блаженный Феодорит Кирский

Изъяснение псалма 47-го.

Пс.47:1. Песнь. Псалом. Сынов Кореевых.

«Псалом песни сынов Кореовых, вторыя субботы». И сей псалом также предвозвещает ту же победу и крепость града Божия.

Пс.47:2. Велик Господь и всехвален во граде Бога нашего, на святой горе Его.

«Велий Господь и хвален зело во граде Бога нашего, в горе святей Его». И прежде говорили уже мы, что божественное Писание весьма часто называет градом не здания, но общество. Так и теперь говорит Пророк, что Господь всяческих явил Себя великим в том, что совершено Им для града Его, который высота догматов соделала славным и как бы стоящим на высокой и великой горе. Ибо Владыка говорит: «не может град укрытися верху горы стоя» (Мф.5:14).

Пс.47:3. Прекрасная возвышенность, радость всей земли гора Сион; на северной стороне ее город великого Царя.

«Благокоренным радованием всея земли». Сей же град, говорит Пророк, прочно, прекрасно и незыблемо создал Бог на веселие всей земли, потому что, как сказал божественный Апостол, наздал его «на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу» (Еф.2:20). И сам Господь изрек блаженному Петру: «и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф.16:18). Посему «благокоренный» значит: «незыблемо основанный», так что пребудет неподвижным и непоколебимым.

«Горы Сионския, ребра северова: град Царя великаго». И окружил его горами, чтобы не терпел вреда от северных ветров. Ибо сказано: «от лица севера возгорятся злая на всех обитающих на земли» (Иер. 1, 14), – и еще: «севера отжену от вас» (Иоил. 2, 20). Именование: «Сион» божественный Апостол употребил о духовном граде; ибо говорит: «приступисте к Сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному» (Евр. 12:22). А горами, которыя отражают северный ветр и сохраняют град невредимым, справедливо иный назовет Апостолов и Пророков, и их учения, а сверх того Ангелов, приставленных к верующим. Ибо сказано: «ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их» (Пс. 33, 8).

Пс.47:4. Бог в жилищах его ведом, как заступник.

«Бог в тяжестех13 Его знаемь есть, егда заступает и». На всей земле и на море Церковь одна, почему и в молитве говорим: «о святой и единой, вселенской и апостольской Церкви от пределов и до пределов вселенной». Но и разделяется она также по городам, селениям и весям, которыя пророческое слово наименовало «тяжестями». Как всякий город имеет внутри себя много отдельных домов, однако же именуется одним городом, так и церкви тьмочисленны и даже безчисленны и на островах и на твердой земле, но все вместе, соединяемыя согласием истинных догматов, составляют одну Церковь, – и в них-то, сказал Пророк, является Бог всяческих подающим помощь Свою. «Бог в тяжестех Его знаемь есть, егда заступает и». Потом предсказывает будущия востания на Церковь и обращение врагов.

Пс.47:5. Ибо вот, сошлись цари и прошли все мимо.

Пс.47:6. Увидели и изумились, смутились и обратились в бегство.

«Яко се, царие земстии собрашася, снидошася вкупе».

«Тии видевше тако, удивишася». Собрались, как уготовившиеся на брань, но, увидев непреоборимость воюемой ими Церкви, изумились. "Смятошася, – сказано, – подвигошася».

Пс.47:7. Страх объял их там и мука, как у женщин в родах.

Пс.47:8. Восточным ветром Ты сокрушил Фарсийские корабли.

«Трепет прият я тамо, болезни яко раждающия».

«Духом бурным сокрушиши корабли фарсийския». Видев несокрушимыя основания Церкви и дознав нелживость проречения, говорит Пророк, пришли они в страх и трепет, подобно тем, которые, совершая путь по хребту морскому, обуреваются волнами и ожидают себе конечной погибели. А потому, прекратив брань и нападения, сами проповедуют силу воюемой ими Церкви и взывают:

Пс.47:9. Как слышали мы, так и увидели во граде Господа сил, во граде Бога нашего: Бог утвердит его на веки.

«Якоже слышахом, тако и видехом во граде Господа сил, во граде Бога нашего». Не хотев принять сих предречений о Церкви, из самих событий увидели мы их истинность.

«Бог основа и в век». Ибо Его это слово: «на сем камени созижду Церковь, и врата адова не одолеют ей» (Мф.16:18). Так изобразив обращение врагов, пророческое слово предсказывает потом, в каких словах улучившие спасение будут песнословить Благодетеля.

Пс.47:10. Мы размышляли, Боже, о благости Твоей посреди храма Твоего.

«Прияхом, Боже, милость Твою посреде людей Твоих». Ожидаем, говорит Пророк, сей помощи Твоей, Владыка, зная нелживость обетований Твоих. Ибо Сам Ты сказал: «с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф.28:20).

Пс.47:11. Как имя Твое, Боже, так и хвала Твоя до концов земли; десница Твоя полна правды.

«По имени Твоему, Боже, тако и хвала Твоя на концах земли». Лжеименные боги не имеют силы, соответственной именованию, потому что они – не то, чем называются. Твоему же имени, Владыка, сопутствуют дела, проповедующия истинность именования. Почему справедливо Тебе целою вселенною возносится песнопение. Как всех Ты Бог, так всеми песнословится имя Твое.

«Правды исполнь десница Твоя». Ибо правдивый произнесши приговор, разсыпал Ты воставших на нас врагов.

Пс.47:12. Да веселится гора Сион, [и] да радуются дщери Иудейские ради судов Твоих, [Господи].

«Да возвеселится гора Сионская, и да возрадуются дщери Иудейския, судеб ради Твоих, Господи». Горою Сионскою Пророк назвал тех, которым вверена высота богословия, а дщерями иудейскими – церкви во вселенной, как основанныя Апостолами, которые вели род свой от Иудеев. Повелевает же Пророк и проповедующим, и внемлющим проповеди, возвеселиться и возрадоваться ради праведных судов Божиих, по которым соделал Господь спасение вселенной.

Пс.47:13. Пойдите вокруг Сиона и обойдите его, пересчитайте башни его.

Пс.47:14. Обратите сердце ваше к укреплениям его, рассмотрите домы его, чтобы пересказать грядущему роду.

«Обыдите Сион и обымите его, поведите в столпех его»:

«Положите сердца ваша в силу его, и разделите домы его». Сионом называет опять Пророк собрание благочестивых, то есть, Церковь во вселенной; столпами же ея – достигших высоты добродетели и на земле подражающих житию ангельскому, тех, которые, подобно столпам, окружают и охраняют Церковь, и домами, как говорили мы уже прежде, именует отдельныя Церкви в городах, селениях и весях, ибо называет Церковь и единою, и многими. Посему пророческое слово, или благодать всесвятаго Духа, повелевает тем, кому вверена спасительная проповедь, переходить с места на место, всюду поспешать, подкреплять столпы учением, утверждать и прочия силы, а сверх того разделять попечение о церквах, – о чем говорили мы уже в сорок пятом псалме. Ибо сие же повелевает и здесь: «разделите домы его», чтобы одному промышлять об одной, а другому о другой церкви, и каждой иметь приставленнаго делателя, прилагающаго о ней надлежащее попечение. И Пророк дает повеление, чтобы не раз или два, но во всяком роде, совершалось сие; почему и присовокупил: «яко да повесте в роде инем».

Пс.47:15. Ибо сей Бог есть Бог наш на веки и веки: Он будет вождем нашим до самой смерти.

«Яко Той есть Бог наш во век и в век века: Той упасет нас во веки». Ибо надобно, чтобы каждый род передавал следующему за ним роду, что мы прияли от рода предшествовавшаго, и таким образом спасительная проповедь переходила во все роды, и все люди знали, что Он есть Бог и Господь наш, Пастырь добрый и вечный. поелику Пророк сказал: «разделите домы его», и поручил им пастырство, то необходимо дал сим знать, что один есть Пастырь добрый, положивший душу Свою за овец, пастырствующий во век, пасущий не овец только, но и так именуемых пастырей овец.

* * *

13

«В тяжестех» по греч. ἐν ταις βάρεσιν – в домах, или чертогах.



Источник: Псалтирь с объяснением каждого стиха блаженного Феодорита, епископа Кирского

Комментарии для сайта Cackle