям.

«Сынове же человечестии в крове крилу Твоею надеятися имут». Слово сие заключает в себе предречение о перемене, произшедшей по вочеловечении Спасителя нашего. Ибо Пророк не сказал: «надеялись», но: «надеятися имут».

Пс.35:9. Насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их.

«Упиются от тука дому Твоего, и потоком сладости Твоея напоиши я». К Тебе прибегнет естество человеческое, узрев в дому Твоем возрастающее обилие благ. Подразумевает же в этом Пророк не только струи Божественнаго учения, но и вкушение таинственной Снеди. А подаяние стольких благ уподобил потоку, во-первых, потому, что не было дано сего людям в начале; а еще и потому, что приглашает всех человеков приидти и пить, не как из реки, непрестанно текущей, но как из потока, лиющагося временно. Ибо неприступающие в настоящей жизни, по переселении отсюда не вкусят уже священных вод. И показывая, что, хотя обилие благ по естеству вечно, однако же делается потоком, по домостроительству, кстати присовокупил:

Пс.35:10. Ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет.

«Яко у тебе источник живота». Здесь ясно открывает нам Пророк тайну святыя Троицы, потому что источником жизни наименовал Единородное Божие Слово. Так и Сам Единородный называет Себя чрез Пророка Иеремию: «Мене оставиша Источника воды живы», пошли, «и ископаша себе кладенцы сокрушенныя, иже не возмогут воды содержати» (Иер. 2, 13). Посему Пророк сказует, что сей источник у Отца, согласно с евангельским учением, сказующим: «Аз во Отце, и Отец во Мне есть» (Ин. 14, 10).

«Во свете Твоем узрим свет», потому что, просвещаемые только всесвятым Духом, усматриваем мы лучи Твоего Единороднаго. Сказано: «никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым» (1Кор. 12, 3); и: «нам Бог открыл есть Духом Своим» (1Кор. 2, 10).

Пс.35:11. Продли милость Твою к знающим Тебя и правду Твою к правым сердцем.

«Пробави милость Твою ведущим Тя и правду Твою правым сердцем». Причастниками кроткой и праведной Твоей попечительности соделывай всегда сподобившихся Боговедения и избравших дела благия. Ибо Пророк то и другое сказал об одних и тех же, сделал же разделение по особенному свойству языка. И не иных разумея под ведущими Бога, а иных под правыми сердцем, одним просил милости, а другим правды; но определив, что совершенная добродетель есть хранение истинных догматов и совершение благих дел, приобретшим оную обещает и милость и правду.

Пс.35:12. Да не наступит на меня нога гордыни, и рука грешника да не изгонит меня.

Пс.35:13. Там пали делающие беззаконие, низринуты и не могут встать.

«Да не приидет мне нога гордыни, и рука грешнича да не подвижит мене».

«Тамо падоша вси делающии беззаконие, изриновени Быша, и не возмогут стати». Сие: «тамо падоша вси делающии беззаконие», Симмах перевел так: «где падают делающие беззаконие, там останутся поверженными, и не возмогут востать». Пророк же просит хранить меры естества, и, по наветам беззаконных, не совращаться с праваго пути, потому что знает конец пути противоположнаго. Те, говорит он, которые напали на сей последний путь, не возмогут уже востать и вступить на другой путь. С сим сходно сказанное в псалме шестом: «яко несть в смерти поминаяй Тебе, во аде же кто исповестся Тебе?» (Пс. 6:6).



Источник: Псалтирь с объяснением каждого стиха блаженного Феодорита, епископа Кирского

Комментарии для сайта Cackle